Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика обследования в лепке




Порядок операций при обследовании предмета в основном повторяет их порядок в лепке.

При поиске способов обследования конкретного предмета пе­дагог должен идти от доступных детям способов изображения. Значит, педагог идет от анализа предмета и определения наиболее подходящего (удобного) для детей способа изображения к определению способа обследования. Когда продуманы способы и по­следовательность лепки, педагогу легко найти способы обследо­вания. У ребенка другой путь: сначала обследование, помогающее ребенку рассмотреть, а затем представить предмет, и лишь на этой основе - усвоение способа изображения. При этом создается представление не только о существенных признаках предмета, но и о последовательности лепки.

Зависимость обследования

От способа изображения (с натуры, по представлению)

При изображении с натуры предмет рассматривают в том ра­курсе, в котором будет выполняться изображение. При этом нужно фиксировать внимание дошкольников на ви­димых частях (при сохранении в целом структуры обследования).

При изображении по представлению важно, чтобы дети могли «увидеть» не только основные формы предмета, строения, но и возможные их варианты.

Для этого можно подобрать и обследо­вать с дошкольниками не один, а несколько предметов, фиксируя внимание на вариативности (разные яблоки, разные виды грузо­вых машин и т.д.). Н.П.Сакулина обращает внимание педагогов на необходимость подбора для обследования натуральных пред­метов (овощи, фрукты, цветы, веточки и т.п.).

Обследование игрушек, скульптур, изображающих животных, птиц, нужно проводить только после наблюдения их в живой природе, если это возможно. Важно, чтобы дети представляли образ «живым», выразительным, не статичным.

Обследование по возможности следует проводить после наблю­дений или «вкрапливать» в наблюдения. Тогда любая «неживая» натура (игрушки, овощи, фрукты и т.п.) «оживает». Как мы уже отмечали, обследование можно сочетать с художественным сло­вом, если оно обостряет восприятие и чувства. Иногда музыка, служащая эмоциональным фоном обследования (например, цве­тущей ветки вишни, сирени), обостряет восприятие и чувство. Педагог должен подойти к этому творчески.

 

Итак, метод обследования один из ведущих в обучении детей изобразительной деятельности и в раз­витии ребенка.

Данный метод может быть представлен в структу­ре любого общедидактического метода.

Если обследование ведет в основном педагог (что чаще всего бывает в младшей группе), который дает детям готовую информацию – обследование можно отнести к информационно-рецептивному методу.

Однако обследование чаще всего выглядит как репродуктивный метод, так как активизируется опыт детей, их знания, которые они применяют при рас­смотрении того или иного предмета (например, знание сенсорных эталонов форм, цвета и т.п.).

Если в процессе обследования детей ставят в ситуацию сравнения нового предмета с подобным, под­водят к переносу знаний и умений на восприятие этого нового предмета, то можно говорить об обследовании как о репродуктивно-вариативном методе.

Педагог может предложить детям самостоятельно рассмотреть какой-либо предмет. Напри­мер, в группе дошкольники все вместе рассматривали кошку, бе­резу и т.п. Им предлагают рассмотреть кошку дома, а потом рас­сказать, чем она отличается от той, которую видели в группе. Это обследование по характеру познавательной деятельности близко к эвристическому (частично поисковому).

Самым старшим детям можно предложить (в течение какого-то времени) самостоятельно рассматривать машины (или дома, деревья), с тем чтобы на пред­стоящем занятии по рисованию нарисовать новую марку машины (необыкновенный дом, чудо-дерево и т.п.). Такой метод обследования можно отнести к исследовательским методам, где познава­тельная задача решается самостоятельно, а результат ее решения в процессе переработки впечатлений будет представлен в виде нового образа.

 

 

 

22. Теоретические и методические основы организации и проведения развлечений с художественными материалами.

РАЗВЛЕЧЕНИЕ - такая форма организации досуга, которая предполагает использование различных игр, забав, аттракционов с целью получить или доставить удовольствие, отвлечься от повседневных забот и проблем.

Исходя из возрастных особенностей детей и специфики развития различных видов деятельности, развлечение можно определить как особую форму организации досуга с целью доставить детям удовольствие, обобщить и закрепить полученные ранее знания, умения и навыки.

Традиционно выделяют 6 видов развлечений:

1) музыкально-литературные концерты,

2) инсценировки,

3) зрелища,

4) спортивные развлечения,

5) концерты детской художественной самодеятельности,

6) развлечения с карандашами и красками.

Развлечения с карандашами и красками являются малоиспользуемой формой организации досуга. Вероятно, это связано с тем, что взрослые плохо представляют возможности применения изобразительных материалов вне занятий по изобразительной деятельности. А между тем этот процесс доставляет детям огромное удовольствие и позволяет активизировать мышление, память, воображение.

Вопрос

Развлечения с карандашами и красками способствуют укреплению дружеских взаимоотношений внутри группы, семьи; расширению знаний об окружающем, развитию творческой инициативы и эстетического вкуса.

Можно выделить следующие развлечения с карандашами и красками:

- развлечение-путешествие,

- развлечение-приключение,

- развлечение-соревнование,

- развлечение-шутка,

- интегрированное развлечение.

Развлечение-путешествие предполагает единый сюжет, в котором реализации замысла происходит в ходе воображаемого путешествия, например, "Морское путешествие", "Африканские картинки", "Путешествие по страницам сказок", "Путешествие в машине времени".

По ходу развлечения-приключения происходит какой-то нечаянный случай, неординарное событие. Например, "Случай в лесу", "Удивительные приключения барона Мюнхаузена", "Случай на охоте", "Приключение котёнка по имени ГАВ", "Новогодние приключения".

В развлечении-соревновании детям предлагаются разнообразные конкурсы, в процессе которых определяется победитель. Сюда можно отнести, например, задание рассмотреть репродукцию картины, выделить цвета и получить подобные путём смешивания красок. Побеждает тот, кто больше увидит, назовёт и получит оттенков. Может быть предложено задание изобразить различные движения птиц в различных положениях (птица сидит, летит вверх, вниз; клюёт, пьёт, поёт и т.п.)

Развлечения-шутки предлагают различные нестандартные задания. К ним могут быть отнесены "Прыгающие художники", рисование, лепка, вырезание с закрытыми глазами, рисование спичками и т.п.

Интегрированные развлечения предполагают использование самых разных заданий, например, элементы путешествия, приключения, соревнования, соревнования с приключениями и шутками, а также другие виды деятельности: подвижные игры, музыку, пение и т.п.

Вопрос

Следует обратить особое внимание на то, что развлечение с карандашами и красками не предполагает большое количество участников. Достаточно 3-20 человек. Содержание и материалы для развлечения готовят взрослые. Иногда активными участниками развлечений являются дети, иногда - сами взрослые.

Местом проведения развлечения может стать любая подходящая площадка: зал, веранда, участок, а также всё пространство детского сада. Выбор площадки зависит от содержания сценария и количества участников.

Успешность проведения развлечения обеспечит хорошо организованная предварительная работа:

Она включает:

· разработку сценария,

· подбор материалов и оборудования,

· оформление выбранного для проведения мероприятия места.

При выборе темы развлечения необходимо учитывать следующее:

· содержание должно быть интересно и доступно детям,

· предлагаемые изобразительные материалы должны быть знакомы участникам развлечения,

· способы изображения, которые будут использоваться по ходу действия, должны быть освоены ими,

· если предлагается новый материал, то нужно быть уверенными, что детьми освоены элементарные навыки творческой деятельности (творческие задания - Ветлугина Н.А.).

СЦЕНАРИЙ - это детальная литературно-художественная разработка культурно-деловой программы (Л. С. Жаркова).

Работа над сценарием включает несколько этапов:

1) рождение замысла;

2) определение идеи сценария;

3) отбор литературно - художественного, игрового, художественно-спортивного и др. материала;

4) компоновку отобранного материала в соответствии с замыслом и идеей;

5) определение художественно-выразительных средств.

При составлении сценария необходимо учитывать возраст ребёнка, его интересы, особенности характера, количество приглашенных, условия проведения праздника, развлечения и др.

Сценарии могут быть односюжетными и бессюжетными.

В односюжетном все эпизоды объединены одним содержанием (Н: "Необыкновенное приключение", "Мамин котёночек", "Если в дом пришёл робот...", и т. п. - см. приложение).

Бессюжетные сценарии составляются из отдельных игр, развлечений, конкурсов, не соединённых единым содержанием.

Работа над содержанием сценария начинается с появления замысла, в основе которого может лежать наблюдение за ребёнком, определение области его интересов, прочитанная книга, телепередача и т.п. Н: выбор
содержания для сценария "Мамин котёночек" был обусловлен 3 причинами:

во-первых, ребёнок очень любит кошек;

во-вторых, ребёнку незадолго до этого прочитали сказку В. Сутеева "Кто сказал "мяу? "; в - третьих, малыш с удовольствием имитирует мяуканье кошки. Основная идея развлечения по этому сценарию заключалась в стремлении ещё раз показать ребёнку, что он любим. Вместе с тем сказка даёт ещё и хороший познавательный материал для ребёнка 2-3 лет: демонстрация условий жизни животных и насекомых, уточнение их голосовых реакций и это всё позволяет ребёнку самому стать участником этих событий.

Определив сюжетную линию и идею сценария в общих чертах, можно переходить к подготовке игрового материала. Для сценария "Мамин котёночек" были отобраны игры, задания, развлечения, в которых так или иначе присутствовали кошки: просмотр мультфильма "Кошкин дом"; кукольное представление по сказке "Кто сказал "мяу"?"; изготовление простейших игрушечных кошек из полосок бумаги и пр.

Затем отобранные игры и забавы необходимо выстроить в соответствии с логикой сюжета. При этом важно учитывать следующее.

I. Сценарий должен иметь завязку, кульминацию и развязку.

2. Эмоциональный "пик" сценария должен приходиться на вторую половину действия.

3. Эмоционально и двигательно насыщенные эпизоды следует чередовать со спокойными и расслабляющими.

4. В сценарии необходимо предусмотреть достаточное количество времени для самостоятельных игр и развлечений детей.

Эти требования относятся как к сюжетным, так и бессюжетным сценариям.

Отбирая МАТЕРИАЛЫ и ОБОРУДОВАНИЕ, необходимо учитывать и продумывать рациональное их размещение. При этом следует учитывать последовательность действий, предусмотренных содержанием сценария, свойства изобразительных материалов, их выразительные возможности; размеры помещения, в котором будет проводиться развлечение.

Оформление площадки для развлечения должно соответствовать содержанию досуга, помогать созданию радостного настроения, способствовать развитию сюжета.

Первые 2-3 развлечения организуют и проводят взрослые. Но в процессе подготовки целесообразно включать старших ребят. С целью - научить самостоятельно организовывать игры с карандашами и красками. Чтобы стимулировать потребность в самостоятельности и активности, взрослые могут предложить детям 10-15 лет провести развлечения в других семьях, аналогично тому, которое было проведено с ними.

Лучше всего развлечения проводить во вторую половину дня. В это время все собираются вместе, следовательно, не нужны специальные приёмы, направленные на организацию детей.

Интересно проведённое развлечение позволит оставить у детей яркие впечатления и доставит им огромное удовольствие.

Сценарии некоторых из вечеров-развлечений представлены в приложении.

 

 

23. Содержание и методы руководства рисованием дошкольников.

Рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительной деятельности и включает три вида: предметное, сюжетно-тематическое и декоративное.

Каждому из них свойственны специфические задачи, которые определяют программный материал и содержание работы.

Основная задача обучения рисованию – помочь детям познать окружающую действительность, развивать у них наблюдательность, воспитывать чувство прекрасного и обучить приёмам изображения. Одновременно осуществляется задача формирования творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными изобразительными средствами.

Предметное рисование в работе с дошкольниками направлено на освоение основных способов изображения (формы, строения, цве­та), техники рисования.

Грамотное, реалистическое изображение предмета в рисунке предполагает передачу характерной формы и деталей, пропорционального соотношения частей, перспективных изменений, объёма, движения, цвета.

Исследования психологов показали, что в восприятии предмета основным определяющим признаком является форма, которая помогает ребёнку выделять один предмет среди других. Ошибки в изображении формы объясняются неумением правильно аналитически воспринимать предмет. Изобразительные умения у ребёнка ещё несовершенны, перед ним стоят и изобразительные трудности.

Дошкольник не может представить весь предмет целиком: в соотношении всех его частей. Для него проще рисовать предмет последовательно, часть за частью. Такой способ облегчает работу ребёнка – закончив одну часть, он вспоминает или видит на натуре, какая следует дальше, и пририсовывает её. Постепенно необходимо научить детей начинать рисунок от общего наброска, так как в работе по частям есть своя сложность, затрудняющая передачу правильной формы – выделение главных и второстепенных частей, их пропорциональных соотношений и расположение в пространстве.

Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов для всех возрастных групп являются следующие:

Ø Формировать у детей познавательный интерес к миру пред­метов, способность замечать и эмоционально откликаться на их эстетическое своеобра­зие.

Ø Вызывать у дошкольников желание выразить в рисунке свое отношение к предметам; желание поделиться своими чувствами с детьми и взрослыми.

Ø Побуждать детей к принятию и самостоятельной постановке соответствующих тем изображения.

Ø Формировать у дошкольников обобщенные представления об изображаемых предметах.

Ø Формировать у детей обобщенные способы изображения предметов одного типа, умения передавать: форму; строение предмета; пропорциональные отношения частей в предмете; развивать при этом чувство формы, цвета, ритма, композиции.

Ø Развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.

Ø Развивать у детей предварительные действия замысливания, текущего и итогового контроля, оценки работы.

Ø Стимулировать самостоятельность и творчество в замысливании образа, поиске способов его воплощения.

Эти задачи раскрываются и конкретизируются в программном материале каждой возрастной группы.

Освоение изобразительных умений начинается с 1 младшей группы.

В первой младшей группе одной из главных задач является фор­мирование интереса к этой деятельности. Начинается работа с проведения прямых, вертикальных и горизонтальных линий сначала при дорисовывании рисунка, начатого воспитателем (ниточки к шарам, палочки к флажкам, стебельки к цветам). Воспитатель подводит их к изображению предметов округлой формы.

Во второй младшей группе дети начинают изображать знако­мые, интересные для них предметы, явления. Дети самостоятельно проводят линии в указанных направлениях на основе восприятия различных предметов (ленточки, дорожки, ленточки). С этого возраста дети усваивают способы изображения предметов округлой и прямо­угольной форм. Эти действия требуют координации движения руки и глаз (необходимо замкнуть линии, остановиться в нужном месте и изменить направление движения, создавая угол). В связи с этим подобрана и тематика занятий: рисование флажков, кубиков, окон и др.

Обобщение изображаемых предметов идет по признаку формы.

В средней группе учатся изображать овальные и треугольные предметы. У дошкольников формируется умение передавать строение предметов. Дети продолжают осваи­вать цвет как средство выразительности. Детей учат обследовать предметы, последовательно выделяя в них отдельные части и устанавливая соотношение меж­ду ними (цвет, форму, величину, пространственное расположение частей). Детей подводят к созданию выразительного образа путем варьирования способов изображения (изображение предметов одной формы, но разной величины, цвета, с передачей выразительных деталей). Сложным является рисование человека.

В старшем возрасте детей подводят к передаче индивидуальных осо­бенностей предметов. Дошкольники передают несложные движе­ния человеческой фигуры, изменяя положение рук и ног (Петруш­ка пляшет, делаем гимнастику), движения животных. Совершен­ствуется техника изображения. Дети легко и уверенно проводят концом кисти прямые, изогнутые, волнистые линии, круги, дуги, точки и т.п.

Дети учатся изображать предме­ты одной формы, но разных пропорций, передавая отличие от обобщенной геометрической формы, обогащая изображение вы­разительными деталями (одежда Петрушки, Красной Шапочки; черты лица: длинный нос у Буратино, борода у Деда Мороза). На основе имеющихся представлений о реальных предметах дети рисуют сказочных героев (Жар-птицу, Конька-Горбунка, Морозко, Бабу Ягу), что способствует развитию творчества.

При определении тем изображения педагогу следует руководствоваться следующими принципами:

  1. Учет эмоционально-интеллек­туального опыта, который складывается у детей в процессе их жизни и деятельности в детском саду и в семье. Опыт дошкольни­ков формируется в процессе освоения мира природы, рукотвор­ных вещей, в том числе искусства.
  2. Формирование обобщенных способов изображения, пригодных для воплощения образов целой группы сходных по внешнему виду, форме и строению предметов, т.е. типичных.

Нина Павловна Сакулина предложила все предметы, которые изображает ребенок, разделить на большие типовые группы: растения (овощи, фрукты, деревья и т.п.), животные (рыбы, птицы, четвероногие), человек, транспорт, здания. Все конкретные предметы, входящие в ту или иную группу, сходны между собой по внешнему виду, так как имеют общее назначение или условия жизни. Внешнее сходство предметов одной группы определяет и сходство в способах изо­бражения. Было предложено обучение детей изображению по циклам. Сначала происходит ознакомление с «предметом-эталоном» - первым из той или иной группы, затем происходит определение особенностей внешних свойств следующе­го предмета в сравнении с предыдущим этой же группы, которые дети уже изображали. У дошкольников формируется обобщенное представление, а позднее и обобщённые способы изображения, которые дети самостоятельно на другие подобные предметы.

  1. Учет по­следовательности освоения изобразительных умений и навыков. При отборе тем и ознаком­лении с соответствующими предметами для изодеятельности важны те особенности, что выявляют внешние при­знаки предмета и могут быть переданы детьми в рисунке.
  2. Учет необходимости повторения сходных тем при одновременном ус­ложнении характера познавательной деятельности детей в на­правлении повышения их самостоятельности и все большей акти­визации творчества в процессе познания, а затем и в процессе об­разного отражения впечатлений. Это выражается в повторении одной темы, но в разных вариантах («Рыбки в аквариуме», «Пустим красивых рыбок в озеро»); в подборе разных тем изображения, но сходных по внешним призна­кам, а значит, и способам изображения предметов (огурцы, кабач­ки, овальные бусинки на нитке; цыплята, утята, воробьи и т. п.).
  3. Учет сезонных явлений, местного окруже­ния - природного и социального, социальных явлений, кален­дарных дат и т.п.
  4. Учет индивидуального эмо­ционально-интеллектуального опыта детей.

Программа последовательного освоения изобразительных умений и деятельности на предметном содержа­нии решается на занятиях разного типа.

Все методы обучения направлены на постепенное изменение характера познавательной деятельности: от подачи и усвоения детьми «готовой» информа­ции с помощью информационно-рецептивного метода к органи­зации репродуктивной деятельности разного уровня, направлен­ной на вариативное применение знаний и умений, а затем все бо­лее эвристической, поисковой деятельности в решении задачи.

В основе системы методов, применяемых в предметном рисо­вании, находится метод неоднократного наблюдения предметов.

Наблюдение за предметами в естественной обстановке (не толь­ко за объектами природы, но и наблюдение рукотворных вещей) позволяет сформировать у ребят «живые» представления. Живая натура в ее естественном проявлении - залог соз­дания детьми выразительного образа.

Другим важнейшим мето­дом является обследование. При обучении предметному рисова­нию (лепке, аппликации) процесс обследования крайне важен, так как он служит основой осмысленного восприятия детьми пока­занного педагогом способа изображения. Содержание и последовательность обследования совпадают с содержанием и последовательностью изображения.У детей фор­мируется «изобразительное представление».

Например, в младшей группе при показе педагогом способа изображения предмета (например, круглой формы) воспитатель говорит: «Карандаш «бежит», как пальчик по колечку бежал, ни­где не останавливается. Круглое колечко рисует». Тем самым пе­дагог устанавливает связь между способом действия и обследова­нием, обследующим жестом.

В средних, старших группах педагог при планировании последовательности изображения, состоящего из нескольких частей предмета, напоминает дошкольникам о том, что рисовать надо в той последовательности, в которой рассматри­вали предмет: сначала самую крупную часть, затем другие крупные части и т.д. К семи годам дети постепенно осваивают правило: что­бы хорошо нарисовать, надо хорошо рассмотреть.

Полный показ способа изображения, способа действия выпол­няется педагогом в тех случаях, когда дети знакомятся с ним впервые. По мере освоения дошкольниками способов изображения детей целесообразно привлекать к показу-напоминанию уже известных способов.

Образец (работу воспитате­ля, выполненную заранее и предлагаемую детям для подражания) в предметном рисовании использовать не реко­мендуется.

Готовый графиче­ский образ, предложенный воспитателем, - очень сильный раздра­житель. Этот метод как бы блокирует информацию, полученную детьми другими путями. Результат получается быстрый и качественный, почти все дети усваивают способ изображения, но проявление творчества и самостоятельности здесь нет.

Кроме вышеназванных методов и приемов в руководстве предметным рисованием следует как можно шире применять игро­вые приемы обучения. Музыка, художественное слово, элементы сказок, потешки, загадки позволяют интересно предложить тему, вызвать у ребенка соответствующие чувства, «разбудить» вооб­ражение, обострить восприятие, повысить его интерес к процессу и результату деятельности.

Решение задач предметного рисования продолжается в сюжетно-тематическом рисовании.

Содержанием сюжетно-тематического рисования является какой-либо сюжет или пейзаж. Основная цель сюжетного рисования - научить ребёнка передавать свои впечатления от окружающей действительности. Ребёнок изображает предметы, расположенные в пространстве, в их взаимосвязях и отношениях. Установление этих связей происходит постепенно. Поэтому сюжетное рисование вводится в средней группе.

Детям должны быть известны приёмы изображения предметов, являющихся главными действующими героями сюжета.

В сюжетном рисовании важно уметь правильно передать пропорциональные соотношения между предметами. При изображении сюжета надо показать не только разницу в их размерах, существующую между ними в жизни, но и увеличение или уменьшение предметов в связи с их расположением в пространстве. Решение этих задач является сложным для дошкольника, потому что у него мал опыт и недостаточно сформированы изобразительные навыки и умения.

По содержанию замысла детский рисунок с двух лет является сюжет­ным. Но сюжет вы­ражается не в рисунке, а по поводу рисунка, около рисунка.

Е.А.Флерина указала «слабости» детского сюжетного рисунка.

Для ребёнка характерно «фризовое» построе­ние рисунка. На полосе-линии, изображающей землю, он ставит предметы в ряд.

Представляя себя участником изображаемых событий, дошколь­ник иногда смотрит на рисунок как бы изнутри и рисует предме­ты, которые далеко от него более мелко внизу листа. Это явление «обратной перспективы».

Испытывает трудности изображения пространственных отношений в рисунке (не понимает линии горизонта). Наблюдается искаже­ние пропорциональных отношений при изображении частей пред­мета (у человека слишком длинные руки или ноги, туловище - прямоугольное, широкое или слишком узкое и т.п.); искажение при передаче относительной величины предметов (цветок выше дома, человек выше большого дерева и т.п.). Испытывает трудности в передаче действия, движения, динамики.

Учитывая все сложности выполнения сюжетного рисунка ребен­ком, понимая их причины, можно помочь дошкольнику преодолеть многие трудности.

Основная задача в сюжетно-тематическом рисовании заключается в обучении детей некоторым доступным способам изображения сюжетного образа:

Ø приёмам создания простейших композиций, т.е. расположению изображений на плоскости листа, сначала на всем листе, ритмично повторяя изображение одних и тех же предметов с незначительными дополнениями (цветы на лугу, божьи коровки на
листке) - в младшей и средней группе; стимулируя и поощряя изо­бражение одного предмета в разных вариантах, тем самым осваи­вая способы изображения предмета на вариативном уровне – в средней группе; располагая изображения на широкой полосе листа, обозначающей землю, небо, намечая линию горизонта, размещая изображение тех предметов, что ближе - внизу листа, дальше - на­верху; варьируя расположение изображений на листе (или на более широкой, или более узкой полосе, в зависимости от замысла), т.е. подводить детей к осознанному выбору и построению композиций, изображать при этом предметы ближних планов более крупно, дальних - меньшего размера - в старших группах.

Ø Изображению в рисунке главного (средняя, старшие группы);

Ø передаче в рисунке отношений по величине, взаим­ному расположению в пространстве (старшие группы);

Ø передаче действия через изображение движения, динамики, поз, деталей (со средней, но в основном в старших группах)

В средней группе детей учат изображать 2-3 предмета, связанных между собой и по смыслу. Учат располагать несколько предметов на одной линии, изображающей пространство, рядом друг с другом или на всём листе без обозначения линией земли и неба. Темы, предлагаемые детям, несложны:

дом,около него растёт дерево, стоит скамейка;

дом или дерево, рядом гуляет девочка;

трава, растут цветы, светит солнышко, по траве гуляют цыплята.

Дети знакомятся и с другим приёмом композиции - расположением предметов на всём листе (цветы на лугу, рыбки плавают в аквариуме, жучки в травке).

По ведущим задачам обуче­ния это рисование предметное, а по результату - сюжетное.

Содержание сюжетных рисунков детей 5-6 лет значительно обогащается, дети включают в свои композиции не только предметы, но и окружающую остановку. Тематика занятий определяется впечатлениями, которые ребёнок получает от наблюдения окружающей действительности. Детей учат рисовать на всём листе, проводя линию горизонта.

Детей 6-7 лет учат передавать на листе широкие пространства земли и неба, расположение предметов: близких – внизу листа и удалённых – вверху (без изменения размеров). Учат изменению формы предметов вы связи с их действиями в сюжете (поворот туловища, наклон, бег). Дети передают сюжеты на темы литературных и музыкальных произведений (по сказкам «Морозко», «Два жадных медвежонка», «Колобок», «Гуси-лебеди»), рисуют на темы окружающей природы и действительности.

Исходя из задач руководства сюжетным рисовани­ем, учитывая трудности его освоения этого вида деятельности методика работы с детьми должна строиться в двух направлениях:

1. Обогащение детей яркими впечатлениями об окружающем мире: социальных и природных явлениях.

2. Помощь детям в осмыслении средств графического изобра­жения сюжета, в установлении связи между представлениями и способами изображения (занятия по сюжетному рисованию).

Предлагается последовательность работы по сюжетному рисованию.

1. Определение темы изображения педаго­гом (желательно вместе с детьми).

2. Этап специальной подго­товки к занятию. Цель: расширить и уточнить представления детей. Здесь можно использовать чтение, беседы, рассматривание иллюстраций и т.п.

В основе всех методов - специально организованные наблюде­ния, предваряемые, сопровождаемые и закрепляемые беседой. В процессе наблюдения целесообразно использо­вать игровые приемы: видоискатель, «фотоаппарат», полезны игры-сравнения «На что похоже?» (облака); придумывание загадок про наблюдаемое и др. После наблюдения, а затем параллельно с ним полезно рас­сматривать подлинники и репродукции известных картин, в ко­торых отражены подобные явления (Левитан «Золотая осень», Герасимов «Пчелы звенят», Саврасов «Грачи прилетели» и т.п.). Лучше осознаются изобразительно-выразительные средства.

Л.А.Раева выделила приёмы для установления связи между представлением пространства и способами его передачи в рисунке.

1. С младшего возраста следует формулировать темы рисунков как сюжетные («цветы растут на поляне»). Предлагая детям цветной лист бумаги, надо сразу гово­рить: «Это зеленая лужайка. Нарисуем на ней цветы (цыплят, жу­ков и т.п.)» или «Голубой лист - небо, нарисуем на нем облака» и т.п. Такие приемы помогают учить ребят располагать изображе­ние на всей плоскости листа.

2. Предварительное планирование на листе места расположения отдельных изображений (применяется в момент наблюдения и в пер­вой части занятия, в беседе при формировании замысла). В старших группах целесообразно на листе бумаги спланиро­вать будущий рисунок — расположение отдельных изображений.

3. Выделение главного в рисунке. Осознав главное, основное в теме, ребенок ставит на первое место изображение основного действия. В неко­торых случаях (где это возможно) с него и начинает свой рисунок. Ребенок в центре листа изображает основных персо­нажей, основное действие, заполняя в дальнейшем рисунок второ­степенными деталями.

Помочь ребенку выделить главное может беседа во вводной части занятия (с помощью вопросов выясняется, что будут рисовать дети).

Во время анализа детских работ необходимо отмечать качественную сторону рисунков, начиная со средней группы, в соответствии с поставленными программными задачами.

Не менее важное значение на развитие личности ребёнка оказывает декоративно-прикладное искусство. По утверждению Сакулиной Н. П., Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, у них возникает стремление научиться самим создавать прекрасное.

Декоративное рисование – деятельность по мотивам народного и декоративно-прикладного искусства.

Перед педагогом ставятся общие задачи:

Ø Формирование у детей интереса к предметам народного искусства; понимания его особенностей; желания знать искусство местного края, различать стили наиболее известных видов декоративной живописи.

Ø Формирование у детей желания заниматься подобной деятельностью по предложению взрослых и по собственной инициативе.

Ø Формирование обобщенных знаний и соответствующих изо­бразительных умений:

-освоение детьми характерных элементов, колорита, компози­ций, узоров той или иной росписи;

-умений создавать выразитель­ные узоры на бумаге разного формата и на объемных предметах;

-воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

Ø Воспитание активности, самостоятельности, инициативы и творчества при создании выразительных узоров (в поиске, выборе элементов, колорита, композиций).

Эти общие задачи могут быть конкретизированы по возрастным группам.

Декоративное рисование вводится со средней группы.

В программе применительно к средней группе достаточно чётко определены элементы, которые дети могут освоить (мазки, точки, прямые линии, кольца, круги - это преимущественно дымковская роспись). Роспись объемной игрушки пока недоступна детям.

В этом возрасте дети только начинают овладевать приемами построения узора на бумаге основных форм: полосе, квадрате, круге. Узоры на этих формах можно рисовать из элементов филимоновской и дым­ковской росписи.

В следующих возрастных группах (старшей, подготовитель­ной) идет дальнейшая работа по освоению детьми декоративной художественной деятельности.

В старшей группе – дети осваивают элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); гжельскую роспись (цве­ты, листья, травка, усики, завитки, оживки). Учатся создавать узоры на листах в форме овала, треугольника, розетты; в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.), в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка, поло­тенце); бумажных силуэтах народных игрушек.

В подготовительной – хохломская, жостовская, мезенская роспись и др. Создают композиции на листах бумаги разной формы (включая многоугольные), силуэтах предметов и игрушек; расписывают вылепленные из глины или из папье-маше предметы и игрушки.

Исходя из поставленных задач, методику работы с детьми следует вести одновременно в двух направлениях:

1.Общевоспитательная работа по материалам народного декоративного искусства: экскурсия на соответствующее производство, выставка изделий народных мастеров в дошкольном учреждении, просмотр фильмов, диафильмов, художественных альбомов, открыток на соответствующие темы. Чтение литературы или рассказ, раскрывающий в доступной форме историю промысла, будет полезен старшим детям. После накопления знаний надо привести беседу обобщающего характера.

2. Специальное обучение детей соответствующей деятельности на занятиях. Необходимо разработать цикл занятий, направленных на обучение детей способам создания узора по мотивам одного или другого вида росписи.

В системе работы используется сочетание разных типов занятий.

Взаимосвязь с общевоспитательной работой не исключает, а предполагает включение в нее, непосредственно до занятий (за день-два) целенаправленной предварительной работы с детьми.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...