Сущность и характерные признаки педагогической технологии
В настоящее время ученые и педагоги-практики уделяют большое внимание совершенствованию технологий обучения. В науке появилось специальное направление и новая дисциплина – педагогическая технология. Сам термин «технология» задействованный из производственной сферы, конечно же, применяется в образовании условно, а сама педагогическая технология как разновидность технологии социальной не носит столь жесткого, заданного характера, как производственная технология и базируется на теории психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления. Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к середине 50-х годов XX в. и связывают его с реформированием американской и западноевропейской школы. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относят Дж. Кэррола, Б. Блума, Д. Брунера, Д. Хамбина, Г. Гейка, В. Коскарели. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражены в научных трудах Ю.К. Бабанского, С.Я. Батышева, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкого, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, И.А. Зимней, М.В. Кларина, А.А. Матюшкина, М.И. Махмутова, М.М. Левиной, Г.К. Селевко, В.А. Сластенина, А.С. Савельева, М.П. Сибирского, Н.Ф. Талызиной, Д.В. Чернилевского. В первоначальном смысле термин «педагогическая технология» означал использование в педагогических целях средств, порожденных революцией в области коммуникаций, таких как аудиовизуальные средства, телевидение, компьютеры и др. В новом и более широком смысле – это систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.
Педагогическая технология связана с системным подходом к образованию и обучению, охватывает все аспекты, элементы педагогической системы от постановки целей до проектирования всего дидактического процесса и проверки его эффективности. В образвоательной практике педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. Выделяются следующие характерные признаки таких технологий: - концептуальность: технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская, психолого-педагогическая позиция автора; - системность: технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата; - дидактическое целеобразование: наличие дидактических процедур, содержащих критерии, показатели и инструменты измерения результатов деятельности и обеспечивающих гарантированное достижение образовательных целей и эффективность процесса обучения; - инновационность: технология предусматривает взаимосвязанную деятельность обучающего и обучаемого на основе учебного сотрудничества, диалогического общения, интерактивных подходов к обучению; - оптимальность: оптимальная реализация человеческих и технических возможностей, достижение запланированных результатов в сжатые промежутки времени; - корректируемость: возможность оперативной обработки связи, последовательно ориентированной на четко определенные цели; - воспроизводимость и гарантированность результатов: элементы педагогической технологии должны с одной стороны, быть воспроизводимы любым педагогом, а с другой – гарантировать достижение планируемых результатов.
Функции, принципы и структурные компоненты Основные функции педагогических технологий: - гуманистическая и развивающая функция предусматривает реализацию образовательных целей процесса: создания комфортных психолого-педагогических условий для развития личности обучаемого, подготовленного к жизнедеятельности в условиях технологического общества; - методологическая функция выражает общую стратегическую направленность модели обучения и предполагает внедрение стратегии обучения в практику через систему процедур и операций; - функция проектирования и конструирования позволяющая запланировать образовательные ситуации, деятельности субъектов обучения, и со значительной степенью вероятности гарантировать желаемые результаты. К принципам педагогических технологий относят: - принцип целостности технологий, предусматривающий закономерности развития технологической системы: инновационость ее структуры при гармоническом взаимодействии всех ее составных элементов; - принцип вариативно-личностной организации обучения, т.е. адаптивность технологии к личностным особенностям учащихся, их типологическим и индивидуальным свойствам, оказывающим существенное влияние на учебную деятельность; - принцип фундаментализации и профессиональной направленности технологии, обеспечивающей формирование и развитие профессиональных умений и профессионально значимых качеств личности специалиста, соответствующего сегодняшним и перспективным требованиям; - принцип информационной поддержки технологичности обучения, ориентированный на применение в образовательном процессе педагогически оправданных средств информационной, компьютерной техники (персональных компьютеров, информационных банков данных и знаний, компьютерных экспертных систем и т.п.). Структурными компонентами педагогической технологии, как системной категории, являются: цели обучения; содержание обучения; средства педагогического взаимодействия, в том числе мотивация и средства; организация учебного процесса; субъекты процесса обучения; результат деятельности (в том числе уровень профессиональной подготовки).
Технологический подход к обучению предусматривает конструирование учебного процесса исходя из образовательных ориентиров, целей и содержания обучения. Особое внимание уделяется коррекции учебного процесса и диагностике качества обучения. В процессе технологического проектирования обучения последовательно расписываются задачи и способы решения на следующих уровнях: - концептуальном (концептуальные подходы); - собственно технологическом в виде принципов организации учебного процесса и средств обучения; - нормативном (инструкции обучения в виде определенного состава и структуры управления); - процедурном (осуществление процесса обучения). Технологический уровень обучения предусматривает следующие действия: - определение задач согласно концептуальной модели; - проектирование результативных характеристик, формируемых в процессе обучения; - анализ имеющихся средств обучения; - перевод педагогической теории в стратегию решения поставленных задач; - разработку алгоритма управления учебной деятельностью посредством составления обучающих программ; - выбор технологических процедур управления учебной деятельностью; - проектирование реагирование обучающихся и содержательного пооперационного состава их действий; - предвидение компенсационных и коррекционных средств управления в связи с индивидуальными результатами и неожиданными включениями посторонних влияний в педагогический процесс; - разработку диагностического аппарата, способного регистрировать состояние системы «педагог-учащийся», чтобы регулировать эффективность и согласованность действий обучающего и обучающихся; предусмотрение гибкости технологической системы, ее адаптивности, способности изменять прямое и косвенное воздействие на учащихся в зависимости от промежуточных результатов, обучение учащихся самоанализу своей деятельности и формирование профессиональной рефлексии педагога[35].ведущих к цели (это, например, система программированного обучения), т.е. инструментальностью. Методика же предусматривает разнообразие, вариативность способов реализации теоретических положений, а, следовательно, и не предполагает гарантированности достижения цели, т.е. даже идеальная методика не обладает высокой инструментальностью.
Идеальная технология и идеальная методика встречается редко, любая дидактическая (педагогическая) система в зависимости от уровня ее интрументальноти может быть ближе либо к технологии (высокий уровень инструментальности), либо к методике (низкий уровень инструментальности). Инструментальность образовательных технологий означает проработанность и алгоритмизацию конкретных действий, начиная с подготовки целей, определенность этапов, шагов, операций, ведущих к цели. Именно данное свойство обеспечивает воспроизводимость технологии гарантированность результата. Уровень развития инструментальности может служить признаком, на основе которого в дидактической системе, можно выявить степень ее приближения либо к технологии, либо к методике»[36]. Сравнительная характеристика сущности «методики» и «технологии» приведена в нижеследующей таблице (по М.П. Сибирской):
Любая современная технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики сочетания традиционных элементов прошлого и современных инновационных процессов в образовательных учреждениях. Ее источниками являются:
- отечественный и зарубежный опыт прошлого; - передовой педагогический опыт, в том числе и опыт учителей-новаторов; - идеи народной педагогики (этнопедагогика); - достижения педагогической, психологической и других наук; - социально-экономические преобразования в нашей стране и за рубежом; - новое педагогическое мышление. Словарь основных понятий Социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Кибернетика – наука о процессах управления в сложных динамических системах. Системный подход в образовании – метод научного познания, в основе которого лежит рассмотрение образования как системы. Оптимальность – достижение наилучшего результата в данных условиях при минимальных затратах времени и усилий участников. Адаптивность – приспособленность, способность образования к гибкой переориентации содержания, форм и методов обучения и воспитания в зависимости от конкретных условий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|