Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

VI. Итоги урока. VII. Рефлексия. VIII. Выставление оценок за работу на уроке. IX. Домашнее задание.. Урок русского языка в 9 классе по теме «Сложносочиненные предложения»




VI. Итоги урока

Какие нравственные уроки Карамзина достойны вашего внимания?

 

Подвести учащихся к выводу.

Все герои (к которым мы отнесем не только Лизу и Эраста, но и рассказчика, и Природу) и сам стиль повести помогают нам осознать авторскую позицию как гуманистическую. Создавая свою повесть, Карамзин соединил категории «доброе» и «прекрасное» — нравственное и эстетическое. В итоге перед нами Карамзин-художник и Карамзин-философ.

В небольшом по объему произведении Карамзин воспел любовь как чувство, способное обогатить человеческую душу, испытать и возродить ее; он выступил за гармонию рассудка и чувства в любви; он пропагандировал гуманное отношение к человеку, порицая его за отступления от законов морали.

Нравственные уроки Карамзина достойны внимания и в сегодняшние такие сложные дни, тем более что это уроки человека, «твердый разум» которого, по словам В. А. Жуковского, «всегда смягчен был нежнейшим чувством».

 

VII. Рефлексия.

Как в повести проявляются черты сентиментализма?

 

VIII. Выставление оценок за работу на уроке.

  

IX. Домашнее задание.

Выучить одно из стихотворений Карамзина на страницах 75 – 76.   

 

 

Глобенко В. В. 41-РЛ

Урок русского языка в 9 классе по теме «Сложносочиненные предложения»

Цель деятельности учителя Закрепить знания учащихся о Сложносочиненных предложениях
Тип урока Урок комплексного применения знаний и умений (УКПЗиУ)
Планируемые образовательные результаты Предметные: знать отличительные признаки сложносочинённого предложения, понимать смысловые отношения между частями ССП, определять средства их выражения; отрабатывать навыки пунктуационного и синтаксического разбора ССП, лингвистического анализа текста, в том числе с точки зрения синтаксиса ССП; развивать умения в создании устных и письменных монологических высказываний на нравственно-этические темы с использованием ССП. Метапредметные: понимать учебную задачу; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; воспроизводить и применять правила работы в парах, группе; контролировать свои действия при решении познавательной задачи; оценивать свою работу на уроке; строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; стремиться открывать новое знание, новые способы действия.
Методы и формы обучения Словесный метод, практический метод, частично-поисковый метод; индивидуальная, групповая, фронтальная работа.
Образовательные ресурсы rus6-vpr. sdamgia. ru, portalobrazovaniya. ru
Оборудование Доска, тетрадь с правилами, раздаточный материал (рабочие листы).
Наглядно-демонстрационный материал Рабочий лист (раздаточный материал)
Основные понятия Сложносочиненные предложения, сочинительные союзы.
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения   Деятельность учителя   Осуществляемая деятельность учащихся   Формы организации взаимодействия   УУД
Мотивация, самоопределение к учебной деятельности Эмоциональная и психологическая подготовка учащихся к усвоению нового материала Вступительное слово учителя: Будь любознателен – и многое тебе откроется. Будь мудр – и многих ошибок ты сумеешь избежать. Будь отважен – и ты победишь.  Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Проверьте готовность к уроку и наличие на парте раздаточного материала. Садитесь. Я надеюсь, что на уроке вы будете активны, собраны, и наша работа будет интересной и полезной. Откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите число, классная работа и оставьте строчку для темы урока, которую вы сами сформулируете немного позже. Слушают учителя, проверяют наличие раздаточного материала Фронтальная Личностные: настрой на позитивное начало урока;   Регулятивные: планируют действия;     Коммуникативные: поддерживают диалог с учителем.
Актуализация и пробное учебное действие Воспроизведение ранее изученного, установление связи 1. Что называется сложным предложением? 2. Что такое грамматическая основа? 3. Назовите виды сложных предложений. 4. Какие предложения называются сложносочиненными? 5. Назовите три группы сочинительных союзов. 6. Какие знаки препинания ставятся в ССП? 7. Когда не ставится запятая между частями ССП?   Повторяют пройденные темы, отвечают на вопросы, размышляют. Фронтальная Познавательные: совершают аналитические операции для решения учебных задач; Коммуникативные: слушают, задают вопросы.
Определение темы урока, постановка целей и задач Слово учителя - Какой же будет тема нашего урока? О чем пойдет разговор? Тема сегодняшнего урока «Сложносочиненные предложения». (записывают тему в тетрадь). - Какова цель нашего урока? Чему вы сегодня должны научиться? Продолжить изучать сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными, противительными союзами, уметь определять постановку разделительных знаков препинания между частями сложносочинённого предложения, повторить синтаксический и пунктуационный разбор ССП. -А как вы думаете, а для чего нам   необходимо продолжить работу над этим видом предложения?  На практике применять свои знания: грамотно составлять ССП, правильно расставлять знаки препинания, подготовиться к 12 заданию ОГЭ, к написанию изложения и сочинения. Да, сегодня нам предстоит обобщить и закрепить знания о ССП, а также повторить пройденные темы, так как скоро вам предстоит написать ОГЭ по русскому языку. В конце урока проверим, достигли ли вы поставленных целей. Формулируют тему урока, цель, задачи (вместе с учителем) Фронтовая групповая Познавательные: извлекают необходимую информацию, систематизируют знания; Регулятивные: планируют будущие действия; Коммуникативные: строят небольшие высказывания.
Практическая деятельность по теме Слово учителя, материал на доске Синтаксическая разминка. Учитель: Проведем разминку и вспомним материал предыдущих уроков. Читаем предложение с доски, называем тип предложения, разряд союза, объясняем постановку знаков препинания.   Задание 1. Определить и назвать тип предложения. 1. Наступила осень, но на улице ещё было тепло. (ССП с против. союзом «но») 2. Листья стали опадать, и деревья становились голыми. (ССП с соед. союзом и) 3. Наступил первый день осени, и дети пошли в школу. (ССП с соед. союзом и) 4. Я люблю осень, а моей маме нравится весна. (ССП с против. союзом «а») 5. В густом вечернем воздухе летали сотни светлячков и разносилось благоухание цветущих магнолий. (ССП с соед. союзом «и», общий вт. чл. обстоятельство «в воздухе» запятая не ставится) 6. Осенней свежестью, листвой и плодами благоухает сад. (ПП ослож. одн. дополн. ) 7. Не то шел дождь, не то моросило. (ССП с разд. союзом «не то…не то») 8. То моросил дождь, то падали крупные хлопья снега. (ССП с разд. союзом «то…то»)    Скажите, для чего мы должны определять тип предложения? Чтобы верно расставить знаки препинания. Что еще мы должны учесть при расстановке знаков? Есть ли в предложении общая часть. Задание 2. Давайте вспомним, в каких именно случаях мы не ставим запятую в ССП, выполнив задание. Запишем предложения, объясним постановку знаков препинания. (Записывают по одному у доски, остальные - в тетради. )   9. Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л. Толстой) (придаточное времени когда я вернулся в свою комнату является общим для обеих частей сложносочинённого предложения, ср.: Уже совсем рассвело, когда я вернулся в свою комнату; Народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату);  Простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее придаточное предложение.   10. Вы придёте ко мне или я должен зайти к вам? В состав сложносочинённого предложения входят вопросительные предложения.   11. Подпустить врага и огонь дать по команде! (Фурманов); В состав сложносочинённого предложения входят побудительные предложения.   12. Как он смешон и как глупы его выходки! В состав сложносочинённого предложения входят восклицательные предложения. Сделаем вывод, в каких случаях запятая в ССП НЕ ставится? Если предложения имеют общий второстепенный член, общую придаточную часть, вводное слово; если присоединяются два вопросительных, восклицательных или побудительных предложения. Задание 3. Работа с текстом (Текст выведен на доске) Прочитайте текст, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания. Обозначьте орфограмму. Один ученик работает у доски, остальные на своих местах. Текст. (1)Закончилось веселое лето, и наступила золотая осень. (2)Это волшебная и удивительная пора. (3)Все деревья нарядились в красивые и привлекательные платья. (4)Каждый листик резной, и цветовая гамма неповторимая. (5)Осенью свежий ветер дует в лицо и легко дышится.   - Правописание какой орфограммы вы вспомнили, работая над данным текстом? Правописание безударных гласных. -О чем данный текст? Об осени, о природе. - Какая основная мысль текста? В каком предложении она выражена? (2 - Правильно. Автор восхищается красотой осени. – Как влияет природа на человека? (Действительно, природа - это источник сил и вдохновения. Красота природы развивает у человека чувство любви к родной земле. Природа делает каждого человека благороднее, лучше, чище и милосерднее. А художественная литература, воссоздавая природу в слове, воспитывает в человеке чувства бережного отношения к ней. ) - Объясните расстановку знаков препинания в предложениях. ССП, 1, 4, 5; ПП 2, 3 - Одинаковую ли синтаксическую функцию выполняет союз «и» в каждом из предложений?   Задание 4. Выписываем ССП. Выполняем синтаксический разбор (5) предложения на доске и на местах.   (5) Осенью свежий ветер дует в лицо и легко дышится. [= -] и [= ]. Предложение повест., невоскл, сложное, сложносоч., ПП соед. соед. союзом и, между ПП не ставится запятая, есть общий вт. чл. 1 предл. двусост., распр., неослож.; 2 предл. односост, безл., распр., неослож.   Решают задачу, устанавливают соответствия, повторяют типы предложений, разряды союзов, постановку знаков препинания, правописание безударных гласных, синтаксический разбор, работают с текстом.   Индивидуальная, фронтальная, групповая Личностные: желают усовершенствовать знания; Познавательная: вспоминают типы предложений, разряды союзов, постановку знаков препинания, правописание безударных гласных, синтаксический разбор, работают с текстом.   Коммуникативная: исправляют ошибки друг у друга; обсуждение при работе.  
Практическая деятельность, работа в раздаточных материалах, устная работа Самостоятельная работа с раздаточным материалом Углубление понятия о сложносочиненном предложении. Учитель: В заданиях ОГЭ по русскому языку тоже есть задания по данной теме. Попробуем выполнить 12 задание. Задание 5. Работа в парах (устно). 1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Мальчик проводил глазами редкие тучки, (1) и его взгляд скользнул по макушкам высоких сосен, (2) по конькам крыш. Взгляд опускался все ниже, (3) ниже, (4) остановился на маленьком парашюте, (5) и мне показалось, (6) что мальчик уже давно знает ответ на этот вопрос.   2. Жучка, (1) опять усевшаяся на прежнее место, (2) успокоилась и весёлым попискиванием выражает сочувствие безумному предприятию. Это спокойствие и твёрдая уверенность Жучки передаются мальчику, (3) и он благополучно достигает дна. Не теряя времени, (4) Тёма обвязывает вожжами собаку, (5) затем поспешно карабкается наверх. Но подниматься труднее, (6) чем спускаться! 3. Олег тоже любил бабушку, (1) поэтому согласился учиться музыке. Была куплена виолончель, (2) и Олег начал ходить в музыкальный кружок. В отличие от бабушки, (3) отец хотел, (4) чтобы Олег стал в будущем толковым инженером. 4. Он ехал в маршрутном такси, (1) и, (2) когда девушка в розовой куртке вышла на проспекте Победы, (3) он, (4) пересаживаясь на её место, (5) увидел мобильный телефон на сиденье. Конечно, (6) можно было крикнуть, (7) остановить эту растяпу, (8) но почему это вдруг он должен о ней заботиться, (9) нет уж, (10) пусть таких жизнь учит.    Проверьте результаты своей деятельности. Ответы на слайде. Готовятся к экзамену  Индивидуальная работа, работа в парах Познавательные: используют знания для подготовки к ОГЭ Регулятивные: исправляют ошибки, дополняют ответы. Коммуникативные: работа в паре.
Физкульминутка Слушают учителя, выполняют задание Физминутка Ответы: ДА (делаем приседание), НЕТ (поднимаем руки) 1. Простые предложения, входящие в состав сложносочинённого предложения, отделяются друг от друга запятыми? ДА 2. Если в ССП есть общий второстепенный член, то запятая не ставится. ДА 3. ТОЖЕ противительный союз? НЕТ 4. Простое предложение имеет 2 грамматические основы? НЕТ 5. НО сочинительный союз? ДА 6. В ССП ПП связываются друг с другом сочинительными союзами. ДА  Выполняют упражнения, совмещая их с мыслительным процессом Фронтальная Личностные: понимают, достаточно ли усвоили тему «ССП»
Закрепление изученного материала Работа с раздаточным материалом Задание 6. Самостоятельная работа. ТЕСТ. (Взаимопроверка. Оценка) – А теперь проверим как вы усвоили тему «ССП» и проведем тест. - Обмениваемся работами и проверяем друг друга. Оцениваем результаты деятельности своих товарищей. ССП. ТЕСТ. Вариант 1. 1. В каком ряду перечислены соединительные союзы? 1) тоже, либо, зато; 2) да, ни - ни, тоже; 3) да, не то - не то; 4) однако, или, но. 2. Укажите, какой союз использован в сложносочинённом предложении: Погода отличная, да, к сожалению, нет дождей (Арсеньев). 1) соединительный; 2) противительный; 3) разделительный. 3. Найдите предложение с однородными членами, связанными союзом И: 1) Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его с большим удовольствием (Симонов). 2) Солнце село, и тусклые тучи висели над тёмной степью (Чехов). 3) Разговор показался ему интересен, и он остановился, ожидая случая высказать свои мысли (Горький). 4) В вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (Пушкин). 4. Укажите сложносочинённое предложение: 1) Он усмехнулся, однако чело и взор омрачились думой (Арсеньев). 2) Снег такой, что не сыщешь друг друга (Катаев). 3) Я проснулся оттого, что хотелось пить (Платонов). 4) Когда мы освободились, то сгоряча я ничего не почувствовал (Симонов). 5. Укажите сложносочинённое предложение, в котором есть общий второстепенный член (знаки препинания не расставлены): 1) Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье тёмном(Горький). 2) Забурлила под кормой вода и матрос ловко поймал брошенный ему с борта канат (Катаев). 3) Опять не убраны хлеба и не покошены покосы (Григорьев). 4) И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвётся пополам (Ахматова). 6. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении: Она была молода (1) и умна (2) и (3) считала нужным брать от жизни всё лучшее, что та ей преподнесёт (Тургенев). 1) 1, 2, 3; 2) 1, 3; 3) 1, 2; 4) 2. 7. Сколько простых предложений в составе сложного (знаки препинания не расставлены)? Его душа сживалась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и томится (Лермонтов). 1) 2; 2) 3; 3) 4. ССП. ТЕСТ. Вариант 2. 1. В каком ряду перечислены разделительные союзы? 1) то-то, зато; 2) да, также; 3) или, либо; 4) однако, но. 2. Укажите, какой союз использован в сложносочинённом предложении: На Пересыпи не то что-то горело, не то восходила луна (Паустовский). 1) противительный; 2) соединительный; 3) разделительный. 3. Укажите сложносочинённое предложение: 1) Вот присел я у забора и стал прислушиваться (Арсеньев). 2) Оба слишком оживлённо и естественно слушали и говорили, и это-то не понравилось Анне (Сергеев-Ценский). 3) Она была молода и умна и считала нужным брать от жизни всё лучшее (Тургенев). 4) Андрейка вытащил и с трудом поднял вверх обеими руками большую рыбу (Крутилин). 4. Укажите сложносочинённое предложение, в котором есть общий второстепенный член (знаки препинания не расставлены): 1) Вековые тёмные деревья сомкнулись над головами бойцов и солнце не могло пробиться сквозь листву (Симонов). 2) Дверь захлопнулась и послышался стук удаляющихся шагов (Бунин). 3) Проехали семь вёрст и вдали показался невысокий дом и двор (Арсеньев). 4) У Челкаша вздрагивали усы и в глазах разгорался огонёк (Горький). 5. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении: Светало (1) и свет (2) ещё не погашенных (3) фонарей был не нужен (Каверин). 1) 1, 2, 3; 2) 1, 3; 3) 1; 4) 2, 3. 6. Укажите, в каком предложении верно расставлены знаки препинания: 1) Откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы или раздаётся неопределённый звук, похожий на чей-то голос (Сергеев-Ценский). 2) Побелел восход, и озарил вершины гор, и стал синеть безмолвный бор (Григорьев). 7. Сколько простых предложений в составе сложного (знаки препинания не расставлены)? Туман то заволакивал вершины гор то опускался в долину то вдруг поднимался кверху и тогда дождь шёл ещё сильнее (Арсеньев). 1) 2; 2) 3; 3) 4.   Взаимопроверка. Ответы на слайде.   Выполняют упражнения самостоятельно, закрепляя пройденную тему Индивидуальная работа, работа в паре Регулятивные: контролируют выполнение действий, исправляют ошибки, осознают правило контроля. Личностные: желают выполнить работу безошибочно. Коммуникативные: проверяют друг друга    
Подведение итогов (рефлексия)   Выставление оценок Работа с листами самооценки     Комментирование - Чему мы научились на уроке? Различать сложносочиненные предложения по структуре и средствам связи; расставлять знаки препинания в ССП - Что вам было трудно? Расставлять знаки препинания -Что вам еще надо повторить? Синтаксический разбор ССП - Оцените себя сами на рабочих листах, исходя из количества ошибок. Сдайте раздаточные материалы с вашими оценками. Оценивают свою работу на уроке, делятся впечатлениями. Фронтальная, индивидуальная Личностные: оценивают работу на уроке, анализируют деятельность, вспоминают все этапы урока, связывают элементы в единое целое.
Домашнее задание   Упр. 62 п. Найти ССП, подчеркнуть грамматическую основу, начертить схемы. Подготовиться к контрольной работе   Записывают домашнее задание    

Глобенко В. В. 51-РЛ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...