Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подведение итогов. Глобенко В. В. 51-РЛ. Исследовательский материал по теме «Синонимы» как способ повышения уровня речевого развития учащихся основной школы




Подведение итогов.

 

Глобенко В. В. 51-РЛ

Исследовательский материал по теме «Синонимы» как способ повышения уровня речевого развития учащихся основной школы

 

Лексика и фразеология были включены в качестве самостоятельных разделов в школьную программу по русскому языку с 1970 года. Изучение этих разделов в школе имеет как познавательные (образовательные), так и практические цели.

Особое внимание в работе по лексике следует уделить развитию у обучающихся лексико-семантического взгляда на слово, который проявляется в умении выделять в слове лексическое значение (в противоположность грамматическим значениям) и устанавливать семантические (смысловые) связи данного слова с другими словами. Эти умения специально формируются при изучении лексики и закрепляются при изучении нелексического материала, а также на уроках развития речи.

В последнее время проблема изучения лексических явлений становится более актуальной. Это связано с ограниченным словарным запасом, низким уровнем развития коммуникативной компетентности учащихся.

Целью данной работы является обобщение методического опыта по разделу «Лексика и фразеология» на примере темы «Синонимы».

Важность правильного выбора учителем тренировочных заданий и технологических приёмов определяется тем, насколько они будут способствовать формированию универсальных учебных действий и достижению личностных, метапредметных и предметных результатов, а именно:

-формирование коммуникативной компетентности; освоение социальных норм;

развитие эстетического сознания;

- умение устанавливать причинно-следственные связи; определять способы действия; умение использовать языковые средства; владение основами самоконтроля, самооценки;

- совершенствование видов речевой деятельности; использование коммуникативно-эстетических возможностей языка; освоение базовых понятий лингвистики; обогащение активного и потенциального словарного запаса; овладение основными стилистическими ресурсами лексики; стремление к речевому самосовершенствованию.

В системе работы по теме «Синонимы» я выделила такие направления:

работа над усвоением терминологического аппарата;

работа со справочной литературой;

работа над определением роли синонимов в речи (устной и письменной, поэтической и прозаической);

обогащение словарного запаса;

создание собственного речевого произведения (текста).

Владение синонимикой русского языка даёт возможность точно, разнообразно и красиво выразить свои мысли: синонимы являются средством тонкой смысловой дифференциации, они выражают самые различные виды экспрессии, дают разнообразные жанрово-стилистические характеристики, имеют большой диапазон выражения эмоциональных оценок и т. п.

Направление «Работа с терминологией » включает в себя освоение таких понятий, как синонимика, синонимические конструкции (синтаксические синонимы), синонимический ряд, доминанта, синонимия (приставок, суффиксов, окончаний, лексическая, грамматическая, предлогов, союзов, синтаксическая, словообразовательная, фразеологическая), синонимы (абсолютные, идеографические, контекстуальные, однокоренные, стилистические…).

Важное место занимает и лексикографическая работа, позволяющая развивать умения пользоваться дополнительными источниками информации, анализировать, синтезировать, обобщать полученную информацию. Для формирования этого умения используются упражнения следующих видов:

1. нахождение в словарной статье её структурных элементов;

2. сопоставление словарных статей в разных словарях;

3. нахождение в словарях слов по тем или иным пометам;

4. составление словарной статьи знакомого слова;

5. обращение к словарям при разгадывании и составлении кроссвордов.

Виды тренировочных заданий по теме «Синонимы» разработаны с учётом специальных принципов, связанных со спецификой лексических и фразеологических явлений: экстралингвистического (сопоставление слова и реалии); лексико-грамматического (сопоставление лексического и грамматических значений слова); системного (сопоставление единиц лексической парадигмы); функционального (сопоставление слов со сферами их употребления); исторического или диахронического (сопоставление истории слова и истории реалии).

Лексикологические умения формируются с помощью специальных упражнений:

1. нахождение изучаемого лексического явления среди слов, в словосочетании, в предложении или связном тексте (по образцу и без него);

2. подбор примеров, иллюстрирующих изучаемое лексическое явление;

3. определение роли изучаемого лексического явления в тексте;

4. группировка изучаемых лексических явлений;

5. нахождение и исправление лексических ошибок;

6. сопоставление таблиц лексических явлений.

Наблюдение за ролью языкового явления в прозаических (разных стилей) и поэтических текстах даёт педагогу возможность подготовить обучающихся к написанию сжатого изложения и сочинения на лингвистическую тему.

Представленные в работе тренировочные задания являются универсальным дидактическим материалом как при изучении явления синонимии, так и при работе над другими языковыми явлениями.

Систематическая работа в основной школе над темой «Синонимы» развивает умение обучающихся точно выражать свои мысли и интерпретировать чужие в соответствии с авторским замыслом, обогащает словарный запас и повышает уровень речевого развития, способствуя и качественной подготовке к основному государственному экзамену по русскому языку, и улучшению коммуникативных качеств речи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...