Словесные методы и приемы обучения в процессе руководства изобразительной деятельностью неотделимы от наглядных и игровых.
Втех случаях, когда у детей имеются представления об изображаемом предмете, явлении, сформированные заранее, дошкольники владеют соответствующими умениями, словесные методы на занятии занимают большее место. Например, педагог чаще использует вопросы, пояснения с целью формирования изобразительного представления. Таким образом, все вышеуказанные методы и приемы имеют свою специфику и применяются в самых различных сочетаниях, в зависимости от возрастных особенностей детей, задач обучения и других факторов.
18. Характеристика наглядных методов руководства продуктивной деятельностью дошкольников Кратко о наблюдении и обследовании (см.ниже) Рассматривание картин и книжных иллюстраций - широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности. Ни в коем случае ни картину, ни иллюстрацию нельзя предлагать детям для прямого подражания. Это косвенный метод обучения, применяемый в основном в системе предварительного формирования представлений и замыслов. Картины или иллюстрации используют: 1) Когда невозможно познакомить ребят с предметом или явлением при помощи наблюдения. 2) После наблюдения с целью оживления, уточнения, обогащения представлений. Например, наблюдение за рыбками в аквариуме можно дополнить рассматриванием их в атласе по биологии или в иллюстрированных энциклопедиях для детей и т.п. Фиксированный способ изображения на картине дает возможность рассмотреть детали, которые трудно воспринимать в натуральном предмете. 3) Картины (предметные, сюжетные), иллюстрации можно использовать для обогащения детей некоторыми способами изображения, доступными для них. Целесообразно продемонстрировать колорит осени, зимы в картинах разных художников, чтобы дети лучше поняли это средство выразительности. Ребята с трудом осваивают способы передачи движения в рисунке. Есть картины, иллюстрации, на которых можно увидеть достаточно простые способы изображения движения, легко понимаемые и перенимаемые детьми. Это обогащает их изобразительный опыт новыми графическими образами. На картине можно показать доступный способ изображения пространства, земли и неба, способ передачи трехмерного пространства на двухмерной плоскости листа; элементарное построение рисунка с выделением композиционного центра (главное изображается более крупно, то, что расположено ближе, изображается внизу листа, а дальше - наверху).
Педагогу желательно иметь тематические наборы предметных или малосюжетных картин, на которых можно увидеть разные способы изображения домов, деревьев, пространства земли, животных в движении и т.п. Однако использовать их рекомендуется после наблюдений как дополнительный прием, помогающий перевести наглядные образы, сложившиеся при непосредственном восприятии, в графические или как прием, обогащающий запас графических образов, разрушающий стереотипы, шаблоны. Если такие картины, иллюстрации принести на занятие, дети невольно будут копировать их, подражать. Самые яркие представления, сложившиеся в наблюдении, вытесняются последним, более свежим восприятием готового образа. Поэтому применять этот прием (в рисовании) нужно в предварительной работе. При обучении лепке картина может быть использована и непосредственно на занятии. Плоскостное изображение не дает прямого образца и потому не будет приемом механического обучения, ребенок сам должен найти приемы объемного изображения. Хорошо, если картина демонстрирует один и тот же предмет в разных положениях.
Таким образом, данный метод обучения позволяет формировать представление об изображаемом предмете, явлении, обогащает изобразительный опыт дошкольников некоторыми доступными способами изображения (на определенном этапе обучения). К картинам, используемым в работе с дошкольниками, предъявляют требования: - ясное, четкое изображение, лучше на «чистом» локального цвета фоне; - композиционная простота и доступность содержания (проще, чем для специального рассматривания как произведения искусства); - реалистичность изображения. Не следует путать рассматривание картины, иллюстрации как метода обучения с рассматриванием произведений искусства на специальных занятиях. Смысл этих занятий - развитие эстетических чувств, художественного познания мира, в развитии эмоциональной, интеллектуальной, нравственно-волевой сфер личности. На таких занятиях дети с помощью взрослых познают искусство. Образец Образец - работа, выполненная воспитателем и предлагаемая для подражания. Рассматривание картин, обследование предметов, в том числе игрушек и малой скульптуры, - самостоятельные методы обучения. Длительное время в практике образец использовался как ведущий метод обучения. Злоупотребление образцом является причиной низкого уровня изобразительной деятельности детей. Дети, рисуя по образцу, рисуют по видению педагога и не учатся умению видеть предмет, явление. Результаты такого обучения проявились в неумении ребят самостоятельно изобразить любой несложный предмет, даже подобный тому, который учили изображать. Применение образца в предметном, сюжетном рисовании не нужно. В аппликации, декоративном рисовании образец является эффективным приемом, а в конструировании - и методом обучения. В декоративном рисовании, где приемы изображения условны, используют образцы для прямого следования и примерные варианты. Они демонстрируют детям приемы декоративного искусства в упрощенном варианте. Примерные образцы, как более трудные, используются в работе с детьми старшего возраста. Детям дают одновременно два-три примерных образа и помогают им увидеть общее и различное в них. После этого дошкольники получают задание следовать в своих работах общей особенности, а отличия изобразить по-своему.
К образцу в декоративном рисовании предъявляют ряд требований: выполнение в стиле народной росписи, грамотность, простота композиции, использование доступных для детей элементов и технических приемов. Образец должен быть в 2 раза больше, чем детская работа. Используют следующие виды образцов: - для прямого следования (новая задача); - вариативный (несколько вариантов); - незаконченный (детям предлагается закончить самостоятельно) Использование образца может быть различным по характеру и организации познавательной деятельности детей (от подачи детям готовой информации - способов изображения, когда от них требуется понимание и прямое воспроизведение, до организации частично поисковой деятельности - по вариативным или незаконченным образцам). Прием показа способов изображения (способов действия) - один из важных в обучении дошкольников. Известно, что показ в старших группах занимает меньшее место, чем в младших. В зависимости от полноты показа способа изображения различают показ полный и частичный. Показ может быть общим и индивидуальным. Причем индивидуальный показ может проходить в форме совместного действия педагога и ребенка. Кроме того, различают показ педагога и показ способа изображения (действия) ребенком. Показ используется при ознакомлении с техникой работы с новыми способами изображения. Показ технических приемов совпадает с усвоением детьми способов изображения предмета или составлением узора. Применение показа на первом и последующих занятиях принципиально отличается. Когда предмет данной формы изображается впервые, показ осуществляет педагог (после соответствующего обследования). Непременным условием является пояснение взаимосвязи способа изображения и движения руки по контуру при обследовании. На последующих занятиях, где изображаются предметы той же формы, к показу способа изображения привлекаются дети. Таким образом, прием показа может входить в структуру как информационно-рецептивного, так и репродуктивного метода. Если же организовать поисковую деятельность и дети могут демонстрировать найденные ими варианты изображения, то показ своих находок детьми входит в структуру эвристического метода, так как в ситуацию поиска ставятся все дети, а показ - как бы публичная демонстрация одного из вариантов изображения.
19. Характеристика игровых приёмов руководства продуктивной деятельностью детей. То, что дети легко обучаются «играючи», заметили и доказали великий педагог К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е. Н. Водовозова. Психологи доказали, что психические процессы протекают наиболее успешно в игре. Воспитатель должен знать: - особенности игровых методов и приемов обучения, - их принципиальное отличие от других методов и приемов, - конкретные задачи использования игровых приемов на каждом занятии. Специфика игровых приемов обучения: - они направлены на решение дидактических задач; - должны обладать существенными признаками игры. Признаки игрового приема. 1. Игровая задача – это своеобразная формулировка, определение цели предстоящих игровых действий. Например, воспитатель говорит детям: «Построим мишке домик» или: «Позовем Петрушку в гости»; «Подумайте, как можно помочь зайчику перебраться через речку». 2. Игровые действия Так, чтобы помочь зайке перебраться через речку, дети делают лодочки (аппликация), «сажают» в них зайчиков, «плывут» по реке, «выбираются» на берег. Лодки с «кривыми парусами» могут перевернуться, в них «зайцы не хотят садиться». Дети «ремонтируют» такие лодки и т. п. В условиях игрового действия рождается мнимая (воображаемая) ситуация «как будто» Смысл действия соответствует реальному («Зажечь огни на елке...»), а операция, реализующая это действие, выполняется в соответствии с имеющимся материалом (мазки кистью и красками на бумаге). В этих условиях несовпадения смысла действия и значения конкретной операции и рождается воображаемая ситуация. Внешнее выражение действий (операций) может быть п редставлен о по-разному: моторным, практическим действием, воспроизводящим внешний рисунок продуктивного (имитируемого) действия (машет руками, как птица крыльями; двигает лепку по столу - движется корабль и т.п.); изобразительнымдействием (ритмичные движения кистью - мазки, изображающие снегопад); звукоподражанием (я - шофер, я везу зерно на элеватор... би-би-би).
Игровые приемы - это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.
Разрабатывая игровые приёмы, воспитатель должен учитывать следующее: 1. Содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам. 2. Опираться на игровой опыт детей (тематику, содержание детских игр, любимые игрушки и т.п. в конкретной группе). Наиболее эффективные игровые ситуации возможны со знакомыми, любимыми игрушками, так как с ними связано много переживаний, возникающих в естественных играх. Дети с интересом воспринимают знакомые персонажи в новых неожиданных ситуациях, предложенных взрослыми. 3. Способы игровых действий в большей степени определяются характером игрового материала, доступного детям. Так, с развитием детского воображения в игровых приемах можно использовать не только образные игрушки (объемные и плоскостные), но и предметы-заместители, а затем строить действие с воображаемыми предметами. Так, на одном занятии воспитатель радостно объявила: «Дети, к нам на занятие пришли матрешки». Один из детей скептически замечает: «И вовсе они не пришли. Вы их из шкафа достали!» Ребенок «не входит» в образ, в воображаемую ситуацию, это объясняется несформированностью игры. 4. Соответствие игровых действий логике и смыслу реальных жизненных ситуаций, особенностям поведения при этом человека, животных. Например, выглядит нелогичной ситуация, когда на занятие приходит мишка и приносит бочонок с лентами. Было бы правильнее и интереснее, если бы рисовать ленты предложили куклы, собираясь на праздник и надевая новые праздничные платья. Тогда детям были бы понятны их просьбы нарисовать ленты разноцветные, немятые, ровные, как будто утюгом выглаженные. Игровой прием будет тем интереснее и эффективнее, чем разнообразнее по содержанию игровые действия. Если же в игровых приемах используются игрушки (заместители), изображающие неодушевленные предметы, следует знать особенности их использования в реальных ситуациях. Хорошее знание воспитателем содержания отражаемых явлений, возможной логики развития событий является основой для игровой импровизации в условиях занятий. Например, малыши ритмичными мазками рисуют падающий снежок. Воспитатель, проходя мимо ребенка, робко работающего кистью, почти не останавливаясь, ласково говорит: «Ну, Димочка, подсыпь, подсыпь снежку, а то даже на санках покататься негде». Удивленный и обрадованный «ожившему» рисунку малыш не только «подсыпал» снега, но нарисовал дорожку, горку и метель. Опытный педагог быстро обыграл детский рисунок, «прокатив» по горке зайца. Зайчик «прыгал» по нарисованным сугробам, «отдыхал» на ровной снежной дорожке, а ребенок радовался своему рисунку. Такая легкость и свобода воспитателя в развитии игрового замысла позволяют ему успешно решать не только изобразительные задачи, но и развивать воображение, творчество детей, делают обучение радостным и интересным.
Воспитателю следует помнить, что игру на занятии он использует не ради развлечения, а с целью руководства художественной деятельностью, чтобы процесс обучения был радостным, способствовал развитию чувств, воображения, творчества. Поэтому игровые приемы обучения должны быть нацелены на решение конкретных задач занятия и соответствовать этим задачам. Все игровые приемы условно можно разделить на две большие группы:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|