11. Методика работы с подростками.
Подростковый возраст представляет собой особый период психического развития, на протяжении которого происходят значительные качественные изменения, вызывающие необходимость перестройки всей системы отношений с окружающими и приводящие к возникновению нового уровня развития самосознания.
Стоит отметить, что подростковый возраст считается сравнительно молодым достижением человечества.
Подросток – юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12—14 до 15—17 лет).
Вопросами подросткового возраста за рубежом занимались:
• Ш. Бюлер,
• Э. Штерн,
• Э. Эриксон и др.
Среди отечественных психологов можно выделить классические работы Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович.
Подростковый возраст условно подразделяют на три подпериода:
• период подготовки (младший подростковый возраст),
• непосредственно переходной возраст,
• постпереходный или постпубертатный возраст (юношество)
Центральные проблемы:
§ отделение от родителей,
§ развитие устойчивого ощущения своего собственного «Я»,
§ развитие личной системы ценностей,
§ самоопределение,
§ формирование собственного мировоззрения и самосознания,
§ построение отношений внутри коллектива, признание сверстников.
В настоящее время существует множество направлений и методических приёмов психотерапии. Используются различные формы:
Ø арт-терапия,
Ø библиотерапия,
Ø музыкотерапия,
Ø танцтерапия,
Ø игротерапия,
Ø логотерапия,
Ø психодрама и др.
¢ Психоаналитеческая терапия
представляет собой процесс, направленный на реальные и непосредственные переживания клиента.
Целью психоаналитической терапии является, снятие симптомов и разрешение специфических проблем.
¢ Психосинтез
Автором психосинтеза является Роберто Ассаджиоли.
Психосинтез нацелен в первую очередь на развитие личности, а затем – на гармонизацию её отношений со своим «Я».
¢ Рациональная психотерапия
Основная цель данного терапии формирование новых убеждений, демонстрация логических ошибок, отказ от требований и жестоких иррациональных установок.
¢ Трансактный анализ
Представляет собой психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека, — как индивидуально, так и в составе групп. Здесь рассматриваются особенности и взаимодействие трёх состояний Я («Родитель» - «Ребёнок» - «Взрослый»). Автор Э. Берн.
¢ Логотерапия
это разговор с подростком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний.
¢ Музыкотерапия
использование в работе музыкальных произведений и музыкальных инструментов.
¢ Психогимнастика
Взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, мимике, пантомиме. Упражнения направлены на достижение двух целей:
o уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной дистанции участников группы,
o выработку умения выражать чувства и желания.
¢ Имаготерапия
использование в целях терапии игры образами. Подросток создает динамичный образ самого себя.
¢ Моритатерапия
метод, с помощью которого подросток ставится в ситуацию, когда необходимо произвести хорошее впечатление на окружающих.
Задачи учреждения культуры для подростков:
¢ повышение интеллектуального и культурного уровня подростков,
¢ содействие социализации личности, вхождению ребёнка в жизнь общества,
¢ формирование политической, нравственной и эстетической культуры,
¢ духовное и физическое развитие.
Методы воспитания:
¢
Убеждение
¢ Поощрение
¢ Принуждение
¢ Приучение
Методы - это способы воздействия на личность.
Основные направления воспитательной деятельности с подростками:
¢
образовательная деятельность
¢ воспитательная деятельность
¢ организационная самодеятельного творчества
¢ организация отдыха
• Классификация методов работы с подростками
(И. Н. Ерошенков)
¢ Этические беседы:
-коллективные
-индивидуальные
Цель: получить согласие участников с принципиально правильной точкой зрения по тому или иному вопросу нравственности или поступка, возбудить у подростков стремление поступать в соответствии с принципами морали.
¢ Лекции на этические темы
¢ Диспуты
¢ Клубный вечер
По технологии подразделяются на:
• - театрализованные
• - не театрализованные
• - вечера-рассказы
• - вечера-рапорты
• - вечера-портреты
• - ритуальные вечера
¢ Производственные экскурсии
¢ Вечера, недели и олимпиады по современным проблемам науки и техники
¢ Техническое творчество
- способствует расширению и углублению знаний подростков о содержании трудовой деятельности,
- знакомит с эволюцией технических идей, с организацией производства,
- формирует и развивает навыки технической культуры.
¢ Игры
¢ «Школа общения»
¢ Праздник
праздник и подготовка к нему удовлетворяют потребности подростков в игре, романтике. Праздник подытоживает важный этап общественно полезной деятельности коллектива, становится кульминационным событием в его жизни.
Глоссарий
Ø Подросток – юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12—14 до 15—17 лет).
Ø Методы - это способы воздействия на личность.
Ø Игра — вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающих те или иные области действительности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: