Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мать: Наталья Дмитриевна (М.)




Бабушка: Вера Михайловна (Б.)

Дочка и внучка: Надя (Н.)

Супервизируемый: психолог (А. К.)

С. А. Вы жили на Украине?

М. 35 лет я там жила. Отец был военнослужащим. Родилась в Кишиневе.

С. А. Кто вы по национальности?

М. Русская.

Б. Мы с мужем объехали всю страну. Он был честный, порядочный, высокогуманный человек.

С. А. Он давно умер?

Б. 20 лет. Я посвятила себя молодому поколению.

С. А. Как вы чувствуете себя в роли бабушки?

Б. Хорошо.

С. А. А вы, Наталья, — в роли матери?

М. Когда как.

Б. У нас дружная семья.

С. А. У вас преобладают женщины?

Б. Женщины одни.

Н. И девочка.

С. А. Как вам — без мужа? (обращаясь к матери)

М. Бывает сложно. Когда нужно что-то поправить. Мужчина может на чем-то настоять, припугнуть, строго сказать.

Н. (улыбается).

С. А. Вы столько лет живете одна, не было возможности выйти замуж?

М. Была, но никто не захотел быть Наде отцом.

С. А. А для себя?

М. Когда тебе за 40 — это сложно.

С. А. Можно спросить девочку?

Б. Да.

С. А. Как тебе живется в семье без мужчины?

Н. Хорошо.

С. А. А как ты относишься к тому, что мама не вышла замуж?

Н. Это ее проблема. Без мужчин мне нормально.

С. А. Все в семье медики. Какой твой выбор?

Н. Ветеринар или милиционер.

С. А. С чем это связано? Есть животные?

Н. Да. Кошка.

С. А. Ты с ней занималась, лечила ее?

Н. Нет, она не болела. Но я подбирала кошек.

С. А. Попадало за это?

Н. Да нет...

С. А. Почему мама вздохнула?

М. Мы были против, квартира у нас небольшая и достаток невелик. Принесенных с улицы кошек кормить не на что.

Н. Выгоняли на улицу.

М. В хорошие руки.

Н. На улицу! (показывает матери фигу).

С. А. Ты знаешь бюджет семьи? (обращаясь к Наде)

Н. Нет. (Смеется)

С. А. Ты никогда не оплачивала счета? Знаешь, сколько тратится на твою одежду?

Н. Много.

С. А. Проблемы как расходовать деньги обсуждались между женщинами?

М. Да, обсуждаем. Бывает остается 100 рублей на четверых в неделю.

Н. С кем обсуждаем? С кошкой?! (ерзает на стуле, гримасничает).

С. А. Кто решает денежные проблемы семьи?

М. Бабушка.

Б. До сих пор было благополучно. Бабушка работала. Сейчас, в связи, с обвалом, я не получаю зарплату. Бабушка в данном случае неправильно себя вела. Слишком активна, и много брала на себя. А возможности изменились. Активность у девочки должна бы возрасти по мере взросления. Слишком много брала, привыкла, так воспитана. Плохо делала... (бабушка иногда говорит о себе в третьем лице).

С. А. Что именно?

Б. Пассивность.

С. А. Вы бы хотели передать часть функций другим членам семьи?

Б. Да, но они активности не проявляют. Потребление, потребление и все. Это неправильное воспитание старшего поколения.

С. А. Теперь это возможно...

Б. Да.

С. А. Какие еще проблемы?

Б. (обращаясь к внучке) Надя, извини. Мне хотелось бы, чтобы Наденька поняла бы многие вещи. Убрать за собой, вымыть, почистить картошечку. Хотелось бы, чтобы Наденька стала более ответственной.

С. А. (к матери): А у Вас какие пожелания? А что бы Вы хотели?

М. Чтобы Надя понимала, что ей никто плохого не желает. Привыкала бы к жизни. Спокойно говорю — делает вид, что не слышит, начинаю кричать, она: «Почему ты кричишь? Не кричи». Отвечает грубостью, матерщиной, меня обвиняет, что это я научила. Побьешь, потом сама жалеешь. Контакта нет.

С. А. Надя, а твои потребности? Как ты хочешь, чтобы с тобой общались?

Н. Я не хочу, чтобы меня Наденькой называли. Просто Надя.

С. А. Что бы ты еще хотела для себя?

Н. Чтобы мама на меня не кричала.

С. А. Всего-то? Так мало?

Н. Да.

С. А. Из-за чего она кричит?

Н. Не слушаюсь часто.

С. А. Из-за чего?

Н. Лень делать.

С. А. Может маме назло?

Н. И то, и другое.

С. А. Когда мама кричит, ты испытываешь ее на крепость?

Н. Ага.

С. А. А что делает бабушка?

Н. Уходит и закрывает дверь.

С. А. А ты?

Н. Ухожу в свою комнату.

С. А. (к дочери) Кем ты хочешь стать?

Н. Милиционером.

С. А. (матери) Каквы видите будущее своей дочери?

М. Дело не в профессии. А как она сможет работать? Ответственно, внимательно, честно, добросовестно. Беспокоит нас ее учеба.

С. А. Учеба — вторичный процесс. Когда ребенок эмоционально незрелый, то он не может учиться.

М. С 1-го класса нет усидчивости, внимания, устойчивости. Я училась по другому. Корпела, добивалась, а она: «Все — потом, пойду погуляю». Потом — устанет, спит. Утром будим.

С. А. На какой возраст вы ее воспринимаете?

М. (Обращаясь к Наде) — Ты для меня всю жизнь будешь ребенком, неиспорченным, беспомощным, 5—6 лет.

С. А. (к девочке) Сколько лет ты будешь оставаться маленькой?

Н. Я для нее всегда маленькая.

С. А. Хорошо быть маленькой. Бабушка оставит свой лучший кусок торта?

Н. Да.

С. А. Мама говорит — всегда будешь маленькой...

М. Хочется пожалеть, когда обидели. Ты всегда будешь для меня ребенком. Надя сама говорит — «В школе я — ребенок, а вне школы я уже большая, пойду гулять с друзьями».

С. А. Ты хочешь быть на «тусовке» взрослой и маленькой — в семье?

Н. Да.

С. А. А мама по отношению к бабушке маленькая?

Б. Она взрослая, может себя обеспечить.

С. А. А как Вам удалось сохранить маленькой Надю?

Б. Мама сама училась, трудилась, видела отношения в семье, все труженики. Не знаю, наследственно ли она стала такой?!

С. А. Дед был пограничником, а Надя нарушитель границы?

Б. Честность у моего мужа была беспредельная.

С. А. А Надя — нарушитель, который хочет работать в милиции?

Б. (смеется) Следственность развита. Все найдет. Сколько яблок ты съела вчера? (Надя смеется).

С. А. Вот видите, какие ресурсы есть у девочки! Как энергию перевести в другое русло?

Б. Честности — ноль.

М. « Мама, купи мороженое, я буду слушаться». Теперь — ультиматум: «Купи или горный костюм или хурму».

С. А. А ты в горы ездишь?

Н. С братом. Он берет меня в горы.

С. А. (обращаясь к родителям) Насколько я понимаю, все ее жизненные удовольствия зависят от уроков?

Б. Ну не совсем так. Сын старший старается помочь.

С. А. А Надя может помочь по бартеру своему дяде и брату? Ну, например, вымыть окна весной?

Н. Да, могу.

Б. Да, да. Как-то это никогда не приходило в голову! Спасибо.

С. А. Ну, что же, наше время подошло к концу. Я благодарю вашу семью, что вы согласились исследовать ваши проблемы при публике. Надеюсь, у нас появятся еще идеи, как помочь вашей семье. И если вы готовы их выслушать, то мы это сделаем после небольшого перерыва.

В перерыве супервизор наедине задал вопрос Антону К. о его семейном положении. Он женат, у него дочь 13 лет и он опасается, чтобы у нее не возникло таких же проблем как у Нади.

Студенты, входившие в «отражающую команду», рассказали о своих предположениях относительно переживаний, мотивов поведения, взаимодействия всех участников психотерапии. На основании этого были высказаны гипотезы появления в семье «идентифицированного клиента» — Нади.

1.Симтомы дочери носят характер «орально-анальной фиксации» (гедонизм и сопротивление правилам семьи).

2.Воровка правды-мать, воровка радости-дочь(Мать не сразу раскрыла данные анамнеза).

3.В семье двое «носителей симптома». Аддиктивный способ снятия напряжения у матери и дочери (компульсивное стремление к поиску сладкого у дочери, алкоголизация у матери, обеих объединяет атарактическая мотивация).

 4.Воровство дочери как способ наказать мать.

5. Ресурс девочки: идти работать в милиции («клептоманка», мечтающая работать в милиции — «позитивная трактовка» симптома).

6. Психотерапевт воспринимал девочку как агрессора (он мыслил линейными категориями), а на самом деле она нарушитель правил в трех поколениях (системная гипотеза возникла через метафору "пограничный пациент", нарушающий границы семьи —  деда пограничника с "беспредельной честностью"- "семейный миф").

7. Психотерапевт столкнулся с препятствующим контрпереносом, не позволившим ему дистанцированно увидеть проблемы в семье и связать симптом и систему. (его дочь была такогоже как клиентка возраста и он боялся, чтобы у нее не возникли те же самые проблемы, что у Нади)

       Психотерапевты А. и С.А. каждый в свое время, приступили только к формированию раппорта. Этот процесс не завершен, поэтому выдвижение терапевтических гипотез вполне оправдано, но каждый психотерапевт должен отдавать себе отчет, что эти пока носят предварительный характер. Возникает вопрос о степени мотивации членов семьи для продолжения психотерапии.

 

в конкретной семейной системе 8. Девочка является представителем «группы риска» по героиновой наркомании.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...