Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 5. Проблема социальной адаптации детей с интеллектуальным недоразвитием в теории и практике специального обучения




ВОПРОС 5. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

План ответа:

1. Определение понятия «социальная адаптация».

2. Механизмы

3. Виды социальной адаптации

4. Средства социальной адаптации

5. Функции социальной адаптации

6. Специфика социальной адаптации детей с недоразвитием интеллекта

 

1. Адаптация -способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.

Адаптация – механизм эволюции, средство образования новых биологических видов.

Социальная адаптация – это выработка у субъекта механизмов приспособления к меняющимся условиям действительности во всех ее составляющих.

Адаптационный потенциал - показатель уровня приспособляемости организма человека к различным и меняющимся факторам внешней среды.

Дезадаптация – частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды.

Высшим уровнем адаптации является социальная, ее можно определить как активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия ценностей, норм и стилей поведения, характерных для данного общества; включение личности в социальную среду через обретение статуса и места в обществе; оптимальную интеграцию личности в сложившуюся систему.

Под соц. адаптацией понимают: 1)постоянный процесс активного приспособления индивида к устойчивым или изменяющимся условиям социальной среды 2)результат этого процесса 3) выработка стереотипов поведения в стандартной ситуации.

2 механизма:
- приспособление к меняющимся условиям среды.
Механизм приспособления может быть реализован как целевая установка в ПД с лицами имеющими низкий возраст психического развития.

- видоизменение условий, в которых субъект находится, приспособление их под свои возможности.
Данный механизм востребован современным обществом и сознанием самого человека.

2. Виды социальной адаптации:

1. Социально-бытовая – выработка у ребёнка механизмов приспособления к меняющимся условиям быта. Способность адаптироваться к меняющимся условиям быта является основным критерием отнесения субъекта к УО. Относится к лицам с глубоким интеллектуальным дефектом.

2. Социально-трудовая – выработка у ребёнка механизмов приспособления к меняющимся условиям трудовой деятельности. Данный уровень адаптации является доступным для лиц с лёгкой УО (с выраженным развитием интеллекта).

3. Социализация – это обеспечение готовности к приспособлению лица к меняющимся условиям всей социальной действительности, включающий межличностные отношения.

Виды социальной адаптации используются как критерии для отбора содержания как образовательных, так и воспитательных программ.

3. Средства социальной адаптации:

1. Реабилитация – система мероприятий, направленных на восстановление у субъекта утраченных им социальных значимых функций.

2. Абилитация – система мероприятий, направленных на формирование у ребёнка неких социальных функций, которые он не может овладеть из-за проблем, осложняющих его развитие.

3. Специальное обучение и специальное воспитание (самое главное) – а) интегрированное обучение, б) дифференцированное обучение.

4. Поведение – главное направление. Коррекция поведения, формирование норм и правил поведения. Поведение определяется способностью изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов.

4. Функции социальной адаптации:

1. Обеспечить нормальное развитие, оптимистическую работоспособность в различных условиях окружающей действительности.

2. Компенсировать недостаточность привычного поведения в новых условиях.

3. Создать возможности для оптимального функционирования организма и личности вне обычной обстановки.

5. Специфика социальной адаптации детей с недоразвитием интеллекта.

У детей с интеллектуальным недоразвитием процесс адаптации затруднен в связи с особенностями психической и личностной сферы, обусловленными структурой дефекта.
Дети с интеллектуальным недоразвитием не способны к самостоятельному анализу и синтезу явлений окружающей действительности.

Особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей затрудняют их социальную адаптацию. Такие дети быстро забывают правила поведения в разных жизненных ситуациях, у них затруднено формирование умений и навыков, необходимых в обычной жизни, они очень часто приступают к выполнению поставленной задачи без должной ориентировки в ней, без анализа ее условий, без активной мыслительной работы над планом и выбором средств достижения цели. Дети с нарушением интеллекта относятся к получаемым результатам недостаточно критически, не соотносят их с требованиями задачи и не обращают внимания на содержание и реальную значимость результатов, не подвергают должному сравнению и сопоставлению с имеющимся образцом, моделью.

Умственно отсталые дети не способны к самостоятельной социальной адаптации и осознанному включению в трудовую жизнь. На помощь приходит сеть учреждений для детей с особыми образовательными потребностями.

Таким образом, для детей с умеренной и тяжелой степенью недоразвития интеллекта главным и единственным доступным уровнем адаптации будет социально – бытовая. Для детей с легкой степенью интеллектуального недоразвития таким уровнем будет социально – трудовая адаптация. Уровень социализации будет полностью доступен только для детей с незначительными интеллектуальными нарушениями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...