Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дидактические средства профессионального обучения




Мнемосхема

 
 

 

 


 

Средства обучения: общая характеристика

Дидактическими средствами обучения служат предметы, являющиеся сенсомоторными стимулами, воздействующими на органы чувств учащихся, что способствует непосредственному и косвенному познанию мира. Средства обучения являются неотъемлемым компонентом технологии обучения, его информационно-предметным обеспечением.

Выделяют дидактические средства для преподавателя и для обучающихся. Первые представляют собой предметы, используемые преподавателем для более эффективной реализации целей образования. Вторые – это индивидуальные средства обучающихся.

В качестве основания для классификации дидактических средств чаще всего используется чувственная модальность. В связи с этим выделяют следующие категории средств:

1) учебники, учебные пособия и другие печатные текстовые средства;

2) простые визуальные средства – оригинальные предметы, модели, картины, таблицы, диаграммы, графики, муляжи, карты;

3) механические визуальные средства – диски, эпидиаскоп, микроскоп, телескоп;

4) аудиальные средства – проигрыватели, магнитофоны, радиоприемники;

5) аудиовизуальные средства – телевизоры, кино- и видеокамеры, видеомагнитофоны;

6) средства, автоматизирующие процессы обучения – тренажеры, компьютеры, лингафонное оборудование.

Первые две категории средств относятся к простым средствам, другие – к сложным.

Средства обучения проектируются с учетом общих законов дидактики, уровнем подготовленности обучаемого к восприятию учебной информации и специфики учебной дисциплины.

Учебник как текстовое средство обучения

Текстовые средства обучения являются важнейшими источниками знаний обучающихся. Учебные книги являются основными средством и орудием организации познавательной деятельности учащихся и студентов. При этом к учебной книге предъявляется ряд требований, соблюдение которых обеспечивает успешную организацию учебного процесса. Учебник должен содержать научные основы курса, согласованные с программой курса, он, как печатное средство, материализует содержание обучения в виде конкретного учебного материала. Учебник, помимо основного содержания предмета, содержит задания и упражнения на закрепление полученных знаний. В нем как в проекте учебного процесса реализуется содержательная и процессуальная стороны обучения в их органическом единстве.

Материал учебника должен соответствовать логике и структуре диалектического метода познания и самой сути научного исследования. Специфика учебных предметов, их различные функции требуют соответствующих различий как в построении содержания предмета, так и в средствах его передачи.

Главное требование к учебнику – целостность и обзорность содержания. Структурными элементами учебника являются разделы, главы, параграфы. Они служат важнейшими средствами для раскрытия предметной и логической структуры и являются необходимым условием целостности восприятия дисциплины.

Визуальные средства обучения

В качестве простых визуальных средств обучения выступают оригинальные предметы, модели, картины, диаграммы, графики, карты. Наиболее традиционно они называются наглядными средствами.

Наглядные пособия обычно классифицируются на две группы:

1) объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);

2) печатные пособия (картины, плакаты, портреты, графики, таблицы и т.п.)

При демонстрации и использовании визуальных средств должны быть обеспечены все условия. Желательно иметь наглядные пособия по всем темам курса. Недостаток наглядности ведет к снижению активности учащихся. Средства наглядности систематизируются по темам в специальной картотеке.

Наглядные пособия выполняют ряд функций:

- ознакомление с явлениями и процессами, которые трудно воспроизвести;

- ознакомление с внешним видом предмета;

- наглядное представление о сравнении или изменении характеристики явления или процесса;

- наглядное представление об устройстве предмета, принципе его действия и управления им;

- ознакомление с историей науки и перспективами ее развития;

- наглядное представление об эксплуатации, изготовлении и проектировании изделий.

Значительную роль в обучении играют коллекции и модели как демонстрационные средства.

Учебная коллекция – это набор предметов или веществ, подобранных по определенным признакам или характеристикам и служащих как для изучения нового материала, так и для повторения и самостоятельной работы. Коллекции широко используются в различных областях деятельности. Это могут быть коллекции по биологии (ботаника, зоология), коллекции тканей, солей, минералов, полезных ископаемых, красок, пород деревьев и др.

Коллекции могут быть демонстрационными, которые демонстрируются перед всеми учащимися (студентами) и сопровождают объяснение преподавателя, а могут быть раздаточными. Они используются для самостоятельной работы, хранятся в коробках и используются в качестве раздаточного материала.

В качестве наглядных средств обучения еще используются модели. Модели бывают трех типов:

1) модели для демонстрации принципов действия;

2) модели, изображающие устройство и схему действия;

3) модели, воспроизводящие внешний вид изделия или предмета.

Наибольшей эмоциональный и обучающий эффект производят модели первого типа и действующие схемы со светящимися индикаторами. Модели третьего типа предназначены для демонстрации крупногабаритных объектов в уменьшенном масштабе (здания, сооружения, машины и механизмы) или очень малых объектов (молекулы, клетки) в увеличенном виде.

По многим дисциплинам используются диаграммы. Диаграммы бывают сравнительными и линейными. Сравнительные диаграммы используются в виде прямоугольников, секторов или других геометрических фигур для сопоставления процессов или характеристик. Линейные диаграммы применяются для графического изображения функциональных зависимостей.

В качестве средств обучения используются и печатные раздаточные материалы. Это тиражированные и выдаваемые каждому учащемуся носители учебной информации одноразового или многоразового использования, предназначенные для эффективного решения определенных дидактических задач и повышения производительности труда всех участников учебно-воспитатель­ного процесса.

Используются раздаточные материалы для сообщения новых сведений, новой информации, закрепления и контроля знаний.

Печатные раздаточные материалы могут быть специально подготовлены в виде печатных оттисков или комплектов, а могут быть использованы учебники, учебные пособия, периодические и другие издания.

Печатные раздаточные материалы могут быть классифицированы по целевому назначению и дидактическому предназначению.


Классификация раздаточных материалов

 

Раздаточные материалы являются одним из основных средств интенсификации учебных занятий, достигаемой за счет экономии времени, необходимого для выполнения чертежей, иллюстраций на доске, и времени, необходимого для перечерчивания их в конспект.

Технические средства обучения

Механические визуальные средства, аудиальные и аудиовизуальные средства, средства, автоматизирующие процесс обучения, относятся к техническим средствам обучения. Это средства обучения – носители учебной информации, для проявления которой требуются специальные технические устройства (диа-, кино- и видеофильмы, компьютерные программы и т.д.).

К группе технических средств относятся различная проекционная и звукопроизводящая аппаратура (кинопроекторы, диапроекторы, графопроекторы, магнитофоны, видеомагнитофоны); средства, автоматизирующие процессы обучения (тренажеры, лингафонные устройства, электронно-вычислительная техника).

Данная классификация разрабатывалась с учетом того, что дает возможность выделить те классификационные признаки, которые могут выявиться с появлением новых ТСО. В настоящий момент на смену известным техническим средствам приходит техника нового поколения. Среди них компактные эпидиаскопы, проекторы, различная оргтехника (лазерные указки, маркеры, доски, цифровые фотокамеры).

Отдельно выделяют различного рода информационные среды, телекоммуникации (электронная почта, информационные ресурсы Internet, мультимедийные системы). Они создают определенную среду, в которой используются определенные педагогические технологии, происходит процесс познания, интеллектуального развития учащихся.

Электронные и электронно-звуковые средства обучения являются наиболее распространенными. Исходные требования проектирования подобных средств обучения обусловлены спецификой предмета, дисциплины и своеобразием природных качеств аудиовизуального пособия, проявляющихся в определенных учебных ситуациях.

Диапозитивы (слайды) способны охватывать широкий круг вопросов в зависимости от своеобразия изучаемого предмета. Изображения на диапозитиве лучше воспринимаются, поскольку этому способствует яркое освещение и большие размеры экрана. Они достаточно гибки в использовании, дают возможность изменять последовательность и производить неполный показ.

Диафильмы представляют собой статические экранные средства обучения, предусматривающие определенную последовательность кадров. Дидактические свойства диафильмов реализуются при создании различных вариантов диафильмов: доминантной, иллюстративной, проблемной, инструктивной функцией; путем фрагментарного построения, либо целостно.

Тренажеры составляют особую группу технических средств. Они позволяют повысить эффективность формирования у учащихся производственных навыков управления технологическими процессами, определения причин неисправности в технических объектах, выполнения и отработки сложных движений и т.д. Тренажеры незаменимы в тех случаях, когда не представляется возможным целостное рассмотрение изучаемого объекта, явления и процесса в реальных условиях.

Из всего многообразия технических средств обучения на основе использования современной электронной техники выделяют разработку и использования программных средств. Программные средства обучения подразделяют на проблемно-ориентировочные, объективно-ориентировочные, предметно-ориентировочные.

При разработке и использовании программного средства учебного назначения возникает необходимость в создании учебно-методических и инструктивных материалов, обеспечивающих их применение. В связи с этим возникает необходимость программно-методического обеспечения учебно-воспитатель-ного процесса.

Программно-методическое обеспечение включает в себя:

- программное средство учебного назначения;

- инструкцию для пользования программным средством;

- описание методики использования программного средства учебного назначения.

При разработке и использовании программных средств следует учитывать такие факторы, как:

- возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;

- высококачественные компьютерные программы;

- тактичное обращение к учащимся;

- возможность повторного обращения к программе;

- соблюдение эргономических требований к содержанию и оформлению программных средств;

- возможность быстрого возврата на исходные позиции.

Разработкой программных средств должен заниматься ряд специалистов: преподаватели, методисты, программисты, психологи, гигиенисты, дизайнеры.

В последние годы широко используются новые информационные технологии, в частности, компьютер, в целях обучения. Но следует учитывать, что новые информационные технологии следует рассматривать как элемент системы средств обучения.

Средства обучения, в том числе и функционирующие на базе новых информационных технологий, в совокупности с учебно-методическим материалом (учебниками, учебными пособиями), образуют целостность, представленную определенным составом и структурой – учебно-методический комплекс на базе новых информационных технологий.

Словарь основных понятий

Тренажер – это техническое средство обучения, позволяющее имитировать трудовые (производственные) условия в учебно-производственном процессе.

Программные средства обучения – это такие средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной степени реализуется психология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности.

Учебно-методический комплекс – это подсистема учебно-методичес-кого обеспечения, регламентирующая все виды учебной деятельности обучающихся и значительно облегчающая труд преподавателя, что способствует интенсификации обучения.

Модальность – одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика (цвет, запах, тембр и т.п.).

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте сущность, функции и объекты педагогического проектирования.

2. Какова технология педагогического проектирования?

3. Охарактеризуйте профессионально-образовательный процесс как целостную систему.

4. Какими ключевыми компетенциями должен обладать современный профессионал?

5. В чем сущность проектирования профессионально-педагогической деятельности и профессионально-педагогического взаимодействия?

6. Раскройте структуру и формы проектирования содержания профессионального образования.

7. Какие существуют методы профессионального обучения?

8. Покажите содержание форм теоретической и практической подготовки обучающихся в профессиональных учебных заведениях.

9. Охарактеризуйте формы контроля знаний.

10. Как осуществляется проектирование организационных форм профессионального обучения и воспитания?

11. Дайте общую характеристику дидактических средств профессионального образования.

12. Раскройте особенности тестовых, визуальных и технических средств профессионального обучения.

Литература для самостоятельной работы

1. Безрукова В.С. Педагогика. – Екатеринбург: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1993. – С.89-212.

2. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентировочного профессионального образования. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос.-пед. университета, 2002. – С. 72-122.

3. Профессиональная педагогика. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. – С.251-340.

4. Семушина Л.Р., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. – М.: Мастерство, 2001. – С. 68-189.

5. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 123-146.

6. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – С. 42-175; 280-302; 330-390.

7. Чернилевский Д.В., Моисеев В.Б. Инновационные технологии и дидактические средства современного профессионального образования. – М.: МГИЦ, 2002. – С. 35-110.


-

Сравнительная характеристика «методики» и «технологии» обучения

Приход технологии обучения на смену традиционной методике должен, безусловно, способствовать повышению эффективности учебного процесса. Однако проблема различения технологии обучения и методики обучения является до сих пор достаточно дискуссионной. Одни ученые считают технологию формой реализации методики, другие полагают, что понятие технологии шире, чем методика. Загвязинский В.И. предполагает следующее решение этой проблемы: «И технология, и методика обладает системностью (в их основе должна лежать система научных законосообразных положений), но идеальная технология обладает жесткостью определенной системой предписаний, гарантированно Глава 6. Теоретические основы
и технологии профессионального обучения

Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все начать сначала.

В.П. Беспалько

·Сущность, функции и принципы профессионального обучения · Понятие технологии
обучения · Модульное обучение в профессиональной школе ·Инновационные технологии
в профессиональном образовании ·Теория и методика стадийного профессионального
обучения ·Системы и периоды производственного обучения ·Технология дистанционного обучения ·Выбор технологии обучения ·Вопросы и задания для самоконтроля
·Литература для самостоятельной работы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...