Сущность, функции и принципы профессионального обучения
Мнемосхема
Сущность профессионального обучения Профессиональное обучение – это управляемый педагогический процесс познания определенной профессионально-трудовой области; организованный способ получения систематического профессионального образования. Процесс профессионального обучения включает в себя два взаимосвязанных компонента: профессионально-педагогическую деятельность педагогов и профессионально-познавательную деятельность обучающихся. Процесс профессионального учения
Профессионально-педагогическая деятельность и профессионально-поз-навательная деятельность должны осуществляться по единому алгоритму, включающему в себя следующие этапы: - анализ исходной ситуации, определение и постановка цели обучения; - планирование учебно-профессиональной деятельности, отбор содержания и средств достижения цели – предъявление новых фрагментов учебного материала разными способами; - осуществление обучающих операций по организации профессионально-познавательной деятельности обучающихся; - организация обратной связи, контроль и корректирование работы по усвоению содержания материала; - анализ и оценка результатов обучения. Профессионально-познавательная деятельность обучающихся представляет собой единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она включает в себя такие этапы: - анализ исходного уровня своей общеобразовательной и профессиональной подготовленности; - осознание и принятие цели и задач профессионального обучения; - планирование и организация своей учебной деятельности; - самоанализ и самоконтроль профессионально-познавательной деятельности;
- самоанализ, самооценка результатов. Профессионально-педагогическая деятельность педагогов является определяющим фактором успешности процесса профессионального обучения. Но в конечном итоге эта успешность зависит от активности самих обучающихся, их профессионально-познавательная деятельность является важным фактором процесса профессионального обучения. Взаимодействие в системе «преподавание-учение» следует рассматривать также с позиции методов и средств обучения. Процесс обучения не может быть эффективным без применения современных методов и дидактических средств. В свою очередь, методы, формы и средства обучения определяются содержанием образования и уровнем личностного и профессионального развития учащихся. Таким образом, процесс профессионального обучения – это целостное педагогическое явление. Все его компоненты тесно взаимосвязаны: цели обучения воплощены в содержании образования, которое определяет его методы, формы и средства. В реальной педагогической действительности процесс профессионального обучения носит циклический характер. Каждый дидактический цикл процесса профессионального обучения представляет собой функциональную систему, основанную на совместной деятельности всех субъектов профессионально-образовательного процесса. Обучение, будучи двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся (преподавание и учение), обеспечивает целостную педагогическую деятельность, так как педагог не только обучает, но развивает и воспитывает. То есть, процесс профессионального обучения призван осуществлять три взаимосвязанные функции – образовательную, воспитательную и развивающую. Содержание этих функций представлено в нижеследующей таблице.
Функции профессионального обучения»
Все эти основные функции педагогического процесса тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Формирование мировоззрения, развитие познавательных и созидательных сил и творческих способностей возможно только на основе усвоения знаний, умений и навыков. В то же время чем выше уровень воспитанности, тем эффективнее обучение, тем выше качество обученности.
Современный профессиональный труд сложен и многогранен. Для его успешного осуществления необходимы глубокие знания технологии, техники и способов ее применения, твердые практические навыки и умения, а также развитые интеллектуальные, волевые, физические и другие качества личности. Принципы профессионального обучения Теоретические основы профессионального обучения составляют принципы: гуманизации и демократизации профессионально-политехнической направленности; соответствия требованиям современного производства; соединения обучения с производительным трудом, связи теории с практикой; профессиональной мобильности, модульности, сознательности, активности и мотивированности; доступности и наглядности; прочности овладения компонентами профессиональной компетентности; целеустремленности, систематичности и последовательности обучения.
Содержание этих принципов представлено в таблице.
Являясь определяющими в организации и методике профессионального обучения, вышеуказанные принципы служат ориентиром для организации его целей и задач, способствуют правильной постановке процесса профессионального обучения, развития педагогического и методического мастерства обучающегося. На их основе обеспечивается сознательное, творческое отношение учащихся к учебной деятельности и достижение в ней высоких результатов; придается творческий и продуктивный характер процессу обучения; создаются оптимальные условия для обучения.
На основании изложенного можно выделить специфические особенности процесса профессионального обучения: - определенная ориентированность на получение конкретной профессии, определяющая мотивы учения с повышенным интересом обучающихся к специальным предметам и профессиональному обучению; - общая прикладная направленность образовательного процесса, определяющая ориентацию обучающихся на овладение умениями применять знания для решения практических задач; - преподаватели и мастера профессионального обучения являются учителями профессии, воспитателями и наставниками обучающихся, передаваемым мастерством они должны владеть в совершенстве; - особое значение в общем процессе подготовки квалифицированных кадров имеет производственное обучение как составная часть образовательного процесса, имеющая свои специфические, по сравнению с теоретическим обучением, цели и задачи, содержание, средства, методы и формы; - важным средством профессионального обучения является производительный труд, подчиненный решению образовательных задач; - специфической особенностью процесса профессионального обучения является сочетание обучения в специально организованных, в том числе смоделированных, условиях и в условиях производства. Словарь основных понятий Фасилитация (англ. fasility – благоприятные условия) – усиление доминантных реакций, действий в присутствии других людей.
Имманентный (лат. immanens – свойственный, присущий) – присущий природе самого предмета, явления; внутренний. Учебный цикл – совокупность определенных актов учебного процесса, итог последовательных этапов учения. Учение – систематическая и сознательная деятельность обучающихся по овладению знаниями, умениями и навыками, в ходе которой происходит развитие их познавательных сил и способностей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|