Современные требования к профессионалу
Мнемосхема
Современные требования к подготовке кадров Происходящие в мире социально-экономические и производственно-тех-нические изменения предъявляют новые требования к подготовке кадров (см. таблицу):
Профессионально обусловленная структура личности
В отечественной профессиональной психологии и педагогике предпринимаются попытки определить профессионально обусловленные компоненты личности. Так, Э.Ф. Зеер, основываясь на идеях К.К. Платонова, спроектировал четырехкомпонентную профессионально обусловленную структуру личности специалиста (см. таблицу). Профессионально обусловленная структура личности специалиста
В процессе профессионального развития и становления содержания подструктур, происходит их взаимодействие и интеграция, что приводит к образованию интегрированных профессиональных качеств (ключевых квалификаций), которые обеспечивают конкурентоспособность, профессиональную мобильность, продуктивность профессиональной деятельности, способствуют профессиональному росту, повышению квалификации и развитию карьеры специалиста. Профессиональные и ключевые квалификации и компетенции Традиционное когнитивно ориентированное образование решает, в основном, задачу формирования знаний, умений и навыков, а развитие и воспитание обучаемых рассматривается как «побочный продукт» процесса обучения. Такое обучение направлено на подготовку специалиста, а не профессионала. В профессиологии различают понятия «специалист» и «профессионал». Специалист – это работник, обладающий необходимыми для данной квалификации знаниями, умениями и навыками. Профессионал – это социально и профессионально компетентный работник с хорошо выраженными профессионально важными качествами и компетенцией, отличающийся индивидуальным стилем деятельности. Современному производству и обществу требуются именно профессионалы. Чтобы дать качественную характеристику профессионала, необходимо рассмотреть понятия «квалификация», «ключевые квалификации», «ключевые компетенции». Профессиональная квалификация – это степень и вид профессиональной подготовленности работника, наличие у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения им определенной работы. Ключевые квалификации – общепрофессиональные знания, умения и навыки, а также способности и качества личности, необходимые для выполнения работы по определенной группе профессий. Ключевые компетенции – это межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах. Профессиональная квалификация определяет успешную деятельность по специальности и присуща специалистам. Ключевые квалификации обусловливают продуктивное осуществление интегративных видов деятельности и характеры для профессионалов. Ключевые компетенции определяют универсальность, социально-профессиональную мобильность профессионалов и позволяют им успешно адаптироваться в разных социальных и профессиональных сообществах.
Следует отметить, что в отечественной профессиональной педагогике проблема ключевых квалификаций и компетенций еще слабо разработана. Наиболее последовательно она излагается в работах Е.Ф. Зеера, А.К. Марковой, С.Е. Шитова. Ранее эта проблема изучалась отечественными учеными в аспектах подготовки рабочих широкого профиля (П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, В.А. Поляков, С.А. Шапоринский и др.).
Понятие «ключевые компетенции» было введено в начале 1990-х гг. Международной организацией труда, оно стало определять требования к подготовке кадров в профессиональной школе. В настоящее время Европейским сообществом в профессиональном образовании особое внимание уделяется пяти ключевым компетенциям, содержание которых приведено в таблице.
В наибольшей мере проблема развития ключевых квалификаций может быть решена в процессе реализации личностно ориентированного профессионального образования. Следует также отметить, что компетентностный подход находит свое применение не только в профессиональном, но и в общем образовании. Высшим уровнем профессионализма является мастерство, предусматривающее творческий характер и сформированность индивидуального стиля профессиональной деятельности. Таким образом, с учетом профессиональных квалификаций, ключевых квалификаций и компетенций процесс профессионального развития личности можно представить следующим образом. Профессиональное развитие
Очевидно, что компоненты процесса профессионального развития не существуют изолированно, они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. XXI век будет веком профессионалов. Поэтому в профессиональной школе необходимо переходить от подготовки специалистов к подготовке профессионалов, обладающих не только профессиональной компетентностью и квалификацией, но и ключевыми квалификациями и компонентами. Словарь основных понятий Профессиональное развитие – процесс развития личности как субъекта профессионального самоопределения и профессиональной деятельности. Профессионализм – уровень профессионального развития личности. Мастерство – высший уровень профессионального развития, характеризующийся профессиональным творчеством и сформированностью индивидуального стиля профессиональной деятельности. Профессиональное творчество – деятельность личности по созданию субъективно или объективно новых способов и приемов профессиональной деятельности и ее результатов. Индивидуальный стиль деятельности – совокупность индивидуальных способов и приемов деятельности человека с учетом его индивидуальных особенностей и уровня профессионального развития. Квалификация – уровень, степень подготовленности человека к какому-либо виду труда. Компетенция – круг вопросов, в которых человек обладает познанием и опытом; круг полномочий лица или учреждения. § 7. Основные направления развития Мнемосхема
Профессиональное образование в целом В соответствии с законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовом профессиональном образовании»; Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года учеными специалистами разработана и одобрена Правительством РФ Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
В этих документах с целью повышения качества подготовки специалистов определены следующие направления развития профессионального образования в целом. 1. Модернизация структуры содержания профессионального образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы и др. В качестве основы синтеза обновления профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития. С этой целью должна быть создана система постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации. 2. Создание гибкой, динамичной системы профессионального образования на основе диверсификации образовательных программ, форм управления и технологии обучения. Сокращение и интеграция профессий и специальностей. 3. Изменение цели профессионального образования с вооружения профессиональными знаниями и умениями на профессиональное развитие обучающихся, с подготовки узкого специалиста на подготовку профессионала, обладающего социальной, коммуникативной, информационной, когнитивной и специальной компетенциями (компетентностный подход в профессиональном образовании). 4. Обеспечение опережающего характера профессионального образования, в основе которого лежит идея профессионального развития личности, обеспечивающего формирование ее профессиональной мобильности и готовности к освоению новых и перспективных технологий и профессий, расширение опережающей подготовки кадров по этим профессиям. 5. Развитие сети инновационных образовательных учреждений, обеспечивающих повышенный уровень профессионального образования (лицеев, колледжей, учебных комплексов и др.). 6. Осуществление различных моделей интеграции начального, среднего и высшего профессионального образования, развитие преемственности, многоступенчатости подготовки кадров, включая обучение в вузах по сокращенным программам. Развитие системы непрерывного профессионального образования. 7. Развитие сети негосударственных образовательных учреждений при одновременном усилении государственного контроля за качеством реализации ими образовательных программ. 8. Использование активных, развивающих технологий обучения. Компьютеризация процесса обучения, развитие Интернет-образования, дистанционного обучения, технологий открытого профессионального образования, создание электронных учебников, библиотек, дидактических средств обучения. 9. Улучшение нравственного, гражданского, патриотического воспитания обучающихся, формирование у них гражданско-правовой, эстетической, профессиональной и бытовой культуры и здорового образа жизни. Активная борьба с такими негативными явлениями, как алкоголизм, наркомания и др. 10. Создание эффективной системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных учебных заведений, включая развитие целевой контрактной подготовки, формирование у них готовности к самоустройству, в том числе и открытию собственного дела. 11. Развитие на базе учреждений профессионального образования системы дополнительного профессионального образования, обеспечивающей психологическую подготовку специалистов к смене видов деятельности и переподготовку высвобождающегося и незанятого населения. 12. Реформирование государственно-общественного управления профессиональным образованием, реальная реализация принципов демократизации, социального партнерства и взаимодействия, инновационного управления, обеспечение качественных изменений во взаимодействии регионов и федерального центра, создание кооперации сети образовательных учреждений, информационных агентств, служб занятости, попечительских советов, проведение мониторинга качества образовательного процесса и профессионального развития обучающихся. 13. Упорядочение финансирования учреждений профессионального образования, финансовая поддержка их инновационной деятельности, увеличение доли дополнительных платных услуг на базе образовательных учреждений. 14. Укрепление и модернизация учебно-материальной базы учреждений профессионального образования, включение их в глобальную сеть Интернет и локальные информационные сети, создание учебно-методических комплексов по отдельным дисциплинам и специальностям. 15. Расширение международного сотрудничества в профессиональном образовании, интеграция в мировое образовательное пространство. 16. Развитие научных исследований по проблемам профессионального образования, поддержка перспективных научных школ и направлений, в том числе и через систему грантов. 17. Повышение статуса и материального положения педагогических работников, совершенствование системы повышения их квалификации. Базовое (начальное и среднее) профессиональное образование 1. Обеспечение опережающего развития начального и среднего профессионального образования, поскольку в настоящее время возрастает потребность народного хозяйства в высококвалифицированных работниках начального и среднего звеньев производства. 2. Повышение качества подготовки специалистов среднего звена с ориентацией ее на международные стандарты. 3. Формирование у молодых специалистов таких новых профессиональных качеств, как системное мышление, экологическая, правовая, информационная, технологическая, коммуникабельная культура, способность к предпринимательству и осознанному анализу своей деятельности, профессиональная самостоятельность и ответственность, творческая активность, толерантность, способность к постоянному профессиональному росту. 4. Решительный поворот учреждений начального и среднего профессионального образования к потребностям местного рынка труда и запросам населения, создание региональных систем начального и среднего профессионального образования. 5. Обеспечение преемственности общего и базового профессионального образования, разработка оптимальной модели реализации общего среднего образования в начальных и средних профессиональных учебных заведениях. 6. В целях совершенствования системы управления профессиональным образованием осуществить разделение учреждений начального и среднего профессионального образования на два уровня: федерального и регионального подчинения. 7. Переход к нормативному финансированию учреждений начального и среднего профессионального образования. 8. Совершенствование нормативно-правовой базы, разработка законов о начальном и среднем профессиональном образовании. Высшее профессиональное образование 1. Повышение роли вузов как центров науки, культуры и образования. 2. Обеспечение доступа людей к высшему образованию как фактора устойчивого социально-экономического и культурно-технологического развития, разработка стратегии совершенствования высшего образования. 3. Разработка механизмов формирования государственного заказа на подготовку специалистов с высшим образованием. 4. Совершенствование системы вступительных испытаний в вузы в целях обеспечения равных возможностей на получение высшего профессионального образования и улучшения отбора абитуриентов. 5. Проведение регулярной аттестации вузов, обновления государственных стандартов и образовательных программ высшего образования. 6. Обеспечение сохранения, обновления, повышения социального статуса и квалификации, кадрового потенциала высшей школы. 7. Разработка и внедрение в учебный процесс вузов прогрессивных технологий обучения, повышение роли самостоятельной работы студентов, создание университетских комплексов. 8. Развитие и повышение статуса вузовской науки, оказывающей решающее влияние на укрепление кадрового и технологического уровня в системе образования и других отраслях экономики, осуществление государственной поддержки научных школ и ведущих ученых, интеграция академической, вузовской и отраслевой науки. Словарь основных понятий Информатизация образования – внедрение в образовательный процесс информационных технологий, основанных на широком использовании вычислительной и информационной техники. Мониторинг (лат. monitor – напоминающий, надзирающий) – постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Диверсификация (лат. diversicatio – изменение, разнообразие) – в образовании означает переход от моноуровневой структуры образования к многообразию уровней форм получения образования. Она призвана расширить возможность самореализации личности. В профессиональном образовании наметилось два основных пути диверсификации: многоступенчатая и многоуровневая подготовка кадров. Модернизация (фр. moderne – современный, новейший) – в образовании означает его обновление, придание образованию новых черт, в соответствии с современными требованиями и с учетом положительных тенденций развития мирового образовательного процесса. Аттестация образовательного учреждения – установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов. Обучаемость – индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения; способность к обучению. Обученность – результат обучения, включающий как наличный запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умения учиться). Самосознание – одно из проявлений сознания как выделение себя (Я) из объективного мира («не Я»), осознание себя человеком. Актуализация – переход психического явления из потенциального в актуальное или из менее актуального в более актуальное. Профессиональное развитие – процесс развития личности как субъекта профессиональной деятельности посредством профессионального обучения и воспитания; тесно связано с профессиональным самоопределением. Профессиональная направленность – направленность личности на определенный вид профессиональной деятельности и на конкретную профессию. Конгруэнтность – равенство самому себе, степень совпадения объектов, процессов, явлений (например, совпадение содержания профессионального образования содержанию будущей профессиональной деятельности). Вопросы и задания для самоконтроля 1. Раскройте этапы становления и развития профессионального образования за рубежом в первобытном обществе, в эпоху рабовладельчества, Средневековья и Нового времени. 2. Каковы предпосылки зарождения практической педагогики профессионального обучения? 3. Дайте характеристику основным этапам становления и развития теории и практики профессионального образования в дореволюционной России. 4. Каковы основные черты профессионального образования в СССР? 5. Охарактеризуйте рационалистическую и гуманистическую модели и современные системы профессионального образования за рубежом. 6. Дайте характеристику основным элементам системы подготовки кадров в Российской Федерации. 7. Раскройте современные требования к профессионализму. 8. В чем отличие специалиста от профессионала? 9. Сформулируйте основные направления развития профессионального образования в целом, а также базового (начального и среднего) и высшего профессионального образования. 10. Объясните сущность, характерные черты и пути осуществления личностно ориентированного профессионального образования. 11. Дайте характеристику исторически сложившимся теориям и системам профессионального образования: дуальной, многопрофессиональной, ступенчатой, многоступенчатой, базовой и специальной, сокращенной, дистанционной, личностно ориентированной. Литература для самостоятельной работы 1. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Бюллетень Госкомитета РФ по высшему образованию. – 1996. – №10. – С. 1-59. 2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. – С. 181–224. 3. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. – С 3-71. 4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Одобрена Распоряжением Правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г. // Официальные документы в образовании. – 2002. – №4. – С. 3-31. 5. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996. – С. 49-57; 262-270. 6. Профессиональная педагогика / Под ред. С.Я. Батышева. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. – С. 31-50; 133-152. 7. Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф-пед. ун-та, 1996. – С. 91-106; 154-164. 8. Новиков А.М. Профессиональное образование в России. – М.: Просвещение, 1997. – 254 с. Глава 5. Образовательный процесс Трудных наук нет, есть только трудные изложения. А.Н. Герцен ·Теоретические основы педагогического проектирования ·Проектирование образовательного процесса в профессиональном учебном заведении ·Проектирование содержания профессионального образования ·Методы профессионального обучения и их проектирование ·Организационные формы профессионального обучения и их проектирование ·Дидактические средства профессионального обучения ·Вопросы и задания для самоконтроля § 1. Теоретические основы педагогического Мнемосхема
Сущность и функции педагогического проектирования Термин «проектирование» пришел в педагогику из технического знания, где он означал создание опережающей проекции того, что затем будет создано в натуре. С усложнением и расширением содержания педагогической деятельности появилась необходимость ее проектирования. Теория и практика педагогического проектирования имеет свою историю и свои источники. Ее начало было положено в конструкторских дисциплинах: теории решений, сетевом планировании, эргономике, технической эстетике и др. Эти дисциплины построены как теории конструирования по схеме «человек – техника – цель». Другим источником является сама педагогика. Многие известные педагоги касались проблем педагогического проектирования. Так, А.С. Макаренко был убежденным сторонником проектирования в человеке всего лучшего, формирования сильной, богатой натуры[27]. В.А. Сухомлинский в понятие мастерство вкладывал умение выстраивать педагогический процесс. В.В. Краевский утверждает, что вся научная работа в области педагогики в известном смысле есть работа по обоснованию педагогических проектов. В.П. Беспалько обосновал компоненты педагогической технологии. В настоящее время под педагогическим проектированием понимается деятельность, осуществляемая в условиях образовательного процесса и направленная на обеспечение его эффективного функционирования и развития. Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая, коммуникативная и др. По данным исследования, на выполнение этой функции педагог профессионального обучения затрачивает около 28% своего рабочего времени[28]. Функции педагогического проектирования представлены на рисунке:
Педагогическое проектирование позволяет осуществлять педагогический процесс на основе современных технологий и тем самым повышать его эффективность. Благодаря проектированию образовательный процесс становится более технологичным. Овладение процессом проектирования помогает педагогу не только изменять устаревшие, но и создавать новые технологии. Педагогические проекты (особенно модели) являются эффективным средством научного познания педагогической деятельности путем сравнения идеальной модели с педагогической практикой. На основе проектирования можно дать научно обоснованный прогноз развития образовательного процесса в будущем. Проектирование является связующим звеном между педагогической теорией и практикой. Педагогическая теория является основой для педагогического проектирования. В то же время проекты позволяют совершенствовать педагогическую практику. Объекты педагогического проектирования Основные объекты педагогического проектирования по степени их сложности представлены на нижеследующем рисунке.
Кратко охарактеризуем эти объекты. Педагогические системы как объекты проектирования – это сложные образования, состоящие из разнокачественных компонентов: педагоги, обучающиеся, материально-технические предметы, процессы и др. По размерам выделяют следующие виды педагогических систем: - малые – подсистемы образовательного учреждения: учебная, воспитательная, методическая и др.; - средние – деятельность образовательного учреждения в целом; - большие – система образования города, района, области; - супербольшие – системы образования регионов, республик, стран. К особым системам относятся субъекты образовательного процесса. Ведущим звеном в педагогической системе является личность воспитанника. Педагогический процесс объединяет в единое целое цель, содержание, методы, формы, средства, которые способствуют развитию воспитанников и педагогов в их непосредственном взаимодействии. Педагогический процесс для педагогов является главным объектом проектирования. Педагогическая ситуация как объект проектирования существует в рамках педагогического процесса, является составной его частью, характеризующей его состояние в определенное время. Педситуации могут возникать случайно или специально, они проектируются с целью конкретизации педагогического процесса с учетом реальных условий. Педагогические технологии также являются объектом проектирования, в ходе которого определяется последовательность действий педагога с использованием определенных методов, форм и средств. Образовательно-пространственная среда тоже проектируется: создаются новые типы помещений, их оборудования и оформления, по-разному решается расположение учебных мест и т.д. Технология педагогического проектирования Проектирование педагогических систем, процессов и технологий – сложная и многоступенчатая деятельность. В.С. Безрукова выделяет следующие этапы педагогического проектирования[29]:
Педагогическое моделирование – это разработка модели, т.е. условного идеального образа проектированного объекта, который отражает существенные черты оригинала. Педагогические модели бывают описательными графическими, гипотетическими. В них отражаются педагогические цели, задачи, условия эффективности, структурные компоненты объекта, способы его функционирования. Следующий этап проектирования – это создание проекта. На этом этапе модель доводится до уровня ее использования для преобразования педагогической деятельности. Третий этап проектирования – это конструирование, которое еще более детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности. На этом этапе решаются в основном методические задачи. Основными принципами педагогического проектирования являются: - принцип личностных приоритетов, т.е. ориентация на личность воспитанника, учет его интересов, способностей и возможностей. В проекте должны быть реализованы такие общепедагогические принципы, как природоспособность и гуманность; - принцип саморазвития, который означает создание педагогических объектов динамичными, гибкими и способными к изменениям; - принцип реальности означает проектирование таких объектов, которые можно реально реализовывать на практике. В процессе проектирования педагог совершает определенные действия. Порядок этих действий приведен ниже[30].
Анализ объекта проектирования предполагает прежде всего рассмотрение его структур, состояние каждой из них в отдельности, а также связей между ними. В ходе анализа выясняются слабые стороны, недостатки объекта с точки зрения требований к нему. Выбор формы проектирования зависит от того, какой этап выбран, и какое количество этапов предстоит пройти. Любая форма проектирования должна быть целесообразной и соответствующей особенностям учащихся и педагогов, их возможностям. Теоретическое обеспечение проектирования – это поиск информации: а) об опыте деятельности подобных объектов в других местах; б) об опыте проектирования подобных объектов другими педагогами; в) о теоретических и эмпирических исследованиях влияния на человека педагогических систем и процессов и того или иного решения педситуаций. Методическое обеспечение проектирования включает создание инструментария проектирования: заготовление схем, образцов документов и т.д. В процессе проектирования следует добиваться достаточно полной материально-технической обеспеченности педагогических систем, процессов, ситуаций, концентрации их на главных направлениях деятельности, мобильного использования средств, их рационального сочетания, взаимозаменяемости, взаимодействия. Правовое обеспечение проектирования – это создание юридических основ или их учет при разработке деятельности учащихся и педагогов в рамках систем, процессов или ситуаций. Использование системообразующего фактора необходимо для создания целостного проекта, обеспечения взаимосвязи всех его составных частей. Установление связей и зависимостей компонентов является центральной процедурой проектирования. Связи построения затрагивают структуру, расположение частей, компонентов процесса. Составление документа, как правило, проводится с учетом соответствующего общепринятого алгоритма, т.е. перечня обязательных разделов и их структурного построения. Мысленное экспериментальное применение проекта – это проигрывание в уме созданного проекта, его самопроверка. Мысленно представляются все особенности его проявления на практике, особенности его влияния на участников, последствия этого влияния. Экспертная оценка – это проверка созданного проекта сторонними специалистами, а также людьми, заинтересованными в его реализации. С помощью сторонней экспертизы создается независимая характеристика проекта. Корректировка проекта совершается после экспериментирования и широкой экспертной оценки. Формы педагогического проектирования – это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие объектов проектирования. Основными формами педагогического проектирования являют
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|