Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационная справка




Понятие конфликта трактуется в рамках социальной психологии достаточно широко. По существу оно оказывается эквивалентом понятию «противоречия». Конфликт воспринимая несовместимость действий или целей.

Участниками, или сторонами конфликта с точки зрения интересов социальной психологии, исследующей внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты, являются: отдельные аспекты личности, сами личности и социальные группы. При такой классификации сторон возможны конфликты типа: аспект личности – аспект личности, личность - личность, личность - группа, группа – группа. В социально – психологическом аспекте участники конфликта характеризуются в первую очередь мотивами, целями, ценностями, установками и пр.

Изучению конфликта была отведена особая междисциплинарная область – конфликтология. В нашем занятии мы не будем углубляться во все особенности данной области, а затронем только ту часть, которая касается непосредственно общения.

Данный тест описания поведения в конфликтных ситуациях К. Томаса направлен на определение индивидуальных стратегий разрешения конфликта, что необходимо при управлении конфликтными ситуациями.

В своем подходе к изучению конфликтных явлении К.Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Ука­зывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что этот термин подразу­мевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминиро­вать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. К.Томас считает нужным скон­центрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей; какие из них являются более продуктивными иди деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.

 

 

ПЯТЬ СПОСОБОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ К.ТОМАСА

 

 

4. Подведение итогов диагностики.

Оптимальной стратегией поведения в конфликте считается такая, когда имеются все пять тактик поведения, и каждая их них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов. Если ваш результат отличен от оптимального, то одни тактики выражены слабо – имеют значение ниже 5 баллов, другие – сильно – выше 7 баллов (общая сума равна 30).

Сравните тех испытуемых, чье предпочтение в выборе той или иной стратегии выхода из конфликта явно выражено. Сравните различия в выборе стратегий в индивидуальных результатах.

По полученным данным в ходе работы с методикой сделайте выводы:

 

— Какие стратегии представлены в вашей группе?

— Какой тип стратегии преобладает в вашей группе?

— Существуют ли более и менее эффективные стратегии поведения в конфликтных ситуациях?

— Как на ваш взгляд, существует ли какое-то предпочтение в выборе стратегий поведения в определенных сферах жизни (семья, работа и т.д.) человека?

— Считаете ли вы, что выбор стратегии зависит от ситуации или является устойчивым образованием личности?

Темы рефератов

1. Социально-психологическая характеристика конфликтов

2. Преодоление социальной напряженности и регулирование конфликтов.

3. Посредничество в разрешении конфликтов.

4. Переговоры как метод разрешения конфликтов

 

Раздел 4. Социальная психология малой группы

Семинарское занятие

Понятие группы в социальной психологии

Цель: освоение основных понятий социальной психологии группы, выяснение особенностей в изучении малых групп в отечественной и зарубежной психологии.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И ОБСУЖДЕНИЯ

1. Особенности малых групп, их виды, состав и размеры.

2. Определение и основные параметры малой группы.

3. Структура малой группы: формальная и неформальная. Распределение ролей в группе.

4. Отечественные и зарубежные концепции психологической структуры малой группы.

5. Стадии развития группы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2001 – С.137-150.

2. Авдуевская Е.П. Принадлежность к группе и самовосприятие личности /Вопросы психологии, 1990, №3 - С. 144-149.

3. Донцов А.И. Дубовская Е.М., Жуков Ю.М. Группа – коллектив – команда. Модели группового развития./ Социальная психология в современном мире. /Т.Л.Алавидзе, Г.М.Андреева, Е.В.Антонюк и др. Под ред.Г.М.Андреевой, А.И.Донцова. – М.. аспект Пресс, 2002. – С.96-114.

4. Гамезо М.В.,Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 2002.

5. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М., Изд-во МГУ, 1991.

6. Психологическая теория коллектива /Под, ред. А.В.Петровского. - М.:Просвещение, 1979.

9. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности. М,1980.

8. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб: Питер, 1999.

9. Спасенников В.В. Анализ и проектирование групповой деятельности в прикладных психологических исследованиях. М.: ИП РАН, 1993.

10. Сушков И.Р. Социально-психологическая теория Джона Тернера /Психологический журнал 1993, т. 14, № 3, с. 115-125.

11. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988. С.57-61.

Темы рефератов

1. Проблемы измерения групповых явлений: основные подходы и критерии.

2. Лидерство в малых группах. Теоретические подходы и методы исследования.

3. Социально-психологические методы повышения эффективности деятельности групп: проблемы комплектования малых групп.

4. Исследование групповых норм в социальной психологии: механизм регуляции социального поведения.

5. Социально-психологический климат в группе. Условия оптимизации СПК в группе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...