Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические основы организации народных игр в досуговой деятельности детей дошкольного возраста




Народные игры как средство организации досуговой деятельности детей среднего дошкольного возраста

 

 


Оглавление

Введение………………………………………………………………………….2

1. Теоретические основы организации народных игр в досуговой деятельности детей дошкольного возраста……………………………………6

1.1 Проблема организации досуговой деятельности детей в педагогических исследованиях……………………………………………………………………6

1.2 Место народных игр в структуре досуга…………………………………..13

1.3 Общая характеристика народных игр……………………………………16

2. Опытно – экспериментальная работа по использованию народных игр для организации досуговой деятельности детей в ДОУ………………………….22

2.1 Изучение использования народных игр в организации досуговой деятельности детей в ДОУ………………………………………………………22

2.2 Использование народных игр в организации досуговой деятельности детей среднего дошкольного возраста……………………………………….25

2.3 Анализ результата проведенной работы…………………………………28

Заключение………………………………………………………………………33

Библиографический список…………………………………………………….35

Приложение…………………………………………………………………….41

Введение

 

На протяжении всей истории развития человека игровая культура является его спутником жизни. Так многовековой опыт человечества показывает, что игра до настоящего времени это важнейшее средство воспитания ребенка. А народная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий ребенок реализует в подвижных играх, которые являются ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. В педагогической науке народные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка при организации в процессе организации досуговой деятельности.

Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а, следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей. Не зная истоков игры, не учитывая их национальные особенности, колорит, нельзя говорить, что воспитательное значение народных игр раскрыто полностью.

Необходимость обращения к народной культуре в процессе воспитания обосновывается в трудах И.А. Ильина, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского и др. Более полное описание применения народных игр отмечено в теории физического воспитания П.С. Лесгафт, который в основу своих трудов закладывал народные подвижные игры. В истории русской педагогики народные игры исследовались К.Д. Ушинским, Е.Н Водовозовой, Л. И. Чулицкой, Е. И. Тихеевой, Н. С. Филитиса и др..

Также о многообразии применения народных игр можно прочитать у таких современных исследователей, как Г.Г. Агаев, Х.Ф. Анаркулов, Т.Ж. Бекбатчев, Т.Н. Бобковская, Л.В. Былеева, Я.Р. Вилькин, М.А. Дибиров, С.Х. Мафедзев, Х.Д.-Н. Ооржак, Ж.М. Тулегенов, В.И. Элашвили и другие.

Игрою пронизаны в разной степени практически все области устного народного творчества: от песни, которая «играется», и до свадьбы — своеобразной драматической игры с четко определенным ритуально-игровым поведением каждого персонажа. Особые формы ритуально-игрового поведения можно найти в календарных обрядах и народных игрищах, устраиваемых на Святки, Масленицу, Троицу, в Купальскую ночь и т.д.

В истории народная игра в это время была не просто досужим развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека, она учила и наставляла, развивала все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства. Вряд ли можно найти сторону культуры или воспитания, для которой не существовало бы целого набора связанных с ней народных игр.

Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг. Именно народна игра, должна занимать ведущее место в досуге детей.

Исследования показывают, что современные дети недостаточно двигаются, меньше, чем раньше, играют в подвижные игры вследствие привязанности к телевизору и компьютерным играм. Уменьшается и количество открытых мест для игр. Родители и педагоги все более и более обеспокоены тем, как, где и когда разрешено предоставить детям вероятность активно и творчески поиграть.

Как показывает анализ педагогической практики, народные игры сегодня недостаточно используются воспитателями в досуговой деятельности дошкольников. Это и определило проблему нашего исследования- какие педагогические условия необходимо создавать в дошкольном образовательном учреждении для организации народных игр в досуговой деятельности дошкольников.

Объект исследования: досуговая деятельность детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия использования народных игр как средство организации досуговой деятельности детей среднего дошкольного возраста.

Цель исследования: выявить и экспериментально апробировать педагогические условия проведения народных игр как средства организации досуговой деятельности детей среднего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: народные игры будут являться эффективным средством организации досуговой деятельности детей среднего дошкольного возраста при следующих педагогических условиях, если:

- воспитателем будет отобрана система народных игр в соответствии с возрастом детей;

- воспитатель включает народные игры как на прогулке, так и в структуру досуга;

- если народные игры используются в разнообразной досуговой деятельности с родителями.

Задачи исследования:

1. На основе изучения психолого-педагогической литературы показать различные подходы к изучению проблемы организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста.

2. Дать характеристику народным играм как виду досуговой деятельности.

3. Выявить и экспериментально апробировать педагогические условия использования народных игр в организации досуга детей среднего дошкольного возраста.

Методы исследования: анкетирование педагогов ДОУ, опрос детей, педагогический эксперимент.

Теоретическая значимость исследования заключается в изучении и систематизации материала по использованию народных игр в досуговой деятельности детей дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования: заключается в том, что описанная и предложенная система работы по использованию народных игр в досуговой деятельности детей и родителей может быть использована педагогами ДОУ, а так же студентами педагогических вузов и колледжей.

Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Дельфин» № 20 г. Саяногорск.

Структура работы: состоит из 2 глав, заключения, библиографического списка, приложения.


 

Теоретические основы организации народных игр в досуговой деятельности детей дошкольного возраста

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...