Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика народных игр




 

Народные игры, как большое множество, что описать все нереально. С мячом и шарами, с палками и веревочками, с фантами и камешками, со словами и загадками, зимние и летние. Причем не только детские, но и те, которые увлекают и привлекают взрослых.

Не случайно игры существовали уже на заре человечества: довольно вспомнить хотя бы греческие и римские игры. Диапазон видов народных игр достаточно широкий - от хороводной или свадебной игры до воссоздания детьми или молодежью, а время от времени и взрослыми бытовых сцен. В языческой Руси были распространены разные игрища, имевшие культовый волшебный характер. Например, игрище «Ярило». Оно сопровождалось радостными гуляньями с песнями, танцами, хороводными играми, кулачными боями [45, с. 24].

Существует очень много классификаций игр.

Первая попытка систематизировать детские игры была предпринята Каптеревым П. О. в работе «О детских играх и развлечениях». Каптерев П. О. поделил их на две огромные группы: «игры, совершаемые с поддержкой одних органов тела без всяких орудий, и игры, совершаемые с помощью различных орудий».

В конце девятнадцатого века Г. Виноградов, А. Терещенко, Е. Покровский, А. Гомм так же пробуют классифицировать детские игры. Е. Покровский в собственном труде «Детские игры» несмотря на разнородность выбора критериев, делит их на:

а) игры с игрушками;

б) игры с движениями (бег, прыганье, вращательные движения);

в) игры с разными орудиями труда (веревочкой, мячиком, палками);

г) игры домашние и зимние.

Г. С. Виноградов в первую очередь останавливался на играх формальных, связанных со словесными формами: прибаутками, песнями, приговорами, чураньем. Так, к примеру, игры физические, сопровождаются разными выкриками. Они произносятся в различные моменты игры и регулируют направления ее, иногда выкрики эти заключают критерии игры, иногда же это элементарно песенки, их ритм придает популярную гармонию движениям игры, имеется игры с небольшими диалогами, большею частью в начале игры [42, с. 79].

Несколько по-другому подходит к систематизации игр А. Гомм [17, с. 95]. А. Гомм все игры разделяет на две группы: «игры драматические и игры, построенные на ловкости и удаче. Каждая группа в свою очередь разбивается на множество групп. Так игры на ловкость и удачу включают: метание в мишень веревки и камня, игра в пуговицы, вишневые косточки, в камешки, орешки, игры с пальцами и веревочкой. Но в указанном списке отсутствуют такие игры, как ловитки, а к группе драматических относятся игры в жмурки» [17, с. 97].

Интересен подход к систематизации игр И. В. Терещенко. Он акцентирует интерес на половозрастном признаке [17, с. 105].

Игры детские. Они, как правило, элементарны в сюжетном отношении и подходят их возрасту: «Сорока», «Лошадка», «Серый волк», «Волк и гуси». Игры девические «Мак», «Тарелка», «Скачки на доске», «Жмурки». Игры мужские. «Мяч», «Пыж», «Городки», «Кулачный бой». Игры обоего пола. Дифференциация игрового действия по половому признаку являются очень существенными для русской игры.

В отдельную группу А. В. Терещенко выделил хороводы – «Весенние хороводы», и «Летние хороводы» [17, с. 110].

Большинство ученых девятнадцатого века уделяли интерес преимущественно детским играм, возможно, потому, что вы них творчество детей выявляется разнообразно в различны направлениях. В. Н. Всеволодский - Генгросс наметил три группы формальных игр: драматические, спортивные, орнаментальные, а также отметил промежуточные ступени между ними (игры в войны и хороводы) [45, с. 31].

Каждый из указанных типов имеет свою специфику. Так, спецификой игр драматических является присутствие художественного образа и драматического деяния.

Эти игры воссоздают какие - либо производственные и бытовые эпизоды, закладывают базу «народной» драмы.

Производственные игры, в свою очередь, Всеволодский -Генгросс разделяет на три группы: охотничьи, скотоводческие и земледельческие. Они изображают самые различные эпизоды охотничьего быта [42, с. 56].

К эталону скотоводческих игр можно отнести чрезвычайно известную раньше детскую игру «Гуси – лебеди». Эта игра воссоздает эпизод пастьбы. Сюжет скотоводческих игр, как правило, связан с пастьбой, питанием животных, уходом, исцелением, хищением, куплей - продажей.

Земледельческий цикл игр связан с процессом земледельческих работ, с циклом огородных игр. Как правило, это игры - песни.

Игры бытовые. Эти игры Всеволодский - Генгросс поделил на две группы: публичные и семейные [42, с. 63]. Игры публичные – в большей степени игры в войну, содержание которых воссоздает определенные исторические действия.

Вторая группа бытовых игра включала цикл семейных: девичьи, любовные, свадьбу и семью. Отличительной чертой их является хороводность.

Игры орнаментальные. В данной группе игр словесный материал песни не имеет никакого отношения к игровым действиям, но описывает основной рисунок передвижений. В данных играх песня может быть сравнительно легко заменена музыкальным инструментальным сопровождением. Песни поются чрезвычайно монотонно, но по собственному содержанию все они сводятся к приглашению в хоровод.

Следует отметить, что в хороводных играх, где выделяются отдельные участники, как бы «играющие песне», жест, перемещение, мимика являются не более чем символическим комментарием к слову. Хороводные игры имеют своей аналогией живые картины и иллюстрации [45, с. 48].

Спортивные игры. Игры данной группы являются более социально полезными из всех игр в целом, ибо их спецификой является тренировка тех или других физических или умственных возможностей. Известны игры «Бой на корточках», «Поймай последнего», «Поднять соперника», «Перетягивание каната» [45, с. 56].

Игры в шахматы, шашки. Трудность анализа игр содержится в том, что сходом исторического процесса они видоизменялись и получали след новой формации, подвергались идеологии разных социальных групп, отражали местные индивидуальности. Пример тому наиболее поздняя классификация, предложенная Е. Бобринской, Э. Соколовым по:

- содержательному признаку (военные, спортивные, художественные, экономические, политические),

- составу и численности участников (детские, взрослые, одиночные, парные, групповые),

- развитию доминирующих возможностей (физические, интеллектуальные, состязательные).

В большинстве случаев игры призваны посодействовать воспитателю гармонизировать психический рост детей и предупредить возникновение отклонений, разрешить неминуемые конфликты детской души до их вероятного перерождения в установившиеся комплексы. Игра как палочка-выручалочка, охраняет неокрепшую детскую психику от напора каждодневных переживаний. Дети подсознательно прибегают к игре, как психотерапевтическому средству для снятия страхов, стрессовых ситуаций, эмоциональных и интеллектуальных напряжений. Ребенок не просто играет, он рассказывает окружающим о том, что его веселит или волнует, какие воспоминания или трудности требуют скорого разрешения.

Народные игры разработаны в силу особенной актуальности трудности патриотического обучения подрастающего поколения. Патриотизм в современных условиях – это, прежде всего, верность собственному Отечеству и хранение культурной самобытности каждого народа.

Таким образом, можно сделать вывод, что игра занимает исключительное место в жизни малыша. Она наступает в ранний колыбельный период и сначала является выражением чисто физических потребностей и побуждений. Со временем игра получает социальные черты и становится работой, с поддержкой которой малыш развивается физически, получает познания и опыт, нужные для его будущей деятельности.

Многообразие, богатство, духовная мудрость в народных играх наших предков дают красивую возможность в воспитании нравственности. Поэтому главная идея досуговой деятельности базируется на создание любви и привязанности к собственной культуре, собственному народу через разумное использование общенародных праздников, основанных на музыкальном фольклоре, устном народном творчестве, традициях и обычаях.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...