Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мотивационная сфера. . Я - концепция.




МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА.

Мотивы. От 2 - 6 лет бурное развитие мотивационной сферы. Два направления развития: 1) появление новых мотивов (новых компонентов сферы); 2) изменения взаимодействий. Аморфный характер мотивационной сферы - потребности ребёнкасменяют друг - друга в случайном порядке. Характер потребностей зависит отокружающих. С трёх лет начинает формироваться иерархия мотивов - соподчинение. Леонтьев отмечал, что формирование соподчинения идёт в двух направлениях: I.               Формирование самого механизма соподчинения; II.            Усвоение новых более высоких мотивов деятельности. К четырём годам достаточно устойчивая иерархия мотивов. Появлениедоминистической установки (эгоистическая, альтруистическая и др. ), то есть кчетырём годам формирование индивидуальной мотивационной сферы. Потребности. Потребность в общении. Кардинально меняется общение со взрослыми. Взрослыйстановится партнёром по общению. Три года - рубеж, когда нужно устанавливать сребёнком партнёрские отношения. После трёх лет ребёнок начинает “ видеть”своего сверстника - важно для ребёнка детское сообщество. Найти место средисверстников. Дифференцированные отношения возникает детская субкультура, симпатии, антипатии. Становятся важны коммуникативные способности ребёнка (идутиз семьи). Важная мотивация - мотивация достижения (формирование от 2 - 6 лет). Маркклеланд: мотивация достижения формируется из растущих ожиданий (экспектация). Когда ребёнок только начинает, деятельность у него ещё нет ожиданий. Но еслибыл успех - ожидает далее успех, если неудача - неудачи. Если у ребёнка сформировалось ожидание успеха - деятельность теряет новизну ипропадает стимул. Давать задачу более высокого уровня сложности. Поэтому важноправильно оценивать ребёнка. Хекхаузен, говоря о развитии мотивации достижения, выделяет этапы: 1) от 2, 5 - 3, 5 лет - ребёнок проявляет способность связывать своидостижения с собственными возможностями; 2) 3 - 4 года - ребёнок способен различать трудность задачи и своивозможности. Выделяют в первую очередь трудные задачи. Ещё не связывают трудность задачи ипривлекательность успеха. Одно из условий формирования мотива достижения - способность правильнооценивать свои возможности. Формируется уровень притязаний. Трёхлетний ребёнок часто отказывается от помощи взрослого. Сюжетно - ролеваяигра влияет на формирование мотива достижения. Родители - влияют на мотивацию. Феномен “ горькой конфеты” - ребёнок дошкольного периода выделяет заслуженнуюпохвалу или незаслуженную (нравственный аспект). Эксперимент: на столе предметнадо достать без помощи (но достать без дополнительной помощи невозможно). Ребёнок достаёт при помощи, входит экспериментатор - молодец! В ответ ребёнокплачет?!       

Я - КОНЦЕПЦИЯ.

Согласно Эриксону вторая стадия развития Я - концепции длится с 1, 5 - 3 лет. В этот период ребёнок осознаёт своё индивидуальное начало - активно действующеесущество. От 1, 5 - 3 - 4 лет - активный период овладения ходьбой, речью, манипулятивнойдеятельностью. Важно, как взрослые реагируют на успехи и неуспехи ребёнка. Необходимаподдержка взрослого. Формируется ли автономия ребёнка? Зарождаются сомнения всвоих способностях, если родители не поощряют - застенчивость. Около четырёх лет зарождается, образ “ идеального Я”, - каким бы я мог статьчеловеком. Важный показатель использование местоимения “ я” - около трёх лет начинается индикатор - отношение ребёнка к собственному имени (может нравиться или ненравиться). Непонятен механизм себя и имени. Бернс: когда ребёнок усваивает своё имя - это индикатор отличия себя от других. Важно, как обращаются родители к ребёнку - закладывают отношения ребёнка ксамому себе либо поддерживают положительные или отрицательные Я - концепции. Крайг - важно, чтобы отношение родителей к ребёнку, былосогласованным, возникает фрагментация личности, смешение ролей. Половая принадлежность - по внешним признакам. Родители - жёсткая половая дифференциация ребёнка с самого роддома. Дальнейшая половая дифференциация во многом связана с играми. Есть теория, что половые различия - следствие научения. Важно даже, в какие куклы играют девочки - в пупсы или в Барби. Важное место формирование самооценки - это новообразование дошкольного возраста. Источник - как родители, так и индивидуальный опыт. Индивидуальный опыт - знания очень конкретные, и не играетособой роли в формировании самосознания. Оценка взрослого - оценивает и индивидуальный опыт. Эмоциональная окраска самооценки. Так как самооценка имеет когнитивныйкомпонент, который недоступен для ребёнка возникает необходимость взрослымразъяснять, что плохо и хорошо. Адекватность самооценки - следствие адекватности оценки родителями. Влияние сверстников на развитие самооценки дошкольника незначительно. Заниженная оценка родителей - отрицательная Я - концепция, - неуверенность. Завышенная оценка - двоякое влияние: а) искажает представления ребёнка о себе, преувеличивает свои возможности; б) мобилизует силы ребёнка, формирование уверенности в себе.     
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...