Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность, функции и принципы профессионального обучения




Мнемосхема

 

 

Сущность профессионального обучения

Профессиональное обучение – это управляемый педагогический процесс познания определенной профессионально-трудовой области; организованный способ получения систематического профессионального образования.

Процесс профессионального обучения включает в себя два взаимосвязанных компонента: профессионально-педагогическую деятельность педагогов и профессионально-познавательную деятельность обучающихся.

Процесс профессионального учения

 

Профессионально-педагогическая деятельность и профессионально-поз-навательная деятельность должны осуществляться по единому алгоритму, включающему в себя следующие этапы:

- анализ исходной ситуации, определение и постановка цели обучения;

- планирование учебно-профессиональной деятельности, отбор содержания и средств достижения цели – предъявление новых фрагментов учебного материала разными способами;

- осуществление обучающих операций по организации профессионально-познавательной деятельности обучающихся;

- организация обратной связи, контроль и корректирование работы по усвоению содержания материала;

- анализ и оценка результатов обучения.

Профессионально-познавательная деятельность обучающихся представляет собой единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она включает в себя такие этапы:

- анализ исходного уровня своей общеобразовательной и профессиональной подготовленности;

- осознание и принятие цели и задач профессионального обучения;

- планирование и организация своей учебной деятельности;

- самоанализ и самоконтроль профессионально-познавательной деятельности;

- самоанализ, самооценка результатов.

Профессионально-педагогическая деятельность педагогов является определяющим фактором успешности процесса профессионального обучения. Но в конечном итоге эта успешность зависит от активности самих обучающихся, их профессионально-познавательная деятельность является важным фактором процесса профессионального обучения.

Взаимодействие в системе «преподавание-учение» следует рассматривать также с позиции методов и средств обучения. Процесс обучения не может быть эффективным без применения современных методов и дидактических средств. В свою очередь, методы, формы и средства обучения определяются содержанием образования и уровнем личностного и профессионального развития учащихся.

Таким образом, процесс профессионального обучения – это целостное педагогическое явление. Все его компоненты тесно взаимосвязаны: цели обучения воплощены в содержании образования, которое определяет его методы, формы и средства.

В реальной педагогической действительности процесс профессионального обучения носит циклический характер. Каждый дидактический цикл процесса профессионального обучения представляет собой функциональную систему, основанную на совместной деятельности всех субъектов профессионально-образовательного процесса.

Обучение, будучи двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся (преподавание и учение), обеспечивает целостную педагогическую деятельность, так как педагог не только обучает, но развивает и воспитывает. То есть, процесс профессионального обучения призван осуществлять три взаимосвязанные функции – образовательную, воспитательную и развивающую. Содержание этих функций представлено в нижеследующей таблице.

 

Функции профессионального обучения»

Функции Содержание функции
Образовательная - формирование, профессионально-технических знаний, умений и навыков, повышение профессиональной компетентности; - формирование опыта квалифицированного выполнения профессиональной деятельности
Воспитательная - формирование профессиональной направленности личности учащихся: потребности в профессиональном труде, устойчивых положительных мотивов труда, склонности и интереса к профессиональной деятельности; - воспитание профессионально-важных качеств личности: самостоятельности, способности принимать решения, творческого подхода к любому делу, умения постоянно учиться, способности к сотрудничеству, социальной и профессиональной ответственности; - формирование компетентных технологий профессионального поведения
Развивающая - психическое развитие личности учащихся: их сенсомоторной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы; - профессиональное развитие личности: актуализация профессионально-психологического потенциала, формирование ключевых квалификаций, прогнозирование профессионального роста

Все эти основные функции педагогического процесса тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Формирование мировоззрения, развитие познавательных и созидательных сил и творческих способностей возможно только на основе усвоения знаний, умений и навыков. В то же время чем выше уровень воспитанности, тем эффективнее обучение, тем выше качество обученности.

Современный профессиональный труд сложен и многогранен. Для его успешного осуществления необходимы глубокие знания технологии, техники и способов ее применения, твердые практические навыки и умения, а также развитые интеллектуальные, волевые, физические и другие качества личности.

Принципы профессионального обучения

Теоретические основы профессионального обучения составляют принципы: гуманизации и демократизации профессионально-политехнической направленности; соответствия требованиям современного производства; соединения обучения с производительным трудом, связи теории с практикой; профессиональной мобильности, модульности, сознательности, активности и мотивированности; доступности и наглядности; прочности овладения компонентами профессиональной компетентности; целеустремленности, систематичности и последовательности обучения.

Содержание этих принципов представлено в таблице.

Принципы Их содержание
Гуманизация и демократизация обучения Ориентация на индивидуальную траекторию развития личности обучаемого, обращение к его субъективному опыту; развитие потребности в самоопределении, самореализации и саморазвитии; предоставление обучаемому права выбора форм обучения
Профессионально-политехническая направленность Овладение системой знаний о научных основах, отраслях современного производства и конкретной группы профессии
Соответствие требованиям современного производства Обучение на современном оборудовании, овладение современными технологиями, методами и способами профессиональной деятельности
Соединение обучения с производитель-ным трудом, связь теории с практикой Участие обучающихся в производительном труде по избранной специальности, обучение в контексте будущей профессиональной деятельности, обеспечение единства теоретического и практического обучения
Профессиональная мобильность Формирование ключевых компетенций (социальной, информационной, коммуникативной, когнитивной), постоянное обновление содержания профессионального обучения
Модульность Выявление и расположение в определенной последовательности элементов профессионального обучения, составление блочно-модульных учебных программ, изучение учебного материала по блокам-модулям
Сознательность, активность и мотивированность Сочетание традиционных и инновационных подходов, активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся как субъектов образовательного процесса, воспитание высоких мотивов учения, вооружение учащихся и студентов методами самостоятельной учебной работы
Доступность и наглядность Учет интересов, способностей и возможностей обучающихся, состояние их здоровья и самочувствия; проведение занятий на уровне доступной трудности; широкое использование дидактических средств в обучении
Прочность овладения компонентами профессиональной компетентности Опора на все виды памяти способы запоминания, обучение способам самообучения и самоконтроля знаний; использование метода повторения; проведение текущего и итогового контроля знаний
Целеустремленность, систематичность и последовательность Проектирование процесса профессионального обучения в соответствии государственным стандартами (учебные планы, программы, график учебного процесса, расписание и т.д.); проведение мониторинга личностного и профессионального развития обучающихся и эффективности образовательного процесса

Являясь определяющими в организации и методике профессионального обучения, вышеуказанные принципы служат ориентиром для организации его целей и задач, способствуют правильной постановке процесса профессионального обучения, развития педагогического и методического мастерства обучающегося. На их основе обеспечивается сознательное, творческое отношение учащихся к учебной деятельности и достижение в ней высоких результатов; придается творческий и продуктивный характер процессу обучения; создаются оптимальные условия для обучения.

На основании изложенного можно выделить специфические особенности процесса профессионального обучения:

- определенная ориентированность на получение конкретной профессии, определяющая мотивы учения с повышенным интересом обучающихся к специальным предметам и профессиональному обучению;

- общая прикладная направленность образовательного процесса, определяющая ориентацию обучающихся на овладение умениями применять знания для решения практических задач;

- преподаватели и мастера профессионального обучения являются учителями профессии, воспитателями и наставниками обучающихся, передаваемым мастерством они должны владеть в совершенстве;

- особое значение в общем процессе подготовки квалифицированных кадров имеет производственное обучение как составная часть образовательного процесса, имеющая свои специфические, по сравнению с теоретическим обучением, цели и задачи, содержание, средства, методы и формы;

- важным средством профессионального обучения является производительный труд, подчиненный решению образовательных задач;

- специфической особенностью процесса профессионального обучения является сочетание обучения в специально организованных, в том числе смоделированных, условиях и в условиях производства.

Словарь основных понятий

Фасилитация (англ. fasility – благоприятные условия) – усиление доминантных реакций, действий в присутствии других людей.

Имманентный (лат. immanens – свойственный, присущий) – присущий природе самого предмета, явления; внутренний.

Учебный цикл – совокупность определенных актов учебного процесса, итог последовательных этапов учения.

Учение – систематическая и сознательная деятельность обучающихся по овладению знаниями, умениями и навыками, в ходе которой происходит развитие их познавательных сил и способностей.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...