Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое занятие




Гендерные особенности коммуникации

Цель: выявление стиля общения в диадах в зависимости от пола партнеров

ЛИТЕРАТУРА

1. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2000. С.203-205

Задание для самостоятельной работы

Для того, чтобы ответить на вопрос: зависит ли коммуникация от пола говорящего и/или пола слушающего, необходимо пронаблюдать, как минимум за тремя парами: женщина-женщина, мужчина-мужчина, мужчина-женщина. Место, где вы будете проводить наблюдение, должно быть общественным и легко доступным (чтобы можно было легко услышать разговоры, не вторгаясь в частную жизнь говорящих), привлекать много пар людей (одного пола и разного пола). Это должно быть место, где люди обычно разговаривают (кафе, столовая, фойе в библиотеке, комната в общежитии и т.п.). Стиль коммуникации будет сильно зависеть от возраста людей и их статуса в паре, поэтому выберите для наблюдения людей примерного одинакового возраста и статуса (например, студенты одного возраста и одного курса).

Коммуникация между знакомыми и незнакомыми людьми протекает по-разному. Поэтому решите, за парами какого типа вы будете наблюдать.

Проводите наблюдение за каждой парой в течение трех минут.

Выберите конкретные речевые характеристики в качестве зависимых переменных. Не выбирайте слишком много переменных, поскольку вам будет трудно одновременно оценивать каждую из них. Можете использовать некоторые переменные из следующего перечня переменных:

1.Время разговора

а) Как часто говорит данный собеседник.

б) Как долго говорит каждый раз (для измерения нужен секундомер)

2. Прерывание собеседника.

а) Завершение форазы за собеседником.

б) Преждевременные ответы (человек начинает говорить до того, как его собеседник закончил).

в) неуместные замечания или смена темы.

3. Смена темы.

а) Введение новой темы

б) Развитие новой темы, введенной собеседником.

4. Вопросы (иногда на них указывает только интонация).

а) С целью критики.

б) С целью получения информации или помощи.

в) С целью выразить сомнение

5. Просьбы.

а) Императивные (Принеси кофе)

б) Вежливые (Будь добр, принеси кофе)

в) Обычные обращения, связанные с желанием что-либо получить (А еще кофе не осталось?)

г) Намеки (Я бы выпил немного кофе).

д) Обоснования, поддерживающие просьбы.

6. Проявления уступчивости.

а) Согласие в ответ на просьбу.

б) Несогласие.

7. Интенсификаторы (слова, увеличивающие силу утверждения) «очень», «определенно», «несомненно»…

8. Проявления уклончивости (слова, уменьшающие силу утверждения) «вроде бы», «похоже, что», «немножко», «как бы», «я предполагаю»…

Пронаблюдайте гендерные особенности коммуникации, фиксируя результаты в таблице (см.: Таблица 6)

Таблица 6.

Наблюдение гендерных различий коммуникации

Пара 1

Название переменной А (М/Ж нужное отметить) В (М/Ж нужное отметить)
1.а. Как часто говорит данный собеседник    
1.б. Как долго говорит каждый собеседник    
   

ХОД ЗАНЯТИЯ

Собранные данные следует обощить на занятии вместе с данными наблюдения других студентов. Выполненная работа позволит оценить зависимость стиля коммуникации от трех независимых переменных:

от пола говорящего (можно ли считать, что мужчины и женщины по-разному разговаривают с людьми?),

от пола адресата (можно ли считать, что люди по-разному разговаривают с мужчинами и женщинами?) и

от полового состава пары (можно ли считать, что люди говорят с собеседником своего пола не так, как с собеседником противоположного пола?)

Сформулируйте выводы.

Практическое занятие

Общение как взаимодействие. Изучение поведения в конфликтных ситуациях на примере методики К. Томаса

Цель: на основе теоретических знаний составить представление о роли конфликта в процессе взаимодействия человека с другими людьми, познакомиться со стратегиями поведения человека в конфликтных ситуациях; апробировать методику К. Томаса, диагностирующую поведение людей в конфликтных ситуациях.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

1. Понятие конфликта. Виды, типологии, функции, этапы конфликта.

2. Возможности выхода, стратегии и способы разрешения конфликтных ситуаций.

3. Особенности конфликтного поведения в различных сферах жизни человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Майерс Д. Социальная психология. С.-Пб.: Питер, 1999. С.631 - 672.

2. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Межличностный конфликт. //Социальная психология: Тексты для подготовки к семинарским занятиям. Выпуск III.

3. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта.// Социальная психология: Тексты для подготовки к семинарским занятиям. Выпуск III.

4. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М.: Стрингер, 1992.

5. Крический Р.Л., Дубова Е.М. Межличностный конфликт /Социальная психология: Тексты для подготовки к семинарским занятия. Выпуск III. Общение как взаимодействие. Часть 1. С. 32-40.

6. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта. // Социальная псхиология: Тексты для подготовки к семинарским занятия. Выпуск III. Общение как взаимодействие. Часть 1. С.41-56.

7. Психология. Учебник. /Под редакцией А.А. Крылова. – М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.,2000. - С.331-336

8. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1998.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Письменная (устная) проверка готовности к занятию.

2. Апробация теста К. Томаса.

Инструкция: В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения, К.То­мас описывает каждыйиз пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В раз­личных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых Вам предлагается выбрать то суждение, которое является наи­более типичным для характеристики Вашего поведения.

Опросный лист

  А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
  А. Я стараюсь найти компромиссное решение. Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных,
  А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
  А. Я стараюсь найти компромиссное решение. Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
  А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого. Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
  А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя. Б. Я стараюсь добиться своего.
  А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решитьего окончательно. Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласии. Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего. Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
  А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. Б. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем Мнении, если он также Идет мне навстречу.
13. А. Я предлагаю среднюю позицию. Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15. А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения. Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого. Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего. Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека. Б. Я отстаиваю свои желания.
23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям. Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26. А. Я предлагаю среднюю позицию. Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вы­звать споры. Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
  А. Я предлагаю среднюю позицию. Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого. Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.  

 

3. Интерпретация результатов

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Подсчет количества набранных балов производиться в соответствии с ключом.

 

КЛЮЧ

Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
      А Б  
    Б А    
  Б       А
  Б       А
  Б       А
  Б     А  
      Б А  
  А Б      
  Б     А  
  А   Б    
    А     Б
      Б А  
  Б   А    
  Б А      
        Б А
  Б       А
  А     Б  
      Б   А
    А   Б  
    А Б    
    Б     А
  Б   А    
    А   Б  
      Б   А
  А       Б
    Б А    
        А Б
  А Б      
      А Б  
    Б     А

 

После получения индивидуальных результатов, необходимо проанализировать полученную информацию, принимая во внимание, что К.Томас для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях предложил использовать двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других люден, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К.Томас выделяет следующие способы регулиро­вания конфликтов:

1) соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

2) приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

3) компромисс;

4) избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

5) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

К.Томас считает, что при избегании конфликта ни однаиз сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или одиниз участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...