Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обработка полученных данных




Данные заносятся в таблицу, где вверху располагаются качества, а слева фамилии - верхние 5 - "положительный выбор", нижние 5 - "отрицательный выбор".

Фамилии Качества
Веселый Выдержанный Отзывчивый    
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Далее подсчитывается среднее арифметическое по каждому качеству отдельно для положительных (М) и отрицательных (Р) выборов. Затем отбирается группа качеств, составляющая мотивационное ядро выбора, в которое входят качества с М больше 5. Высокие оценки говорят о важности указанных качеств при выборе. Чтобы проверить это остается вычислить коэффициент "определяющей силы выбора":

 
 
М – Р К = -------- М + Р

 


Мотивационное ядро выбора включает качества с наиболее высокими коэффициентами.

3. Апробация референтометрии.

 

Референтометрия используется для проверки того, насколько личные ценности каждого совпадают с ценностями той группы, которая определяет его социометрический статус. Для этого выявляется референтная группа, т.е. круг лиц, значимых для человека в отношении оценки качеств его личности, способов его поведения.

Инструкция: Вам предлагается 10 вопросов-ситуаций и список окружающих Вас людей. Вам необходимо осуществить выбор по каждому вопросу-ситуации не мене двух человек в порядке значимости (в первую очередь, во вторую и т.д.). После этого Вам необходимо оценить каждое из выбранных лиц по пятибалльной шкале.

вопросы - СИТУАЦИИ

1. С кем вы поедете на экскурсию в другой город?

2. С вами случилась неприятность. Кому вы об этом расскажите?

3. Вы хотите отпраздновать свой день рождения. С кем вы его проведете?

4. Есть ли у вас человек, с которым вы стараетесь проводить больше времени?

5. Кто может указать вам на ваши недостатки, кого вы больше послушаете?

6. Вы встретили человека, который вам понравился. Кто может вам помочь правильно оценить его?

7. Вы хотите изменить свою жизнь. С кем вы посоветуетесь об этом?

8. Кто может быть для вас примером в жизни?

9. Кому вы хотели бы понравиться больше всего?

10. С кем вы больше всего откровенны?

Список лиц

1. Родители (отец, мать).

2. Родственники (дедушка, бабушка, дядя, тетя).

3. Брат, сестра.

4. Взрослый знакомый.

5. Знакомый родителей.

6. Друзья.

7. Лучший друг (подруга).

8. Компания, приятели.

9 Знакомая девушка, знакомый парень.

10 Товарищи по учебе, работе.

11.Товарищи по студии, кружку, секции и т.п.

12.Историческая личность.

13.Известный всем человек.

14.Человек, о котором вы знаете от других.

15.Литературный персонаж

Обработка полученные данных

Все лица, упомянутые каждым членом группы, записываются в отдельный список без повторений, затем "оценки" лиц заносятся в список и суммируются для каждого из них

После сравнения два-три лица, имеющие наибольшее количество баллов, выносятся на отдельный листок в порядке уменьшения количества баллов. Эти люди и составляют референтную группу.

Для выявления референтной группы каждого испытуемого внутри самой группы можно использовать другой метод:

Каждому члену групп предлагается возможность познакомиться с некоторыми оценками, которые ему дали коллеги по группе. У каждого спрашивают, с чьей бы оценкой (единственной) испытуемый хотел бы ознакомиться. После того как сделан выбор, предлагается указать еще одного человека и, наконец, сделать третий, окончательный выбор.

Эти три человека составляют ядро референтной группы для данного испытуемого.

1. Проведение аутосоциометрического исследования.

 

Аутосоциометрия применяется для изучения степени осознания испытуемыми межличностных отношений, складывающихся в группе.

 

Инструкция: Где бы вам ни пришлось работать или учиться, вы будете вступать в определенные отношения с товарищами. Чтобы эти отношения были для вас благоприятными, каждому необходимо научиться их правильно оценивать, научиться понимать и свое отношение к окружающим, и их отношение друг к Другу и лично к вам.

Задание:

На социограмме типа "Мишень", состоящей из четырех окружностей расположите членов вашей группы (значки с номерами) согласно их положению в группе, которое они, с вашей точки зрения, занимают.

Номера тех, которые, по вашему, являются социометрическими звездами, поместите в "яблочко", предпочитаемых - во второе кольцо, принимаемых – в третье, пренебрегаемых - в четвертое и "аутсайдеров" - в "молоко". Не забудьте указать и себя.

После этого укажите стрелками выборы (положительные, отрицательные, взаимные), включая и свое отношение к окружающим и их к вам.

Обработка полученных данных

Построенные аутосоциограммы сопоставляются с реальной социограммой.

Коэффициент осознанности отношений в группе:

количество угаданных выборов

КОО = --------------------------------------------

общее количество предсказаний

Коэффициент осознанности статусной структуры группы:

количество правильно угаданных статусов

КОС = ---------------------------------------------------------

количество членов группы

 

Чем выше коэффициенты, тем лучше испытуемый осознает отношения в группе. И наоборот, низкие значения свидетельствуют о неразвитости этой стороны отношений в группе.

5. Подведение итогов занятия.

Лабораторно-практическое занятие

Изучение особенностей социально-психологических отношений с использованием методов экспериментальной психосемантики

Цель: ознакомиться с возможностями использования модифицированных методов социометрического исследования для диагностики глубинных слоев взаимоотношения между людьми.

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ К ЗАНЯТИЮ

 

1. Каковы основные структурные уровни взаимоотношений в малой группе?

2. Каковы основные ограничения и недостатки метода социометрии в его традиционном варианте.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-пресс, 2001.

2. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: МГУ, 1991. С. 72-83.

3. Петровский А.В. Личность. Деятельность, Коллектив. М.: Политиздат, 1982.С.41-45,90-114.

4. Спасенников В.В. Анализ и проектирование групповой деятельности в прикладных психологических исследованиях. М.: ИП РАН, 1992. С.134-164.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Контроль подготовленности к занятию.

2. Апробация методики (4).

1 этап — составление списка свойств личности.

Список свойств личности, используемый в данной методике содержит 100 прилагательных: 50 характеризующих человека положительно, и 50, характеризующих его отрицательно. По психологическому содержанию все прилагательные делятся на две группы: интерперсональные и интраперсональные.

Интраперсональными являются прилагательные, которые характеризуют внутренне психические качества личности (чувствительный, веселый, трудолюбивый и др.), а интерперсональными — прилагательные, описывающие свойства личности, проявляющиеся в межличностных отношениях (доброжелательный, вспыльчивый и др.). Всего методика содержит 25 интерперсональных и 25 интраперсоналыгых пар свойств (табл.7).

Таблица 7.

Свойство Свойство
  Положительное Отрицательное   Положительное Отрицательное
Общительный Замкнутый 26. Решительный Робкий
Умный Глупый 27. Отзывчивый Равнодушный
Сильный Слабый 28. Альтруист Эгоист
Активный Пассивный 29. Уравновешенный Неуравновешенный
Добрый Злой 30. Щедрый Жадный
Трудолюбивый Ленивый 31. Разговорчивый Молчаливый
Открытый Скрытый 32. Доверчивый Подозритель-ный
Мягкий Твердый 33. Отходчивый Злопамятный
Оптимист Пессимист 34. Бескорыстный Корыстолюби-вый
Опытный Наивный 35. Аккуратный Неряшливый
Тактичный Бестактный   Принципиальный Беспринципный
Серьезный Легкомысленный 37. Подвижный Инертный
Честный Лживый 38. Глубокий Поверхностный
Спокойный Тревожный 39. Хороший Плохой
Эмоциональный Спокойный 40. Зрелый Инфантильный
Самокритичный Самодовольный 41. Мужественный Женственный
Волевой Безвольный 42. Реалист Мечтательный
Прямой Лицемерный 43. Милосердный Жестокий
Порядочный Подлый 44. Верный Неверный
Ответственный Безответственный 45. Компетентный Некомпетент-ный
Добрый Эгоистичный 46. Гибкий Инертный
Смелый Трусливый 47. Легкий Тяжелый
Скромный Нахальный 48. Широкий Узкий
Тонкий Грубый 49. Независимый Зависимый
Веселый Мрачный 50. Хитрый Простодушный

 

2 этап – заполнение социограммы.

Для проведения исследования необходимы: список членов группы, список прилагательных, регистрационный бланк.

Бланк содержит список членов группы и место для занесения оценок. По предъявлению бланка испытуемый вписывает в клетки номера свойств личности из предложенного списка. Вначале следует вписать номера всех положительных свойств, а потом — отрицательных. Каждому члену группы можно приписать не более 10 положительных и отрицательных свойств личности. Следует также оценить и самого себя.

3 этап - обработка данных.

Обработке подвергается совокупность индивидуальных социограмм. По ним вычисляются показатели, характеризующие отношение группы к каждому члену коллектива: а)общая групповая оценка индивида; б) групповая оценка интраперсональных свойств; в) групповая оценка интерперсональных свойств;

г) адекватность самооценки. Рассмотрим каждый показатель в отдельности.

Общая групповая оценка индивида (G,):

где — сумма положительных свойств, приписанных i-му члену группы j-м членом; — сумма отрицательных свойств, приписанных i-му члену группы; п — общее число членов в обследуемой группе; , — общегрупповая оценка личности i-го члена группы. Она характеризует отношение группы к данному члену, то, как его видят и оценивают другие члены группы. В свою очередь, сумма величин может характеризовать психологический климат в коллективе.

Групповая оценка интраперсональных свойств индивида ():

где групповая оценка ннтраперсональных свойств i-ro члена группы;

— число положительных (отрицательных) интраперсональных свойств, приписанных i-му члену группы. В отличие от выражения (1) в формулу (2) введена дополнительная константа, соответствующая доле интраперсональных прилагательных в общем списке свойств.

Групповая оценка интерперсональных свойств ()

(3)

 

где — групповая оценка интраперсональных свойств i-го члена группы;

число положительных (отрицательных) интерперсональных свойств, приписанных i-му члену группы.

Адекватность самооценки ()

где адекватность самооценки члена группы; ) положительные (отрицательные) самооценки.

 

4 этап – качественный анализ протоколов.

В дополнение к вычисляемым показателям может быть осуществлен качественный анализ протоколов обследования, который в сумме дает детальное представление о психологических особенностях межличностных отношений в изучаемой группе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...