Совместно-последовательная деятельность
Совместно-последовательная деятельность как форма коллективного творчества учащихся встречается довольно редко. Это можно объяснить, с одной стороны, сложностью организации совместного труда, процесс которого напоминает работу производственного конвейера; с другой стороны, мнением, которое существует среди учителей изобразительного искусства, что этот вид совместной деятельности вообще исключает творчество. Действительно, совместно-последовательная деятельность предполагает последовательное выполнение учениками определенной технологической операции, когда результат работы одного ученика становится предметом деятельности другого. Нельзя отрицать, что монотонный труд, предполагающий механическое исполнение отдельной технологической операции, исключает творческий подход. Но на уроке изобразительного искусства не воссоздается промышленный конвейер, а предлагается игра, по условиям которой каждый ученик уподобляется мастеру, играет роль художника-мастера, работающего на линии конвейера художественного производства. Условия игры не сковывают воображение детей, а ее процесс, дающий возможность не только поработать на воображаемом конвейере, но и пережить чувство ответственности за собственный взнос и за качество конечного результата, имеет огромное воспитательное значение. Процесс выполнения изделия на классном конвейере отличается от работы производственного конвейера еще и тем, что учащиеся в отличие от рабочих-сборщиков сами выполняют детали, части собираемого на конвейере изделия. Поэтому совместно-последовательная деятельность на уроке представляет собой два основных этапа:
1) индивидуальная работа ученика над элементом, частью общего изделия; 2) последовательная работа на конвейере, связанная со сборкой, определенной технологической операцией последовательного монтажа коллективного изделия. Если рассматривать деятельность каждого ученика, работающего на конвейере, то можно отметить, что на некоторых этапах есть возможность проявить творческий подход в процессе индивидуальной деятельности, например, при выполнении узоров на крыльях и хвостах птиц или декора сарафанов и платков кукол для композиции «Веселый хоровод». Для того чтобы все учащиеся могли проявить собственный творческий потенциал в ходе совместно-последовательной деятельности, можно позволить переход учащихся с одного рабочего места на другое. Так, когда будет выполнено достаточное количество заготовок основы изделия, учащиеся, работающие на первых, наименее творческих этапах хода конвейера, могут перейти на другие, в том числе на последний этап составления коллективной композиции. Как правило, конвейер «включается» в том случае, если на уроке перед учащимися встает задача: за короткий срок выполнить большое количество одинаковых изделий, например, пригласительные билеты, поздравительные открытки, декоративное убранство зала, сцены, елочные украшения и т.п. Из тематики приведенных примеров видно, что совместная деятельность учащихся, организованная по принципу конвейера, всегда имеет практический, общественно значимый результат. К тому же производительность художественного труда учащихся гораздо выше, когда они работают «на конвейере». На практике был проведен эксперимент, в котором приняли участие ученики одного класса. Им была предоставлена возможность выбора формы работы: индивидуальная и совместно-последовательная (по принципу конвейера). Класс разделился на две большие группы: первая — учащиеся, работающие индивидуально, вторая — учащиеся, выполняющие задание.
Большую роль в организации совместно-последовательной деятельности играет подготовительный период. Учитель тщательно продумывает каждый этап работы «классного конвейера», которым становится ряд парт. Каждый этап коллективной деятельности обусловлен выполнением нового элемента или технологией его изготовления. Чтобы работа конвейера спорилась, ее объем, сложность технологии исполнения на каждом этапе должны быть равнозначными по трудоемкости и количеству времени, необходимому для выполнения технологической операции. Методика организации работы по принципу конвейера показана на примере выполнения мобиля «Стая птиц» (рис. 26), сувенирных кукол (рис. 27), эскиза лоскутного ситцевого одеяла, (рис. 35). К совместно-последовательной форме можно отнести изобразительную деятельность учащихся, организованную по принципу эстафеты. Итогом совместной деятельности, организованной по этому принципу, может оказаться декоративное панно, по композиции ничем не отличающееся от коллективной работы, выполненной в ходе совместно-индивидуальной деятельности (рис. 4,5). Но принципиально отличается сам процесс создания коллективной работы. Во время «изобразительной эстафеты» ученики поочередно подходят к общему листу и выполняют элементы совместной композиции, дополняя изображение, которое уже сделано предыдущими учениками. В качестве эстафетной палочки на уроке изобразительного искусства может быть палитра с красками и кисть, а если работа выполняется в технике аппликации, то роль эстафетной палочки может сыграть тюбик с клеем. Организовать совместную деятельность по принципу эстафеты легче, чем работу конвейера, но у изобразительной эстафеты есть один существенный недостаток. Наиболее остро он проявляется в том случае, когда изобразительная эстафета предполагает поочередную работу учеников непосредственно на общем фоне, поле листа коллективной композиции, например, выполнение кистью какого-либо ее фрагмента. На общем листе могут рисовать одновременно не более двух-трех человек, поэтому остальные томятся в ожидании своего выхода к коллективной композиции. Чтобы сократить время ожидания выхода к доске, можно разбить класс на три группы и вести параллельно три коллективных композиции, т.е. предоставить лист для каждого классного ряда. В таком случае возникает ситуация соревнования больших групп за качество художественного содержания и формы коллективной композиции, что действительно отвечает образному названию этого принципа организации коллективной работы — «эстафета».
Совместно-взаимодействующая форма является наиболее сложной в организации коллективной деятельности детей. Сложность заключается в том, что эта форма организации предполагает или одновременную совместную работу всех участников коллективного творчества (работа на одном листе, плоскости), или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности. Эту форму часто называют формой сотрудничества или сотворчества. Сотрудничество как форма организации коллективной деятельности на уроке требует от учителя изобразительного искусства определенных организаторских способностей, а от учеников — умения общаться в процессе восприятия и в практической деятельности. Процесс широкого сотрудничества учащихся на уроке изобразительного искусства организовать очень сложно, поэтому данная форма наиболее приемлема для уроков изобразительного искусства в старших классах, на внеклассных занятиях изобразительным или декоративно-прикладным искусством, где возможна коллективная работа в небольших группах учеников. Но, несмотря на сложность организации взаимодействия в процессе коллективной изобразительной деятельности на уроке, именно эта форма привлекает учителя изобразительного искусства и дает широкие возможности для педагогического творчества. Одним из наиболее популярных направлений в поиске методики организации процесса сотрудничества является деление класса на группы, малые и большие, которые ведут работу над частью коллективной композиции. Каждый участник совместной деятельности имеет представление об общей композиции, колорите и размере составляющих ее частей, так как она является результатом коллективного творческого мышления и планирования. Художественное сотворчество учащихся класса начинается с разработки идеи, эскиза общей композиции и заканчивается ее составлением из частей, фрагментов и обобщением.
Такая форма коллективной деятельности требует от каждого ученика определенного опыта общения: умения сотрудничать, уважать чужую инициативу, защищать собственные идеи в процессе согласования вопросов содержания и формы, использования материалов и техники исполнения композиции. В коллективной работе, организованной в форме сотрудничества, у учащихся совершенствуются опыт общения, умения сотрудничать, координировать свою деятельность и объективно оценивать результаты коллективного творчества. Практика дает различные варианты организации взаимодействия детей. В основном это организация работы в группах, малых и больших — одни рисуют на плоскости общей композиции, другие выполняют части или элементы данной композиции. В младших классах наиболее распространена самая простая по организации форма совместно-взаимодействующей деятельности учащихся — работа в паре, это могут быть соседи по парте (наименьшая группа сотрудников), постепенно в групповую деятельность может быть вовлечено большее количество учащихся: от пяти человек до половины класса (работа может вестись по классным рядам). В зависимости от тематики коллективной композиции группы называют бригадами, артелями, цехами. Деление класса на группы, объединяющие разное количество учащихся, оправдано тем, что части, компоненты коллективной композиции различаются между собой сложностью конструкции и декора, а это приводит к неодинаковой затрате времени. Например, в работе над коллективным панно «Наш город», где предполагается изображение зданий, различных по назначению, конструкции и декору, рекомендуется организовывать работу по группам от двух до четырех человек. Используя эту методику, можно выполнить фризовые коллективные композиции «Красна улица домами», «Веселый поезд», коллективный эскиз магазина «Все для дома», «Сказочный город», макеты города или игровой площадки. Сама методика организации процесса коллективной деятельности совместно-взаимодействующей формы отличается от совместно-индивидуальной работы. Во-первых, тем, что исходная композиция не задается учителем, а сочиняется коллективом учащихся, т.е. уже на первом этапе создания коллективного панно имеет место творческое взаимодействие детей, сотворчество. Во-вторых, выполняя фрагмент коллективной композиции, учащиеся объединяются в малые группы, в которых происходит непосредственное взаимодействие в ходе работы. Поэтому коллективное творчество учащихся в совместно-взаимодействующей деятельности не сводится лишь к решению проблем итоговой композиции, как в совместно-индивидуальной деятельности.
Таким образом, основными этапами совместно-взаимодействующей деятельности по принципу мозаики являются следующие: — совместное составление эскиза коллективной композиции, разработка ее колористического решения, выбор материала и технологии выполнения коллективной работы; — выполнение картона эскиза, расчленение его на составные части и организация групп учащихся для создания фрагментов композиции; — выполнение частей композиции в материале индивидуально или в малых группах; — монтаж коллективной композиции, ее анализ, обобщение и эстетическая оценка. По этой методике организована коллективная работа над панно «Весна», над эскизом декораций к спектаклю «Кот в сапогах», а также можно создать следующие коллективные декоративные композиции: «Древо жизни», «Мать Земля» и др. Совместно-взаимодействующая форма является наиболее эффективной в организации деятельности коллектива над кукольным спектаклем, так как здесь можно организовать работу разных творческих групп, объединенных единой художественно-творческой целью. Методика в детском саду Коллективные работы создаются детьми (начиная с младшего возраста) по рисованию, лепке, аппликации, по одному виду или двум-трем. видам на одном занятии (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд). В основном коллективные работы проводятся с детьми одного возраста. Желательно периодически проводить их с детьми разного возраста, когда старшие дети выполняют основное задание, а младшие помогают им наклеивать крупные части, дорисовывать (траву, цветы и пр.). Такие работы можно использовать для оформления зала к празднику, группы малышей. Легче организовать детей для выполнения коллективной работы в лепке, аппликации, сложнее в рисовании, но в практике найдены разнообразные формы организации, которые помогают решить задачи в разных видах деятельности. Формы организации коллективных работ постепенно усложняются в зависимости от возраста детей. На первом этапе ребенок выполняет задание на своем листе или лепит, и только в конце занятия все работы объединяются и получаются одна-две общие композиции. Дети младшего возраста изображают и лепят одинаковые предметы (цветы, деревья, неваляшек, снеговиков, птиц и пр.). При соединении всех работ вместе в конце занятия получатся картины «Цветущий луг», «Лес», «Цыплята на траве» или хоровод из снеговиков, неваляшек. При выполнении работ в начале занятия перед детьми ставится общая задача. Дети выполняют работу на своем листе, но знают, что потом у них будет общая картина. Выполнение задания на одном листе (фризовое расположение на полосе). Дети встают перед столами, на которых разложены длинные листы (50 х 100 см, 50 х 150 см, часто используются обои). Каждый определяет свое место на листе — кладет ладошки на бумагу так, чтобы локти соседа не мешали, Затем все дети выполняют одинаковое задание (рисуют деревья, цветы, цыплят и пр.), а потом дополняют рисунок (аппликацию) соответствующими деталями по содержанию (осенний лес — листьями, травой, цветами, облаками и пр. по желанию детей). Старшие дети выполняют более сложное и разнообразное задание («Улица города» — дома, транспорт, деревья, люди и пр.; лепка — лиса и волк, «Репка» — разные персонажи). Другой вариант создания общей композиции, когда дети выполняют изображение на небольшом листе такого же цвета, что и общий лист (зеленая бумага — полянка, синяя — река, небо). После выполнения задания они наклеивают свой лист на общий, единый фон объединяет все работы. Например, на листе изображена Белоснежка, а дети рисуют (или вырезают) гномов на маленьких листах, которые потом наклеивают вокруг Белоснежки на общем листе, или воспитатель изображает терем, а дети рисуют животных, живущих в нем, и наклеивают свои листочки с нарисованными животными вокруг терема. Этот вариант используется с детьми младшего возраста. С детьми старшего возраста выполняется композиция на общем листе после определенной подготовительной работы — подготовки фона. Затем лист делится на одинаковые и разной формы части. После выполнения задания все листы соединяются в том же порядке, получается общая композиция. В конце занятия дети дорисовывают или доклеивают дополнения в соответствии с содержанием, если это необходимо. Например, нарисованное дерево разделено на равные части, которые украшает каждый ребенок в отдельности, в конце занятия все листы соединяются, дорисовываются ствол и ветви. Витражи — лист бумаги в форме окна делится пополам, а потом на одинаковые или разной формы части. Двое детей расписывают одинаковые части листа симметричным узором, договариваясь об элементах, их расположении, цвете. «У лукоморья» — на листе расположены остров, вода, затем лист делится на восемь частей. Каждый ребенок выбирает часть композиции и рисует один из эпизодов стихотворения по желанию. Начиная с младшей группы, дети выполняют задание вдвоем на одном листе (рисование, аппликацию, лепку) по два одинаковых по сложности персонажа — лису и волка. Затем группа увеличивается до трех-четырех и более детей. (Младшие вдвоем украшают силуэт елки, средние — рисуют елку и украшают ее, старшие рисуют елку, изображают и украшают персонажей праздника по выбору.) Легче выполнить задание в аппликации. Ребенок вырезает части предмета, складывает их, склеивает и потом наклеивает на общий лист (дома, транспорт, корабли, ракеты, космонавты и пр.). «Цирк» — два ребенка выполняют часть композиции (выступление на арене), затем все листы склеиваются и получается «арена» (клоуны, дрессировщик с собакой, с попугаем, со слоном — по выбору детей). «Павлопосадский платок» (аппликация или рисование) — каждый ребенок украшает один угол (работают вместе четыре ребенка) — цветок, листья, кайму. Здесь надо уметь договориться: один рисует все крупные цветы, второй — мелкие, третий — листья, четвертый — кайму. Распределение может быть и другим. Если два ребенка украшают две варежки, или шапку и шарф, или части городецкой солонки, или роспись гжельского сервиза, надо уметь договориться, чтобы был одинаковый узор (элементы, цвет, композиция). Воспитателю необходимо продумать последовательность выполнения задания. Если рисуют двое старших детей, то, выполнив часть композиции на своей половине листа, они могут поменяться местами и закончить рисунок на другой половине. В лепке дети выполняют персонажей из одной сказки, выбирая одного из них («Три медведя» — большой, средний и маленький). При этом надо уметь договориться, кто кого будет лепить, уметь измерить величину фигурок, которые будут делать, определить дополнения, объединить все в одну композицию. Наиболее сложной является иллюстрация сказок, рассказов, стихотворений. Нужно выбрать один из эпизодов и изобразить его. Воспитательс детьми определяет, что можно, нарисовать (вылепить, вырезать). Затем называется один из эпизодов. Его выбирает один ребенок или несколько детей в зависимости от числа детей в группе. Тогда будет не одна, а две-три книги, чтобы подарить малышам. Дети также «иллюстрируют» — «снимают» кино. При оформлении театра дети создают эскизы костюмов, декорации, афиши, детали костюмов, портреты персонажей и пр., что потом объединяется при показе спектакля. Коллективные работы могут реализовываться на нескольких занятиях. Цикл занятий на одну тему предусматривает постепенное решение поставленной задачи. Например, тема «Улица города»: на первом занятии создается город, на втором занятии на другом листе — транспорт, в конце занятия оба листа соединяются. На третьем занятии дети выполняют людей и дополняют город по своему желанию (деревьями, цветами, облаками, солнцем и пр.). Аналогично проводится цикл занятий «На балу у Золушки». Такие циклы занятий целесообразно проводить с детьми 6—7 лет.
15. Организация и руководство самостоятельной продуктивной деятельностью детей. Самостоятельная художественная деятельность – это деятельность, возникающая по инициативе самого ребёнка при участии тонкого руководства взрослого, в свободное от занятий время. Ребенок свободен в выборе тем, материала, начала и окончания работы. Возникая под влиянием тех или иных мотивов, она представляет собой одну из форм самодеятельности дошкольника, и уже в этом ее ценность. На занятиях по изобразительной деятельности у детей формируются способности к самостоятельному отражению своих впечатлений, которые он уже применяет в самостоятельной художественной деятельности. Самостоятельная изобразительная деятельность может быть различной по содержанию. Содержание самостоятельной изобразительной деятельности определяет : 1. Эмоционально-интеллектуальный опыт ребят, полученный из разных источников в условиях семьи и дошкольного учреждения (наблюдения окружающей действительности; искусство на соответствующих занятиях и вне их). Для того чтобы вызвать у детей желание в свободное время поупражняться в способах изображения, воспитатель может после занятия положить детские поделки (рисунки) и соответствующий материал на видное место, где ребята обычно занимаются самостоятельно (выкройки поделок, природный материал, бумагу того же цвета, формата и т.п.). 2.Самостоятельная художественная деятельность по содержанию может быть связана с играми, театрализованной деятельностью, подготовкой к праздникам и т. п. Недостающие атрибуты игры дети могут сделать сами, вместе с воспитателем. Это весьма полезно, так как стимулирует творчество в использовании предметов-заместителей (бинокль, фонендоскоп и т.д.). Поделки, изображающие животных, птиц, людей, успешно можно использовать в настольном, пальчиковом, теневом театре. Аппликации из ткани и на ткани вполне применимы в быту. Мозаичные панно, аппликации из пуха, соломы и растительных форм (флористика) - прекрасное средство оформления интерьера руками детей. 3.Содержание самостоятельной художественной деятельности несколько меняется, если дети выходят за пределы помещения. На воздухе могут быть: рисование мелками на асфальте, выкладывание мозаики из плиток, лепка из глины, рисование с натуры цветов, листьев (акварелью, пастелью, цветными карандашами), создание изделий из папье-маше, плетение из соломки, создание скульптур из снега, украшенных цветными льдинками и т.д. Хорошо, если в детском саду есть легкие переносные мольберты. При более дальних прогулках можно использовать кусочки фанеры. Если детские работы после прогулок демонстрируются взрослым (сотрудникам детского сада, родителям), детям, находят применение в группе, художественная деятельность на прогулке становится традицией по инициативе детей. Дети в свободное время могут работать индивидуально, а также объединятся по 3-4 или большими группами для создания тематических композиций. Однако уровень самостоятельной деятельности детей различен в разные возрастные периоды. При создании благоприятных условий к 7 годам у дошкольника оформляется довольно высокий уровень самостоятельной изобразительной деятельности. Это проявляется:
Таким образом, в самостоятельной изобразительной деятельности формируется личность ребенка, он самореализуется в творчестве. Под ее влиянием рождается инициатива в выборе тем, разработке замыслов, активном поиске способов изображения и самооценка получаемого результата в соответствии с замыслом и предназначением работы (применение результата в общении или других видах деятельности). Это и есть подлинное творчество. Самостоятельной деятельности детей должно быть отведено место и время в режиме дня. Специфика руководства самостоятельной деятельностью такова: 1. Обучение на занятиях и развитие при этом самостоятельных способов действий. Анализ массовой практики показывает, что при отсутствии развивающего обучения самостоятельная деятельность нередко носит репродуктивный характер: дети рисуют наизусть то, что умеют. Если проанализировать рисунки детей, выполненные в свободное время, то, как правило, по тематике и способу изображения они сходны с темами занятий. Таким образом, обучение, ориентированное на развитие самостоятельности и творчества, - непременное условие становления самостоятельной художественной деятельности. Иначе ребенок остается в лучшем случае на уровне эмоционального побуждения к деятельности, но ограниченный в средствах, перестает ставить соответствующие цели. 2. Ознакомление детей с окружающим миром и формирование ярких впечатлений, в том числе и художественных, от восприятия произведений искусства, предметов народного творчества, праздников и развлечений. Чем богаче опыт, тем разнообразнее по тематике и содержанию детские рисунки, поделки. Дети могут рисовать на самые разнообразные темы (природа, космос, деятельность людей, транспорт и т.п.). Педагог, ежедневно общаясь с детьми, отмечает яркие события, явления и т.п., он может подсказать им идею: рассказать об увиденном в рисунке. «Какой чудесный закат сегодня... давайте посмотрим... Как необычны краски неба... Сейчас это все исчезнет, а как хочется, чтобы и другие люди заметили, увидели эту красоту. А что, если нам попробовать нарисовать такой закат?» И наоборот, рисунки, поделки, выполненные детьми вне занятий, дают богатую информацию воспитателю об интересах ребенка, о том, что его волнует, о способах изображения, которыми он владеет. Такая информация позволяет педагогу более точно планировать работу на специальных занятиях: отбирать любимые темы, более точно определять задачи, характер методов обучения и т.п. 3. Работа с семьей с целью создания благоприятных условий для этой деятельности в домашнем кругу. В развитии самостоятельной художественной деятельности родители- незаменимые помощники педагога. Поэтому педагог обязательно должен раскрыть родителям смысл изобразительной деятельности, ее значение для общего развития дошкольников; объяснить, на каком уровне находится деятельность их детей; какие задачи решает педагог на занятии; в чем его трудности; чем могут и должны помочь родители. Родителям надо рассказать об условиях, которые следует создать для ребенка в семье. Необходимо рассказать и даже показать, приглашая на занятие, как взрослые в семье могут вместе с детьми рассматривать предметы, наблюдать изображаемые явления. Следует разъяснить, как это важно для рисования (лепки) и общего развития детей. Следует объяснить родителям, что к детским работам надо относиться 4. Создание материальной среды, стимулирующей и обеспечивающей самостоятельную художественную деятельность. Любая деятельность, возникающая по инициативе ребенка, требует особенно внимательного отношения и тонкого руководства, так как можно невольно разрушить замыслы детей и даже разрушить деятельность. Дети не всегда принимают взрослого в свою игру, часто не позволяют вмешиваться в изобразительный замысел. Поэтому в целях сохранения самостоятельности и активизации творчества детей руководство такой деятельностью должно быть косвенным. В процессе непосредственного общения с детьми педагог выбирает главным образом позицию сотрудничества. Выбор позиции подчиняется цели руководства самостоятельной деятельностью. Цель: развитие личности ребенка и в первую очередь развитие инициативы, творческой сущности личности. Поэтому в руководстве деятельностью надо идти от интересов ребенка, его инициативы. Наблюдая за деятельностью, возникающей по инициативе дошкольников, педагог очень осторожно может «подключиться» к детским замыслам: сначала в роли благодарного зрителя, умеющего удивляться, радоваться, сопереживать. Педагог может ненавязчиво, как бы для себя, демонстрировать процесс творчества, рассуждая, размышляя вслух (лепить, рисовать, делать поделку). Дети всегда любят смотреть на то, что и как делает педагог. На глазах у детей происходит демонстрация приемов замысливания образа, поиска его вариантов, способов действия. Особого подхода требует самостоятельная коллективная деятельность. В этом случае руководство выражается: 1. В наблюдении, выяснении, а то и в предложении мотивов деятельности. 2. В наблюдении за процессом коллективного замысливания, распределения и планирования последовательности работы, помощи в случае необходимости 3. В наблюдении за процессом реализации замысла, корректировке, согласовании действий на правах участника или заинтересованного зрителя 4. В положительном принятии результата деятельности и его применении. Педагог не ошибется, если будет искренне интересоваться тем, что делают дети, проявляя себя благодарным, добрым зрителем, а если надо - помощником. Предметная среда, создаваемая в дошкольном учреждении, направлена на решение следующих задач: - обеспечение чувства психологической защищенности - доверия ребенка к миру, радости существования; - формирование творческого начала в личности ребенка; - развитие его индивидуальности; - формирование знаний, навыков и умений как средства полноценного развития личности, а не цели; - активизация демократических способов общения с детьми (понимание, признание, принятие личности ребенка, основанные на способности педагога встать на его позицию, не игнорировать его чувства); - сотрудничество с детьми. Принципы построения развивающей среды: 1. Принцип дистанции и сближения позиции в общении взрослого и ребенка, детей между собой с целью установления контакта. То есть предметная среда должна сближать взрослого и детей, способствовать доверительному общению. Это особенно важно в самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе ребенка. В то же время размещение, оформление предметной среды должно удовлетворять возможное желание детей уединиться в творчестве. 2. Принцип стимулирования активности, самостоятельности, творчества. Предметная среда должна пробуждать у детей инициативу, давать простор для творчества. Поэтому в размещении оборудования необходима вариативность. В младших группах можно организовать рисование на длинной полосе бумаги (типа обоев), размещенной на вертикальной плоскости (стене). Каждый ребенок рисует свою тему, объединенную сюжетом с темами других детей. В более старшем возрасте, когда дети приобретают какой-то изобразительный опыт и свободны в воплощении замысла, они в большей мере склонны и способны к общению, обмену впечатлениями в процессе работы. Дети 4-5 года жизни создают предметные изображения, а сюжет выражается в слове, репликах, рассказах, игре. Такое поведение «притягивает» других детей, вызывает подражание, желание рисовать так же. Поэтому столы можно разместить так, чтобы одним делом (рисованием) объединялось несколько детей, чтобы они радовались свободному и деловому общению. Пригодится в этом случае и стол - «пятилистник». Во всех возрастных группах (особенно в старших) нужно иметь мольберты, которые дети могут самостоятельно передвигать по мере необходимости в любое место. Например, мольберт у окна провоцирует детей на рисование с натуры и «при натуре». 3. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды. Применительно к изобразительной деятельности данный принцип реализуется в разумной смене и обогащении предметного содержания, его рациональном расположении, позволяющем реализовать замыслы в любое время и по возможности в различной обстановке (в группе, на улице, в зимнем саду, в живом уголке и др.). Зная об относительно постоянных местах размещения оборудования, дети должны иметь возможность изменять эту среду по своему усмотрению, если этого требуют их замыслы, интересы, настроение. Как правило, для самостоятельных занятий изобразительной деятельностью выделяется хорошо освещенное место. Для размещения изобразительного материала необходимы шкаф или полки, к которым дети имеют свободный доступ. В распоряжении ребят должна быть бумага разного цвета и формата, цветные карандаши, фломастеры, цветные восковые мелки, уголь, сангина, мел, краски (мягкие кисти для рисования и щетинные для аппликации), природный и «бросовый» материал, глина, пластилин. Качество и количество материалов меняются в зависимости от возрастной группы (пастель, сангина, уголь и пр. - в старших группах). Новый материал необходимо вводить постепенно, по мере ознакомления с ним на занятиях. Чем младше дети, тем в большей степени разнообразие материала провоцирует их на формальны «перебор» его на уровне подражания. Поэтому количество мат риала одного вида должно удовлетворять стремление малышей подражанию, но одновременное содержательное его разнообразие в младших группах следует ограничить. В старших группах материал, богато представленный, но не освоенный на занятии, так же, как и в младшей, провоцирует детей на хаотичное его применение, поверхностное отношение к нему. В группе должно быть место для демонстрации детских работ. Хорошо иметь паспарту, рамки (часто их делают вместе с детьми), в которые дети оформляют свои работы и сами украшают интерьер группы, спальни, прихожей, дарят малышам, родителям и т.п. Целесообразно иметь тематические папки с рисунками всех детей на ту или иную тему и индивидуальные папки с рисунками одного ребенка. Процесс рассматривания рисунков своих и других детей может быть интересным и полезным не только для занятий изодеятельностью. Детский рисунок может быть поводом и материалом для сочинения сказок, рассказов, песен, подвижных игр, использоваться как декорация для настольного театра. Он полезен и просто для теплого дружеского общения детей друг с другом, воспитателем, общения, в котором развиваются личностные отношения. Очень полезно иметь в группе альбомы, папки с репродукциями картин известных художников; предметных и малосюжетных рисунков, используемых как дидактический материал. 4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования, т.е. определенность места и расположения материала по изобразительной деятельности (комната-студия для изобразительной деятельности; специально отведенное место в групповой комнате). Нередко место занятий изобразительной деятельностью оформляется информативной и в то же время функциональной эмблемой
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|