Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 4. Проблема категориальной определённости в специальной педагогике




План:

1. Сущность категориального аппарата, его место в теории и практике специальной педагогики

1. Основные единицы метаязыка специальной педагогики и специальной психологии

2. Специальная педагогика и её понятийный аппарат

3. Категория развития, обучения и воспитания

4. Категория коррекции

5. Категория реабилитации и адаптации

6. Дифференциация, интеграция, инклюзия

 

1. Сущность категориального аппарата, его место в теории и практике специальной педагогики

Непременным условием выделения и функционирования любой науки является создание в ней собственного понятийно-категориального аппарата.

Категориальный аппарат представляет собой систему понятий, отражающих разные стороны изучаемых наукой объекта и предмета.

Понятия и категории призваны выделять особенности, признаки, существенные характеристики обозначаемых ими явлений. Они должны обладать единообразующим содержанием и указывать исследователям на одни и те же или сходные признаки.

Определение категорий имеет немаловажное значение для научного поиска и формирования полной и адекватной картины конкретной научной дисциплины. От верного определения (дефиниции) исходных понятий зависит правильная постановка научной проблемы, выбор методов познания и, в конечном итоге, способность постичь истину.

Проблема категориального аппарата - это проблема логичности, точности, последовательности и непротиворечивости знания, образующего целостность и завершенность конструкции любой науки.

Что касается самой проблемы определенности категорий в специальной педагогике: на данный момент нет общепринятого перечня основных категорий специальной педагогики, так как каждый автор в число основных включает разные категории. Можно говорить о том, что в настоящее время категориальный аппарат вместе с понятийно-терминологическим аппаратом специальной педагогики по прежнему находится на стадии пересмотра и разработки.

Категориальный аппарат коррекционной педагогики составляют:

1. Общенаучные понятия (метод, принцип и др. ).

2. Базисные понятия (из предметной области КП: обучение, воспитание, принципы обучения и т. д. ).

 3. Понятия, относящиеся к отдельным группам педагогических явлений (принцип научности, принцип доступности, принцип прочности и т. д. ).

Категориальный аппарат коррекционной педагогики составляют понятия: воспитание, обучение, развитие, коррекция, компенсация, реабилитация, абилитация, социальная адаптация, интеграция и др.

При рассмотрении категориального аппарата следует учитывать, что он представляет собой систему, следовательно все его элементы так или иначе находятся в тесном взаимодействии друг с другом. Так же как и в общей, в специальной педагогике ведущими педагогическими категориями являются обучение, воспитание и развитие.

1. Понятие – результат обобщения человеческим сознанием конкретных характеристик предмета познания.

Категория – результат обобщения понятий, характеризующих предмет познания.

Дефиниция – это сжатый смысл основных категорий, которые описывают предмет науки.

2. Специальная педагогика является составной частью педагогики, одной из ее ветвей (от лат. specialis – род, вид).

Специальная педагогика – это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно. [Назарова Н. М. ]

Так как специальная педагогика является составной частью педагогики, то она пользуется специфически понимаемыми общепедагогическими терминами. В то же время специальная педагогика имеет и собственный понятийный аппарат, свою терминологию.

Изучением проблемы категориальной определённости в специальной педагогике занимались: Выготский Л. С., Рубинштейн С. Я., Бгажнокова И. М.

3. Развитие – количественные и качественные изменения в явлении, системе, предмете, характеристике процесса; процесс и результат количественных и качественных изменений человека [Подласый И. П. ].

Развитие – процесс становления личности (Рубинштейн).

Факторы развития:

- внутренние (биологические)

- внешние (социальные)

Виды дизонтогенеза (В. В. Лебединский):

- недоразвитие (олигофрения)

- задержанное развитие (ЗПР)

- повреждённое развитие (деменция и слабоумие)

- дефицитарное развитие (дефицит функций (слух, зрение, речь, двиг. )

- искаженное развитие (РДА)

- дисгармоничное развитие (дети с психопатоподобным поведением)

Обучение – сложное системное образование, которое специально конструируется в обществе с целью социализации подрастающего поколения; системное взаимодействие “ученика” и “учителя”, направленное на “нормализацию” социального статуса.

а) процесс формирования ЗУН у ребёнка учителем;

б) взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, направленная на решение задач образования, развития, воспитания [Давыдов].

Бгажнокова И. М.: специфическое взаимодействие специалиста с пациентом, направленное на исправление и повышение продуктивности психомоторных процессов, нарушенных в ходе дизонтогенеза.

Коррекционно-развивающее обучение – система мер, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации.

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

а) в социальном смысле: передача социального и культурно-исторического опыта от старших поколений младшим.

б) в широком педагогическом смысле: специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на ученика с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в семье и учебно-воспитательных учреждениях.

в) в узком педагогическом смысле: процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

В. С. Генецинский: процесс субъектно-объектного взаимодействия, направленный на выработку у ребенка механизмов управления активностью.

Этапы становления личности (Ананьев): индивид-> субъект -> личность -> индивидуальность

4. Коррекция – специально организованное воздействие на ту или иную проблему в организме, делающая возможным продолжение реализации проблемной функции либо её замещение.

С. Я. Рубинштейн: система медицинских, психологических и педагогических средств, направленных на исправление вторичных проблем в психическом развитии субъекта.

Механизмы коррекции:

- исправление (умственная отсталость);

- замещение (сенсорные нарушения);

- модификация поведения;

- разрушение (речевые нарушения).

Компенсация – замещение, перестройка нарушенных или недоразвитых функций путём использования сохранных или перестройки частично нарушенных; возмещение дефицитарной функции за счет усиленного использования сохранных функций.

Компенсация – процесс возмещения утраченной функции за счёт сверхнормативного развития сохранной (эффект сверхкомпенсаци).

5. Абилитация (лат. habilis – быть способным к чему-либо) – система лечебно-педагогических мероприятий с целью преодоления нарушений развития у детей раннего возраста.

Реабилитация – комплекс медицинских, психолого-педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление и компенсацию нарушенных или утраченных физических, психических и социальных функций.

Физиологическая адаптация – выработка у субъекта механизмов приспособления к меняющимся условиям действительности.

Психологическая адаптация – подстраивание условий под нужды субъекта.

Социальная адаптация – активное приспособление лиц с ОВЗ к условиям социальной среды путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

Виды социальной адаптации:

- социально-бытовая;

- социально-трудовая;

- социализация.

Дезадаптация – это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды.

6. Дифференциация – разделение учебных планов и программ с учётом склонностей и способностей учащихся.

Интеграция – совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ.

Виды интеграции:

- интернальная (совместное обучение и воспитание детей с одной и той же проблемой в развитии, но с разной степенью выраженности)

- экстернальная (совместное обучение и воспитание детей вне зависимости от характера и степени выраженности нарушения)

Этапы интеграции:

1. Подготовка среды к включению в нее ребенка с проблемами в развитии

2. Подготовка ребенка с ОВЗ к включению его в среду.

3. Постепенное включение подготовленного ребенка в подготовленную среду.

Инклюзия – высший этап интеграции: включение ребенка с ОВЗ в среду за счёт ресурсов самой среды.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...