Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Schadow and Evil in Fairy Tales 3 страница




Пошел он по дороге к лесу, и она привела его к виселице; из­моренный дневным жаром, терзаемый злобой и ненавистью, он бро­сился на землю около виселицы.

Но чуть только он закрыл глаза, собираясь заснуть, оба воро­на, сидевшие на головах висельников, со зловещим карканьем сле­тели к нему и выклевали ему очи.

Обезумевший от боли и ужаса, он устремился в лес да там, вероятно, и сгинул, потому что с той поры никто его не видывал и о нем ничего не слыхивал.

 

11 The Complete Grimms Fairy Tales (New York: Pantheon Books, 1972), p. 486 и далее. (Рус. перевод здесь и далее цитируется по изданию: Сказки, собранные братьями Гриммами / Пер. под ред. П. Н. Полевого. СПб, 1895; М.: Алгоритм, 1998. )

 

На первый взгляд может показаться, что в сказке «Два стран­ника» фигура доброго, оптимистичного портняги воплощает со­знательную часть, а фигура башмачника - Теневую, или компен­саторную, и на самом деле так интерпретируют ее все, кто приме­няет юнгианский подход к изучению сказок, считая эту сказку ти­пичной, где воплощены Эго и Тень. Мне думается, что в какой-то мере так оно и есть, но по моему опыту, если вы начнете с такой гипотезы, она приведет вас в тупик; следовательно, я бы хотела вас предостеречь от употребления юнгианских терминов и при­клеивания их к мифологическим фигурам, говоря: это - Эго, то - Тень, а вот это - Анима, ибо вы увидите, что такое соответствие лишь частичное, затем возникают противоречия и, в конце концов, искажения, - если люди не оставляют своих попыток втиснуть сказочные фигуры в рамки конкретной формы. Чем делать такие скоропалительные выводы, лучше посмотрите на эти две фигуры и на их функции в сказке, а также на способ их констелляции по отношению к другим сказочным персонажам и следуйте прави­лу - не интерпретировать никакие архетипические фигуры вне сказочного контекста. Тогда мы придем к несколько иному выводу по сравнению с тем, который вытекает из произвольного взгля­да на них как на Эго и Тень.

Порнтняга - очень хорошо известный сказочный персонаж. В известной сказке братьев Гримм «Храбрый портняжка»12 есть некоторые похожие вещи, ибо портняжка в этой сказке тоже весе­лый и добродушный, невысокого роста, хрупкий и не очень силь­ный физически; при этом он одолевает великанов, а впоследствии хитростью побеждает свирепого вепря. В этой сказке злой вепрь нападает на портняжку, но тому удается ловко укрыться за дере­вом, в которое вепрь вонзает свои клыки и уже не может освобо­диться. Благодаря этой амплификации мы можем прийти к выво­ду, что портной в сказках имеет какую-то связь с архетипом трикстера, который побеждает врагов, превосходя их умом, хитростью и смекалкой.

 

12 The Complete Grimms Fairy Tales, p. 112 и далее.

 

Согласно средневековым идеям практически все ремесла име­ли связь с определенными планетами, причем каждое ремесло раз­вивалось под влиянием своей планеты. Меркурий, наряду с не­которыми другими ремеслами, покровительствовал поварам и пор­тным. Таким образом, профессия портного связана с Гермесом или Меркурием, то есть с богом-трикстером, обладающим всеми при­сущими этому богу качествами: разносторонним умом, смекалкой и изменчивостью. В те времена обучались ремеслу портного, как правило, невысокие, физически слабые мужчины, которые компен­сировали отсутствие физической силы искусством и хитростью. Более того, портной шил одежду другим людям. Как правило, в наших интерпретациях одежда связана с Персоной, и в какой-то мере так оно и есть, ибо мы ей прикрываем «обнаженную истину» нашей личности, предъявляя окружающему миру более пристой­ную внешнюю сторону, более привлекательную по сравнению с тем, какие мы есть на самом деле. Идея, что одежда представляет собой Персону, прекрасно проиллюстрирована в сказке Г. Х. Ан­дерсена «Новое платье короля». Король назначил высокую награ­ду тому, кто сошьет ему наилучшее платье, и тогда к нему пришел хитрый маленький портняжка и сказал, что он может сшить совер­шенно особый, изысканный, великолепный наряд, обладающий такой волшебной силой, которую могут оценить только честные и порядочные люди. Король заказал ему одежду. Он ее не видел, но никому не выдавал своей тайны, и по городу поползли слухи, что вскоре король появится в новом волшебном наряде. Когда он вы­шел к народу, все стали выражать свое восхищение, и лишь один маленький мальчик воскликнул: «А король-то голый! » И тогда все стали хохотать. И здесь портной является трикстером, который демонстрирует людям глупость королевской Персоны.

С другой стороны, если подумать о культовых мистериях По­здней Античности и о ритуалах инициации во многих цивилизаци­ях, можно увидеть, что люди одеваются не для демонстрации Пер­соны, а для выражения своей истинной установки. Например, в эпоху раннего христианства во время обрядов крещения людей с головой окунали в купель, а затем давали им белые одежды13, что­бы тем самым показать окружающим появление у них новой не­порочной установки, или же их беспристрастного отношения. В инициациях митраизма14 и мистериях в честь богини Исиды15, инициирующиеся юноши надевали характерные белые одежды, служа как бы воплощением бога солнца, чтобы продемонстриро­вать другим людям происходящую с ними внутреннюю архетипическую трансформацию. В одной алхимической притче дух Мерку­рий описан как цирюльник. Своими ножницами он создает при­ческу необходимой правильной формы - то есть он придает фор­му самим людям, а не их одежде, а значит, он «перекраивает», трансформирует людей, является как бы психотерапевтом, кото­рый приводит их в надлежащее правильное состояние16.

 

13 Англ. candid - от лат. candidus - ослепительно белый, белоснежный.

14 Митраизм - древний тайный культ, основанный на поклонении Митре, одному из древнеиранских богов. Считался посредником между людьми и богами, богом-спасителем. Митраизм распространился в эллинистическом мире и Рим­ской империи; в II—IV вв. был одним из главных соперников христианства. - Примеч. пер.

15 Исида - в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, сим­вол женственности и супружеской верности, богиня мореплавания, дочь Геба и Нут, сестра и супруга Осириса. Исида помогала Осирису цивилизовать Египет и обучила женщин жать, прясть и ткать, лечить болезни и учредила институт брака. Когда Осирис отправился странствовать по свету, Исида заменила его и мудро правила страной. Услышав о смерти Осириса от руки бога зла Сета, Иси­да пришла в смятение. Она обрезала волосы, надела траурные одежды и начала поиски его тела. Дети рассказали Исиде, что видели плывущий по течению Нила ящик с телом Осириса. Вода вынесла его под дерево, росшее на берегу близ Библа, которое стало стремительно расти и вскоре гроб полностью скрылся в его стволе. Узнав об этом, царь Библа приказал срубить дерево и привезти во дво­рец, где его использовали как опору для крыши в виде колонны. Исида, догадав­шись обо всем, устремилась в Библ. Она бедно оделась и села у колодца в цент­ре города. Когда служанки царицы пришли к колодцу, Исида заплела им воло­сы и окутала таким благоуханием, что вскоре царица послала за ней и взяла вос­питательницей своего сына. Каждую ночь Исида помещала царское дитя в огонь бессмертия, а сама, обернувшись ласточкой, летала вокруг колонны с телом мужа. Увидев сына в языках пламени, царица издала такой пронзительный крик, что ребенок утратил бессмертие, а Исида раскрыла себя и попросила отдать ей колонну. Получив тело супруга, Исида укрыла его в болоте. Однако Сет нашел тело и разрезал на четырнадцать кусков, которые рассеял по всей стране. С по­мощью богов Исида нашла все куски, кроме пениса, проглоченного рыбой. По одной из версий, Исида собрала тело и возродила Осириса к жизни, используя свою целительную силу, и зачала от него бога неба и солнца Гора.

Исида была настолько популярна в Египте, что со временем приобрела черты других богинь. Ее почитали как покровительницу рожениц, определяю­щую судьбу новорожденных царей. Культ богини был также распространен в Древней Греции, Риме и даже повлиял на христианское искусство. - Примеч. пер.

16 Вполне возможно, что речь идет о видениях старца Зосимы, описанных Юнгом в его работе «Симолы превращения в Мессе». По Юнгу, другие имена жреца - «медный человек» и «цирюльник»: «Некоторое удивление вызывает термин " цирюльник", поскольку о бритье или стрижке речи нигде не идет. В то же время в видениях Зосимы упоминается скальпирование, и в нашем контек­сте оно должно быть напрямую связано с античными ритуалами свежевания и их магическим значением... Вообще, свежевание в соответствующих ритуалах символизирует превращение, переход из худшего состояния в лучшее, а следо­вательно - обновление и возрождение... Стрижка волос с давних пор связыва­лась с освящением, т. е. духовным превращением или инициацией. Жрецы Исиды брились наголо, а тонзура, как известно, принята еще и сегодня. Тот факт, что стрижка волос воспринималась в качестве " симптома" превращения, можно объяснить древним представлением, проводившим аналогию между претерпев­шим превращение человеком и новорожденным ребенком (неофит) с еще без­волосой головой. В одном первобытном мифе герой теряет все свои волосы в период " инкубации" - пребывания во чреве морского чудовища - из-за царив­шего там зноя (поистине " чудовищного"! ). А если существует обычай выбривать тонзуру, восходящий к этим древним представлениям, то, разумеется, не обой­тись без ритуального цирюльника. В Древнем Египте цирюльники были людь­ми относительно зажиточными, что должно указывать на процветание их ремес­ла... Примечательно, что с цирюльником мы встречаемся и в другой алхимиче­ской " мистерии" - " Химической свадьбе"... Из печатных изданий мне известно лишь одно: редкий итальянский фолиант XVI века. И здесь бритье по своему смыслу сопровождает инициацию и процесс превращения вообще. Сюда же от­носятся " бритье человека" и " ощипывание птицы", упоминаемые ниже среди рецептов магических жертвоприношений... Подобно Гермесу, Меркурий (или планетный дух Меркурий) - бог откровения, раскрывающий адептам тайны Ис­кусства. Кроме того, он - " душа тел", anima vitalis... Руланд определяет его как " духа, ставшего землей". Меркурий есть дух, проникающий в глубины телесно­го мира и преображающий его. ... Меркурий символизируется змеем... Из много­численных текстов явствует, что Меркурий - это одновременно вода и огонь; а вода и огонь, со своей стороны, характеризуют природу духа. Мотив умерщвле­ния мечом часто встречается в алхимических трактатах. Меч может расчленять " философское яйцо", пронзать " короля"... Он может разрубать на части дракона или corpus, изображаемое в виде человеческого тела с отрубленными головой и конечностями. Мечом отсекаются и лапы льва, о чем только что упоминалось. Ал­химический меч осуществляет solutio или separatio elementorum [разрешение или разделение элементов], в результате чего восстанавливается изначальное состоя­ние хаоса и возникает возможность произвести новое, более совершенное тело по­средством нового impressio formae или imaginatio [запечатления формы или вооб­ражения]. Вот почему меч occidit et vivificat [убивает и животворит] - и то же самое говорится об aqua permanens sive mercurialis [воде веч­ной или меркуриевой]. Меркурий и наделяет жизнью, и разрушает старую фор­му. Меч, который в церковной символике исходит из уст апокалиптического Сына человеческого, согласно Евр. 4: 12, есть Логос, Слово Божье, иначе говоря Христос. Естественно, эта аналогия пришлась алхимикам весьма кстати: им все­гда было мучительно трудно найти подходящие слова для выражения своих фан­тазий. И Меркурий был их Посредником и Спасителем, их Сыном макрокосма, filius macrocosmi (в противоположность Христу как filius microcosmi), Разреши­телем и Разделителем. Так что и Меркурий - меч, ибо он есть " дух проникаю­щий" (penetrabilior ancipiti gladio). Герхард Дорн, алхимик XVI в., говорит, что в дольнем мире меч превратился в Христа, Спасителя нашего, после чего разви­вает свою мысль следующим образом: прообраз меча, функционирующего как орудие разделения и рассечения (как раз этой функции отводится в алхимии значительная роль), - огненный меч ангела, отсекающий наших прародителей от рая, как вытекает из вышеприведенного текста Дорна (angelo gladium irae eriperel). Мотив разделения мечом встречается также в гнозисе офитов. Здесь дольний мир рисуется окруженным огненным кольцом, охватывающим разом и рай - но рай отделяется от этого кольца " огненным мечом". Речь здесь идет о превращении жизненного духа, обретающегося в человеке, который в конечном счете получает божественный облик». - Примеч. пер.

 

Таким образом, мы можем сказать, что портной имеет связь с архетипической силой, способной трансформировать человека и придать ему новую установку, - с той силой, которая связана с ин­теллектом и способностью перехитрить других. Его врагом стано­вится великан. Великаны, известные своими огромными размерами и своей выдающейся глупостью, в основном воплощают сильные, неуправляемые эмоции. Как только человек оказывается во власти аффекта, он становится глупым. В мифологии великаны (гиганты) связаны с землетрясениями. Вепрь с его агрессивными клыками воплощает агрессивную установку, и портной знает, как с этим справиться. Он тоже воплощает типичные человеческие черты: сме­калку и острый ум, которые помогают справиться с примитивны­ми эмоциями и достичь высокого уровня осознания.

Кроме того, в сказке «Два странника» портняга - очень на­божный человек, ибо, когда ему становится очень трудно, он мо­лится Богу, в которого очень верит и на которого очень надеется, ибо по натуре оптимист и твердо верит, что Образ Божий помо­жет ему пройти через все испытания. Поэтому мы можем прийти к выводу, что присущий человеку способ справляться с эмоциями умом и хитростью в данном случае сочетается с христианской ре­лигиозной установкой, христианским Weltanschauung17.

17 Weltanschauung (нем. ) - мировоззрение. - Примеч. пер.

 

Башмачник тоже имеет связь с внешним облачением, но только с обувью, а это значит, что нужно выделить, в чем состоит общее характерное различие в символике одежды и обуви. Если одежда воплощает установки, то их интерпретация может зависеть от той части тела, которую прикрывает конкретная одежда. Мож­но сказать, что штаны должны ассоциироваться с сексуальной ус­тановкой, а бюстгальтер - с материнской установкой. Есть немец­кая пословица, которая звучит либо как «рубаха ближе к телу, чем кафтан», либо как «своя кожа рубахи дороже»18; вторая послови­ца точно передает психологический смысл: одежда, которая бли­же к телу, воплощает более сокровенную установку. Утвержда­лось, что нога представляет собой фаллический символ, которому нужна конкретная поддержка; тогда обувь символизирует жен­ский орган, в который погружена нога.

Сексуальная сторона образа башмачника неявно связана с символикой ноги, но это для нас не очень важно: мы можем пола­гать, что люди, относящиеся к социальному слою, изображенному в этой сказке, выражались бы более прямо и откровенно и говори­ли бы о сексе, если бы считали, что именно о нем идет речь, по­этому эта символика в данной сказке имеет несколько иное значе­ние. Если мы начнем с гипотезы, что обувь - это просто часть эки­пировки человека, которая покрывает его ноги, и что обутыми но­гами человек стоит на земле и соприкасается с ней, то обувь сим­волизирует точку зрения (standpoint) или отношение к реально­сти. Подтверждением тому служит много очевидных фактов. Нем­цы говорят, что, если человек становится взрослым, он «снимает свои детские ботинки»19, а в Швейцарии говорят, что он «надева­ет ботинки своего отца» или «идет по стопам своего отца»20, - то есть принимает такую же установку. Кроме того, наблюдается связь обуви и со стремлением к власти, ибо если человек хочет утвердиться в своей власти и подавить другого, он «наступает ему на горло» (puts one's foot down), как поступал солдат викторианской эпохи, ставя ногу на горло поверженного врага. В немецком языке есть выражение «подкаблучник» (Pantoffelheld)21, которое относится к мужчине, находящемуся в полном подчинении у своей жены - она наступает ему на горло, и он совершенно теряет свою самостоятельность и во всем слушается только ее. Таким образом, мы могли бы сказать, что наша точка зрения по отношению к кон­кретной реальности всегда имеет связь с утверждением своей силы, ибо мы не можем принять какую-то точку зрения, не само­утвердившись в той или иной мере; когда речь заходит о реально­сти, мы должны сделать выбор и чему-то отдать предпочтение. Поэтому башмачник должен воплощать архетипическую фигуру, похожую на портного, но в особенности сосредоточенную на сво­ем отношении к реальности.

 

18 Даль В. И. Пословицы русского народа. М.: Ермак: Астрель, 2005. - При­меч. пер.

19 Русским аналогом скорее всего является выражение «он вырос из корот­ких штанишек». - Примеч. пер.

20 В России есть поговорка: «старые башмаки никогда не жмут». А в скан­динавском обряде был башмак, сшитый специально, с соблюдением разных ма­гических правил. Именно он символизировал приобщение к роду нового чело­века, принятие его не только членами семьи, но и мифическим предком. Во вре­мя священнодействия приемный сын надевал этот башмак вслед за отцом, «всту­пал в его след», становясь в полном смысле слова «наследником». Вряд ли слу­чайно русские слова так хорошо ложатся в описание подробностей совсем, каза­лось бы, чужого обряда. - Примеч. пер.

21 От нем. Pantoffel - домашняя туфля; Held - герой. У древних германцев жених мог обращаться к опекуну невесты только через посредников. Если пере­говоры с посредником проходили удачно, то к опекуну являлся и сам жених. Начинался торг. Мужчина выкупал будущую жену. Обговаривались условия, но опекун никогда не давал сразу окончательно ответа. В следующий раз жених должен был явиться в дом невесты с башмаком. Он преподносил его даме серд­ца. Если девушка надевала его на ногу, то это означало, что невеста дает согла­сие на безоговорочное подчинение своему будущему мужу. Отсюда и произош­ло видоизмененное позже выражение «оказаться под каблуком у мужа». - При­меч. пер.

 

Профессия башмачника (сапожника) считается одной из са­мых простых, даже проще, чем профессия портного, хотя социаль­ное положение и того и другого нельзя назвать высоким и дости­гающим уровня буржуа. Есть много сказок и легенд, в которых подчеркивается низкий социальный уровень башмачника. Из ле­генды о святом Антонии22 мы знаем, что, к нему явился Божий ангел, и тот решил, что совершил нечто очень важное и стал вели­ким святым, но однажды ангел ему поведал, что в Александрии есть еще более святой человек. Почувствовав ревность, Антоний захотел увидеть этого человека, и тогда ангел привел его в бедный квартал Александрии, в жалкую лачугу, где жил старый башмач­ник со своей несчастной женой; он сидел и тачал обувь. Святой Антоний удивился, но вступил с ним в разговор, желая узнать, в чем же этот человек более свят, чем он, и стал спрашивать его о религиозных взглядах и вообще об отношении к религии; однако башмачник лишь взглянул на него и сказал, что он просто шьет обувь, чтобы заработать немного денег, потому что ему нужно прокормить жену и детей. Тогда у святого Антония наступило просветление. Эта история служит иллюстрацией того, что уста­новка башмачника, в отличие от святого Антония, связана с реаль­ностью, тогда как Антоний лишь стремился повысить степень сво­ей святости. У башмачника была абсолютно человеческая, смирен­ная связь с реальностью, отсутствующая у большинства святых; именно об этом ангел и говорил святому Антонию. Существует одна известная поговорка: «башмачник, не теряй своего умения» (shoemaker, stick to your tools), ибо если он его утратит, то ухудшит­ся все, что касается его отношения к реальности, ибо нам следует быть совершенно реалистичными и не переступать через свои ог­раничения. Башмачник так и поступает и, согласно пословице, по­ступает правильно.

В сказке «Два странника» после скитаний по лесу в кульми­национной точке развития сюжета башмачник и портной поступа­ют в услужение королю, и там башмачник начинает плести интри­ги; и все заканчивается тем, что портняга женится на принцессе, но не становится королем, как это обычно бывает. В других вол­шебных сказках простой человек женится на принцессе, и подра­зумевается, что благодаря своему браку он станет новым королем, но здесь вместо этого аист приносит королю сына, который станет его наследником (а вовсе не портняга), если, конечно, королевский сын не умрет, что совершенно невероятно, принимая во внимание сказочную обстановку. Наверное, нам следовало бы себя спросить, что вообще значит, если простой человек, как, например, крестья­нин, портной, башмачник, какой-нибудь дурачок или единствен­ный сын вдовы, женится на принцессе и тем самым становится бу­дущим королем; поэтому нам следует углубиться в символику фи­гуры короля.

 

22 Святой Антоний, или Антоний Великий (ок. 251 - ок. 356), также Авва Антоний, Антоний Египетский, основатель первых монашеских общин. Проис­ходил из знатного египетского рода, говорил только на коптском языке и всю жизнь прожил в родной стране.

Афанасий Александрийский в Житии Св. Антония рассказывает о своем ге­рое следующее. Святой с детских лет отличался исключительным благочестием. Когда умерли его родители, Антонию было всего двадцать лет, и у него на руках осталась малолетняя сестра. И все же, вняв евангельскому слову - «... если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим» (Мф. 19: 21), под­вижник раздал свое имение, поручил воспитание сестры надежным людям и уда­лился в пустыню. Антоний жил в гробнице, а затем ушел еще дальше, поселился в развалинах и здесь предавался аскезе. Автор подробно описывает дьявольские козни, которые пришлось преодолевать святому; однажды Антоний до такой сте­пени изнемог в борьбе с «нечистым», что его приняли за мертвого. В конце кон­цов Антоний восторжествовал над Дьяволом, слава о его чудесах распространи­лась повсюду, у него появились многочисленные ученики и последователи. Про­славился Антоний и в борьбе с арианами. Слава Антония как основателя монашества, а также подробно разработанные демонологические моти­вы, которыми отличается жития святого, способствовали популярности произве­дения Афанасия Александрийского. Культ Антония особенно распространен в За­падной церкви. В XI веке был учрежден орден святого Антония. Житие Св. Ан­тония нашло широкое отражение в западноевропейской иконографии (в том чис­ло работы Босха, Рубенса, Д. Тенирса старшего и др. ), его использовал в «Иску­шении святого Антония» Г. Флобер. - Примеч. пер.

 

На тему символики королевской фигуры я отсылаю вас к труду Юнга Mysterium Coniunctionis, в котором этой теме посвя­щена целая глава23. Король (или царь) на примитивном уровне является воплощением или носителем мистической жизненной энергии нации или племени, и потому, как вы можете прочитать у Фрэзера в главе «Умирающий Бог»24, здоровье, а также физи­ческая и духовная сила царя являются гарантией силы и здоро­вья племени, и как только король становится импотентом или за­болевает, его должны убить. По истечении определенного числа лет правления его следует сместить, так как носитель этой жиз­ненной энергии всегда должен быть молодым. Он является воп­лощением Образа Бога, жизнеспособной силы племени. Среди шиллуков25 в верховьях Белого Нила этот обычай проявляется в том, что, когда наступает время убить старого царя, его запира­ют в хижине вместе с девственницей и вместе с ней морят голо­дом до самой смерти, а напротив этой хижины ставят так назы­ваемый трон (низкий примитивный стул) и сажают на него его преемника: в момент смерти дух жизни старого царя переходит в тело нового царя. С этих пор он становится царем и носителем царской власти.

 

23 The Collected Works of CG. Jung, trans. R. F. C. Hull (Princeton, N. J.: Prin­ceton University Press, 1957-1979) 14, chap. 4. (Рус. перевод: Юнг К. Г. Mysteri­um Coniunctionis. M.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. )

24 James G. Frazer, The Golden Bough, Part 3: The Dying God (London: Mac-millan and Co., 1919), chap. 1. (Рус. перевод: Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1984. )

25 Шиллук - народ в Судане, отн. к подгруппе народов луо. Наиболее мно­гочисленная группа из негроидных народностей - 430-450 тыс. чел. Говорят на языке шиллук, относящемся к северо-западной группе нилотских языков. Основ­ные занятия - скотоводство и земледелие, а также охота и рыболовство. Живут в поселениях. Придерживаются традиционных верований, есть христиане (в ос­новном католики) и мусульмане-сунниты. - Примеч. пер.

 

Повторяю, сделав скоропалительный вывод, мы могли бы сказать, что король обладает всеми свойствами символа Самости, но по существу такое утверждение является слишком общим и неточным, хотя фигура короля воплощает жизненное начало, Об­раз Бога и центр психической и духовной организации и в этом смысле несет на себе проекцию Самости - регулирующего и уп­равляющего центра, определяющего целостность и полноту. Но это не соответствует действительности, ибо нам уже известно, что архетип Самости не может так сильно зависеть от времени. Кроме того, у нас есть образ умирающего короля, который дол­жен быть смещен с трона, что не соответствует представлению о Самости как о регулирующем центре психики, который должен продолжать функционировать. Следовательно, каким образом он может оставаться на месте и при этом не служить воплощением Самости? Ответ можно найти в ритуале шиллуков, о котором я уже вам говорила. Царь - это не Самость, а сформулированный сознанием символ этого архетипа. Царем нашей цивилизации является Христос, он является символом Самости, то есть специ­ально выделенным аспектом Самости, доминирующим в нашей цивилизации, он Царь Царей, доминирующее содержание психи­ки. Я бы сказала, что Будда - это подобным же образом выделен­ный аспект символа Самости в буддийской цивилизации. Таким образом, король - это не архетип Самости, а символ Самости, ко­торый стал основным доминирующим воплощением Самости в цивилизации.

Похоже, существует архетипический универсально достовер­ный закон (archetypal law of general validity), который заключает­ся в том, что любая символика, созданная и сформированная в коллективном сознании, со временем иссякает и сопротивляется обновлению вследствие некоторой инертности сознания. Самые глубокие внутренние переживания через десять-двадцать лет от­части утрачивают свою силу и, в особенности на коллективных уровнях психики, самые важные религиозные символы имеют тен­денцию к истощению. Возьмите, например, детей, которые долж­ны постоянно быть связаны с символом Христа и с христианством и которым уже в шестилетнем возрасте становится скучно, так что они перестают это воспринимать, закрывают свой внутренний слух, ибо для них все это становится неким подобием девиза, ло­зунга и утрачивает свои нуминозные качества и свою ценность. Кроме того, некоторые пасторы и священники говорили мне, что практически невозможно каждый раз писать вдохновенную про­поведь, ибо бывают дни, когда сказывается усталость или, может быть, кто-то из них поссорился с женой, - то есть когда налицо все признаки энергетического истощения. Если бы Христос был для такого пастора абсолютно нуминозной фигурой, этого бы не произошло. Похоже, трагизм ситуации состоит в том, что челове­ческое сознание имеет склонность к односторонности и однознач­ности и не всегда способно гибко реагировать на внутренние про­цессы, поэтому некоторые избитые истины остаются в нем слиш­ком долго.

Тот же закон можно применить для описания внутренней эволюции человека - некто имеет внутреннее переживание и ка­кое-то время живет им, но затем жизнь изменяется, и отношение к нему тоже должно измениться, однако все это остается незамет­ным, пока в сновидениях не проявляется необходимость новой адаптации. В среднем возрасте сознание имеет тенденцию наста­ивать на определенных установках и не скоро замечает изменения внутреннего направления жизни, сознание тоже должно изме­ниться с приближением смерти. Это же относится и к религиоз­ному содержанию, поскольку оно, становясь осознанным и верба­лизованным, утрачивает свою непосредственную новизну и нуминозность, и по этой причине великие религиозные системы испы­тывают стремление к обновлению: или же происходит их полное изменение, или привносится новое истолкование, восстанавлива­ющее их непосредственное воздействие и изначальный религиоз­ный смысл. Фигура стареющего короля, которого нужно заменить новым, символизирует этот общий психологический закон. Все, что удалось достичь, по всеобщему признанию, в каком-то смысле было на это обречено; нужна была только мудрость, чтобы это по­нять, и постоянная готовность к тому, чтобы изменить установку. Но подобно тому, как отдельный человек имеет склонность к при­вычным установкам, коллективу это присуще даже в большей мере. Тогда вам придется противостоять инерции, которая может быть опасной для содержания. Именно к этому имеет отношение таинство обновления короля.

В сказке король имеет и другую характерную черту: он пред­ставляет собой не только глубинную надежду цивилизации, но и служит воплощением религиозной фигуры. Прикладывалось не­мало усилий, чтобы избежать время от времени возникающей тра­гедии, связанной со смертью правителя, и эти усилия были связа­ны с удвоением власти, то есть с тем, чтобы наделить шамана вла­стью наряду с царем. Шаман не был особенно вовлечен в земную деятельность племени, ибо его задача заключалась в том, чтобы совладать с актуальным религиозным переживанием. Следова­тельно, во многих примитивных племенах существует разногласие между царем и шаманом, который, как «серый кардинал», стоит за спиной царя или оказывается подавленным абсолютной властью монарха. В нашей собственной истории возникали серьезные кон­фликты, когда католическая церковь попыталась завладеть вер­ховной властью и подчинить себе короля или когда те или иные короли пытались заменить собой Папу или же подчинить его себе и распространить свою власть на религиозную жизнь католичес­кой церкви. Идея, стоящая за разделением власти, заключалась в сохранении такого порядка, при котором религиозная сторона была бы способна к обновлению и вместе с тем светская власть могла бы нести свои функции. Таким образом, было бы возможно поддерживать напряжение противоположностей, тенденцию к со­хранению непрерывности сознания и необходимости постоянного внутреннего обновления. Недостаток этой идеи заключается в опасности конфликта и расщепления энергии на два потока, кото­рые на самом деле сосуществуют в нашей психике.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...