Сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр.
Выражаются в 2 типах. Дети и воспитатель действуют одновременно в том и другом случае и как сценаристы, и как режиссеры, и как актеры. А) развертываются по поводу игрушек, каких-либо предметов, бросового материала и других объемных или плоскостных предметов. - Прием обыгрывания предметов или игрушек (объемных и плоскостных), картин-панорам, природного, бросового материала, изобразительного материала. Например, в младшей группе перед детьми инсценируется сюжетно-игровая ситуация: петушок гуляет по полянке, щиплет травку, ищет червячков и часто оглядывается, приговаривая: «Ой, боюсь!» (Воспитатель обыгрывает игрушку, имитируя движения, комментируя их.) Затем педагог обращается к детям: - Кого же так боится петушок? Давайте с Петей поздороваемся и спросим. - Здравствуй, Петя-петушок, золотой гребешок! - Кудах-тах-тах! Ку-ка-ре-ку! - закричал испуганно петух. - Ой, как вы меня напугали. - Кого ты так боишься, петушок? - Разве вы не знаете, что неподалеку ходит-бродит лиса-плутовка? Очень любит она курятину. Хочется мне погулять, да боюсь, тихо-тихо подкрадется рыжая и цап-царап унесет меня лиса за темные леса, за высокие горы... - Дети, как же нам помочь петушку? Воспитатель предлагает нарисовать для него высокую лесенку. Петушок обрадовался. - Заберусь я высоко-высоко по лесенке. Высоко сижу, далеко гляжу, не идет ли лиса, Лиса Патрикеевна. В процессе использования этого приема воспитатель ставит перед детьми игровые задачи, побуждает к их принятию и к самостоятельной постановке. («Кого петушок боится? Как ему помочь?») Игровые действия могут быть самыми разнообразными по содержанию и способу исполнения: узнать, что случилось (беседа, диалог); пожалеть, погладить, «посыпать зернышек» (жест); петушок бегает по полянке (имитация движения с игрушкой).
Например, на занятии в подготовительной группе появился Буратино-путешественник, веселый и озорной. Оказывается, он заблудился в городе, где живут дети, и ничего не успел увидеть, но слышал, какой это красивый и интересный город. Ему уже пора уезжать, и он огорчен тем, что ничего не увидел. Воспитатель советуется с детьми, просит подумать, как можно быстро, на одном занятии показать Буратино город. Дети рисуют для него самые интересные и любимые места в городе. А потом они вместе с Буратино путешествуют по нарисованному городу. Этот прием используется непосредственно перед началом занятия или в первой его части в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка (лепки, аппликации). Обыгрывание игрушек (предметов) помогает привлечь внимание к изображаемым предметам; мотивировать, обосновать задание, заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения; рассмотреть, обследовать изображаемый предмет. Б) развертываются по поводу рисунка (рисованное изображение более условно, и возможности активного действия с ним более ограниченны). - обыгрывание готового (уже выполненного) изображения; Прием применяется по окончании рисования (лепки). Полученное изображение используется при этом как своеобразный игровой предмет. Малышам будет полезно наблюдать, как на травке, нарисованной ими, появляется зайчик-побегайчик, как он бегает по травке, пробует самую сочную, зеленую, густую; огорчается, если трава негустая (дождик не полил, плохо выросла); прячется в травке и т.п. Маленькие дети с удовольствием обыгрывают свои рисунки после занятия, используя мелкие игрушки. Самые старшие дети могут «путешествовать» на волшебном корабле, перемещаясь в разные времена года (в зимний денек, затем в летний) и даже на другие планеты. Специально организованное обыгрывание детских работ позволяет педагогу живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку.
- обыгрывание незаконченного (еще только создаваемого) изображения. Его можно назвать сюжетно-изобразительной игрой. Этот прием направлен на руководство процессом изображения, и потому он как бы сопровождает его. Воспитатель ставит следующие задачи: игровой анализ создаваемого образа, дальнейшее развитие замысла детей, стимулирование изобразительного способа его воплощения. Так, воспитатель, увидев нарисованную девочку в длинной шубке, спрашивает ее: «Ты не замерзла без шапки?», тем самым неназойливо подсказывая малоинициативному ребенку возможность развития замысла и выполнения более выразительного рисунка. Разглядывая цыпленка, которого лепит ребенок, воспитатель жестом изображает, как сыплются зернышки, приговаривая при этом: «Цып-цып-цып» и удивляется, почему цыпленок не клюет. Наконец, вместе с ребенком догадываются: трудно клевать - клюв тупой. Вместе они думают, что же надо сделать. Только успели исправить ошибку, как цыпленок начал весело клевать, даже нечаянно клюнул воспитателя в палец. Детей смешит эта ситуация, и, конечно, никто из них не забудет применить правильный прием лепки.
В зависимости от сложности создаваемого изображения различаются игровое упражнение, сюжетная игра с предметным изображением, изобразительно-игровое инсценирование сюжета, в том случае, если обыгрываемое изображение простое, состоит из одной части, оно выполняется посредством одного и того же повторяющегося изобразительно-игрового действия, игрового упражнения («скачет зайчик»). Принятие детьми игрового упражнения обусловлено интересом к содержанию отражаемого действия а также к ритмическим повторам движений. Учитывая интерес ребенка к содержанию действия, склонность к его повторению, с одной стороны, и совпадение игрового и изобразительного действия - с другой, данный прием можно использовать для упражнения детей в отдельных изобразительных действиях с целью формирования изобразительных навыков. Например, дети «нашивают» на платье бусинки, круглые и овальные; «кладут» на тарелку огурцы, большие и маленькие; «собирают» (рисуют) рассыпавшиеся колечки, «застегивают» пуговки на платье и блузке.
В игровых упражнениях внешний рисунок изобразительно-игрового действия по ритму, направленности нередко совпадает с рисунком продуктивного (изображаемого) действия: падает снег (дождь), скачет зайчик, текут ручьи и т.п. Иногда прямое совпадение рисунка действия отсутствует, но сходен результат (упражнение в регуляции силы нажима на карандаш «зреет вишня»; ребенок закрашивает несколько вишен, постепенно усиливая нажим и передавая все более насыщенный цвет). Например, ребенок тепло «одевает» Машеньку в зимнюю одежду, чтобы она в лес за елочкой сходила. Рисуя, он как будто бы одевает девочку: надевает ей шапку, варежки, застегивает пуговицы и т.п. Например, дети, рисуя на тему «Парк», «сажают» деревья, цветы, «прокладывают» дорожки; в парке «растет» трава, туда «прилетают» птицы. Ребенок ставит новые игровые задачи, решая их изобразительным способом (надену девочке варежки, шапку).
2. Сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых. Детям предлагается роль художников, фотографов, гончаров, строителей, продавцов, покупателей; младшим детям - роль зайчиков, медведей и т.д., Например, дети-художники подготовительной группы могут рисовать афиши по сказке или разным сказкам. Самые красивые и выразительные афиши потом можно использовать для оформления игр-драматизаций, кукольного театра. Ребятам можно предложить нарисовать украшенные узором силуэты блузок, юбок, платьев, а потом организовать их «продажу» в магазине «Одежда».
Вывод: Все вышеизложенные приемы сочетают в себе основные признаки игры и своеобразие детской изобразительной деятельности. Вследствие этого они близки и понятны детям, не нарушают естественности изобразительного процесса. В реальном процессе обучения используются в различных сочетаниях все виды игровых приемов. 20.Сущность метода наблюдения в организации продуктивной деятельности детей. Наблюдение - ведущий наглядный метод обучения, в процессе которого формируется представление ребенка об изображаемом предмете, явлении, которое служит основой для последующего изображения. Большой вклад в его разработку внесли Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Л.А.Раева.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|