Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационная справка




Одним из самых распространенных способов классификации людей является деление на мужчин и женщин. В последнее время люди стали обращать больше внимание на такое деление и ставить вопросы о его различных смысловых аспектах. Точка зрения социальных психологов в данном случае очень важна, так как они фокусируют внимание на нормах и ролях, которые формируют наше поведение как «мускульное» и «фемининное».

В современной культуре существует четкое разграничение между понятиями пол и гендер. Пол – это биологический статус человека, указывающий на то, кем является человек – мужчиной или женщиной. Гендер указывает на социально-психологический статус человека с точки зрения мускулинности или фемининности. Гендерная роль – это набор ожидаемых форм поведения (норм) для мужчин и женщин.

Практическая работа:

Предлагаемое практическое задание включает в себя сбор и анализ некоторой информации, связанной с понятиями пола и гендера.

Задание состоит из двух этапов:

работа в аудитории: ознакомление с процедурой методики, изучение гендерной роли на собственном примере;

домашнее задание: каждый из студентов группы должен собрать и проанализировать данные о двух людях – мужчине и женщине.

Процедура проведения исследования.

Первоначально необходимо каждому испытуемому составить самоописание, пользуясь формой, приведенной в Приложении 1, а также ответить на вопросы, касающиеся демографических характеристик и установок. Оценка самоописания проводится по Анкете половых ролей Бем (BSRI) (см. “Подсчет результатов”), с помощью которой можно получить показатели маскулинности и фемининности. Соотношение этих показателей определяет тип гендерной роли индивида:

· маскулинный половой тип (высокая маскулинность - низкая фемининность),

· фемининный половой тип (высокая фемининность – низкая маскулинность),

· высокий тип андрогинии (высокая маскулинность – высокая фемининность),

· изкий уровень андрогинии (низкая маскулинность - низкая фемининность).

Группе следует решить, какую другую информацию (в допол­нение к BSRI), касающуюся демографических характеристик и устано­вок испытуемых, вы хотели бы собрать, то есть какая еще информация, по вашему мнению, имеет отношение к различиям в гендерных ролях. Такие переменные, как пол и возраст, уже внесены в формы BSRI (Таблица 1), но там оставлено место еще для нескольких вопросов. Например, возмож­но, вы захотите оценить переменные, характеризующие семью испытуе­мого (является ли он первым ребенком в семье и т.д.), или его этническое происхождение и принадлежность к определен­ной культуре. Вы можете оценить установки испытуемых по отношению к некоторым проблемам или спорным вопросам, связанным с гендером (например, дискриминация по половому признаку, аборты и т.д.).

Таблица 3

    Женщина   Мужчина  
Возраст          
Показатель маскулинности по BSRI          
Показатель фемининности по BSRI        
Гендерная роль (определяется в группе)        

 

Приложение 1. Самоописание

Инструкция. Укажите, насколько правильно каждая из следующих характеристик описывает вас, пользуясь следующей шкалой:

1 —всегда или почти всегда неверно;

2 — обычно неверно;

3 — верно очень редко;

4 — иногда верно;

5 — часто верно;

6— обычно верно;

7 — всегда или почти всегда верно.

 

1. Надеется только на себя 2. Покладистый 3. Готов оказать помощь 4. Защищает свои убеждения 5. Веселый 6. Легко поддается переменам настроения 7. Независимый 8. Застенчивый 9. Добросовестный 10. Спортивный 11. Ласковый 12. Театральный 13. Напористый 14. Любит лесть 15. Счастливый 16. Сильная личность 17. Верный 18. Непредсказуемый 19. Сильный 20. Женственный   21. Надежный 22. Аналитический ум 23. Сочувствующий 24. Ревнивый 25.Имеет способнос­ти лидера 26.Внимательный к потребностям других 27. Правдивый 28. Любит риск 29. Понимающий 30. Скрытный 31. Легко принимает решения 32. Сострадательный 33. Искренний 34. Самодостаточный 35. Готов утешать других 36. Тщеславный 37. Доминантный 38. Вкрадчивый 39. Приятный 40. Мужественный 41. Сердечный 42. Серьезный 43.Желает иметь определенную позицию 44. Нежный 45. Дружелюбный 46. Агрессивный 47. Доверчивый 48. Неумелый 49. Действует как лидер 50. Похож на ребенка 51. Умеет приспосабливаться 52. Индивидуалистический 53. Не пользуется грубыми словами 54. Неорганизованный 55. Любит соревно­ваться 56. Любит детей 57. Тактичный 58. Честолюбивый 59. Добрый 60. Вежливый

Подсчет результатов

1. Сложите баллы по пунктам 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41,44, 47, 50, 53, 56 и 59. Это показатель фемининности испытуемого.

2. Сложите баллы по пунктам 1,4,7, 10, 13, 16, 19,22,25,28,31,34,37, 40,43,46,49, 52,55 и 58. Это показатель маскулинности испытуемого.

3. На занятии в группе, объединив все собранные данные, подсчитай­те два срединных показателя (медианы): один для показателей мас­кулинности, а другой для показателей фемининности (напоминаем, что медиана — это показатель, соответствующий середине всего ди­апазона показателей). Проверьте, отличаются ли медианы мужчин и женщин. Индивидуальные показатели, близкие к медиане или превы­шающие ее, считаются «высокими»; показатели, меньшие, чем меди­ана, считаются «низкими». Таким образом, вы перейдете от числовых BSRI -показателей каждого испытуемого к категориям «высокий» или «низкий», соотношение которых определяет тип гендерной роли ис­пытуемого. Испытуемые с высоким показателем маскулинности и низким показателем фемининности относятся к маскулинному поло­вому типу (МП); сочетание низкой маскулинности и высокой феми­нинности характерно для фемининного полового типа (ФП); высокие показатели маскулинности и фемининности характерны для высоко­го уровня андрогинии (ВА); а низкие показатели маскулинности и фемининности характерны для низкого уровня андрогинии (НА).

Таблица 4

Маскулинные качества Фемининные качества Нейтральные качества
49. Действует как лидер   11. Ласковый   51. Умеет приспосабливаться
46. Агрессивный 5. Веселый 36. Тщеславный
58. Честолюбивый 50. Похож на ребенка 9. Добросовестный
22. Аналитический ум 32. Сострадательный 60.Вежливый
13. Напористый   53. Не пользуется грубыми словами 45. Дружелюбный  
10. Спортивный 35. Готов утешать других 15. Счастливый  
55. Любит соревноваться 20. Женственный 3. Готов оказать помощь
4. Защищает свои убеждения 14. Любит лесть   48. Неумелый  
37. Доминантный 59. Добрый 24. Ревнивый
19. Сильный 47. Доверчивый 39. Приятный
25. Имеет способности лидера 56. Любит детей   6. Легко поддается пере­менам настроения
7. Независимый 17. Верный 21. Надежный
52. Индивидуалистический­ 26. Внимателен к потребностям других 30.Скрытный  
31. Легко принимает решения 8.Застенчивый   33. Искренний  
40. Мужественный 38. Вкрадчивый 42. Серьезный
1. Надеется только на себя 23. Сочувствующий   57. Тактичный
34. Самодостаточный 44. Нежный 12. Театральный
16. Сильная личность 29. Понимающий 27. Правдивый
43. Желает иметь определенную позицию 41. Сердечный 18. Непредсказуемый  
28. Любит риск 2. Покладистый 54. Неорганизованный

Задание для самостоятельной работы. Соберите данные, применив анкету BSRI, о двух людях (мужчине и женщине). При исследовании следует соблюдать всю процедура, указанную в описании методики. Попросите двух человек (мужчину и женщину) заполнить BSRI (инструкция и бланк для ответов приведены в Приложении 1) и отве­тить на дополнительные вопросы. Запишите полученные показате­ли маскулинности и фемининности, а также значения демографических и установочных переменных в Таблицу 1. В итоге необходимо объединить все полученные данные, подсчи­тать средние баллы, необходимые для определения типа гендерной роли, и проанализировать данные различными способами.

Проанализируйте полученные данные. Выделите основные особенности каждой из гендерных ролей и факторы, на них влияющие. Подготовьте отчет по проведенной работе.

Темы рефератов

1. Социализация, дифференцированная по половому признаку.

2. Гендерные различия в управленческой деятельности.

3. Дискриминационные установки по отношению к женщинам в современном обществе.

4. Гендерные различия в коммуникации.

5. Гендерные стереотипы в СМИ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...