Проект: «Что такое счастье?» глазами трудных подростков. Работа с трудными подростками
Примеры
Проект: «Что такое счастье? » глазами трудных подростков. Работа с трудными подростками
В сентябре 2011 года команда «Криминон СНГ» провела серию лекций для трудных подростков в г. Кинешма, Ивановская обл.
На вопрос «вспомните момент, когда вы были счастливы» дети затруднялись ответить, т. к. многие из них не получают должного внимания от своих родителей и общества в целом. Говорили, что счастливых моментов у них в жизни нет. Но грамотная работа и общение супервайзеров проекта помогли ребятам увидеть в жизни позитивные моменты.
Работа МВД с «трудными» подростками
Полицейскими Пермского края ведется постоянная профилактическая работа с подростками, входящими в группу риска.
Так, полицейские Частинского района Пермского края организовали для подростков, состоящих на учете, экскурсию в центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей. Там им рассказали об ответственности, которая предусмотрена за совершение преступлений и правонарушений. После этого подростки отправились в зональный центр кинологической службы.
Мальчишки смогли увидеть тренировочные моменты работы со служебными собаками, как проводят задержания преступников. Дети научились правильно вести себя с незнакомыми собаками и узнали секреты тренировок четвероногих друзей. Много эмоций у подростков вызвало посещение питомника – территории, где содержатся щенки – будущие образцовые собаки.
13. Методика реабилитационной работы с детьми с ограниченными возможностями.
Реабилитация(от лат. re — «возвращение», halibis — «способность» — восстановление физиологического процесса) — это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных вследствие заболевания или травмы функций, либо, если это нереально — оптимальная реализация физического, психического и социального потенциала инвалида, наиболее адекватная интеграция его в обществе.
Под социально-культурной реабилитацией человека с ограниченными возможностями подразумевается адресная, личностная помощь средствами культуры и искусства, поддержка этому человеку, совместное выявление с ним его собственных духовных целей, интересов и потребностей, путей и способов преодоления препятствий. Поиск и мобилизация всех имеющихся у самого человека резервов и возможностей, которые, в конечном счете, помогут ему интегрироваться и нормально функционировать в окружающей социально-культурной среде, обучении, общении, творчестве.
Человек с ограниченными возможностями здоровья - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты.
Учреждение культуры, работающее с людьми с ограниченными возможностями здоровья - это такой вид организации, который позволяет сконцентрировать в одном месте большое количество материалов, методов и специалистов для решения конкретных проблем человека.
Технология социокультурной реабилитации – этокомплекс организационных мер и приемов, направленных на процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, которые присущи обществу, и позволяющие функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.
Социальная недостаточность или «дезадаптация», подразумевается нарушение или существенное ограничение у человека свойственной ему привычной жизнедеятельности вследствие преклонного возраста, врожденной или приобретенной инвалидности, болезней, травм или расстройств, в результате чего оказываются утраченными привычные контакты со средой обитания, соответствующие возрасту жизненные функции и роли. Производным от него понятием является социально-культурная недостаточность, которая связана с частичной либо полной неспособностью выполнять социально- культурные функции, считающиеся нормальными для лиц данного возраста, пола и ряда других социально- демографических характеристик.
Социальная реабилитация инвалидов – это система и процесс восстановления способностей человека к самостоятельной деятельности во всех сферах общественной жизни.
Социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне организованный процесс.
В учебном пособии Киселевой и Красильникова мы можем встретить такое определение социально-культурной реабилитации, как поддержки лиц с ограниченными возможностями (детей и взрослых – инвалидов, пожилых людей и других) - это комплекс мероприятий и процесс, имеющий целью помочь этим группам населения достигнуть и поддержать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, необходимый уровень культурной компетенции и удовлетворения культурно – досуговых потребностей, что обеспечивает им возможности для позитивных изменений за счет расширения рамок их независимого образа жизни и наиболее полной интеграции в окружающую среду.
Предложено выделить 6 основных категорий для оценки характера ограничения жизнедеятельности:
• Снижение способности адекватно вести себя;
• Снижение способности общаться с окружающими;
• Снижение способности двигаться (передвигаться);
• Снижение способности действовать руками;
• Снижение способности владеть телом при решении некоторых бытовых задач;
• Снижение способности ухаживать за собой.
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями).
Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов.
Институты, работающие с детьми с ограниченными возможностями
• Организации, учреждения, социальные институты общества (Министерство здравоохранения и социального развития, ДК «ВОС» в г. Перми);
• Общественные, благотворительные и другие организации и учреждения (Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»);
• Люди, занимающиеся практической социальной и социокультурной работой профессионально или на общественных началах;
• Преподаватели, а также те, кто способствует закреплению знаний, навыков, умений;
• Исследователи социально – культурной работы.
Социальная реабилитация
Цель социальной реабилитации - наиболее полное развитие у ребенка с ограниченными возможностями духовных и физических сил посредством использования его сохранных функций, возникающих потребностей и интересов, его собственной активности и создания соответствующих внешних и внутренних условий, в которых они могут наиболее активно проявляться.
На сегодняшний день эффективным способом работы с детьми с ограниченными возможностями является подраздел социальной реабилитации – социокультурная реабилитация. О которой мы поговорим более подробно.
Различают следующие виды реабилитации:
Медицинская реабилитация - курс лечебных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья его организма ( лечебная гимнастика, прием медикаментов, постреабилитация).
Психологическая реабилитация - развитие и коррекция индивидуально психологических особенностей личности ( психологическое тестирование, беседы, диагностика).
Педагогическая реабилитация - комплекс мероприятий воспитательного характера в отношении детей, направленных на то, чтобы ребёнок овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил школьное образование ( дистанционное обучение, обучение на дому).
Профессиональная реабилитация - обучение инвалида доступным видам труда, предоставление необходимых индивидуальных технических приспособлений, помощь трудоустройстве ( обучение парикмахерскому делу, шитью).
Бытовая реабилитация - получение необходимых протезов, личных средств передвижения дома и на улице, других приспособлений, позволяющих индивиду стать достаточно самостоятельным в быту (в Перми есть цех по производству протезов).
Спортивная и творческая реабилитация - укрепляется физическое и психическое здоровье ( ДК «ВОС» - отдел по спортивной и социокультурной реабилитации).
Социальная реабилитация -меры по социальной поддержке, т. е. выплаты родителям пособий и пенсий, надбавок по уходу за ребёнком, предоставление льгот.
Основными принципами социокультурной реабилитации являются:
индивидуализация, адресность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность и целостность, своевременная коррекция дефекта с учетом изменения психосоматического состояния инвалида,
условий осуществления реабилитационных мероприятий
К основным функциям социокультурной реабилитации относятся:
жизнеобеспечение - включенность людей с трудной жизненной ситуации в различные виды социальной (коллективной) и индивидуальной культурной деятельности;
социализация - освоение людьми знаний, навыков, стереотипов, обеспечивающих их полноправное участие в общественных видах социокультурной деятельностьи;
коммуникация -средство социального взаимодействия и информационного обмена в социально нуждающихся средах;
рекреация -процесс восстановления жизненных сил и здоровья категорий населения с ограниченной жизнедеятельностью и социальной недостаточностью.
К основным задачам социокультурной реабилитации относятся:
содействие всестороннему развитию творческих способностей людей в трудной жизненной ситуации;
повышение культурного уровня и образования;
обеспечение организации досуга и неформального общения;
организация самодеятельного художественного творчества и культурного обслуживания.
Главное назначение социальных технологий - регулирование социальных процессов в различных областях с помощью специфических средств.
Различают следующие формы реабилитации, взаимосвязанные между собой. Медицинская реабилитация. Она направлена на восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции или на возможное замедление заболевания. В ходе медицинской реабилитации ребенок проходит курс лечебных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, восстановление и развитие физиологических функций, нарушенных болезнью, на выявление и активизацию компенсаторных возможностей его организма с целью обеспечения в дальнейшем условии для возвращения к активной самостоятельной жизни [5]. Психологическая реабилитация. Это воздействие на психическою сферу инвалида, направленное на развитие и коррекция индивидуально психологических особенностей личности. Психологическая реабилитация лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями предполагает проведение комплекса психодинамических мероприятии, ориентированных на коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций и состояний. Возвращение к психическому здоровью в процесс психической реабилитации предусматривает устранение нежелательных установок, неуверенности в своих силах, чувства тревоги и страхи. Процесс психической реабилитации требует создания специальных условии, содействующих сохранению положительною эффекта лечения (досуг, общение, диспансеризация) [4]. Педагогическая реабилитация. Под этим понимается комплекс мероприятий воспитательного характера в отношении детей, направленных на то, чтобы ребёнок овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил школьное образование. Важно выработать у ребёнка психологическую уверенность в собственной полноценности, и сформировать правильную профессиональную ориентацию. В процессе педагогической реабилитации с помощью системы методов и приёмов обучения, воспитания и развития решаются вопросы восстановления, коррекции и компенсации нарушенных функций в процессе образования (как общего, так и специального). Кроме того, в целом процессе ребёнок усваивает основы научных знаний и вырабатывает соответствующие навыки и умения, постигает опыт человеческих отношений и жизни в обществе; бытовых (культура внутрисемейных отношений); деловых (культура профессиональных отношений); правовых и политических стереотипах поведения [5].
Бытовая реабилитация. Она обеспечивает получение необходимых протезов, личных средств передвижения дома и на улице, других приспособлений, позволяющих индивиду стать достаточно самостоятельным в быту [7].
Спортивная и творческая реабилитация. Данные формы активно стали разрабатываться в последнее время, и следует отметить большую эффективность. С помощью спортивных мероприятий, а также восприятия художественных произведений, активного участия в художественной деятельности у детей укрепляется физическое и психическое здоровье, исчезает депрессия, ощущение своей неполноценности. Кроме того, совместное с детьми - инвалидами участие в спортивно - реабилитационных мероприятиях позволяет их здоровым сверстникам преодолеть психологические барьеры, предубеждение по отношению к людям с ограниченными возможностями [8].
Социальная реабилитация. Она включает в себя и меры по социальной поддержке, т. е. выплаты родителям пособий и пенсий, надбавок по уходу за ребёнком, оказание натуральной помощи, предоставление льгот, обеспечение специальными техническими средствами, протезирование [2].
Цель социальной реабилитации - наиболее полное развитие у ребенка с ограниченными возможностями духовных и физических сил посредством использования его сохранных функций, возникающих потребностей и интересов, его собственной активности и создания соответствующих внешних и внутренних условий, в которых они могут наиболее активно проявляться. При этом важно, чтобы в процессе социальной реабилитации ребёнка, подростка или юноши с отклонениями в развитии произошли изменения в восприятии своего собс
Цель социальной реабилитации - наиболее полное развитие у ребенка с ограниченными возможностями духовных и физических сил посредством использования его сохранных функций, возникающих потребностей и интересов, его собственной активности и создания соответствующих внешних и внутренних условий, в которых они могут наиболее активно проявляться. При этом важно, чтобы в процессе социальной реабилитации ребёнка, подростка или юноши с отклонениями в развитии произошли изменения в восприятии своего собственного «Я» и окружающей действительности, научились быть равными с так называемыми здоровыми людьми и у них сформировались качества, противодействующие травмирующим воздействиям и способствующие успешному выполнению жизненных планов [2].
Чтобы реализовать названные задачи специалист по социальной реабилитации должен владеть средствами и методами воздействия на ребёнка.
К средствам реабилитационного воздействия относятся различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и т. д. ), психологическим помощи (психолого-профилактическая и просветительская работа, психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия, специальной помощи (игротерапия, арттерапия или терапия искусством музыкотерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, проективный рисунок, сочинение историй, сказкотерапия, куклотерания. материальной и духовной культуры, технические приспособления, оборудование, необходимые для ребёнка с ограниченными возможностями, литература, произведения искусства, аудиовизуальные технические средства, средства массовой информации и др. )
Процесс социальной реабилитации протекает только в деятельности. Она обеспечивает познание ребёнком окружающего мира, порождает новые потребности, стимулирует возникновение у детей чувств, активизирую нолю, является важнейшим источником овладения опытом межличностных отношений и поведения. Основными видами деятельности ребенка и подростка, в которых они наиболее полно развиваются, являются игра, учение и труд.
Игра -- это форма деятельности в условных ситуациях, в которой воспроизводятся типичные действия и взаимодействия людей. Она лечит ребёнка является формой реализации активности и сферой жизнедеятельности, где он получает удовольствие. Воссоздаваемые в процессе реальные и воображаемые предметы, образы, игрушки помогаю ребенку познать окружающий мир, приучают его к целенаправленной деятельности, способствуют развитию мышления, памяти, речи, эмоций. Особое значение для развития ребёнка имеет ролевая игра. Распределяя роли в игре, и. общаясь, друг с другом, в соответствии с принятыми ролями (врач больном и т. д. ), дети осваивают социальное поведение, учатся взаимодействовать между собой. На следующем этапе - игре по правилам - эти черты поведения получают своё дальнейшее развитие [12].
Учение - это форма деятельности, в которой действия человека управляются сознательной целью освоения определённых знаний, навыков, умений. В ходе учебной деятельности ребёнок не только овладение г опытом предшествующих поколений, но и учится управлять своими психическим. » процессами, у него вырабатываются умения выбирать, и направлять свои действия и операции, навыки и опыт в соответствии с решаемой задачей. Учение подготавливает человека к трудовой деятельности [14].
Трудовая деятельность -- это форма деятельности, направленная на производство определённых общественно- полезных продуктов (ценностей/, удовлетворяющих материальные и духовные потребности человека.
Разновидностями труда в детском и подростковом возрасте выступает бытовой труд, труд в мастерских, труд по самообслуживанию и др.
В практике социальной реабилитации постоянно возникаю ситуация, когда ребёнок или подросток не может самостоятельно справиться с проблемами, возникающими на жизненном пути, и ему необходима соответствующая помощь. В зависимости от возраста, состояния здоровья и особенностей жизненной ситуации такая помощь может быть ока яти специалистом по социальной реабилитации, психологом или психотерапевтом, а при наличии психопатологии - врачом - психиатром [10].
Наряду с рассмотренными видами помощи в практике социальной реабилитации широкое применение находят специальные виды помощи и, прежде всего, игротерапия и арттерапия (терапия искусством). Игротерапия - метод коррекционного воздействия на детей с использованием игры, Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается; благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра снимает напряжённость, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, расширяе способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребёнку действий с предметами[16].
Применение игротерапии полезно при социальном инфантилизме, замкнутости, необщительности, сверхконфортности и сверхпослушании, при нарушении поведения и наличии вредных привычек и др.
Арттерапия -- терапия искусством. Основная её цель состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителей психоанализа важнейшей техникой арттерапевтического воздействия является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примерить их между собой посредством аффективного взаимодействия, С точки зрения представителей гуманистического направления, коррекционные возможности арттерапии связаны с представлением ребёнку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, в утверждении и познании своего «Я».
К основным видам арттерапии относятся: рисуночная терапии, музыкотерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, сочинение истории, сказкотерапия, куклотерапия.
Рисование - творческий акт, позволяющий ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды.
Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средств коррекции (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование). Музыкотерапия активно используется и в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.
Библиотерапия специальное коррекционное воздействие на ребенка с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу.
Танцевальная терапия применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения, межличностного взаимодействия. Цель танцевальной терапии развитие осознания собственного тела, создание позитивного образа тела, развитие навыков общения. Танцевальная терапия используется в основном в групповой работе. Она побуждает к свободе и выразительности движения, развивает подвижность, укрепляет силу, как на физическом, так и на психическом уровне.
Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Тексты сказок вызывают у детей интенсивный эмоциональный резонанс, что помогает создать в сложной эмоциональной обстановке эффективную ситуацию общения.
Куклотерапия как метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Куклотерапия широко используется для улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также для работы с детьми, перенесшими эмоциональную травму
Воспользуйтесь поиском по сайту: