I. Феномен УО.. II. Характеристика особых образовательных потребностей.
I. Феномен УО. Определение. Умственно отсталым, называют такого ребенка, у которого стойко нарушенапознавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретенного). (Рубинштейн С. Я. ) Формы УО: олигофрения, деменция, слабоумие. · Олигофрения (Э. Крепелин в начала 20 века) - особая форма психического недоразвития, возникающая вследствие различных причин: патологической наследственности, хромосомных аберраций, природовой патологии, органического поражения ЦНС во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития. В результате наблюдается стойкое необратимое нарушение познавательной деятельности. Груня Ефимова Сухарева выделила следующие клинические особенности олигофрении как формы: преобладание интеллектуального дефекта; отсутствие прогредиентности состояния. · Деменция – это органическое поражение ГМ в постнатальный период, в результате чего наблюдается стойкое ослабление познавательной деятельности. Состояние ребенка прогредиентно. Наблюдаются текущие психические заболевания (шизофрения, эпилепсия, ревматизм ГМ, гидро-, микроцефалия, сифилис (воспаление) ГМ). Умственная отсталость, возникающая в результате повреждения нормально сформированного мозга (после трех лет), называется деменцией. В результате травм головного мозга, различных заболеваний центральной нервной системы (менингита, энцефалита, менингоэнцефалита и др. ) происходит распад уже сформировавшихся психических функций, потеря сформированных ранее навыков. Поражения при деменции неоднородны. Наряду с выраженными нарушениями в одних областях мозга может наблюдаться более или менее выраженная сохранность других его отделов. Чаще наблюдаются более резкие нарушения внимания, памяти, работоспособности, чем познавательных процессов. С возрастом у этих лиц патологические симптомы могут уменьшаться.
· Слабоумие – это локальное органическое поражение ГМ в следствие приобретённого или врожденного дефекта, в результате которого наблюдается стойкое нарушение познавательной деятельности. Состояние ребенка прогредиентно. Характеризуется выпадением какого-либо определенного вида деятельности. Степени УО. Согласно международной классификации(МКБ-10)выделяют четыре формы УО: · Легкая умственная отсталост (IQ 50–69) встречается чаще всего. Такие дети отстают в физическом развитии. Нарушения познавательной деятельности становятся явными с началом обучения (в саду или школе). Они нуждаются в специальных образовательных условиях. Это осуществляет школа для уо. После окончания школы эти лица могут благополучно трудиться на производстве по полученной профессии и вести самостоятельную жизнь. Они дееспособны, несут воинскую повинность, наследуют имущество, участвуют в выборах и т. д. · Дети с умеренной (IQ 35—49) и тяжелой умственной (IQ 20—34) отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Выявляются в ранние периоды развития. Значительно позже начинают ходить. Речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы. Грубо нарушены ощущение, восприятие, внимание, память. Обучаются по особым программам счету, грамоте и другим предметам. После окончания школы могут выполнять простейший обслуживающий труд (склеивание коробок, конвертов и т. д. ). Прекрасно справляются с сельскохозяйственным трудом, который доставляет им радость. · Глубокая умственная отсталость (IQ < 20) - снижены пороги чувствительности, грубо нарушена моторика, пространственная ориентировка. Часто эти нарушения так велики, что вынуждают лиц с идиотией к лежачему образу жизни. Многие из них не в состоянии овладеть элементарными навыками самообслуживания, хотя некоторые могут научиться частично обслуживать себя. Недоступно осмысление окружающего. Речь развивается крайне медленно и часто остается на уровне звукоподражаний. Однако такие люди все-таки способны к развитию. Их можно обучить навыкам общения - речевым или безречевым, расширить их представление об окружающем мире. Чаще всего они определяются в интернаты, где за ними осуществляется уход
II. Характеристика особых образовательных потребностей. Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие специфические образовательные потребности: · раннее получение специальной помощи средствами образования; · обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы; · научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования; · доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования; · систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций; · обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью; · использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним; · развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой; · специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции;
· стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру. Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей обучающихся возможно на основе реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы. Это позволит формировать возрастные психологические новообразования и корригировать высшие психические функции в процессе изучения обучающимися учебных предметов, а также в ходе проведения коррекционно-развивающих занятий. Кратко раскроем данные аспекты, применительно к обучающимся по второму варианту АООП: Время начала образования. Предполагается учет потребности в максимально возможном раннем начале комплексной коррекции нарушений. Основному общему образованию ребенка должен предшествовать период ранней помощи и дошкольного образования, что является необходимой предпосылкой оптимального образования в школьном возрасте. Выделяется пропедевтический период в образовании, обеспечивающий преемственность между дошкольным и школьным этапами. Содержание образования. Учитывается потребность во введении специальных учебных предметов и коррекционных курсов, которых нет в содержании образования обычно развивающегося ребенка. (Например, предметы: «Речь и альтернативная коммуникация», «Человек»; курсы по альтернативной коммуникации, сенсорному развитию, формированию предметных действий и др. ) Особая организация обучения. Учитывается потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной и смысловой организации образовательной среды. Например, дети с умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра изначально нуждаются в индивидуальной подготовке до реализации групповых форм образования, в особом структурировании образовательного пространства и времени, дающим им возможность поэтапно («пошагово») понимать последовательность и взаимосвязь явлений и событий окружающей среды.
Определение границ образовательного пространства предполагает учет потребности в максимальном расширении образовательного пространства за пределами образовательного учреждения. К примеру, формирование навыков социальной коммуникации необходимо осуществлять в естественных условиях: в магазине, кафе, поликлинике, общественном транспорте и др. Продолжительность образования. Общее образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР по адаптированной основной общеобразовательной программе происходит в течение 13 лет. Следует учитывать и потребности в пролонгированном обучении, выходящим за рамки школьного возраста. Определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие. Необходимо учитывать потребность в согласованных требованиях, предъявляемых к ребенку со стороны всех окружающих его людей; потребность в совместной работе специалистов разных профессий: специальных психологов и педагогов, социальных работников, специалистов здравоохранения, а также родителей ребенка с ТМНР в процессе его образования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|