Вопрос 4. Проблема категориальной определённости в специальной педагогике
План: 1. Сущность категориального аппарата, его место в теории и практике специальной педагогики 1. Основные единицы метаязыка специальной педагогики и специальной психологии 2. Специальная педагогика и её понятийный аппарат 3. Категория развития, обучения и воспитания 4. Категория коррекции 5. Категория реабилитации и адаптации 6. Дифференциация, интеграция, инклюзия
1. Сущность категориального аппарата, его место в теории и практике специальной педагогики Непременным условием выделения и функционирования любой науки является создание в ней собственного понятийно-категориального аппарата. Категориальный аппарат представляет собой систему понятий, отражающих разные стороны изучаемых наукой объекта и предмета. Понятия и категории призваны выделять особенности, признаки, существенные характеристики обозначаемых ими явлений. Они должны обладать единообразующим содержанием и указывать исследователям на одни и те же или сходные признаки. Определение категорий имеет немаловажное значение для научного поиска и формирования полной и адекватной картины конкретной научной дисциплины. От верного определения (дефиниции) исходных понятий зависит правильная постановка научной проблемы, выбор методов познания и, в конечном итоге, способность постичь истину. Проблема категориального аппарата - это проблема логичности, точности, последовательности и непротиворечивости знания, образующего целостность и завершенность конструкции любой науки. Что касается самой проблемы определенности категорий в специальной педагогике: на данный момент нет общепринятого перечня основных категорий специальной педагогики, так как каждый автор в число основных включает разные категории. Можно говорить о том, что в настоящее время категориальный аппарат вместе с понятийно-терминологическим аппаратом специальной педагогики по прежнему находится на стадии пересмотра и разработки.
Категориальный аппарат коррекционной педагогики составляют: 1. Общенаучные понятия (метод, принцип и др. ). 2. Базисные понятия (из предметной области КП: обучение, воспитание, принципы обучения и т. д. ). 3. Понятия, относящиеся к отдельным группам педагогических явлений (принцип научности, принцип доступности, принцип прочности и т. д. ). Категориальный аппарат коррекционной педагогики составляют понятия: воспитание, обучение, развитие, коррекция, компенсация, реабилитация, абилитация, социальная адаптация, интеграция и др. При рассмотрении категориального аппарата следует учитывать, что он представляет собой систему, следовательно все его элементы так или иначе находятся в тесном взаимодействии друг с другом. Так же как и в общей, в специальной педагогике ведущими педагогическими категориями являются обучение, воспитание и развитие. 1. Понятие – результат обобщения человеческим сознанием конкретных характеристик предмета познания. Категория – результат обобщения понятий, характеризующих предмет познания. Дефиниция – это сжатый смысл основных категорий, которые описывают предмет науки. 2. Специальная педагогика является составной частью педагогики, одной из ее ветвей (от лат. specialis – род, вид). Специальная педагогика – это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно. [Назарова Н. М. ]
Так как специальная педагогика является составной частью педагогики, то она пользуется специфически понимаемыми общепедагогическими терминами. В то же время специальная педагогика имеет и собственный понятийный аппарат, свою терминологию. Изучением проблемы категориальной определённости в специальной педагогике занимались: Выготский Л. С., Рубинштейн С. Я., Бгажнокова И. М. 3. Развитие – количественные и качественные изменения в явлении, системе, предмете, характеристике процесса; процесс и результат количественных и качественных изменений человека [Подласый И. П. ]. Развитие – процесс становления личности (Рубинштейн). Факторы развития: - внутренние (биологические) - внешние (социальные) Виды дизонтогенеза (В. В. Лебединский): - недоразвитие (олигофрения) - задержанное развитие (ЗПР) - повреждённое развитие (деменция и слабоумие) - дефицитарное развитие (дефицит функций (слух, зрение, речь, двиг. ) - искаженное развитие (РДА) - дисгармоничное развитие (дети с психопатоподобным поведением) Обучение – сложное системное образование, которое специально конструируется в обществе с целью социализации подрастающего поколения; системное взаимодействие “ученика” и “учителя”, направленное на “нормализацию” социального статуса. а) процесс формирования ЗУН у ребёнка учителем; б) взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, направленная на решение задач образования, развития, воспитания [Давыдов]. Бгажнокова И. М.: специфическое взаимодействие специалиста с пациентом, направленное на исправление и повышение продуктивности психомоторных процессов, нарушенных в ходе дизонтогенеза. Коррекционно-развивающее обучение – система мер, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации. Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. а) в социальном смысле: передача социального и культурно-исторического опыта от старших поколений младшим. б) в широком педагогическом смысле: специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на ученика с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в семье и учебно-воспитательных учреждениях.
в) в узком педагогическом смысле: процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. В. С. Генецинский: процесс субъектно-объектного взаимодействия, направленный на выработку у ребенка механизмов управления активностью. Этапы становления личности (Ананьев): индивид-> субъект -> личность -> индивидуальность 4. Коррекция – специально организованное воздействие на ту или иную проблему в организме, делающая возможным продолжение реализации проблемной функции либо её замещение. С. Я. Рубинштейн: система медицинских, психологических и педагогических средств, направленных на исправление вторичных проблем в психическом развитии субъекта. Механизмы коррекции: - исправление (умственная отсталость); - замещение (сенсорные нарушения); - модификация поведения; - разрушение (речевые нарушения). Компенсация – замещение, перестройка нарушенных или недоразвитых функций путём использования сохранных или перестройки частично нарушенных; возмещение дефицитарной функции за счет усиленного использования сохранных функций. Компенсация – процесс возмещения утраченной функции за счёт сверхнормативного развития сохранной (эффект сверхкомпенсаци). 5. Абилитация (лат. habilis – быть способным к чему-либо) – система лечебно-педагогических мероприятий с целью преодоления нарушений развития у детей раннего возраста. Реабилитация – комплекс медицинских, психолого-педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление и компенсацию нарушенных или утраченных физических, психических и социальных функций. Физиологическая адаптация – выработка у субъекта механизмов приспособления к меняющимся условиям действительности. Психологическая адаптация – подстраивание условий под нужды субъекта. Социальная адаптация – активное приспособление лиц с ОВЗ к условиям социальной среды путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.
Виды социальной адаптации: - социально-бытовая; - социально-трудовая; - социализация. Дезадаптация – это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды. 6. Дифференциация – разделение учебных планов и программ с учётом склонностей и способностей учащихся. Интеграция – совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ. Виды интеграции: - интернальная (совместное обучение и воспитание детей с одной и той же проблемой в развитии, но с разной степенью выраженности) - экстернальная (совместное обучение и воспитание детей вне зависимости от характера и степени выраженности нарушения) Этапы интеграции: 1. Подготовка среды к включению в нее ребенка с проблемами в развитии 2. Подготовка ребенка с ОВЗ к включению его в среду. 3. Постепенное включение подготовленного ребенка в подготовленную среду. Инклюзия – высший этап интеграции: включение ребенка с ОВЗ в среду за счёт ресурсов самой среды.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|