4. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности с детьми и подростками.
4. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности с детьми и подростками.
Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового.
Рекреа́ ция (лат. recreatio — восстановление) — комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомленного человека.
Реабилитационный центр – восстановительный центр, возвращающий повреждённый организм, его структуру и функции в желаемое исходное состояние. Реабилитационный центр возвращает человека к нормальной деятельности.
Арт-терапия - специализированная форма психотерапии, основанная на занятиях искусством и любой творческой деятельности с введением элементов психодиагностики и психокоррекции.
Музыкотерапия — это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний
Сказкотерапия - это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.
Основные направления культурно-воспитательной деятельности с детьми и подростками
Действуют традиционные органы образования и культуры
Молодежные общественные организации (политические: «Молодая Гвардия Единой России», «Союз коммунистической молодежи Российской Федерации», «Сталь» и др. ); неполитические: «Российский союз молодежи», «Студенческое самоуправление», «Юниорский союз Дорога»)
Создаются реабилитационные центры и клубы для «трудных» подростков
Созданы комитеты(департаменты) по делам молодежи
Воспитательная деятельность с детьми и подростками
Ведущие функции воспитательной деятельности:
Понимание ребенка;
Помощь и педагогическая поддержка;
Защита интересов ребенка;
Мягкое управление процессом развития личности ребенка;
Культурное влияние
Содержание воспитательной деятельности
Изучение ребенка;
Создание условий его самореализации, саморазвития и самовоспитания;
Организация активной творческой жизнедеятельности и педагогическое обеспечение комфортного самочувствия ребенка в детском сообществе
Решающее значение для свободного уверенного самочувствия детей в коллективе имеет здоровое общественное мнение, как регулятор внутриколлективных отношений
Творческая деятельность
Творчество позволяет ребенку преодолевать психологические проблемы, выражать свои эмоции и выстраивать гармоничные отношения с окружающими его людьми.
Формирует психические процессы:
· Абстрактное мышление
· Произвольную деятельность
· Внутренний план действий
· Самоконтроль, самооценку
· Например, проведение арт-терапии,
· сказкотерапии,
· музыкальной терапии.
· Рекреационная деятельность
Критерии рекреационной деятельности:
-
· Свобода выбора деятельности;
· -Осуществляется в свободное время;
· -Получение удовольствия от процесса;
· - Объясняется объективными потребностями в восстановлении психофизиологического баланса субъекта
·. Реализация основных элементов рекреационной деятельности способствует улучшению качества жизнедеятельности подростков.
2. Социальные модели рекреации могут быть различными, зависящими от условий, целей, возможностей, субъективных характеристик социума и субъектов.
3. Участие подростков в рекреации ограничено материальными, психофизическими, личностными и социальными факторами.
4. В современных условиях вследствие высокой заболеваемости подростков, увеличении учебных нагрузок, других неблагоприятных психологических воздействий, а также снижения рекреационных возможностей семьи и школы возникает потребность дополнительного целенаправленного включения подростков в рекреацию.
Антипин А. Задумайтесь, взрослые! // Клуб. - 2000. - №1. - С. 11-12.
Гурова Р. Кто они - завтрашние граждане России? // Народная газета. - 1999. -№9. - С. 4.
Демченко А. Возможности российского досуга // Клуб. – М., 1996. № 7. -С. 10-13.
Ерошенков И. Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков. – М.: Владос, 2004.
Клубоведение: Учебное пособие / Под ред. Ковшарова В. А. -М.: Просвещение, 1972. -С. 29-46.
Клюско Е. М. Центры досуга: содержание и формы деятельности // Центры досуга. – М.: НИИ культуры, 1987. -С. 31-33.
Шкурин В. Н. Молодежь: Свободное время и клуб: Методическое пособие. - М.: ВНМЦ НТ и КПР МК СССР, 1987. - 93 с.
5. Образование, дополнительное образование и внешкольная работа с детьми и подростками за рубежом.
6. Образовательная деятельность детских учреждений культуры.
Образовательная функция – включают в себя функции обучения, воспитания и развития детей.
Обучение - это процесс удовлетворения детьми их различных образовательных потребностей в форме особого рода интеллектуальных, психолого-педагогических услуг, позволяющих ребенку осваивать, углублять и развивать знания, которые он получает в общеобразовательной школе, услуг, предоставляющих возможность изучать отрасли знаний, или тех, которые не находят применения в школе или других образовательных учреждениях. В современных учреждениях дополнительного образования детей обучение ведется по самым разным предметам, в соответствии с реализуемыми направленностями.
К обучающим функциям также относится функция допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки, которая организуется в разных вариантах.
Развитие - процесс качественного изменения личности, предполагающий изменение ее сущностных сфер: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, экзистенциальной, предметно-практической и сферы саморегуляции (О. С. Гребенюк).
Направления работы в образовательном процессе детских УК:
1. Интеллектуальное развитие: Развитие мышления, ума, познавательных процессов, в том числе сообразительности, гибкости, самостоятельности, критичности ума, а также предметных и специальных знаний, умений и навыков
2. Эмоциональное развитие: Формирование эмоционального отношения ребенка к предмету творчества, умения понимать эмоциональные состояния и управлять своими эмоциями и чувствами
3. Мотивационное развитие: Развитие потребностей, мотивов и целей ребенка, в том числе мотивов учения, мотивов к познанию и творчеству, побуждающих детей к овладению способами познания, творчества, активности в творческой и учебной деятельности
4. Волевое развитие: Развитие инициативы, настойчивости, умения преодолевать трудности, владеть собой, действовать самостоятельно и других качеств личности
5. Развитие предметно-практических сфер: Развитие специальных способностей детей – музыкальных, художественных, лидерских, исследовательских и др. и умения применять их в жизни
6. Развитие экзистенциальной сферы детей: Развитие способностей ребенка управлять своими физическими и психическими состояниями, умений держать их на должном уровне, гармонии чувств и поступков, слова и дела и других умений, позволяющих формировать собственную «Я-концепцию».
7. Сфера саморегуляции: Развитие активного внимания, моторно-слуховой памяти, наблюдательности, умения концентрироваться, а также формирование навыков анализа жизненных ситуаций, обучение навыкам
Воспользуйтесь поиском по сайту: