Информационная справка
Одним из самых распространенных способов классификации людей является деление на мужчин и женщин. В последнее время люди стали обращать больше внимание на такое деление и ставить вопросы о его различных смысловых аспектах. Точка зрения социальных психологов в данном случае очень важна, так как они фокусируют внимание на нормах и ролях, которые формируют наше поведение как «мускульное» и «фемининное». В современной культуре существует четкое разграничение между понятиями пол и гендер. Пол – это биологический статус человека, указывающий на то, кем является человек – мужчиной или женщиной. Гендер указывает на социально-психологический статус человека с точки зрения мускулинности или фемининности. Гендерная роль – это набор ожидаемых форм поведения (норм) для мужчин и женщин. Практическая работа: Предлагаемое практическое задание включает в себя сбор и анализ некоторой информации, связанной с понятиями пола и гендера. Задание состоит из двух этапов: — работа в аудитории: ознакомление с процедурой методики, изучение гендерной роли на собственном примере; — домашнее задание: каждый из студентов группы должен собрать и проанализировать данные о двух людях – мужчине и женщине. Процедура проведения исследования. Первоначально необходимо каждому испытуемому составить самоописание, пользуясь формой, приведенной в Приложении 1, а также ответить на вопросы, касающиеся демографических характеристик и установок. Оценка самоописания проводится по Анкете половых ролей Бем (BSRI) (см. “Подсчет результатов”), с помощью которой можно получить показатели маскулинности и фемининности. Соотношение этих показателей определяет тип гендерной роли индивида:
· маскулинный половой тип (высокая маскулинность - низкая фемининность), · фемининный половой тип (высокая фемининность – низкая маскулинность), · высокий тип андрогинии (высокая маскулинность – высокая фемининность), · изкий уровень андрогинии (низкая маскулинность - низкая фемининность). Группе следует решить, какую другую информацию (в дополнение к BSRI), касающуюся демографических характеристик и установок испытуемых, вы хотели бы собрать, то есть какая еще информация, по вашему мнению, имеет отношение к различиям в гендерных ролях. Такие переменные, как пол и возраст, уже внесены в формы BSRI (Таблица 1), но там оставлено место еще для нескольких вопросов. Например, возможно, вы захотите оценить переменные, характеризующие семью испытуемого (является ли он первым ребенком в семье и т.д.), или его этническое происхождение и принадлежность к определенной культуре. Вы можете оценить установки испытуемых по отношению к некоторым проблемам или спорным вопросам, связанным с гендером (например, дискриминация по половому признаку, аборты и т.д.). Таблица 3
Приложение 1. Самоописание Инструкция. Укажите, насколько правильно каждая из следующих характеристик описывает вас, пользуясь следующей шкалой: 1 —всегда или почти всегда неверно; 2 — обычно неверно; 3 — верно очень редко; 4 — иногда верно; 5 — часто верно; 6— обычно верно; 7 — всегда или почти всегда верно.
Подсчет результатов
1. Сложите баллы по пунктам 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41,44, 47, 50, 53, 56 и 59. Это показатель фемининности испытуемого. 2. Сложите баллы по пунктам 1,4,7, 10, 13, 16, 19,22,25,28,31,34,37, 40,43,46,49, 52,55 и 58. Это показатель маскулинности испытуемого. 3. На занятии в группе, объединив все собранные данные, подсчитайте два срединных показателя (медианы): один для показателей маскулинности, а другой для показателей фемининности (напоминаем, что медиана — это показатель, соответствующий середине всего диапазона показателей). Проверьте, отличаются ли медианы мужчин и женщин. Индивидуальные показатели, близкие к медиане или превышающие ее, считаются «высокими»; показатели, меньшие, чем медиана, считаются «низкими». Таким образом, вы перейдете от числовых BSRI -показателей каждого испытуемого к категориям «высокий» или «низкий», соотношение которых определяет тип гендерной роли испытуемого. Испытуемые с высоким показателем маскулинности и низким показателем фемининности относятся к маскулинному половому типу (МП); сочетание низкой маскулинности и высокой фемининности характерно для фемининного полового типа (ФП); высокие показатели маскулинности и фемининности характерны для высокого уровня андрогинии (ВА); а низкие показатели маскулинности и фемининности характерны для низкого уровня андрогинии (НА).
Таблица 4
Задание для самостоятельной работы. Соберите данные, применив анкету BSRI, о двух людях (мужчине и женщине). При исследовании следует соблюдать всю процедура, указанную в описании методики. Попросите двух человек (мужчину и женщину) заполнить BSRI (инструкция и бланк для ответов приведены в Приложении 1) и ответить на дополнительные вопросы. Запишите полученные показатели маскулинности и фемининности, а также значения демографических и установочных переменных в Таблицу 1. В итоге необходимо объединить все полученные данные, подсчитать средние баллы, необходимые для определения типа гендерной роли, и проанализировать данные различными способами.
Проанализируйте полученные данные. Выделите основные особенности каждой из гендерных ролей и факторы, на них влияющие. Подготовьте отчет по проведенной работе. Темы рефератов 1. Социализация, дифференцированная по половому признаку. 2. Гендерные различия в управленческой деятельности. 3. Дискриминационные установки по отношению к женщинам в современном обществе. 4. Гендерные различия в коммуникации. 5. Гендерные стереотипы в СМИ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|