Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7. Воспитательная деятельность детских учреждений культуры.




1. 1. Воспитательная функция детских учреждений культуры
1. 2. Дети – лица, не достигшие совершеннолетия
Периоды детства
-младенческий — до 1 года,
-преддошкольный (ясельный) — от 1 года до 3 лет,
- дошкольный — от 3 до 7 лет,
-младший школьный — от 7 до 12 лет,
-средний школьный — от 12 до 14 лет,
-старший школьный — от 14 до 17 лет.

1. 3. Учреждения культуры работающие с детьми

- дома и дворцы культуры (секции, кружки, творческие студии)
- досуговые центры
- центры эстетического воспитания
- детские музыкальные студии
- детские музыкальные театральные студии
- вокально-музыкальные студии
- эстрадные студии
- разнообразные детские объединения (художественно-творческие, общественно-политические, научно-исследовательские, клубно-досуговые).

1. 4. Функции учреждений культуры
- образовательная
- воспитательная
- культуротворческая
- коммуникативная
- рекреативная

1. 5. Сущность воспитательной функции
1. 5. 1. Воспитание - Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.
По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

В то же время в современной педагогике даётся и более четкое определение: воспитание – развитие направленности личности как «верхнего этажа» её иерархической структуры (формы направленности: мировоззрение, убеждения, идеалы, стремления, интересы и т. д. )

В психологии воспитание рассматривается в первую очередь как деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определённых установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду

Воспитание осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности
Цели воспитания — ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий
Воспитание обеспечивает основной пласт формирования личности, отвечающий за адаптацию ребенка к общественной жизни, знание им основных норм поведения и общения
Наиболее известна классификация по направлениям воспитательной работы: умственное, нравственное, этическое, эстетическое, трудовое, физическое.
В учреждениях культуры в основном происходит именно эстетическое воспитание – один из базовых компонентов цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы – приобретение теоретических знаний и формирование
практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая – активного включения в эстетическую деятельность.
Задачи приобщения:
формирование эстетических знаний;
воспитание эстетической культуры;
овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;
формирование эстетического отношения к действительности;
развитие эстетических чувств;
приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты;
формирование эстетического идеала;
формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступках, внешнем виде,

Задачи включения в эстетическую деятельность предполагают активное участие каждого воспитанника в созидании прекрасного своими руками: практические занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в творческих объединениях, группах, студиях и т. п.
1. 5. 2 Воспитательная миссия учреждений дополнительного образования детей может быть выполнена, если:

— жизнедеятельность воспитательных объединений в учреждениях дополнительного образования детей обеспечивает встречу воспитанника со стилями жизни социальных групп;

— воспитательные объединения (учреждения дополнительного образования детей) находящиеся в непосредственном социальном окружении воспитанника включают полный набор социокультурных вариантов;
— воспитаннику учреждения дополнительного образования детей предоставляется возможность стать субъектом творчества собственной жизни на основе осознанного выбора стиля жизни определенной социокультурной общности.
1. 5. 3 Выполняя воспитательную функцию необходимо:
- соблюдать принцип дифференциации работы в зависимости от возраста
- принцип добровольности
Все проводимые учреждением работы, направленные на выполнение воспитательной функции должны быть ранжированы в зависимости от возраста аудитории и по сложности, и по цели деятельности, и по разнообразию деятельности
1. 6 Выводы
Таким образом одной из основных функций работы учреждений культуры с детьми, является функция воспитательная, сущность которой достигается через разнообразные виды организации деятелььности.

Воспитательный процесс в УК должен основываться на следующих критерих:
* Гуманность (уважение к личности и правам детей, признание личностного роста и гармоничного развития ребенка приоритетным направлением и главной целью воспитания).
* Экологичность (ориентация на максимально личностнообразные, ненасильственные и неманипулятивные, “экологически чистые” способы влияния, обеспечивающие безопасную для ребенка среду, его душевное и психическое здоровье и учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка).
* Демократичность воспитания (опора на демократические принципы и создание условий для осознанной и ответственной подготовки ребенка к жизни в гражданском обществе)
* Толерантность ( терпимость к образу жизни ребенка, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям)
Условия организациии воспит. Деятельности в КДУ:
* если КДУ представляет собой воспитательную систему гуманистической ориентации (принципиальный отказ от тоталитарных и авторитарных методов воздействия на детей, от упрощений в понимании детства)
* если в воспитательной деятельности присутствуют субъект-объектные и субъект-субъектные отношения;
* если воспитательная деятельность КДУ строится в логике постепенного и постоянного усложнения процесса развития ребенка: выстраивания воспитывающих ситуаций от простого к сложному;
* если воспитательная деятельность КДУ строится в логике постепенного и постоянного усложнения процесса развития ребенка: выстраивания воспитывающих ситуаций от простого к сложному;
* если в КДУ создано гуманистическое воспитательное пространство, живя в котором ребенок получает возможность освоения позитивных стандартов общения, проходит путь активного самопознания, самопроявления и саморазвития, приобретает опыт позитивного и успешного бытия;
* если отличительными особенностями деятельности педагогов является бескорыстие, постоянное и глубокое изучение ребенка, опора на положительное в ребенке, постепенное ослабление отрицательных черт его характера путем осторожного внесения корректив и развитие положительных качеств;
Основные направления воспитательной работы в КДУ: познавательная деятельность, творческая, рекреационная и воспитательная
* В КДУ воспитательная деятельность проводится по следующим направлениям: Творческое, эстетическое, патриотическое, спортивно-оздоровительное, историческое и др.
* Проводятся следующие формы работы: кружки, концерты, игровые программы, интеллектуальные программы, спортивные мероприятия, фестивали и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...