Мать: Наталья Дмитриевна (М.)
Бабушка: Вера Михайловна (Б.) Дочка и внучка: Надя (Н.) Супервизируемый: психолог (А. К.) С. А. Вы жили на Украине? М. 35 лет я там жила. Отец был военнослужащим. Родилась в Кишиневе. С. А. Кто вы по национальности? М. Русская. Б. Мы с мужем объехали всю страну. Он был честный, порядочный, высокогуманный человек. С. А. Он давно умер? Б. 20 лет. Я посвятила себя молодому поколению. С. А. Как вы чувствуете себя в роли бабушки? Б. Хорошо. С. А. А вы, Наталья, — в роли матери? М. Когда как. Б. У нас дружная семья. С. А. У вас преобладают женщины? Б. Женщины одни. Н. И девочка. С. А. Как вам — без мужа? (обращаясь к матери) М. Бывает сложно. Когда нужно что-то поправить. Мужчина может на чем-то настоять, припугнуть, строго сказать. Н. (улыбается). С. А. Вы столько лет живете одна, не было возможности выйти замуж? М. Была, но никто не захотел быть Наде отцом. С. А. А для себя? М. Когда тебе за 40 — это сложно. С. А. Можно спросить девочку? Б. Да. С. А. Как тебе живется в семье без мужчины? Н. Хорошо. С. А. А как ты относишься к тому, что мама не вышла замуж? Н. Это ее проблема. Без мужчин мне нормально. С. А. Все в семье медики. Какой твой выбор? Н. Ветеринар или милиционер. С. А. С чем это связано? Есть животные? Н. Да. Кошка. С. А. Ты с ней занималась, лечила ее? Н. Нет, она не болела. Но я подбирала кошек. С. А. Попадало за это? Н. Да нет... С. А. Почему мама вздохнула? М. Мы были против, квартира у нас небольшая и достаток невелик. Принесенных с улицы кошек кормить не на что. Н. Выгоняли на улицу. М. В хорошие руки. Н. На улицу! (показывает матери фигу). С. А. Ты знаешь бюджет семьи? (обращаясь к Наде) Н. Нет. (Смеется) С. А. Ты никогда не оплачивала счета? Знаешь, сколько тратится на твою одежду?
Н. Много. С. А. Проблемы как расходовать деньги обсуждались между женщинами? М. Да, обсуждаем. Бывает остается 100 рублей на четверых в неделю. Н. С кем обсуждаем? С кошкой?! (ерзает на стуле, гримасничает). С. А. Кто решает денежные проблемы семьи? М. Бабушка. Б. До сих пор было благополучно. Бабушка работала. Сейчас, в связи, с обвалом, я не получаю зарплату. Бабушка в данном случае неправильно себя вела. Слишком активна, и много брала на себя. А возможности изменились. Активность у девочки должна бы возрасти по мере взросления. Слишком много брала, привыкла, так воспитана. Плохо делала... (бабушка иногда говорит о себе в третьем лице). С. А. Что именно? Б. Пассивность. С. А. Вы бы хотели передать часть функций другим членам семьи? Б. Да, но они активности не проявляют. Потребление, потребление и все. Это неправильное воспитание старшего поколения. С. А. Теперь это возможно... Б. Да. С. А. Какие еще проблемы? Б. (обращаясь к внучке) Надя, извини. Мне хотелось бы, чтобы Наденька поняла бы многие вещи. Убрать за собой, вымыть, почистить картошечку. Хотелось бы, чтобы Наденька стала более ответственной. С. А. (к матери): А у Вас какие пожелания? А что бы Вы хотели? М. Чтобы Надя понимала, что ей никто плохого не желает. Привыкала бы к жизни. Спокойно говорю — делает вид, что не слышит, начинаю кричать, она: «Почему ты кричишь? Не кричи». Отвечает грубостью, матерщиной, меня обвиняет, что это я научила. Побьешь, потом сама жалеешь. Контакта нет. С. А. Надя, а твои потребности? Как ты хочешь, чтобы с тобой общались? Н. Я не хочу, чтобы меня Наденькой называли. Просто Надя. С. А. Что бы ты еще хотела для себя? Н. Чтобы мама на меня не кричала. С. А. Всего-то? Так мало? Н. Да. С. А. Из-за чего она кричит? Н. Не слушаюсь часто. С. А. Из-за чего? Н. Лень делать. С. А. Может маме назло? Н. И то, и другое. С. А. Когда мама кричит, ты испытываешь ее на крепость?
Н. Ага. С. А. А что делает бабушка? Н. Уходит и закрывает дверь. С. А. А ты? Н. Ухожу в свою комнату. С. А. (к дочери) Кем ты хочешь стать? Н. Милиционером. С. А. (матери) Каквы видите будущее своей дочери? М. Дело не в профессии. А как она сможет работать? Ответственно, внимательно, честно, добросовестно. Беспокоит нас ее учеба. С. А. Учеба — вторичный процесс. Когда ребенок эмоционально незрелый, то он не может учиться. М. С 1-го класса нет усидчивости, внимания, устойчивости. Я училась по другому. Корпела, добивалась, а она: «Все — потом, пойду погуляю». Потом — устанет, спит. Утром будим. С. А. На какой возраст вы ее воспринимаете? М. (Обращаясь к Наде) — Ты для меня всю жизнь будешь ребенком, неиспорченным, беспомощным, 5—6 лет. С. А. (к девочке) Сколько лет ты будешь оставаться маленькой? Н. Я для нее всегда маленькая. С. А. Хорошо быть маленькой. Бабушка оставит свой лучший кусок торта? Н. Да. С. А. Мама говорит — всегда будешь маленькой... М. Хочется пожалеть, когда обидели. Ты всегда будешь для меня ребенком. Надя сама говорит — «В школе я — ребенок, а вне школы я уже большая, пойду гулять с друзьями». С. А. Ты хочешь быть на «тусовке» взрослой и маленькой — в семье? Н. Да. С. А. А мама по отношению к бабушке маленькая? Б. Она взрослая, может себя обеспечить. С. А. А как Вам удалось сохранить маленькой Надю? Б. Мама сама училась, трудилась, видела отношения в семье, все труженики. Не знаю, наследственно ли она стала такой?! С. А. Дед был пограничником, а Надя нарушитель границы? Б. Честность у моего мужа была беспредельная. С. А. А Надя — нарушитель, который хочет работать в милиции? Б. (смеется) Следственность развита. Все найдет. Сколько яблок ты съела вчера? (Надя смеется). С. А. Вот видите, какие ресурсы есть у девочки! Как энергию перевести в другое русло? Б. Честности — ноль. М. « Мама, купи мороженое, я буду слушаться». Теперь — ультиматум: «Купи или горный костюм или хурму». С. А. А ты в горы ездишь? Н. С братом. Он берет меня в горы. С. А. (обращаясь к родителям) Насколько я понимаю, все ее жизненные удовольствия зависят от уроков? Б. Ну не совсем так. Сын старший старается помочь. С. А. А Надя может помочь по бартеру своему дяде и брату? Ну, например, вымыть окна весной?
Н. Да, могу. Б. Да, да. Как-то это никогда не приходило в голову! Спасибо. С. А. Ну, что же, наше время подошло к концу. Я благодарю вашу семью, что вы согласились исследовать ваши проблемы при публике. Надеюсь, у нас появятся еще идеи, как помочь вашей семье. И если вы готовы их выслушать, то мы это сделаем после небольшого перерыва. В перерыве супервизор наедине задал вопрос Антону К. о его семейном положении. Он женат, у него дочь 13 лет и он опасается, чтобы у нее не возникло таких же проблем как у Нади. Студенты, входившие в «отражающую команду», рассказали о своих предположениях относительно переживаний, мотивов поведения, взаимодействия всех участников психотерапии. На основании этого были высказаны гипотезы появления в семье «идентифицированного клиента» — Нади. 1.Симтомы дочери носят характер «орально-анальной фиксации» (гедонизм и сопротивление правилам семьи). 2.Воровка правды-мать, воровка радости-дочь(Мать не сразу раскрыла данные анамнеза). 3.В семье двое «носителей симптома». Аддиктивный способ снятия напряжения у матери и дочери (компульсивное стремление к поиску сладкого у дочери, алкоголизация у матери, обеих объединяет атарактическая мотивация). 4.Воровство дочери как способ наказать мать. 5. Ресурс девочки: идти работать в милиции («клептоманка», мечтающая работать в милиции — «позитивная трактовка» симптома). 6. Психотерапевт воспринимал девочку как агрессора (он мыслил линейными категориями), а на самом деле она нарушитель правил в трех поколениях (системная гипотеза возникла через метафору "пограничный пациент", нарушающий границы семьи — деда пограничника с "беспредельной честностью"- "семейный миф"). 7. Психотерапевт столкнулся с препятствующим контрпереносом, не позволившим ему дистанцированно увидеть проблемы в семье и связать симптом и систему. (его дочь была такогоже как клиентка возраста и он боялся, чтобы у нее не возникли те же самые проблемы, что у Нади) Психотерапевты А. и С.А. каждый в свое время, приступили только к формированию раппорта. Этот процесс не завершен, поэтому выдвижение терапевтических гипотез вполне оправдано, но каждый психотерапевт должен отдавать себе отчет, что эти пока носят предварительный характер. Возникает вопрос о степени мотивации членов семьи для продолжения психотерапии.
в конкретной семейной системе 8. Девочка является представителем «группы риска» по героиновой наркомании.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|