Пространство и время развития человека
Стр 1 из 13Следующая ⇒ Лекции История развития антропол знаний. Антропология-знания, наука о человекак. 464-399 г до н э Сократ изучал ч-ка изнутри для постнежения его эмоц. нравств,соц состояния.А ристотельПлатонспо собствовали разделению науки по направлениям. Кант делил на 2 компонента 1)физиологический –что делает из человека природа? 2) прогматический что делает человек из себя сам?. По Канту- чел не просто живое существо, но сущ-во нравственное, стремящееся к труду и счастью. Самостоят наукой антр стала благодаря Дарвину во 2 полов 19в. Цель антроп-постижение особен уник вида Хомо Сапиенс. Виды антроп:философск, псих, культ, соц, педаг. ПА у Ушинского 60гг 20 в Специфика пед антроп: ПА не окрывает ничего нового, но следуя за Ушинским расставляет акценты,актуализирует, интерпритир,????? к ребенку,к его физ, дух состояниюразвит, воспитанию. Актуальн антр знаний для совр теор и практ педагогике ПА обогащается засчет разл наук в т ч «отраслевых антропологий» -фил,религ, культ, соц, псих. По фил антроп-подходк человеку как к уелост уник явлению. По религ антр-подход к ч-ку как творение Бога-духовное бытие ч-ка. Культ А-воспр ч-ка всвязи с окр его культ, соц отношен. Псих А-изуч чел как индиви и как личность. Пед А создает целост образ ребенка, воспитания. Основы содержания совр ПА выражается в сист след понятий: чел,пррода чел, ребенок,развитие через воспитание,культ. ПА необходима для снабдениятеор и практику восп ориентирами для учета разнообр личн св-в. Предмет и зад совр ПА Объект ПА –ребенок как участник восп проц. Задач-переход с уровня на
2 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И филогенез, и онтогенез происходят в пространстве и времени. Наука издавна интересуется этими категориями. В материалистической науке пространство и время обозначают как основные всеобщие формы существования и движения материи, так и основные всеобщие условия бытия и развития человека.Пространство и время понятийно и сущностно тесно связаны друг с другом. Эти формы движения материи возникли одновременно со Вселенной и зависят от процессов, происходящих в ней. Например, время, согласно концепции А.А.Фридмана, может остановиться в результате «расширения» Вселенной, «разбегания» галактик. Расширившись до бесконечности, может прекратить свое существование и пространство.Современная наука выделяет несколько аспектов пространственно-временного существования и развития человека: природный, социальный (исторический), персональный (собственный).
Как важный элемент Вселенной, человек развивается, включаясь в космические, природные ритмы, подчиняясь закономерностям развития жизненных процессов. Его развитие происходит в то же время в социуме, в котором меняются поколения, жизнь наполняется историческими событиями, протекает в определенном темпе и ритме. Любые социокультурные условия характеризуются определенными режимами смены труда и отдыха, средней продолжительностью жизни человека, протяженностью детства. Развитие человека осуществляется также в конкретном пространстве, во времени собственной жизни, где он сталкивается с конкретными условиями жизни, вырабатывает субъективное отношение к ним, к объективно существующему времени и пр. Взаимодействие разных пространственно-временных аспектов между собой, а также пространства и времени бытия человека в целом — тесное и сложное. Природный, социальный и персональный аспекты бытия и развития человека не существуют друг без друга, пересекаются, взаимоопределяют друг друга, представлены друг в друге в свернутом виде. Каждая разновидность пространства и времени определяет по-своему развитие человека. Но особенно важными для онтогенеза оказываются персональное пространство и собственное время человека, кажущееся самым «узким» из всех видов человеческого бытия. Между тем именно персональное пространство и время как микрокосм охватывают и природное, и социальное бытие человека. Именно персональное пространство и собственное время воспринимаются человеком как наиболее значимые. Именно они делают остальные формы человеческого бытия значимыми или индифферентными для развития конкретного индивида. ■
Человек активно включается во все аспекты пространства и времени. Он адаптируется к ним и ассимилирует их, пытается организовать, изменить их и овладеть ими.Восприятие пространства и времени — одна из важных составляющих онтогенеза, зависящих от социально-экономических условий жизни, от состояния культуры и самосознания человека. Формирование представлений о пространстве и времени — трудный процесс, требующий от человека немалых усилий. Особенно наглядно демонстрирует это ребенок, который без специального обучения, без определенных занятий, специальных предметов, жизненного опыта не способен измерить, определить, дифференцировать пространственно-временные характеристики.Но и в филогенезе человек прошел долгий путь познания пространства и времени. Человечество довольно долго шло к созданию таких понятий, как «эпоха», «столетие», «минута», «возраст», «первобытный», «подросток» и др. Да и наполнение категорий «время», «пространство» изменялось в течение истории человечества. Оно развивалось от интуитивного — к научно обоснованному; от описательного, приблизительного — к сверхточному; от синкретичного — к дифференцированному; от индифферентного — к ценностному. Понимание своего положения в пространстве и времени тоже прошло несколько этапов: от полной зависимости («раба») — к относительной независимости — к «хозяину», затем — к «жертве» и наконец — к «равноправному сотруднику». В неолите человек воспринимал пространство и время слитно, как целостную природу, бескрайнюю и бесконечную, от которой зависит его жизнь, которой надо подчиняться, которую нельзя изменить. Человек и время существовали как бы параллельно.Человек знал (и относился к этому как к неизбежности), что пройдет определенное число лун и родится ребенок, мальчик станет мужчиной; изменится пространство: появятся плоды, оскудеет лес, начнется половодье и т. д.В палеолите природные изменения, оседлость и созидательная деятельность человека привели к «разведению» пространства и времени, к ощущению ограниченности пространства и конечности его ресурсов, к чувству некоторой автономии от природы, пониманию необходимости активного освоения пространства своего бытия, к осознанию возможности взаимодействовать со временем. Действительно, человек убеждался: стоит в нужный момент посадить семена — и через определенное время появится урожай, и т. д. Постепенно человек и время стали пересекаться. Время и пространство — наполняться социальным смыслом. Люди — накапливать предметы материальной и духовной культуры. Не только пространство, но и время разных социальных групп — различаться. Появились претензии на определенные территории как на собственность этноса. Время материализовалось в зданиях, сооружениях, предметах. От настоящего отделилось прошлое и вычлени-лось будущее, оба они стали ценностью.
В дальнейшем пришло понимание взаимодействия, взаимосвязанности времен, начались попытки измерить время. Но пока господствовал ручной труд, время не было ценностью, не было понимания того, что не только человек живет во времени, но и время — в человеке, что человек может быть его хозяином.Чем более сложными становились общество и трудовая деятельность людей (усложнение производства, разделение труда, повышение производительности труда), чем больше понимал человек свои возможности как творческого существа, чем более осознанно осваивал Землю (совершал великие географические открытия, осознанную миграцию, колонизацию неосвоенных земель, ирригацию, вырубку лесов и пр.), чем более независимым становился от природы благодаря различным приспособлениям, технологиям, механизмам, тем более дифференцировалось его восприятие не только времени (как явления исторического, биографического, ситуативного и пр.), но и пространства (освоенного и неосвоенного, материальных и психологических характеристик разных пространственных зон и т. д.). И тем более становился он — реально и в своем сознании — полновластным хозяином пространства и времени. Человек стремился законсервировать прошлое или подстегнуть будущее, изменить лик Земли, своих поселений и жилищ.Научно-техническая революция привела к тому, что время стало одной из высших ценностей человека, а пространство его социального бытия невероятно расширилось. Сегодня человек проводит изучение Марса и Венеры, побывал на Луне, почти не осталось не тронутых человеком уголков Земли. «Охота к перемене мест» из «добровольного креста, весьма мучительного свойства» (А. С. Пушкин) немногих превратилась в обыденность, всеобщую потребность, для многих — в необходимость.
Это изменило и самого человека. Он сегодня отличается, с одной стороны, динамичностью, коммуникативностью, высокой адаптивностью и информированностью, внутренней свободой, способностью опережать время, с другой — суетностью, отчужденностью от природы, ослаблением «корней», уходом от реальности в транс, наркотические состояния, воображаемый мир. В определенном смысле человек стал жертвой расширения пространства своего бытия и стремления овладеть временем, измерить его до тысячной доли секунды. Сегодня все глубже осознаются следующие идеи: пространство и время жизни конкретного человека зависят от его возраста, уровня личностного развития, пола, социального — биографическое время любого человека бесконечно тянется из глубины веков в далекое будущее, поэтому высокой ценностью является жизнь и «здесь и сейчас», и в прошлом, и в будущем. Человек взаимосвязан с пространством и временем своего бытия. Эта взаимосвязь сложна и противоречива. Ее результаты оказываются благотворны только при условии гармонических взаимоотношений человека с пространством и временем своего бытия, установления динамического равновесия своего внутреннего мира с пространством жизни человечества, психологическим временем других людей
1. Понятие "культура", его многозначность. Материальная и духовная культура. Культурология (история и теория культуры) - область социогуманитарного знания, изучающая сущность, закономерности, динамику развития и функционирования культуры; представляет собой единство теории и истории культуры. Термин "культура" происходит от латинского cultura - возделывание (возделанный, созданный, улучшенный), образование, развитие. В этом отношении культура противостоит натуре (лат. natura - природа) в ее первозданном, не тронутом людьми виде. "Культурное" - значит искусственно созданное, придуманное и сработанное людьми, в отличие от того, что дано природой, образовалось естественным путем, без вмешательства человека. В широком понимании - это все, что создано человечеством, его физическими и интеллектуальными усилиями. В узком значении - это особое состояние общества. Понятие "культура" может употребляться и для обозначения каких-либо этнических, географических, расовых особенностей, и для обозначения определенного уровня развития. Это понятие столь емкое и неоднозначное, что число его определений в настоящее время перевалило за пятьсот; среди них можно выделить следующие виды определений культуры: Описательные - в них просто перечисляются отдельные элементы культуры, например, обычаи, верования, виды деятель-ности. Антропологические - исходят из того, что культура есть совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей, противостоящий природе, искусственно созданный человеком ("новая природа"). Аксиологические (ценностные) - трактуют культуру как совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых людьми. Нормативные - утверждают, что содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь людей. Адаптивные - культура трактуется как свойственный людям способ удовлетворения потребностей, как особый род деятельности, посредством которого они приспосабливаются к природным условиям. Исторические - подчеркивают, что культура есть продукт истории общества, и развивается путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению. Функциональные - характеризуют культуру через функции, которые она выполняет в обществе, и рассматривают единст-во и взаимосвязь этих функций в ней. Семиотические - рассматривают культуру как систему знаков, используемых обществом. Символические - акцентируют внимание на употребление символов в культуре. Герменевтические (от греч. hermeneutike - истолковательное искусство)- относятся к культуре как к множеству текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми. Идеационные - определяют культуру как духовную жизнь общества, как поток идей и других продуктов духовного творчества, которые накапливаются в социальной памяти. Психологические - указывают на связь культуры с психологией поведения людей и видят в ней социально обусловленные особенности человеческой психики. Дидактические - рассматривают культуру как то, чему человек научился (а не унаследовал генетически). Социологические - культура понимается как фактор организации общественной жизни, как совокупности идей, принци-пов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей. Культура - многофункциональная система, выполняющая целый ряд важнейших функций: 1) аккумулирующе-транслирующую; 2) интегрирующую; 3) регулятивную; 4) воспитательную; 5) мировоззренческую; 6) гуманистическую; 7) гно-сеологическую; 8) ценностную; 9) коммуникативную; 10) рекреативную (компенсирующую); 11) прогностическую. Культура всегда составляет определенную органическую целостность. Однако при научном изучении феномена культуры принято выделять культуру материальную и духовную. Материальна культура - это совокупность средств производства и материальных благ, создаваемых в процессе человеческого труда и имеющих конкретно-предметное выражение. Материальная культура призвана удовлетворять физиологические потребности человека. Духовная культура - уровень интеллектуального, морально-этического, эстетического и эмоционального развития общества, а также результаты интеллектуальной деятельности человечества. Они могут быть воплощены в конкретно-предметной форме, но сущность их заключается в иной плоскости: в душе, совести, сознании, чувствах и пр. Духовная культура влияет на наши чувства, мысли, сознание, волю, интуицию, настроение, психику и прочее. Между материальной и духовной культурой существует тесная, но непрямая связь; эти две формы культуры не следует считать абсолютно самостоятельными. Мировая культура - это совокупность культурного наследия всего мира, некая сумма общечеловеческих ценностей, которая аккумулирует, адсорбирует и развивает лучшие черты национальных культур. Исторические типы культуры - сменяющие друг друга эпохи в развитии общества (античный мир, Средневековье, Возрождение, Просвещение и пр.). Региональные культуры - надэтнические культурные общности, которые складываются в определенном географическом ареале и на протяжении долгого исторического времени сохраняют свою специфику (например, культура Латинской Америки). Локальная культура - культура некоторого конкретного, исторически определенного общества. Особое место среди локальных культур занимают этнические и национальные культуры, создаваемые отдельными племенами, народами, нациями. Национальная культура представляет совокупность экономических, политических, бытовых, языковых, обрядовых, мо-ральных и прочих факторов. Внутри национальных культур выделяются субкультуры - культуры отдельных демографических или социальных слоев и групп, воплощающие в себе отличия их образа жизни, мышления и поведения от общенациональных культурных норм (молодежная субкультура, субкультура преступного мира, религиозной секты и проч.) К изучению и оценке культуры того или иного народа следует подходить комплексно, изучая материальную культуру, народные ремесла, исторические события, обряды и верования, устное народное творчество, начало письменности, литературу, образование, архитектуру, изобразительное искусство, музыку, искусство театра, кино и телевидения, издательское дело.
Культура /Ушинский Высокий интерес к культуре свойственен педагогике, так как социальное и персональное пространство, историческое и личное время бытия как взрослого человека, так и ребенка заполнено предметами, отношениями, ценностями, информацией и технологиями, имеющими прямое отношение к материальной и духовной культуре. Почему важен анализ культуры для пед. антропол.? Во-первых, овладение культурой — одна из важных воспитательных задач и в то же время основноесредство воспитания. Во-вторых, культурный опыт ребенка — постоянный фон его жизнедеятельности. Этот опыт во многом предопределяет, с одной стороны, особенности общения и поведения, уровень духовных стремлений, критерии самооценки и другие характеристики ребенка; а с другой стороны — задачи воспитания данного ребенка и способы их осуществления. В-третьих, воспитание (его содержание, воспитательные традиции, аксеодогические акценты, предпочитаемые технологии и пр.), а также формы проявления воспитанности людей — важные составляющие, характерные особенности любой культуры. Наконец, воспитание во многом определяет судьбу конкретных культур: оно способствует их сохранению или разрушению, консервации или модернизации, целостности или мозаичности, элитарности или массовости.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|