Ход урока. Оформление доски. Отличительные черты сентиментализма. I. Организационный момент. II. Мотивация и актуализация знаний.
Ход урока Оформление доски. Сентиментализм – литературное направление в литературе и искусстве 2-й половины 18 века. Отличительные черты сентиментализма. 1. Интерес к человеческому чувству. 2. Эмоциональное восприятие окружающего мира. 3. Герой – человек простой, незнатный. 4. Пейзаж – не фон, а кусок живой природы, воспринятый не умом, а сердцем. 5. Литературный язык сближается с разговорным. I. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Надеюсь, что наш урок пройдет хорошо, вы будете внимательны, и тогда нам будет интересно, а новую информацию мы легко усвоим и запомним. II. Мотивация и актуализация знаний. На прошлых уроках мы с вами говорили о классицизме. Давайте вспомним определение и основные черты данного направления. (Групповой опрос) Сегодня на уроке мы рассмотрим такое направление в литературе как сентиментализм, познакомимся с одним из ярких представителей сентиментализма Николаем Михайловичем Карамзиным и его повестью «Бедная Лиза». Мы проследим, как в повести проявляются черты сентиментализма. Но самое интересное - я предложу вам проследить, какой характер носят чувства героев, как они развиваются, к чему приводят. Ответы на эти вопросы позволят выйти на вечные проблемы жизни: любовь – счастье и любовь – трагедия; рок и обстоятельства; природа и человек. III. Сообщение о сентиментализме. 1) Слово учителя. В середине 18 века в европейской литературе возникает новое направление – СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (от английского слова – «чувствительный»). Если в классицизме правил рассудок, здесь высшей ценностью провозглашается чувство. Не величие пленяет сентименталистов, а добродетель, не героическая воля, а искренность, интерес к простому человеку, к миру его чувств, к естественной природе, к быту. Литературные произведения часто пишутся от первого лица, как бы и рассказчика, и автора. Это придает даже прозе сентименталистов лиризм и поэтичность.
Сентименталисты провозглашали идеи нравственного равенства, естественности, простоты, органической связи с природой. Любимые жанры – дневники, письма, путевые заметки, мемуары, романы, повести. кто же из писателей является яркими представителями сентиментализма? 2) Прочитать статью учебника «Сентиментализм» на странице 62. 3) Списать с доски в тетрадь по литературе основные признаки сентиментализма. 1. Интерес к человеческому чувству. 2. Эмоциональное восприятие окружающего мира. 3. Герой – человек простой, незнатный. 4. Пейзаж – не фон, а кусок живой природы, воспринятый не умом, а сердцем. 5. Литературный язык сближается с разговорным.
IV. Пересказ текста. Учащиеся кратко пересказывают сюжетную линию.
V. Чтение и анализ текста. 1) Каково проявление безграничной любви Лизы? Подберите цитаты из текста. («И Лиза, робкая Лиза посматривала изредка на молодого человека… Тут в глазах Лизы блеснула радость … Все Лизино сердце затрепетало … Но Лиза все еще сидела подгорюнившись … Мечта!... Исчезла Лизина робость … Наконец, пришла она, но так невесела, что он испугался… Лиза побледнела и едва не упала в обморок … Она пришла в себя – и свет показался ей уныл и печален… С сего часа дни ее были днями тоски и горести … …могла свободно проливать слезы и стенать о разлуке с милым… Горе мне!... Сие воспоминание потрясло ее душу…»)
Подвести учащихся к выводу. Карамзин сумел показать богатство души Лизы, глубину ее чувств. Согласимся с исследователями творчества Карамзина: писатель, «знакомя читателей с «изгибами сердца», погружает нас в напряженную атмосферу «нежных страстей».
2) А какое изображение получила жизнь Эраста? История его души. Подберите цитаты из текста. - Под влиянием чего складывается внутренняя жизнь Эраста? («доброе от природы сердце, но слабое и ветреное», «затем свое дело сделала среда», «рассеянная светская жизнь», «наполнен светскими забавами», «чтение романов»… В итоге – скука «он жаловался на судьбу свою». Отсюда жажда чистых чувств. ) - Благодаря чему встречается Эраст с Лизой? (Благодаря обстоятельствам. В этом он увидел даже промысел божий. ) - Что думает Эраст об этой встрече? Найдите в тексте эти слова. («Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям», - думал он. ) - Чем является любовь Лизы для Эраста? (Это испытание героя, проверка его решения начать новую жизнь, проверка его чувств. ) - Проследим взаимоотношения Эраста с Лизой. С одной стороны видна искренняя любовь. Где? (Он гордится их чистыми отношениями, вспоминая прошлую жизнь. Заботится о ее покое, умеет успокоить. ) С другой стороны мы видим элемент игры в любви. Где? (В любви он мыслит штампами, взятыми, вероятно, из прочитанных им романов. Он, по обычаю, называет Лизу «пастушкою», говорит, что возьмет ее к себе и будет жить с ней неразлучно в дремучих лесах, как в раю. ) - Что в итоге? (В итоге в нем одерживают не высокие, а низкие чувства. Он изменяет своей клятве. ) - А как рассказчик относится к любви Эраста? Найдите слова в тексте. («Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его», - говорит автор. )
Подвести учащихся к выводу. В его любовных отношениях присутствует некая двойственность. Это следствие «доброго сердца» и пагубной окружающей среды. Эраст не выдержал испытания любовью, и душа его не очистилась от зла.
- НО как ведет себя Эраст после гибели Лизы? («не мог утешиться и почитал себя убийцею», посещает ее могилу) - О чем это свидетельствует? (Он раскаивается, приобрел способность к самооценке) - Что открывают нам слова в конце повести: «Теперь, может быть, они уже примирились»? (Речь идет о встрече душ Эраста и Лизы уже после смерти. ) - Значит, возродилась душа, была прощена? При каком условии могло произойти примирение?
(Только в случае очищения души Эраста, признания им собственных ошибок и заблуждений. )
Подвести учащихся к выводу. Так Карамзин на примере жизни Эраста убедительно показывает, насколько большую роль играют чувства любви в формировании человеческой личности.
А теперь на примере повести попробуем исследовать «анатомию» любви. Проблема. Карамзин ставит вопрос о возможности и невозможности счастья в любви. 1. Что такое, по-вашему, любовь? (Высказывания учащихся) 2. Что такое это счастье? 3. Поддается ли оно контролю? 4. Какое счастье бывает полным – бездумное или разумное? 5. Поищем теперь ответы у истинного психолога.
1) Вспомним сцену счастья. Страстная дружба, где нет ни прошлого, ни будущего. Любовь живет настоящим. Учащиеся приводят цитаты.
Подвести учащихся к выводу. Лизе и Эрасту суждено было испытать минутное счастье, когда они ничего не боялись, ни о чем не думали, отдавшись полностью течению чувств. И в этом всемогущая сила любви!
2) Вспомним жизнь Эраста. Карамзин говорит, что «исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви». Как вы это понимаете?
Подвести учащихся к выводу. На примере жизни Эраста Карамзин предупреждает нас о необходимости рассудка.
Тема рассудка. Проблема. Нужен ли рассудок в любви? 1) Тема рассудка начинает звучать в повести почти сразу. Где? (Разумный взгляд матери на поведение Лизы, Лиза сама задумывается о своей будущей жизни с любимым, и в речи рассказчика звучит тема рассудка. «Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли рассудок есть царь твоих чувств? ») 2) Рассудком или чувствами жили в любви Эраст и Лиза?
Подвести учащихся к выводу.
Миг любви, когда человек весь отдается чувств, прекрасен, - это счастливый миг, но долгую жизнь и прочность чувству дает рассудок, разум.
3) А как сам Карамзин относится к этой любви? (Он не обвиняет своих героев за их «заблуждения», а лишь объясняет поведение. И позиция его мудра: он знает, что есть люди, которыми управляют страсти, и в этом их награда и наказание. )
Образ Природы. Проблема. Но существует, по Карамзину, высшие фатальные силы, который выносят свой приговор человеку: Лиза за то, что бездумно и безоглядно любила, обрекла себя на гибель физическую. Эраст за то, что не сдержал клятвы быть всегда с Лизой, обрек себя на гибель моральную.
1) В каком образе представлены высшие силы? (В образе Природы. ) Природа у Карамзина многолика в отношении к человеку: она сочувствует ему, может одобрять его или порицать, она способна предупредить его об опасности и обернуться врагом. И человек, и человечество могут находиться в гармонии с Природой, и они же могут превратиться в игрушку страшных, роковых сил. 2) Какие лики Природы мы увидели в отношении к Лизе и Эрасту? 3) Что обозначают ландыши в руках Лизы? (Символ ее чистоты и невинности, весеннего расцвета. ) 4) Почему ландыши Лиза бросает в Москву-реку? (Ожидание беды. ) 5) Что дают читателю сравнения, взятые из мира природы? (Мы постигаем душевную красоту и внутренний мир героини, мы узнаем, что «чистая, радостная душа» светится в ее глазах, подобно как солнце светится в каплях росы небесной». ) - Иногда Природа точно осторожно «предупреждает» ее.. Когда? (Это предупреждение сделано Природой в самом начале возникновения любви Лизы. Туманы! В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова слово «туман» объясняется не только как состояние воздуха, но и как символ неясного, запутанного, непонятного. В данном контексте «туманы» — знак вещий, потому что Лиза не видит ясно своего будущего, оно закрыто туманом. ) - Но чувства Лизы столь чисты, прекрасны, что Природа «не может не разделить» ее радость: ведь Лиза любит и любима. Подтвердите цитатами. («Какое прекрасное утро! — говорит Лиза. — Как весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так не сияло, никогда цветы так приятно не пахли! ») - Природа «скреплена» с Лизой и в минуту ее беды — в минуту ее «заблуждения». Где? (В это время грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков — казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности». Но Природа не отворачивается от Лизы, — она жалеет ее, сочувствует ей. Когда Лиза после отъезда Эраста в армию уединилась в лес, где проливала слезы и «стенала о разлуке с милым», печальная горлица соединяла жалобный голос свой с ее стенаниями».
Подвести учащихся к выводу. Можно сказать, что природа в повести всегда рядом с Лизой.
Весна, утро, солнце, ландыши, заря, птицы, тихая луна, гроза, молнии, дождь — все принимает участие в ее радостях и печалях, все говорит о гармонических отношениях, установившихся между Лизой и Природой. В поведении Природы есть сочувствие, жалость к бедной Лизе, но нет проклятья, осужденья...
6) Связана ли Природа с Эрастом? Подтвердите свой ответ цитатами. (Фактически этой связи нет, и ее отсутствие — тоже характеристика героя. Интересно, что Лизу всегда сопровождает свет, солнце, даже ночью, во время ее свиданий, «тихая луна... посеребряла лучами своими светлые Лизины волосы», — Эраста же эта самая луна будто и не видела. Все, к чему ни прикасается этот герой, гибнет или превращается в свою противоположность: просто «высокий дуб», около которого Эраст встречался с Лизой, становится «мрачным», а Лиза, дружившая совсем недавно с природой, будет молить: «О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную! » И в хижине, некогда согретой любовью двух смиренных сердец — матери и дочери, после гибели Лизы и смерти бедной старушки будет «выть» ветер. )
Подвести учащихся к выводу. Мы видим: Природа включена во все основные события повести, поэтому она рядом с героями, видит их и оценивает их полно, достаточно эмоционально и в то же время справедливо. Карамзин утверждает мысль, что Природа наделена разумом и не считаться с ее оценками невозможно.
Образ рассказчика. Проблема. Какова душа его?
1) Анализ описания. «На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада... Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы. Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну, туда же прихожу и в мрачные дни осени горевать вместе с природою». - Что открывает это описание? (В первом абзаце пейзаж дан в перспективе, это расширяет пространство. Художественная простота, отсутствие метафор, гармонический строй речи придают ему почти эпический характер. Это спокойный пейзаж, но спокойствие его не холодное, не бесстрастное, — оно согрето теплым чувством рассказчика. Отсюда лиризм в скупом описании природы) - Что обозначает здесь весна? (Слово «весна» - это не время года, оно непременно ассоциировалось со словами «свет», «радость», «надежда», «счастье», «расцвет». ) -- Что обозначает здесь осень? (Слово же «осень» связывалось с крушением надежд, с увяданием, концом жизни. )
Подвести учащихся к выводу. Эти слова создавали свою лирическую тему. Они обычно выделялись или курсивом, или писались с большой буквы, чтобы показать, что данное слово — целая тема, знак огромного смысла. Карамзин с помощью образов весны и осени (весны — в большей степени) передает взволнованное состояние живой, тонко чувствующей души рассказчика, вызванное воспоминаниями, которое полно, развернуто не раскрывается, а выносится, как принято говорить, за скобки, и поэтому у Карамзина и природа и человек необычайно многомерны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|