Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самопрезентация в общении




В общении участвуют как минимум два человека, и каждый из них может активно влиять на восприятие партнера. Именно эта способность вмешательства в процесс формирования своего образа у партнера и называется самоподачей (у некоторых авторов – самопредъявление, самопрезентация). Самопрезентация является своеобразным мостом, посредником между внутренним миром человека и внешним миром других людей; это средство представления внутренней сущности человека вовне. Она является поведенческим выражением образа «Я» и представляет собой способ регулирования взаимодействия субъекта с социальной средой. Как правило, самопрезентация направлена на создание социально одобряемого образа человека; практически любой человек заинтересован в том, чтобы оказывать на окружающих позитивное впечатление (5, с.97). По существу, самоподача состоит в управлении вниманием. Тенденция к урегулированию собственного поведения в целях соответствия требованиям социальной ситуации называется самомониторингом. Это понятие было введено Марком Снайдером в 1974 году. По Снайдеру, впечатление, которое формируется о субъекте самопрезентации, является с одной стороны, результатом активности субъекта самомониторинга, а с другой стороны, результатом межличностного взаимодействия. Социальное взаимодействие требует способности управлять и контролировать вербальную и невербальную самопрезентацию, чтобы вызвать у «зрителей» «желаемые» образы. При решении этой задачи учитываются, во-первых, характеристики ситуации и, во вторых, информация о внутренних состояниях, персональных диспозициях субъекта самопрезентации.

Управление восприятием партнера происходит с помощью привлечения внимания к тем особенностям своего внешнего облика, своего поведения или представления о ситуации, которые «запускают» соответствующие механизмы социального восприятия (6, с.98).

К подобным механизмам социального восприятия относятся: самоподача превосходства, привлекательности, отношения, актуального состояния и причин поведения. В.Г.Бороздина представляет следующие виды самопрезентации и их характеристики.

Самоподача превосходства. Для того чтобы быть эффективным, этот механизм социального восприятия должен опираться на некоторые объективные признаки, знаки превосходства – одежду, манеру речи и поведения. Но поскольку самоподача – это управление вниманием партнера, очень важно к тому же, чтобы эти факторы при подобном механизме социального восприятия были действительно заметны, акцентированы, подчеркнуты и выделены. Самоподача превосходства имеет очень большое значение для людей, специальность которых подразумевает профессиональное общение, - руководителей, юристов и многих других.

Если показать превосходство при помощи одежды достаточно просто (например, модная молодежная одежда одного человека будет воздействовать на окружающих, если она будет рассматриваться на фоне немодной одежды остальных), то акцентировать превосходство в манере поведения значительно сложнее. Признаком превосходства здесь является независимость, за которой скрываются те или иные нарушения норм общения.

Самоподача привлекательности. Привлекательность также является предметом управления. Причем если самоподача превосходства не всегда важна для человека, то самоподача привлекательности важна для каждого.

Правило самоподачи привлекательности очень простое: не одежда сама по себе делает нас привлекательными, а та работа, которая затрачена нами на ее приведение в соответствие с нашими внешними данными.

Самоподача отношения. Всегда очень важно уметь показать партнеру свое отношение к нему – чаще хорошее, но иногда и плохое.

Способы самоподачи отношения к нам можно разделить на вербальные и невербальные. Главное в вербальных способах самоподачи – это умение как можно скорее выразить согласие с собеседником в значимых для него вопросах и ни в коем случае не возражать.

Арсенал невербальных средств разнообразен: показать свое отношение можно и кивком головы, и взглядом. Но наиболее важны поза и расположение тела по отношению к собеседнику.

Очень важно, чтобы вербальные и невербальные средства не противоречили друг другу: совпадение этих средств усиливает доверие к человеку.

Самоподача актуального состояния и причин поведения. Огромное количество таких часто употребляемых оборотов, как «я не виноват, что…», «обстоятельства так сложились, что…», «я был вынужден…» и т.д., являются достаточно простыми и всем доступными, наивными, если можно так выразиться, средствами самоподачи, в которой внимание партнера привлекается к той причине собственных действий, которая кажется нам наиболее приемлемой.

Самоподача влияет на общение всегда, совершенно независимо от того, насколько полно люди ее себе представляют и как они к ней относятся. Самоподача объективно присутствует в любом общении, хочет того человек или нет. Это значит, что она в любой ситуации может послужить источником ошибок при восприятии другого человека. Самоподача играет важную роль в дружеских и деловых отношениях. Именно поэтому, если ее влияние недоучитывается, то это является непростительной ошибкой.

 

Вопрос для размышления:

Чем Вы можете объяснить тот факт, что влюбленные идеализируют своих партнеров, и наоборот, супруги, стремящиеся к разводу, как правило, воспринимают друг друга в основном негативно?

Семинарское занятие

Психология делового общения

Цель: выявление психологических условий, способствующих успешному деловому общению в разных его формах

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И ОБСУЖДЕНИЯ

 

1. Сущность делового общения, его виды и формы.

2. Особенности непосредственного делового общения и его формы (деловая беседа, деловые переговоры, деловые совещания, публичные выступления).

3. Опосредованное деловое общения. Требования к ведению деловой телефонной коммуникации

4. Публичное выступление: подготовка к выступлению, приемы влияния на слушателей.

 

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2001.

2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М.: ИНФРА–М, 1999.

3. Карпов А.В Психология менеджмента. – М., 1999.

4. Кузин Ф.А. Культура делового общения. М.: Ось-89, 2000.

5. Кузин Ф.А. Делайте бизнес красиво. – М.: ИНФРА-М, 2001.

6. Мицич П. Как проводить деловые беседы. – М.: Экономика, 1983.

7. Не повторить ошибок: Практические советы руководителю/Сост. И.В.Липсиц. М., 1988.

8. Хараш А.У. Смысловая структура публичного выступления (об объекте смыслового восприятия)// Социальная психология: Тексты для подготовки к семинарским занятиям. Выпуск II. Общение как обмен информацией. М., 1999. С.109-125.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...