Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

106. Какие положения противоречат концепции познания Платона?




106. Какие положения противоречат концепции познания Платона?

а) истина и мнение есть не одно и то же;

б) в процессе познания человек постигает собственные мыслительные конструкты;

в) к знанию относятся только истины, а не мнения;

г) все точные знания не могут быть получены из опыта;

д) чувственный опыт обманчив и ограничен;

е) душа при вселении в человеческое тело уже обладает идеями;

ж) познание истины возможно только на основе чувственного опыта;

з) процесс познания есть процесс припоминания.

 

107. Подлинная форма исследования, по Ч. Пирсу, включает три шага: 1) обнаружение нового факта; 2) создание объясняющей гипотезы; 3) поиск подтверждающих случаев. Такая форма исследования называется:

а) индукцией;

б) дедукцией;

в) абдукцией.

 

108. Согласно концепции познания как отражения, процесс познания включает такие два этапа, как:

а) 1- формирование чувственных образов; 2- мысленная обработка чувственных данных ( их разложение, выделение отдельных признаков и обобщение в понятия);

б) 1- пассивное созерцание объектов познания; 2 - формирование абстрактных понятий с помощью таких структур сознания, которые существуют в нем до индивидуального опыта и независимо от него.

 

109. Участие в процессе познания априорных ( до-опытных) структур сознания утверждали:

а) Платон;

б) Кант;

в) К. Маркс.

 

110. К рациональным формам познавательной деятельности относятся:

а) понятия, суждения, умозаключения;

б) тезис, антитезис, синтез.

111. Мысль, выраженная в слове и фиксирующая общие, основные и существенные признаки некоторого класса предметов, это:

а) понятие;

б) суждение;

в) умозаключение.

 

112. Форма перехода от частных суждений к общим – это:

а) индукция;

б) дедукция;

в) абдукция.

 

113. В классической философии дискурс понимается как:

а) размышление;

б) единственный способ получения достоверного знания;

в) не единственный способ получения знания;

г) как правило, ведется под контролем сознания;

д) процесс последовательного продвижения к истине;

е) целостное, непосредственное постижение истины;

ж) познание посредством понятий.

 

114. В трудах теоретиков постмодернизма М. Фуко, Ж. Дерриды, П. Рикера под дискурсивной практикой понималась совокупность высказываний, рассматриваемых в единстве с социальными и культурными условиями своего возникновения и функционирования, а именно:

а) рассказы, доказательства, диалоги, гипотезы и т. д.;

б) утверждения, вопросы, императивы, советы;

в) все перечисленное выше.

 

115. По Р. Декарту, «то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не дает мне никакого повода подвергать их сомнению» - это:

а) знания;

б) интуиции;

в) видения.

 

116. Быстрое восприятие, воображение, здравый смысл, сокращенное аргументирование, фронезис ( способность к быстрой и правильной оценке значимости поступающей информации) – таков, с позиций современных исследований, механизм получения:

а) интуитивного знания;

б) объективной истины.

 

117. В эпистемологии не существовало такого понимания истинности:

а) истинность есть соответствие знания внешней реальности;

б) истинность есть однозначное отношение между структурными единицами высказывания (убеждения или суждения) и соответствующими фрагментами внеязыковой реальности ( факты состояния дел, события);

в) истинность есть согласованность элементов знания между собой;

г) все приведенные выше варианты существуют.

 

118. О познании можно сказать, что:

а) познание ориентированно на изучение предметных структур практики, существующих вне и независимо от познающего субъекта;

б) результат познания зависит от интересов субъекта, он обусловлен предшествующим опытом и всегда включается в более широкую систему знания;

в) познание по самой своей природе совершается в виде некоторого бесконечного процесса;

г) все формулировки верны;

д) ни одна из формулировок не верна.

 

119. Философское учение о принципиальной непознаваемости бытия, отрицающее саму возможность выявления его закономерностей и постижения объективной истины – это:

а) релятивизм;

б) агностицизм;

в) иррационализм;

г) радикализм.

 

120. «Непрерывное уточнение и накопление (…) есть движение к овладению абсолютной истиной. »

Вставьте недостающее словосочетание:

а) научных идей;

б) человеческих знаний;

в) относительных истин;

г) умных мыслей.

 

121. Процесс мысленного расчленения предмета с целью более подробного изучения отдельных составляющих – это

а) размышление;

б) анализ;

 в) абстрагирование.

 

122. Раздел философии, в котором предметом исследования является сам процесс познания как таковой, его сущность, общий механизм, возможности и границы познания, его предпосылки, условия, всеобщие основания и социокультурные детерминанты, это:

а) гносеология;

б) эпистемология;

в) теория познания;

г) все варианты ответа верны, поскольку обычно используются как синонимы.

 

Научное познание

123. Наука как самостоятельная сфера культуры возникла:

а) в Древнем Египте;

б) в Древнем Китае;

в) в Древней Греции;

г) примерно одновременно во всех названных цивилизациях.

 

124. К принципам построения научного знания, обоснованным древнегреческими мыслителями, относятся:

а) поиски единого основания в виде первоначал и первопричин с последующим выведением из них знания о реальности как таковой;

б) отделение объективно-достоверного знания «по истине» от субъективного, повседневно-обыденного знания «по мнению»;

в) постулирование алгоритма научного исследования»дано – требуется доказать – доказательство»;

г) накопление и формулирование знания в виде непререкаемых нормативов.

 

125. Современная наука ( с соответствующим теоретическим аппаратом и способом организации процесса познания) начала формироваться:

а) в эпоху Средневековья;

б) в Новое время;

в) в середине ХХ века.

126. Формирование экспериментального метода познания происходит:

а) в конце эпохи античности;

б) в начале эпохи Нового времени;

в) в ХХ веке – «веке науки».

 

127. Современная организация науки в виде системы основных дисциплин включает:

а) математику, физику, химию, биологию, технические и социальные науки;

б) математику, физику, химию, биологию и технические науки;

в) математику, технические и социальные науки.

 

128. Научный закон  это:

а) знание о наиболее общих, глубинных, сущностных связях объективной действительности, выраженное в виде теорий той или иной предметной области;

б) знание, формулируемое людьми в понятиях, которое, однако, имеет свое основание в природе (в объективном бытии);

в) предписание относительно того, как что-либо должно быть или происходить.

129. Для классической науки характерно следующее:

а) акцент на предмете природы как объекте исследования;

б) сведение к минимуму влияние субъекта, т. е. исследователя;

в) четкое определение причин и следствий, установление однозначной зависимости между ними и ее математическая формализация;

г) определение и фиксация средств деятельности, привносимых субъектом в процесс исследования;

д) включение в сферу научного исследования комплексных исторически развивающихся систем ( таких как биосфера Земли, генофонд человечества и др. ).

130. Научная проблема проявляется как:

а) противоречие в теории между новизной явлений, включаемых в сферу познаваемого, и ограниченностью имеющихся знаний;

б) противоречие в теории между новизной выдвигаемых гипотез и существующим знанием.

 

131. Гипотеза  это:

а) мысль, в которой утверждается наличие или отсутствие каких-либо положений дел;

б) некоторое предположение о закономерном порядке вещей, которое нуждается в подтверждении своей достоверности – в доказательстве;

в) форма развития научного знания.

 

132. Совокупность принципов, приемов и правил процесса познания это:

а) теория;

б) механизм;

в) метод.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...