Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Форматы освоения комплекса теоретических и практических знаний и навыков




Методическое пособие содержит рекомендуемый перечень произведений искусства по направлению (См. Приложение 1, Раздел 4).

1. «Культпоход» - обязательное посещение интересных с архитектурной точки зрения мест: исторического центра собственного города (краеведческого музея), интересных инженерно-архитектурных сооружений (например, плотины; каскадов прудов на территориях старых усадебных комплексов), мостов, здания городского вокзала, исторических мест в непосредственной близости к родному городу: старых монастырских, храмовых и усадебных комплексов, городской крепости, парка на территории города, поселения (тематика выездных мероприятий может быть расширена).

Примерная тематика

Классы

· «Мир архитектуры» - знакомство с историческим центром города, интересными строениями, освоение основных понятий: «архитектура» (русского синонима «зодчество»), «архитектурный образ», «архитектурный стиль», а также знакомство с правилами поведения в музеях, статус которых часто имеют памятники архитектуры и на территории исторических комплексов, в исторических интерьерах, в (или у) промышленных зданий, инженерно-архитектурных сооружений. Приобретение навыка воспринимать произведения архитектуры, видеть признаки архитектурного стиля в фасадном декоре зданий, элементах украшения интерьеров.

· «Этно» - посещение этнографических и археологических музеев (музеев-заповедников) с целью ознакомления с архитектурой, культурой и традициями народов Российской Федерации.

· «Все в сад!» - экскурсия в городской парк (сквер, сад) или на территорию старинной усадьбы с рассказом об элементах того или иного садово-паркового стиля.

Классы

· «Функция — конструкция — форма» - знакомство с основными составляющими архитектурного произведения при посещении интересных с архитектурной точки зрения мест: исторического центра города, интересных инженерно-архитектурных сооружений (например, плотины), мостов, здания городского вокзала, исторических мест в непосредственной близости к родному городу: старых монастырских, храмовых и усадебных комплексов, городской крепости, парка на территории города и т.д. Школьники узнают, что архитектурные сооружения создают, руководствуясь не только их функциональным назначением, но и стремлением создать выразительный архитектурный образ.

Школьникам также предлагается подумать, зачем нужна, например, колонна или почему возведение купола иногда предпочитали созданию плоской крыши здания.

· «Как зарождался и рос наш город» - культпоход в исторический центр города, занятие по теме в краеведческом музее. Школьники знакомятся с понятием градостроительства как областью архитектуры и строительства, комплексно решающей функционально-практические (экономические, демографические, строительно-технические, санитарно-гигиенические) и эстетические (архитектурно-художественные) задачи, узнают, что в каждом городе есть главный архитектор и главный художник города, руководящие застройкой и оформлением города.

· «Машина времени, стоп!» - театрализованная экскурсия в историческое место, к памятнику архитектуры. Школьникам предлагается предварительно изучить историю возникновения замысла конкретного архитектурного сооружения, поиска заказчиком архитектора, трансформацию архитектурного замысла в процессе согласования проекта, замечания и пожелания заказчика, и наконец, нахождение удобной и возможной для реализации формы строения и разыграть этот исторический эпизод, распределив роли архитектора, заказчика, семейства заказчика, других сопутствующих исторических лиц. Занятие направлено на формирование чувства личной причастности к родной культуре.

· «В архитектурном бюро» («Мастерская архитектора») - встреча с архитектором на его рабочем месте - краткое освещение стадий подготовки, создания и реализации архитектурного проекта, направленное на понимание трудоёмкости процесса.

Классы

· Архитектура движения» - посещение вокзала города. Школьники узнают, что вокзалы строили, руководствуясь не только их функциональным назначением, но и стремлением создать яркий и выразительный архитектурный образ, а также, что изучать историю строительства крупных магистралей, например, Байкало-Амурской, можно через уникальную архитектуру вокзалов и посёлков, расположенных на ней. Тема может быть расширена Культпоходом к интересным мостам в городе, знакомством с понятиями «виадук» и «акведук».

· «Знавал я дом: от старости стоял, казалось, он с трудом и ждал разрухи верной...» - выезда (выход) на территории исторических мест, усадебных комплексов, нуждающихся в восстановлении, с целью популяризации и приведения в порядок объектов культурного архитектурного наследия, находящихся в непосредственной близости к населенному пункту или в черте города. Направлено на понимание необходимости бережного отношения к культурным и историческим ценностям и сопричастности родной культуре.

· «Ночь в музее», «Ночь искусств» - старшеклассники принимают участие во Всероссийских акциях.

Для всех возрастных категорий

· «День музеев» - школьники всех возрастных групп принимают участие во Всероссийской акции.

· «Селфи в архитектурном контексте» - конкурс фотографии в условиях Культпохода. Школьник делает фотографию рядом с интересным архитектурным объектом, выкладывает в соцсети с хештегом #культпоход. Победившим в конкурсе считается автор фотографии, набравшей наибольшее количество «лайков» за публикацию.

2. «Культурный клуб» предполагает:

1) лекции с показом репродукций произведений отечественной и мировой архитектуры;

2) обсуждение пройденных тем, участие школьников в викторинах, индивидуальное или коллективное выполнение творческих заданий с реализацией полученных знаний по темам занятий Культурного клуба.

Примерная тематика

Классы

· «Культуры «деревянные», культуры «каменные»...» - школьники знакомятся с русским зодчеством, как культурой изначально деревянного строительства (поэтому так много деревянных архитектурных памятников утрачено), в отличии от «каменных» культур: культуры Египта, Междуречья, культуры аборигенной Америки. Цикл включает виртуальную экскурсию по памятникам деревянного зодчества на острове Кижи, а также виртуальные экскурсии с показом изображений архитектурных памятников древних культур (Египта, Междуречья, аборигенной Америки).

· «Архитектура в мультипликации» - просмотр мультфильмов, в которых воссозданы особенности архитектуры, возникшей в контексте различных культур («Халиф-аист» 1981г., «Золотая антилопа» 1954г., «Сказка о рыбаке и рыбке» 1950г. (к занятию Культурного клуба, знакомящего младших школьников с национальными особенностями архитектуры в рамках темы «Культуры «деревянные», культуры «каменные»...»

· «Всякая изба своей крышей крыта» - школьники рисуют квадрат-план избы и ищут место для пятой стены (в избе-пятистенке), исходя из соображений целесообразности и удобства проживания — одной из основных задач архитектуры и строительства. Аналогичное задание с поиском удобных мест на плане в виде квадрата для двух стен в избе-шестистенке. Затем ребята в виде аппликации могут собирать изображение избы, узнавая и запоминая при этом названия архитектурных элементов: фундамент (колоды или столбы), сруб, завалинка, конёк (князёк), кровля из тёса или дранки, слюдяное или затянутое бычьим пузырём окошко и т. д. Школьники также знакомятся с понятиями «изба чёрная» и «изба белая», изба «брусом», изба «кошелем», изба «гоголем» (или «сапогом»). Занятие наплавлено на формирование чувства личной причастности к родной культуре.

· «Архитектура на шахматной доске» - на шахматной доске тоже есть четыре архитектурных строения – четыре башни (туры). Школьники знакомятся с историей появления шахмат, историей закрепления названий за каждой из фигур и, в частности фигуры туры, за которой закрепилось французское название, в переводе означающее «башня», прототипом которой были настоящие передвижные башни, в которых находились воины и вели сражение с высотной точки.

· «Взгляд из дома. История» - занятие посвящено садово-парковым стилям. Школьники знакомятся по историческим примерам с французским регулярным парковым стилем, английским пейзажным стилем, восточным садом и т.д.

Классы

· «Лицо города» - знакомство с мировыми архитектурными достопримечательностями и их функциональным назначением.

· «Архитектурные стили» - знакомство школьников с архитектурными стилями, развитие навыков различия архитектурных стилей по принципу: «чего-то мало, а чего-то - много» (например, в романском стиле у строений поверхности стены – много, а окон – мало; и, наоборот, в готическом стиле у строений поверхности стены – мало, а окон – много).

· «Жемчужины архитектуры» –занятие по архитектуре городов Золотого кольца.

· «Где эта улица, где этот дом?» - игра-викторина: по изображению школьники угадывают, какое здание изображено и где оно находится.

· «Эклектика!» - творческое занятие по ознакомлению с архитектурными стилями: школьники рисуют на бумаге части фасадов зданий в различных архитектурных стилях (по примерам – изображениям памятников архитектуры), вырезают индивидуальные рисунки и произвольно составляют из них изображение фасада единого здания. Направлено на закрепление представлений об архитектурных стилях и знакомство с понятием эклектики (соединения элементов разнородных стилей) в архитектуре.

· «Создаем улицу» - творческое занятие по ознакомлению с архитектурными стилями: школьники рисуют на бумаге сомасштабные фасады зданий в одном из архитектурных стилей (по примерам – изображениям строений, принадлежащим к одному архитектурному стилю) и формируют из изображений улицу, представляют как протекала жизнь на такой улице, кто мог там жить и т.д.

· «Я – историк архитектуры» - школьникам предлагается по опубликованным материалам (или в краеведческом музее) изучить историю того или иного памятника архитектуры местного или регионального значения и представить своё исследование на культурном клубе. Направлено на расширение кругозора и знаний по истории родного края.

Классы

· «Мастер, я тебя знаю!» - знакомство с творчеством известных архитекторов, рекомендуется включить в цикл занятий освещение творчества авторов памятников архитектуры местного и регионального значения.

· «Архитектура – тоже летопись мира...» - освещение отечественных и мировых архитектурных достопримечательностей различных эпох в контексте сопутствовавших их возведению исторических событий. В программу по этой теме рекомендуется включить знакомство с памятниками архитектуры местного и регионального значения.

· «Спасённые дома» - защита и маскировка памятников архитектуры во время Второй мировой войны: фальш-кварталы на крышах зданий, имеющих культурную и стратегическую значимость.

· «Взгляд из дома. Современность» - современные тенденции в садово-парковом искусстве с видеопрезентацией о необычных садах (например, о «Скульптурном саде Бруно Торфса» в Австралии, «Затерянных садах Хелиган» (Великобритания), «Парке Франциско Альварадо» в Коста-Рике, «Кёкенхофе или Саде Европы» в Нидерландах). По результатам Культурного клуба школьники могут выполнить творческое задание по созданию инсталляции в школьном дворе или саду, процитировав и расширив известную дизайнерскую идею (например, установка в саду дождевых зонтиков, производящих впечатление необычной садовой растительности) или предложив новаторскую.

3. Цифровая культура. Перечни по направлению «Архитектура» содержат наиболее известные произведения отечественной и мировой архитектуры, доступ к изучению которых, открыт на портале «Культура. РФ». Рекомендуемый список следует расширить, включив архитектурные памятники и объекты местного и регионального значения.

Интернет-ресурсы по теме:

· https://bangbangeducation.ru/course/100-years-of-design

· http://architime.ru/video.htm

· https://архитекторы.рф

Рекомендации эксперту-куратору

1. Каждый ученик должен вести Культурный дневник, отмечая посещение культпоходов (архитектурных памятников, экскурсий) и культурных клубов, выполненные творческие задания и участие в конкурсах.

2. Для оценки качества творческих заданий рекомендуется использовать трехступенчатую систему оценки: оценка педагогом культурного клуба, при положительной рекомендации педагога - привлекать на рецензию работы экспертов регионального уровня, при положительной рекомендации регионального эксперта - привлекать на рецензию работы экспертов федерального уровня.

3. Творческие задания могут выполняться не только индивидуально, но и коллективно группой школьников. Задача педагога – организовать группу и определить вклад каждого из ее участников.

4. Обязательно участие профильных специалистов (искусствоведов, архитекторов, археологов) при проведении культпоходов.

5. Рекомендуется привлекать профильных специалистов о архитектуре для проведения мастер-классов во время занятий культурного клуба.

6. Рекомендуется поощрять школьников к составлению «Культурной карты региона» нанося на нее информацию об архитектурных достопримечательностях, специализированных музеях и археологических раскопках.

7. Рекомендуется соблюдать систематический подход при изложении материала, выстраивая его в хронологической последовательности в соответствии с культурными периодами.

8. Рекомендуется уделять больше внимания обсуждению пройденного материала, а также непосредственному созерцанию и изучению памятников архитектуры, чем проверке знаний посредством тестов.

9. Рекомендуется использование социальных сетей в реализации блоков «Культпоход» и «Культурный клуб».

Кинематограф

I. Цели и задачи

Целью программы является формирование у школьников представления о месте кино в российской и мировой культуре, базовой эрудиции в области кинематографии.

Задачи:

- формирование базовых знаний о кинофильмах и деятелях кино;

- развитие навыков анализа кинопроизведений;

- освоение основных вех истории кино, методов создания фильмов;

- развитие эрудиции на основе просмотра рекомендованных кинопроизведений и посещения в своем регионе организаций, связанных с индустрией кино или телевидения;

- развитие творческих способностей на основе самостоятельного создания кинофильмов и телепередач под контролем специалиста;

- формирование у школьников кругозора, цитатного поля.

Для каждой возрастной группы подобран свой список фильмов, с соответствующим возрастным рейтингом. Для каждого возраста предусмотрена своя система оценки знаний от простого узнавания кинопроизведений в младших классах до умения их анализировать и сравнивать с иными произведениями в старших классах.

Предполагается, что за 1 учебный год ученик 1 раз участвует в культпоходе, имеет возможность не реже 1 раза в месяц посещать культурный клуб (максимум – 1 раз в неделю), имеет постоянный доступ к базе фильмов для самостоятельного просмотра.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...