Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внешняя политика СССР в 1964—1985 гг.




ЖИЗНЬ ДИКТУЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ КОНФЕДЕРАЦИИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН 1

(Из воспоминаний посла СССР в США А. Ф. Добрынина)

16 сентября 1968 года Громыко направил в Политбюро обширную аналитическую записку МИД «Оценка внешнеполитического курса и состояния советско-американских отношений».

В записке впервые излагались такие новые предложения, как создание в перспективе конфедерации социалистических стран Европы; оказание помощи национально-освободительным движениям, но — с оговоркой — соразмерно нашим возможностям; целесообразность строительства отношений с развивающимися странами на принципах вы-годы для СССР; необходимость — как и США — быть сильным в международном плане прежде всего своим внутренним положением; целесообразность планомерной и целенаправленной подготовки к широкому диалогу с США.

 

 

1 Цит. по: Добрынин А. Ф. Сугубо доверительно: Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962—1986 гг.). — М., 1996.


Оценка охватывала основные направления, которые определяли и рамки советско-американских отношений применительно к каждому отдельному историческому отрезку, и формулировалась следующим образом...

а) Главное направление внешней политики СССР сейчас — это укрепление содружества социалистических государств и развитие разностороннего, все углубляющегося сотрудничества между СССР и братскими социалистическими странами. Обстановка диктует необходимость добиться интеграции стран социалистического содружества, не менее широкой и основательной, чем имеет Запад в системе многосторонних организаций, связанных с НАТО или примыкающих к ней (общий рынок, парламентские объединения и пр.). Надо идти поэтапно и неформально к конфедерации де-факто — такова цель, которую нельзя не иметь в виду странам социалистического содружества при складывающейся мировой исторической обстановке. Со стороны США не следует ожидать в этой связи акций, влекущих серьезное напряжение международной обстановки (вопрос об интеграции соцстран и особенно об их конфедерации — как направление дальнейшей политики — впервые так отчетливо ставился советским руководством, но делалось это негласно; история, однако, зло подшутила над этими замыслами, когда через двадцать с лишним лет сам Советский Союз как единое государство перестал существовать; правда, интеграция — но уже в более скромных рамках СНГ — сейчас снова вышла на передний план российской политики. — А. Д.).

б) Последовательное продолжение усилий в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для строительства коммунизма. Сюда, в частности, относятся меры, направленные на притормаживание гонки вооружений и т. п.

в) Соразмерная нашим возможностям помощь национально- освободительным движениям. Борьба с неоколониализмом. Что касается


экономических отношений с развивающимися странами, то их целесообразно строить на основе принципа выгоды для СССР. Строгое соблюдение нами этого принципа для подобных двусторонних связей определяется тем, что СССР может и дальше быть силен в международном плане, прежде всего именно своим домом, и на этой основе осуществлять свою глобальную внешнюю политику.

г) О нашей линии в отношениях с США. В политической жизни США наблюдается в условиях войны во Вьетнаме и известного обострения обстановки в Европе в связи с чехословацкими событиями рост милитаристских и реакционных сил, что сопряжено с опасностью дальнейшего усиления агрессивности в американской внешней политике.

Одновременно внутри США укрепляется и понимание того, что развитие современной международной жизни ставит определенные пределы возможностям США, особенно в тех вопросах, где помимо или косвенно сталкиваются широкие советско-американские интересы.

Этот важный директивный документ был утвержден Политбюро для руководства на будущее.

 

 

К СОЦИАЛИЗМУ С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ1

(Из Программы действий чехословацких коммунистов)

Апрель 1968 г. Мы        должны  проложить  путь  через  неизвестность, экспериментировать, придать новый облик социалистическому развитию с опорой на творческое марксистское мышление и опыт международного

 

 

1 Цит. по: Гаек Иржи. Встречи и дискуссии. Воспоминания бывшего министра иностранных дел Чехословакии. — Фрейбург, 1987.


рабочего движения и с верой в то, что мы верно сумеем использовать условия социалистического развития Чехословакии, страны, которая несет ответственность перед международным коммунистическим движением за новую оценку и использование относительно высокоразвитой материальной базы, необычайно высокого уровня образования и культуры населения и бесспорных демократических традиций, в интересах социализма и коммунизма.

 

ЛИШЬ С ВАШЕЙ ПОМОЩЬЮ МОЖНО ВЫРВАТЬ ЧССР ИЗ ОПАСНОСТИ КОНТРРЕВОЛЮЦИИ1

(Из обращения членов руководства Компартии Чехословакии к Генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу)

Август 1968 г.

Уважаемый Леонид Ильич, с сознанием полной ответственности за наше решение обращаемся к Вам со следующим заявлением.

Наш по существу здоровый послеянварский демократический процесс, исправление ошибок и недостатков прошло-го и общее политическое руководство обществом постепенно вырывается из рук Центрального Комитета партии.

Печать, радио и телевидение, которые практически находятся в руках правых сил, настолько повлияли на общественное мнение, что в политической жизни страны сейчас без сопротивления общественности начинают принимать участие элементы, враждебные партии. Они развивают волну национализма и шовинизма, вызывают антикоммунистический и антисоветский психоз.

 

...Само существо социализма в нашей стране стоит под угрозой... Правые силы создали благоприятные условия для контрреволюционного переворота.

1 Цит. по: Известия. — 1992. — 18 июля.


В такой тяжелой обстановке обращаемся к Вам, советские коммунисты, руководящие представители КПСС и СССР, с просьбой оказать нам действенную поддержку и помощь всеми средствами, которые у вас имеются. Только с Вашей помощью можно вырвать ЧССР из грозящей опасности контрреволюции... В связи со сложностью и опасностью развития обстановки в нашей стране просим Вас о максимальном засекречивании этого нашего заявления, по этой причине пишем его прямо лично для Вас на русском языке.

 

ПОЛИТБЮРО СЧИТАЕТ, ЧТО БЕЗ ВВЕДЕНИЯ ВОЙСК НЕ ОБОЙТИСЬ1

(Из дневниковых записей и воспоминаний члена Политбюро ЦК КПСС, Первого секретаря ЦК Компартии Украины П. Е. Шелеста)

19 августа 1968 г. 10 часов утра. Началось заседание Политбюро ЦК КПСС. На первую часть были приглашены все первые секретари ЦК нацкомпартий, председатели Совминов и председатели Президиумов Верховных Советов республик. Их проинформировали о политическом положении в Чехословакии в пределах допустимого — о наших возможных мерах и акциях. Обязали еще больше усилить организаторскую и политическую работу на промышленных предприятиях, в колхозах и совхозах, в учреждениях, учебных заведениях, среди всего населения. Проявить больше бдительности во всех отношениях. Все приглашенные из республик в тот же день вылетели к себе домой. Политбюро всем составом продолжает заседать. Обсуждаются уже конкретные вопросы политических и военных акций. Много было разговоров, категоричности, туманности и даже темноты со стороны Брежнева. Военные развесили на стенках карты всей

 

 

1 Цит.  по:   Шелест П. Е....Да не судимы будете: Дневниковые записи, воспоминания члена Политбюро ЦК КПСС. — М., 1995.


предстоящей операции, детально, глубоко, со знанием дела доложили оперативную обстановку — направление ударов и захват плацдармов. Чувствовалось, что военные товарищи хорошо владеют обстановкой и положением дел. Докладывали министр обороны маршал Гречко и начальник Генерального штаба Захаров.

Но было немало и НО! К этому времени ФРГ на границе с Чехословакией было сконцентрировано много войск НАТО: они тоже проводили маневры. Как они себя поведут во время нашей операции, никто ни за что не мог поручиться. Второй немаловажный вопрос: как отреагирует на наше вступление в страну чехословацкая армия, по крайней мере ее отдельные подразделения? Если чехословацкая армия окажет сопротивление

— это уже крупное кровопролитие, гибель людей двух социалистических стран. При такой ситуации не исключено вмешательство войск НАТО, а это уже крупный военный конфликт, а возможно, и война в Европе. Этот вопрос не мог не тревожить всех нас.

Наконец, политический и организационный вопрос. Войдут наши войска в Чехословакию, а дальше что? Ведь войска вступают в страну без согласия правительства и руководства КПЧ. Ожидать, что теперешнее руководство страны и КПЧ положительно отнесется к этой акции, это больше чем политическая наивность. На кого же опереться внутри страны? Тоже вопрос совершенно неясен, больше того, он просто темный. Брежнев до крайности нервничал, осунулся, бросался из одной крайности в другую — и ничего конкретного. Вместо того, чтобы работать над главными вопросами политического решения в Чехословакии в связи с нашей военной акцией, он давал «ценные указания» военным по чисто стратегическим, тактическим вопросам. Видите ли, объявился новый военный «стратег и тактик» — смешно было смотреть на все это и слушать эти «указания». Смешно, но вместе с тем печально и грустно. А было такое состояние, что никто не мог ясно себе представить, как может повернуться дело.


Чтобы хотя бы как-то исключить возможное сопротивление со стороны чехословацких войск, было поручено Гречко лично переговорить с министром обороны Чехословакии генералом Дзуром. Гречко переговорил

«по-дружески» с Дзуром накануне вступления наших войск на территорию Чехословакии. Гречко Дзуру сказал, что если со стороны чехословацкой армии при нашем вступлении последует хоть один выстрел, то он, Дзур, за это головой ответит, и больше того — заявил, что тот будет висеть на первом дереве.

И все же накануне нашей операции Брежнев позвонил Л. Свободе и просил его с пониманием отнестись к нашей акции, дать указание войскам не оказывать сопротивления. Это, конечно, в первую очередь и исключило столкновение нашей и чехословацкой армий, а следовательно, предотвратило вмешательство войск НАТО. Но все же оставалось НО! Если наши противники узнают колебания, опасения и замешательство наше, то они могут воспользоваться этим и нанести упреждающий удар, по крайней мере сорвать наши замыслы, а это уже был бы громадный скандал. Политический вопрос, на кого же нам опереться в Чехословакии, так и остался нерешенным, и это впоследствии может вызвать большие осложнения и трудности даже для нашей армии...

 

ДАВАЙТЕ ДАДИМ ИНДИИ АТОМНУЮ БОМБУ1

 

 

1 Цит. по: От Коллонтай до Горбачёва. Воспоминания дипломата, советника А. А. Громыко, помощника Л. И. Брежнева, Ю. В. Андропова, К. У. Черненко и М. С. Горбачёва. / Под общ. ред. Ф. Огородниковой. — М., 1994.


(Из воспоминаний помощника Генерального секретаря ЦК КПСС А. М. Александрова-Агентова)

СССР осуществлял форсированные поставки оружия Индии. «Для Индии нам ничего не жалко», — говорил, как и в случае с СРВ, Брежнев. Такая его позиция диктовалась, конечно, в значительной мере опасением возможного будущего большого столкновения с Китаем, напряженность в отношениях с которым еще не спадала.

На фоне всех этих событий у Брежнева совершенно неожиданно для всех нас родилась идея, которую он неоднократно повторял нам, своим помощникам, но, видимо, также и своим коллегам по руководству. Он решил, что нам следует передать Индии атомную бомбу или по крайней мере техно-логию ее изготовления. Уже с первого раза мы, услышав об этой идее, принялись дружно отговаривать Брежнева. Это был бы громадный риск. Если сегодня у власти в Дели Индира Ганди с ее дружественной СССР политикой, то кто гарантирует, какое там будет руководство завтра и какую политику будет проводить? И как отреагирует мировое сообщество на грубое нарушение Москвой Договора о нераспространении ядерного оружия? Не говоря уж о неизбежном дальнейшем обострении в этом случае отношений с Китаем. Эти и другие аналогичные аргументы мы повторяли Леониду Ильичу неоднократно. Видимо, так же поступали и его коллеги. И вскоре дело это затихло, Брежнев к нему больше не возвращался.

Но к Индии Брежнев относился до конца как к главной опоре нашей политики в Азии, это у него не менялось.

Хорошо понимая происходящий процесс ослабления своих возможностей, Леонид Ильич за последнее время почти полностью передоверил формирование как внутренней, так и внешней политики узкому кругу людей, на которых больше всего полагался (Тихонов, Суслов, Андропов, Громыко, Устинов и, конечно, Черненко). В составе руководящих органов партии появилось множество так называемых комиссий Политбюро,


которые занимались той или иной актуальной крупной политической проблемой, например энергетикой, отношениями с Китаем, Польшей, Ираном, вопросами разоружения и т.д. Эти комиссии, каждая из которых возглавлялась одним из членов Политбюро, подробнейшим образом рассматривали все соответствующие вопросы, формулировали проекты решений по ним, а по существу предрешали эти решения. Черненко потом лишь в рабочем порядке согласовывал их с другими членами Политбюро. Сами заседания Политбюро, которые проводил Брежнев, в свое время продолжавшиеся по нескольку часов, стали сокращаться до одного часа, до 45 минут и т. д. Всем было видно, что Брежнев думает только об одном: как бы поскорее закончить заседание и уехать на отдых в Завидово.

 

ПРОГРАММА МИРА1

(Из Отчетного доклада ЦК КПСС XXIV съезду партии)

1971 г.

Агрессивной политике империализма Советский Союз противопоставляет политику активной защиты мира и укрепления международной безопасности. Главные направления этой политики хорошо известны. Наша партия, наше советское государство в сотрудничестве с братскими странами социализма, с другими миролюбивыми государствами и при горячей поддержке многомиллионных народных масс во всем мире уже многие годы ведут борьбу на этих направлениях, отстаивая дело мира и дружбы между народами. Основные, конкретные задачи такой борьбы в современной обстановке КПСС видит в следующем.

Первое.

Ликвидировать военные очаги в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке и содействовать политическому урегулированию в этих районах на

 

 

1 Цит. по: Материалы XXIV съезда КПСС. — М., 1971.


основе уважения законных прав государств и народов, подвергшихся агрессии.

Давать немедленный и твердый отпор любым актам агрессии и международного произвола. Для этого должны в полной мере использоваться и возможности Организации Объединенных Наций.

Отказ от применения силы и угрозы ее применения для решения спорных вопросов должен стать законом международной жизни. Со своей стороны Советский Союз предлагает странам, которые разделяют этот подход, заключить соответствующие двусторонние или региональные договоры.

Второе.

Исходить из окончательного признания территориальных изменений, происшедших в Европе в результате второй мировой войны, осуществить коренной поворот к разрядке и миру на этом континенте, обеспечить созыв и успех общеевропейского совещания.

Сделать все для обеспечения коллективной безопасности в Европе. Мы подтверждаем совместно выраженную странами — участницами оборонительного Варшавского договора готовность к одновременному аннулированию этого договора и Североатлантического союза или — в качестве первого шага — к ликвидации их военных организаций.

Третье.

Заключить договоры, ставящие под запрет ядерное, химическое, бактериологическое оружие.

Добиваться прекращения всюду и всеми испытаний ядерного оружия, включая подземные.

Содействовать созданию безъядерных зон в различных районах мира. Мы выступаем за ядерное разоружение всех государств, обладающих ядерным оружием, за созыв в этих целях конференции пяти ядерных держав

— СССР, США, КНР, Франции, Англии.


Четвертое.

Активизировать борьбу за прекращение гонки вооружений всех видов. Мы высказываемся за созыв всемирной конференции для рассмотрения вопросов разоружения во всем их объеме.

Мы за ликвидацию иностранных военных баз. Мы выступаем за сокращение вооруженных сил и вооружений в районах, где военное противостояние особенно опасно, прежде всего в Центральной Европе.

Мы считаем целесообразной разработку мер, уменьшающих вероятность случайного возникновения или преднамеренной фабрикации военных инцидентов и их перерастания в международные кризисы, в войну.

Советский Союз готов договариваться о сокращении военных расходов, в первую очередь крупных государств.

Пятое.

Должны быть полностью претворены в жизнь решения ООН о ликвидации оставшихся колониальных режимов. Проявления расизма и апартеида подлежат всеобщему осуждению и бойкоту.

Шестое.

Советский Союз готов углублять отношения взаимовыгодного сотрудничества во всех областях с государствами, которые со своей стороны стремятся к этому. Наша страна готова участвовать совместно с другими заинтересованными государствами в решении таких проблем, как сохранение природной среды, освоение энергетических и других природных ресурсов, развитие транспорта и связи, предупреждение и ликвидация наиболее опасных и распространенных заболеваний, исследование и освоение космоса и Мирового океана.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...