Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема организации досуговой деятельности детей в педагогических исследованиях




 

Досуговая деятельность является одним из важнейших ресурсов оптимизации социальной активности детей, располагает способностью стимулировать процесс социализации, инкультурации и самореализации личности. К средствам, обеспечивающим детское развитие, обычно относят игру, общение детей со взрослыми и ровесниками, детскую литературу, различные виды художественной деятельности малыша, обучение. Развивающий потенциал детского досуга существенно менее исследован в теории дошкольной педагогики.

Досуг – это часть свободного времени, совокупность занятий, исполняющих функцию возобновления физических и психических сил человека; деятельность ради собственного удовольствия, утехи, самосовершенствования или достижения других целей по личному выбору, а не по причине материальной необходимости. Досуг – это не просто свободное время, а время, наполненное различными занятиями: играми, философским умосозерцанием, общением и т. п.

Н. Г. Кобраева определяет досуг как: «способность соединить и отдых, и труд. Большая часть досуга детей в современном обществе занята различными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как расширение образования, общественная работа на добровольных началах» [30, с. 35].

М. Б. Зацепина рассматривает досуг как: «досуг – деятельность в свободное время вне сферы публичного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и возможности, какие невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим иным может быть занят человек в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры молодежного досуга. [18, c. 67]

Новоселова С. Л. рассматривает досуговую деятельность детей, как: «процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах». Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития малыша, формирования его характера.

Задачи досуговой деятельности:

- вовлекать как можно больше воспитанников в разнообразные формы организации досуга;

- сформировать деятельность творческих мастерских.

В основе лежит свободный выбор различных общественно-значимых ролей и положений, формируются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности. [34, c. 101]

Виды досуговой деятельности:

«- развлечение владеет компенсационным характером, возмещает затраты на остальные виды деятельности. Развлекаясь, малыш подключает в собственный досуг те физические и духовные возможности и склонности, какие не может воплотить в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревнований, представлений, прогулки, путешествия;

- отдых в какой-то мере высвобождает от ежедневных забот, дает чувство эмоционального взлета и способности открытого выражения собственных эмоций.

- самообразование ориентировано на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.

- творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.

- общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе всеобщего интереса.» [18, c. 23]

По мнению, Е. Синицына: «досугом является деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в главном те умения и возможности, какие невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности». Раз досуг – деятельность, то это значит, что он не пустое время провождение, не обычное бездельничанье и совместно с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это активность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, какие ставит перед собой человек [17, c. 82].

Усвоение культурных ценностей, знание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый степень культуры детского досуга [30, c. 99].

От умения ориентировать свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию собственной жизненной программы, формирование и улучшение собственных сущностных сил, во многом зависит социальное настроение малыша, его удовлетворенность собственным свободным временем.

В педагогической литературе выделяются следующие функции детского досуга:

- самореализация;

- самореабилитация;

- компенсаторная;

- воспитательная;

- просветительская;

- рекреативно-оздоровительная;

- терапевтическая.

М. Н Дедулевич, выделял следующие взгляды педагогики досуга:

1) принцип интереса (досуговая энергичность или пассивность человека в полной мере определяется лишь только наличием или отсутствием интереса к ней);

2) принцип совместной деятельности (общая деятельность сформировывает ценностно-ориентационное целостность группы, рождает традиции, организационную структуру, эмоциональную идентификацию и, в конечном счете, ведет к увеличению уровня досуговой деятельности, реализуя заложенный в ней воспитательный [6, c. 70].

По мнению Е. Синицина: «конструкция досуга состоит из нескольких уровней, какие отмечаются друг от друга собственной психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности» [42, c. 154].

Самый обычный вид досуга – это отдых. Он предназначен для возобновления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный. Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает усталость и восстанавливает силы. Чем ты занят – не имеет значения, только бы разрешено было отвлечься, избавиться от напряжения, заполучить эмоциональную разрядку. Привычная простая деятельность вызывает настроение спокойствия. Это может быть просмотр газет, настольная игра, непринужденная разговор, обмен мнениями, прогулка. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей он пассивен, индивидуален. охватывает только зачатки позитивного досуга.

М. Н. Дедулевич, рассматривает такой отдых как: «неотъемлемый элемент жизни человека, он служит предварительной степенью к наиболее трудной и творческой деятельности» [13, c. 101].

Активный отдых, напротив, воссоздаёт силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, стремительной сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых в отличие от пассивного, просит некоторого минимума новых сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр фильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение [13, c. 110].

Исследователи М. Н. Дедулевич, М. Б. Зацепина, выделяют три главные функции активного отдыха: восстановительную, развития и гармонизации. Первая гарантирует человеку физическую норму здоровья и высокую работоспособность, вторая – формирование его духовных и физических сил, третья – гармонию души и тела. В общем, почти все стороны личности имеют все шансы быть развиты и усовершенствованы активным отдыхом [18, с. 35].

Ценность классификации досуговых программ зависит от степени существенности признаков, положенных в ее основу. Социолог В. В. Водзинская в основу классификации предлагает: «доминирующий вид деятельности человека в досуговой программе: преобразовательный; познавательный; ценностно-ориентационный и коммуникативный».

Игровые – в них преобладают разнообразные игры: подвижные, интеллектуальные, аттракционы, игры-драматизации, аукционы.

Конкурсно - развлекательные, включающие различные конкурсы, позволяющие отметить лидирующих участников или целые группы в какой-нибудь сфере познаний или общественно-полезной деятельности.

Фольклорные – народные игры, пляски, песни, хороводы.

Шоу-программы, состоящие из зрелища, танцев, пластики, показа мод, концертных номеров, музыки, клоунады, светового дизайна.

Рекреационно-оздоровительные, включающие способы биоэнергетического оздоровления, восточные оздоровительные системы, шейпинги, музыкотерапию, арттерапию, диалоготерапию.

Информационно-дискуссионные, включающие новейшую и значимую для аудитории информацию, побуждающую к спору, дискуссии, размышлению.

Праздничные программы, органически сочетающие в себе многообразие содержания и средств художественного воздействия на разновозрастную аудиторию.

Профилактико-коррекционные программы, содержание которых имеет педагогическую направленность и содействует регуляции психического состояния людей.

Спортивно-развлекательные программы – игры, шуточные бои, веселые старты, комбинированные эстафеты, спортивные конкурсы.

Считается, что чем крупнее форма досугового мероприятия, тем больше объем способов и средств, задействованных в нем.

Самой большой формой досуга является праздник.

Основные социально-педагогические потенциалы детского досуга:

1) в досуговой деятельности дети сами предъявляют к себе все воспитательные требования взрослых, что и делает досуг сферой самовоспитания;

2) досуг есть то личное пространство, где наиболее полно и ясно открываются естественные потребности в свободе, независимости;

3) досуг предоставляет воспитанникам вероятность саморазвиваться;

4) досуг удовлетворяет почти все социально-психологические потребности в реализации интересов, самопроверке сил, самоутверждении среди ровесников, признания своей личности;

5) в досуге реализуются притязания в общении. [42, c. 167]:

 

Содержание досуга детей разрешено условно подразделить на ряд групп.

Первая группа связана с функцией возобновления разных сил малыша (прогулки на воздухе, спорт, игры, вечера отдыха, забавы, утехи и др.).

Вторая – с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение, просмотр кинофильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, поездки, путешествия и т. п.).

Третья – с развитием духовных сил и возможностей, с функциональной творческой деятельностью (трудовая, техническая, научно-исследовательская, спортивно-игровая, художественно-театральная, прикладная).

Четвертая реализует надобность в общении (клубная, кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, праздники, диспуты, танцы, вечеринки и т. д.).

Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (смотры, конкурсы, туристические походы и т. п.).

Следует иметь в виду, что в сфере детского досуга непрерывно меняются иерархия и целевая направленность интересов ребят. От этого зависит выбор досуговой деятельности малыша.

Таким образом, рассматривая данный параграф и анализировав таких ученых исследователей как М.Б. Зацепина и Н.Г Кобраева можно сделать вывод, что досуг – это свободное время и объединяет активный отдых и труд.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...