Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Совместно-последовательная деятельность




Совместно-последовательная деятельность как форма коллек­тивного творчества учащихся встречается довольно редко. Это мож­но объяснить, с одной стороны, сложностью организации совмест­ного труда, процесс которого напоминает работу производственно­го конвейера; с другой стороны, мнением, которое существует среди учителей изобразительного искусства, что этот вид совместной де­ятельности вообще исключает творчество.

Действительно, совместно-последовательная деятельность предполагает последовательное выполнение учениками опреде­ленной технологической операции, когда результат работы одно­го ученика становится предметом деятельности другого. Нельзя отрицать, что монотонный труд, предполагающий механическое исполнение отдельной технологической операции, исключает творческий подход. Но на уроке изобразительного искусства не воссоздается промышленный конвейер, а предлагается игра, по условиям которой каждый ученик уподобляется мастеру, играет роль художника-мастера, работающего на линии конвейера ху­дожественного производства. Условия игры не сковывают вооб­ражение детей, а ее процесс, дающий возможность не только по­работать на воображаемом конвейере, но и пережить чувство ответственности за собственный взнос и за качество конечного ре­зультата, имеет огромное воспитательное значение.

Процесс выполнения изделия на классном конвейере отличает­ся от работы производственного конвейера еще и тем, что учащие­ся в отличие от рабочих-сборщиков сами выполняют детали, части собираемого на конвейере изделия. Поэтому совместно-последова­тельная деятельность на уроке представляет собой два основных этапа:

1) индивидуальная работа ученика над элементом, частью об­щего изделия;

2) последовательная работа на конвейере, связанная со сборкой, определенной технологической операцией последовательного мон­тажа коллективного изделия.

Если рассматривать деятельность каждого ученика, работающего на конвейере, то можно отметить, что на некоторых этапах есть воз­можность проявить творческий подход в процессе индивидуальной деятельности, например, при выполнении узоров на крыльях и хво­стах птиц или декора сарафанов и платков кукол для ком­позиции «Веселый хоровод». Для того чтобы все учащие­ся могли проявить собственный творческий потенциал в ходе со­вместно-последовательной деятельности, можно позволить переход учащихся с одного рабочего места на другое. Так, когда будет вы­полнено достаточное количество заготовок основы изделия, уча­щиеся, работающие на первых, наименее творческих этапах хода конвейера, могут перейти на другие, в том числе на последний этап составления коллективной композиции.

Как правило, конвейер «включается» в том случае, если на уро­ке перед учащимися встает задача: за короткий срок выполнить большое количество одинаковых изделий, например, пригласи­тельные билеты, поздравительные открытки, декоративное убран­ство зала, сцены, елочные украшения и т.п. Из тематики приве­денных примеров видно, что совместная деятельность учащихся, организованная по принципу конвейера, всегда имеет практичес­кий, общественно значимый результат. К тому же производитель­ность художественного труда учащихся гораздо выше, когда они работают «на конвейере». На практике был проведен эксперимент, в котором приняли участие ученики одного класса. Им была пре­доставлена возможность выбора формы работы: индивидуальная и совместно-последовательная (по принципу конвейера). Класс разделился на две большие группы: первая — учащиеся, работаю­щие индивидуально, вторая — учащиеся, выполняющие задание.

Большую роль в организации со­вместно-последовательной деятель­ности играет подготовительный пе­риод. Учитель тщательно продумы­вает каждый этап работы «классного конвейера», которым становится ряд парт. Каждый этап коллективной де­ятельности обусловлен выполнени­ем нового элемента или технологи­ей его изготовления. Чтобы работа конвейера спорилась, ее объем, сложность технологии исполнения на каждом этапе должны быть равнозначными по трудоемкости и количеству времени, необходи­мому для выполнения технологической операции.

Методика организации работы по принципу конвейера пока­зана на примере выполнения мобиля «Стая птиц» (рис. 26), су­венирных кукол (рис. 27), эскиза лоскутного ситцевого одеяла, (рис. 35).

К совместно-последовательной форме можно отнести изобрази­тельную деятельность учащихся, организованную по принципу эс­тафеты. Итогом совместной деятельности, организованной по это­му принципу, может оказаться декоративное панно, по композиции ничем не отличающееся от коллективной работы, выполненной в ходе совместно-индивидуальной деятельности (рис. 4,5). Но прин­ципиально отличается сам процесс создания коллективной рабо­ты. Во время «изобразительной эстафеты» ученики поочередно подходят к общему листу и выполняют элементы совместной ком­позиции, дополняя изображение, которое уже сделано предыдущи­ми учениками. В качестве эстафетной палочки на уроке изобрази­тельного искусства может быть палитра с красками и кисть, а если работа выполняется в технике аппликации, то роль эстафетной па­лочки может сыграть тюбик с клеем.

Организовать совместную деятельность по принципу эстафеты легче, чем работу конвейера, но у изобразительной эстафеты есть один существенный недостаток. Наиболее остро он проявляется в том случае, когда изобразительная эстафета предполагает пооче­редную работу учеников непосредственно на общем фоне, поле ли­ста коллективной композиции, например, выполнение кистью ка­кого-либо ее фрагмента. На общем листе могут рисовать одновре­менно не более двух-трех человек, поэтому остальные томятся в ожидании своего выхода к коллективной композиции. Чтобы со­кратить время ожидания выхода к доске, можно разбить класс на три группы и вести параллельно три коллективных композиции, т.е. предоставить лист для каждого классного ряда. В таком слу­чае возникает ситуация соревнования больших групп за качество художественного содержания и формы коллективной композиции, что действительно отвечает образному названию этого принципа организации коллективной работы — «эстафета».

Совместно-взаимодействующая форма является наиболее слож­ной в организации коллективной деятельности детей.

Сложность заключается в том, что эта форма организации предполагает или одновременную совместную работу всех участников коллективного творчества (работа на од­ном листе, плоскости), или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности. Эту форму часто называ­ют формой сотрудничества или сотворчества. Сотрудничество как форма организации коллективной деятельности на уроке требует от учителя изобразительного искусства определенных организатор­ских способностей, а от учеников — умения общаться в процессе восприятия и в практической деятельности. Процесс широкого со­трудничества учащихся на уроке изобразительного искусства орга­низовать очень сложно, поэтому данная форма наиболее приемле­ма для уроков изобразительного искусства в старших классах, на внеклассных занятиях изобразительным или декоративно-приклад­ным искусством, где возможна коллективная работа в небольших группах учеников.

Но, несмотря на сложность организации взаимодействия в про­цессе коллективной изобразительной деятельности на уроке, имен­но эта форма привлекает учителя изобразительного искусства и дает широкие возможности для педагогического творчества.

Одним из наиболее популярных направлений в поиске методики организации процесса сотрудничества является деление класса на группы, малые и большие, которые ведут работу над частью коллек­тивной композиции. Каждый участник совместной деятельности имеет представление об общей композиции, колорите и размере со­ставляющих ее частей, так как она является результатом коллектив­ного творческого мышления и планирования. Художественное со­творчество учащихся класса начинается с разработки идеи, эскиза общей композиции и заканчивается ее составлением из частей, фраг­ментов и обобщением.

Такая форма коллективной деятельности требует от каждого ученика определенного опыта общения: умения сотрудничать, ува­жать чужую инициативу, защищать собственные идеи в процессе согласования вопросов содержания и формы, использования мате­риалов и техники исполнения композиции. В коллективной рабо­те, организованной в форме сотрудничества, у учащихся совершен­ствуются опыт общения, умения сотрудничать, координировать свою деятельность и объективно оценивать результаты коллектив­ного творчества.

Практика дает различные варианты организации взаимодействия детей. В основном это организация работы в группах, малых и больших — одни рисуют на плоскости общей композиции, другие выполняют части или элементы данной композиции.

В младших классах наиболее распространена самая простая по организации форма совместно-взаимодействующей деятельности учащихся — работа в паре, это могут быть соседи по парте (наи­меньшая группа сотрудников), постепенно в групповую деятель­ность может быть вовлечено большее количество учащихся: от пяти человек до половины класса (работа может вестись по классным рядам). В зависимости от тематики коллективной композиции груп­пы называют бригадами, артелями, цехами.

Деление класса на группы, объединяющие разное количество учащихся, оправдано тем, что части, компоненты коллективной композиции различаются между собой сложностью конструкции и декора, а это приводит к неодинаковой затрате времени. Например, в работе над коллективным панно «Наш город», где пред­полагается изображение зданий, различных по назначению, конст­рукции и декору, рекомендуется организовывать работу по груп­пам от двух до четырех человек. Используя эту методику, можно выполнить фризовые коллективные композиции «Красна улица домами», «Веселый поезд», коллективный эскиз магазина «Все для дома», «Сказочный город», ма­кеты города или игровой площадки.

Сама методика организации процесса коллективной деятельно­сти совместно-взаимодействующей формы отличается от совмест­но-индивидуальной работы. Во-первых, тем, что исходная компо­зиция не задается учителем, а сочиняется коллективом учащихся, т.е. уже на первом этапе создания коллективного панно имеет мес­то творческое взаимодействие детей, сотворчество. Во-вторых, вы­полняя фрагмент коллективной композиции, учащиеся объединя­ются в малые группы, в которых происходит непосредственное вза­имодействие в ходе работы. Поэтому коллективное творчество учащихся в совместно-взаимодействующей деятельности не сводит­ся лишь к решению проблем итоговой композиции, как в совмест­но-индивидуальной деятельности.

Таким образом, основными этапами совместно-взаимодей­ствующей деятельности по принципу мозаики являются следу­ющие:

— совместное составление эскиза коллективной композиции, разработка ее колористического решения, выбор материала и технологии выполнения коллективной работы;

— выполнение картона эскиза, расчленение его на составные ча­сти и организация групп учащихся для создания фрагментов композиции;

— выполнение частей композиции в материале индивидуально или в малых группах;

— монтаж коллективной композиции, ее анализ, обобщение и эстетическая оценка.

По этой методике организована коллективная работа над пан­но «Весна», над эскизом декораций к спектаклю «Кот в сапогах», а также можно создать следующие коллек­тивные декоративные композиции: «Древо жизни», «Мать Зем­ля» и др.

Совместно-взаимодействующая форма является наиболее эф­фективной в организации деятельности коллектива над кукольным спектаклем, так как здесь можно организовать работу разных творческих групп, объединенных единой художественно-творческой целью.

Методика в детском саду

Коллективные работы создаются детьми (начиная с млад­шего возраста) по рисованию, лепке, аппликации, по од­ному виду или двум-трем. видам на одном занятии (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и худо­жественный труд).

В основном коллективные работы проводятся с детьми одного возраста. Желательно периодически проводить их с детьми разного возраста, когда старшие дети выполняют основное задание, а младшие помогают им наклеивать круп­ные части, дорисовывать (траву, цветы и пр.). Такие работы можно использовать для оформления зала к празднику, груп­пы малышей.

Легче организовать детей для выполнения коллективной работы в лепке, аппликации, сложнее в рисовании, но в практике найдены разнообразные формы организации, кото­рые помогают решить задачи в разных видах деятельности.

Формы организации коллективных работ постепенно ус­ложняются в зависимости от возраста детей.

На первом этапе ребенок выполняет задание на своем листе или лепит, и только в конце занятия все работы объе­диняются и получаются одна-две общие композиции.

Дети младшего возраста изображают и лепят одинаковые предметы (цветы, деревья, неваляшек, снеговиков, птиц и пр.). При соединении всех работ вместе в конце занятия получатся картины «Цветущий луг», «Лес», «Цыплята на траве» или хоровод из снеговиков, неваляшек.

При выполнении работ в начале занятия перед детьми ставится общая задача. Дети выполняют работу на своем ли­сте, но знают, что потом у них будет общая картина.

Выполнение задания на одном листе (фризовое располо­жение на полосе). Дети встают перед столами, на которых разложены длинные листы (50 х 100 см, 50 х 150 см, часто используются обои). Каждый определяет свое место на лис­те — кладет ладошки на бумагу так, чтобы локти соседа не мешали, Затем все дети выполняют одинаковое задание (ри­суют деревья, цветы, цыплят и пр.), а потом дополняют рисунок (аппликацию) соответствующими деталями по со­держанию (осенний лес — листьями, травой, цветами, об­лаками и пр. по желанию детей).

Старшие дети выполняют более сложное и разнообразное задание («Улица города» — дома, транспорт, деревья, люди и пр.; лепка — лиса и волк, «Репка» — разные персонажи).

Другой вариант создания общей композиции, когда дети выполняют изображение на небольшом листе такого же цвета, что и общий лист (зеленая бумага — полянка, синяя — река, небо). После выполнения задания они наклеивают свой лист на общий, единый фон объединяет все работы. Напри­мер, на листе изображена Белоснежка, а дети рисуют (или вырезают) гномов на маленьких листах, которые потом на­клеивают вокруг Белоснежки на общем листе, или воспита­тель изображает терем, а дети рисуют животных, живущих в нем, и наклеивают свои листочки с нарисованными жи­вотными вокруг терема. Этот вариант используется с детьми младшего возраста.

С детьми старшего возраста выполняется композиция на общем листе после определенной подготовительной работы — подготовки фона. Затем лист делится на одинаковые и разной формы части. После выполнения задания все листы соединя­ются в том же порядке, получается общая композиция. В конце занятия дети дорисовывают или доклеивают дополнения в соответствии с содержанием, если это необходимо. Напри­мер, нарисованное дерево разделено на равные части, кото­рые украшает каждый ребенок в отдельности, в конце заня­тия все листы соединяются, дорисовываются ствол и ветви.

Витражи — лист бумаги в форме окна делится пополам, а потом на одинаковые или разной формы части. Двое детей расписывают одинаковые части листа симметричным узо­ром, договариваясь об элементах, их расположении, цвете.

«У лукоморья» — на листе расположены остров, вода, затем лист делится на восемь частей. Каждый ребенок выби­рает часть композиции и рисует один из эпизодов стихотво­рения по желанию.

Начиная с младшей группы, дети выполняют задание вдвоем на одном листе (рисование, аппликацию, лепку) по два одинаковых по сложности персонажа — лису и волка. Затем группа увеличивается до трех-четырех и более детей. (Младшие вдвоем украшают силуэт елки, средние — рису­ют елку и украшают ее, старшие рисуют елку, изображают и украшают персонажей праздника по выбору.)

Легче выполнить задание в аппликации. Ребенок выреза­ет части предмета, складывает их, склеивает и потом накле­ивает на общий лист (дома, транспорт, корабли, ракеты, космонавты и пр.).

«Цирк» — два ребенка выполняют часть композиции (вы­ступление на арене), затем все листы склеиваются и полу­чается «арена» (клоуны, дрессировщик с собакой, с попу­гаем, со слоном — по выбору детей).

«Павлопосадский платок» (аппликация или рисование) — каждый ребенок украшает один угол (работают вместе че­тыре ребенка) — цветок, листья, кайму. Здесь надо уметь договориться: один рисует все крупные цветы, второй — мелкие, третий — листья, четвертый — кайму. Распределе­ние может быть и другим.

Если два ребенка украшают две варежки, или шапку и шарф, или части городецкой солонки, или роспись гжель­ского сервиза, надо уметь договориться, чтобы был одина­ковый узор (элементы, цвет, композиция).

Воспитателю необходимо продумать последовательность выполнения задания. Если рисуют двое старших детей, то, выполнив часть композиции на своей половине листа, они могут поменяться местами и закончить рисунок на другой половине.

В лепке дети выполняют персонажей из одной сказки, выбирая одного из них («Три медведя» — большой, средний и маленький). При этом надо уметь договориться, кто кого будет лепить, уметь измерить величину фигурок, которые будут делать, определить дополнения, объединить все в одну композицию.

Наиболее сложной является иллюстрация сказок, рас­сказов, стихотворений. Нужно выбрать один из эпизодов и изобразить его. Воспитательс детьми определяет, что можно, нарисовать (вылепить, вырезать). Затем называется один из эпизодов. Его выбирает один ребенок или несколько детей в зависимости от числа детей в группе. Тогда будет не одна, а две-три книги, чтобы подарить малышам. Дети также «ил­люстрируют» — «снимают» кино.

При оформлении театра дети создают эскизы костюмов, декорации, афиши, детали костюмов, портреты персона­жей и пр., что потом объединяется при показе спектакля.

Коллективные работы могут реализовываться на несколь­ких занятиях. Цикл занятий на одну тему предусматривает постепенное решение поставленной задачи. Например, тема «Улица города»: на первом занятии создается город, на вто­ром занятии на другом листе — транспорт, в конце занятия оба листа соединяются. На третьем занятии дети выполняют людей и дополняют город по своему желанию (деревьями, цветами, облаками, солнцем и пр.). Аналогично проводится цикл занятий «На балу у Золушки».

Такие циклы занятий целесообразно проводить с детьми 6—7 лет.

 

15. Организация и руководство самостоятельной продуктивной деятельностью детей.

Самостоятельная художественная деятельность – это деятельность, возникающая по инициативе самого ребёнка при участии тонкого руководства взрослого, в свободное от занятий время. Ребенок свободен в выборе тем, материала, начала и окончания работы.

Возникая под влиянием тех или иных мотивов, она представляет собой одну из форм самодеятельности дошкольника, и уже в этом ее ценность.

На занятиях по изобра­зительной деятельности у детей формируются способности к самостоятельному отражению своих впечатлений, которые он уже применяет в самостоятельной художественной деятельности.

Самостоятельная изобразительная деятельность может быть различной по содержанию.

Содержание самостоятельной изобразитель­ной деятельности определяет :

1. Эмоционально-интеллектуальный опыт ребят, полученный из разных источников в условиях семьи и до­школьного учреждения (наблюдения окружающей действительности; искусство на соответствующих занятиях и вне их).

Для того чтобы вызвать у детей желание в свободное время по­упражняться в способах изображения, воспитатель может после занятия положить детские поделки (рисунки) и соответствующий материал на видное место, где ребята обычно занимаются самостоятельно (выкройки поделок, природный материал, бумагу того же цвета, формата и т.п.).

2.Самостоятельная художественная деятельность по содержа­нию может быть связана с играми, театрализованной деятельно­стью, подготовкой к праздникам и т. п.

Недостающие атрибуты игры дети могут сделать сами, вместе с воспитателем. Это весьма по­лезно, так как стимулирует творчество в использовании предме­тов-заместителей (бинокль, фонендоскоп и т.д.). Поделки, изображающие животных, птиц, людей, успешно можно использовать в настольном, пальчиковом, теневом театре. Аппликации из ткани и на ткани вполне применимы в быту. Мо­заичные панно, аппликации из пуха, соломы и растительных форм (флористика) - прекрасное средство оформления интерьера руками детей.

3.Содержание самостоятельной художественной деятельности несколько меняется, если дети выходят за пределы помещения. На воздухе могут быть: рисование мелками на асфальте, выкладывание мозаики из плиток, лепка из глины, рисование с натуры цветов, листьев (акварелью, пастелью, цветными карандашами), создание изделий из папье-маше, плетение из соломки, создание скульптур из снега, украшенных цветными льдинками и т.д. Хорошо, если в детском саду есть легкие переносные мольберты. При более дальних прогулках можно использовать кусочки фанеры. Если детские работы после прогулок демонстрируются взрослым (сотрудникам детского сада, родителям), детям, находят применение в группе, художественная деятельность на прогулке ста­новится традицией по инициативе детей.

Дети в свободное время могут работать индивидуально, а также объединятся по 3-4 или большими группами для создания тематических композиций.

Однако уровень самостоятельной деятельности детей различен в разные возрастные периоды.

При создании благоприятных условий к 7 годам у дошкольни­ка оформляется довольно высокий уровень самостоятельной изо­бразительной деятельности. Это проявляется:

  1. В наличии специфических мотивов этой деятельности (ребенок, как и художник, стремится выразить мысли и чувства, свои впечатления о мире в данном виде деятельности, руководствуясь своими интересами).
  2. В постановке ребенком все более разнообразных це­лей (определении тем изображения) согласно впечатлениям, кото­рые его волнуют. Например: под влиянием яркого циркового представ­ления он может отразить впечатления в лепке или других видах деятельности.
  3. В способности под искать и находить средства для достижения цели (отобрать материал, ярко представить образ, находить способы изображения, комбинируя известные, видоизменяя-дополняя их и изобретая новые). Очень важно, чтобы операционально-техническая сторона деятельности выполнялась не на чисто репродуктивном, а на творческом уровне. Например, мальчик был поражен новой машиной, увиденной на дороге, и решил нарисовать ребятам такой автомобиль. Нарисовал «наизусть» то, что хорошо умел рисовать, но удовлетворения не получил, так как не смог передать то, что видел.
  4. В получении нужного, удовлетворяющего ребенка ре­зультата и отношении к нему: стремление применить его в соот­ветствии с первоначальным смыслом деятельности (подарить, привлечь зрителей к восприятию и сопереживанию содержания; бескорыстное удовлетворение от удачного поиска и исполнения задуманного). Одним из ярких проявлений такого отноше­ния ребенка к результату деятельности является возвращение к теме или, что более ценно, к одной и той же работе, стремлениеулучшить ее; длительное, иногда в течение нескольких дней, заня­тие одним делом, темой (лепил клоуна, потом зверей, с которыми он выступает, потом других персонажей и т.п.).

Таким образом, в самостоятельной изобразительной деятельности формируется личность ребенка, он самореализуется в творчестве. Под ее влиянием рождается инициатива в выборе тем, разработке замыслов, активном поиске способов изображения и самооценка получаемого результата в соответствии с замыслом и предназначением работы (применение результата в общении или других видах деятельности). Это и есть подлинное творчество.

Самостоятельной деятельности детей должно быть отведено место и время в режиме дня.

Специфика руководства самостоя­тельной деятельностью такова:

1. Обучение на занятиях и развитие при этом самостоятельных способов действий.

Анализ массовой практики показывает, что при отсутствии развивающего обучения самостоятельная деятельность нередко носит репродук­тивный характер: дети рисуют наизусть то, что умеют. Если про­анализировать рисунки детей, выполненные в свободное время, то, как правило, по тематике и способу изображения они сходны с темами занятий. Таким образом, обучение, ориентированное на развитие самостоятельности и творчества, - непременное условие становления самостоятельной художественной деятельности. Иначе ребенок остается в лучшем случае на уровне эмоциональ­ного побуждения к деятельности, но ограниченный в средствах, перестает ставить соответствующие цели.

2. Ознакомление детей с окружающим миром и формирование ярких впечатлений, в том числе и художественных, от восприятия произведений искусства, предметов народного творчества, празд­ников и развлечений.

Чем богаче опыт, тем разнообразнее по тематике и содер­жанию детские рисунки, поделки. Дети могут рисовать на самые разнообразные темы (природа, космос, деятельность людей, транс­порт и т.п.).

Педагог, ежедневно общаясь с детьми, отмечает яркие события, явления и т.п., он может подсказать им идею: рассказать об увиденном в рисунке. «Какой чудесный закат сегодня... давайте посмотрим... Как не­обычны краски неба... Сейчас это все исчезнет, а как хочется, что­бы и другие люди заметили, увидели эту красоту. А что, если нам попробовать нарисовать такой закат?»

И наоборот, рисунки, поделки, выполненные детьми вне занятий, дают бо­гатую информацию воспитателю об интересах ребенка, о том, что его волнует, о способах изображения, которыми он владеет. Такая информация позволяет педагогу более точно планировать работу на специальных занятиях: отбирать любимые темы, более точно определять задачи, характер методов обучения и т.п.

3. Работа с семьей с целью создания благоприятных условий для этой деятельности в домашнем кругу.

В развитии самостоятельной художественной деятельности родители- незаменимые помощники педагога. Поэтому педагог обязательно должен раскрыть родителям смысл изобразительной деятельности, ее значение для общего развития дошкольников; объяснить, на каком уровне находится деятельность их детей; какие задачи решает педагог на занятии; в чем его трудности; чем могут и должны помочь родители. Родителям надо рассказать об условиях, которые следует создать для ребенка в семье. Необхо­димо рассказать и даже показать, приглашая на занятие, как взрослые в семье могут вместе с детьми рассматривать предметы, наблюдать изображаемые явления. Следует разъяснить, как это важно для рисования (лепки) и общего развития детей. Следует объяснить родителям, что к детским работам надо относиться
бережно, привести примеры их применения, побуждать ребят приносить домашние работы в детский сад, радоваться домашним успехам со всеми детьми. Детские работы, выполненные на занятии и в свободное время в детском учреждении, также обязательно должны быть представлены родителям. Необходимо обратить внимание на продвижение их ребенка, на сравнение его деятель­ности не с успехами других детей, а с его собственными, призы­вать взрослых членов семьи к поддержке в ребенке уверенности в
своих силах, смелости, разъяснять недопустимость насмешек, ко­торые навсегда могут лишить ребенка желания делиться с близкими своими успехами и неудачами. Итак, работа с семьей – один из путей косвенного влияния на самостоятельную изобразительную деятельность детей и развитие ребенка в ее условиях.

4. Создание материальной среды, стимулирующей и обеспечи­вающей самостоятельную художественную деятельность.

Любая деятельность, возникающая по инициативе ребенка, требует особенно внимательного отношения и тонкого руково­дства, так как можно невольно разрушить замыслы детей и даже разрушить деятельность. Дети не всегда принимают взрослого в свою игру, часто не позволяют вмешиваться в изобразительный замы­сел.

Поэтому в целях сохранения самостоятельности и активиза­ции творчества детей руководство такой деятельностью должно быть косвенным.

В процессе непосредственного общения с детьми педагог выби­рает главным образом позицию сотрудничества. Выбор позиции подчиняется цели руководства самостоятельной деятельностью. Цель: развитие личности ребенка и в первую очередь развитие ини­циативы, творческой сущности личности. Поэтому в руководстве деятельностью надо идти от интересов ребенка, его инициативы.

Наблюдая за деятельностью, возникающей по инициативе до­школьников, педагог очень осторожно может «подключиться» к детским замыслам: сначала в роли благодарного зрителя, умею­щего удивляться, радоваться, сопереживать.

Педагог может ненавязчиво, как бы для себя, демонстрировать процесс творчества, рассуждая, размышляя вслух (лепить, рисовать, де­лать поделку). Дети всегда любят смотреть на то, что и как делает педагог. На глазах у детей происходит демонстрация приемов замысливания образа, поиска его вариантов, способов действия.

Особого подхода требует самостоятельная коллективная дея­тельность. В этом случае руководство выражается:

1. В наблюдении, выяснении, а то и в предложении мотивов деятель­ности.

2. В наблюдении за процессом коллективного замысливания, распределения и планирования последовательности работы, помощи в случае необходимости

3. В наблюде­нии за процессом реализации замысла, корректировке, согласова­нии действий на правах участника или заинтересованного зрите­ля

4. В положительном принятии результата деятельности и его применении.

Педагог не ошибется, если будет искренне интересоваться тем, что делают дети, проявляя себя благодарным, добрым зрителем, а если надо - помощником.

Предметная среда, создаваемая в дошкольном учреждении, направлена на решение следующих задач:

- обеспечение чувства психологической защищен­ности - доверия ребенка к миру, радости существования;

- формирование творческого начала в личности ребенка;

- развитие его инди­видуальности;

- формирование знаний, навыков и умений как сред­ства полноценного развития личности, а не цели;

- активизация де­мократических способов общения с детьми (понимание, признание, принятие личности ребенка, основанные на способности педагога встать на его позицию, не игнорировать его чувства);

- сотрудниче­ство с детьми.

Принципы построения развивающей среды:

1. Принцип дистанции и сближения позиции в общении взрослого и ребенка, детей между собой с целью установления контакта. То есть предметная среда должна сближать взрослого и детей, спо­собствовать доверительному общению. Это особенно важно в самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе ребенка. В то же время размещение, оформление предметной среды должно удовлетворять возможное желание детей уединиться в творчестве.

2. Принцип стимулирования активности, самостоятельности, творчества. Предметная среда должна пробуждать у детей инициа­тиву, давать простор для творчества.

Поэтому в размещении обо­рудования необходима вариативность. В младших группах можно организовать рисование на длинной полосе бумаги (типа обоев), размещенной на вертикальной плоскости (стене). Каждый ребенок рисует свою тему, объединенную сюжетом с темами других детей.

В более старшем возрасте, когда дети приобретают какой-то изобразительный опыт и свободны в воплощении замысла, они в большей мере склонны и способны к общению, обмену впечатле­ниями в процессе работы. Дети 4-5 года жизни создают предмет­ные изображения, а сюжет выражается в слове, репликах, расска­зах, игре. Такое поведение «притягивает» других детей, вызывает подражание, желание рисовать так же. Поэтому столы можно разместить так, чтобы одним делом (рисованием) объединялось несколько детей, чтобы они радовались свободному и деловому общению. Пригодится в этом случае и стол - «пятилистник».

Во всех возрастных группах (особенно в старших) нужно иметь мольберты, которые дети могут самостоятельно передвигать по мере необходимости в любое место. Например, мольберт у окна провоцирует детей на рисование с натуры и «при натуре».

3. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды. Применительно к изобразительной деятельности данный принцип реализуется в разумной смене и обогащении предметного содержа­ния, его рациональном расположении, позволяющем реализовать замыслы в любое время и по возможности в различной обстановке (в группе, на улице, в зимнем саду, в живом уголке и др.). Зная об относительно постоянных местах размещения оборудования, дети должны иметь возможность изменять эту среду по своему усмотре­нию, если этого требуют их замыслы, интересы, настроение.

Как правило, для самостоятельных занятий изобразительной деятельностью выделяется хорошо освещенное место. Для раз­мещения изобразительного материала необходимы шкаф или полки, к которым дети имеют свободный доступ. В распоряжении ребят должна быть бумага разного цвета и формата, цвет­ные карандаши, фломастеры, цветные восковые мелки, уголь, сангина, мел, краски (мягкие кисти для рисования и щетинные для аппликации), природный и «бросовый» материал, глина, пластилин. Качество и количество материалов меняются в зави­симости от возрастной группы (пастель, сангина, уголь и пр. - в старших группах).

Новый материал необходимо вводить постепенно, по мере оз­накомления с ним на занятиях. Чем младше дети, тем в большей степени разнообразие материала провоцирует их на формальны «перебор» его на уровне подражания. Поэтому количество мат риала одного вида должно удовлетворять стремление малышей подражанию, но одновременное содержательное его разнообразие в младших группах следует ограничить.

В старших группах материал, богато представленный, но не ос­военный на занятии, так же, как и в младшей, провоцирует детей на хаотичное его применение, поверхностное отношение к нему.

В группе должно быть место для демонстрации детских работ. Хорошо иметь паспарту, рамки (часто их делают вместе с деть­ми), в которые дети оформляют свои работы и сами украшают интерьер группы, спальни, прихожей, дарят малышам, родителям и т.п. Целесообразно иметь тематические папки с рисунками всех детей на ту или иную тему и индивидуальные папки с рисунками одного ребенка.

Процесс рассматривания рисунков своих и других детей может быть интересным и полезным не только для занятий изодеятельностью. Детский рисунок может быть поводом и материалом для со­чинения сказок, рассказов, песен, подвижных игр, использоваться как декорация для настольного театра. Он полезен и просто для теплого дружеского общения детей друг с другом, воспитателем, общения, в котором развиваются личностные отношения.

Очень полезно иметь в группе альбомы, папки с репродукциями картин известных художников; предметных и малосюжетных ри­сунков, используемых как дидактический материал.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования, т.е. опреде­ленность места и расположения материала по изобразительной деятельности (комната-студия для изобразительной деятельности; специально отведенное место в групповой комнате).

Нередко место занятий изобразительной деятельностью оформляется информативной и в то же время функциональной эмблемой

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...