Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

22 вопрос. Когнитивные особенности. . Аффективная сфера.




22 вопрос

КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.

Ощущения - развитие различительной чувствительности. Восприятие - его развитие вступает в новую фазу (около 3 годажизни). На его развитие влияет игровая и конструктивная деятельность. У детейформируются сложные виды зрительного анализа и синтеза (ребёнок может мысленнорасчленить объект на части). В период от 3 - 6 лет Венер выделяет три этапа формирования перцептивныхдействий: 1) связан с формированием материальных практических действий спредметами. Отражает характеристики предмета, определяет операциипсихической деятельности. Создаётся представление о предметах материальногомира; 2) сенсорные действия - для создания образа не обязательно ощупывание; 3) перцептивные действия свёртываются. Детское восприятие обладает рядом особенностей: I.               Большое количество ошибок при оценке пространственныхсвойств предмета; II.            Восприятие времени - большие трудности (т. к. маловременного опыта). III.         При восприятии изображения предмета делают ошибки. Память. Сперва развивается непроизвольная, затем произвольная память. В первуюочередь запоминается то, что вызывает интерес. Память - наглядно - образная. Детские воспоминания в основном носят образный характер - картинки. Существенное изменение латентного периода (1 год) - помнит, что было год назад. Улучшение памяти связано с развитием мозга, появлением речи, воздействиемвзрослых (учат). Сначала произвольное запоминание за счёт повторения. Феномен амнезии детства. З. Фрейд - человек не помнит события первых трёх - четырёх лет жизни. Детская амнезия обусловлена подавлением сексуальных и агрессивных ощущений, испытываемых к родителям. Скорее всего, она связана со способом организации опыта, т. к. у маленькогоребёнка не развита речь, и свой опыт он не структурирует. Эмоции связывает ссобытиями. Внимание. Речь. Впервые 2 - 3 г. преобладает непроизвольное внимание. 5 - 6 лет - более произвольный характер развития вследствие игр иконструктивной деятельности. На этот период приходится третий этап формированияречи: период развития языка ребёнка в процессе речевой практики. Развитие речи в процессе общения - на данном этапе речь отвлечена отконкретной ситуации. Если до двух лет в развитии речи доминирует мышление. С 4 - 5 лет - речь ведёт за собой мышление. В 2 года у ребёнка словарный запас 250 - 300 слов. В 3 - 4 года не только увеличение словаря, но и согласование (падежи, синтаксис). На третьем этапе формирования речи ещё три стадии: a) стадия практического обобщения языковых форм; b) стадия, связанная с формированием логического мышления; c) начало изучения языка. Стадия практического обобщения языковых форм (от 2, 5 - 4, 5 лет). Ребёнок ещё не задумывается о морфологии и синтаксисе языка. Его успехисвязаны с практическим обобщением языковых форм. Слова, которые используетребёнок ещё не являются понятиями. Основной источник - взрослый. Ребёнок простоповторяет. Но это не только подражание, но и словотворчество - новые слова. Стадия, связанная с формированием логического мышления (от 4 - 5 лет). Рассуждающее мышление - переход от простых предложений ксложным, союзы (потому что, если) и т. д. При этом семантическая сторона речи достаточно бедная, значения слов неточны. Либо широко, либо узко использовать понятие, потому что за словом стоитобраз. Пример: сложно понять, где сын учителя или учитель сына. Начало изучения языка (дошкольный возраст). В детском саду и родители целенаправленно обучают речи. Уточнения значенийслов. Развитие синтаксиса речи. Внутренняя речь - свёрнутое развитие внутренней речи именно в этом возрасте. Эгоцентрическая речь - можно выделить два этапа: 1) направлена на себя; 2) ребёнок переносит эгоцентрическую речь на саму деятельность. Внутренняя речь приобретает функцию планирования. Воображение. Развитие включает два этапа: 1) 2 - 4 года - воображение непроизвольно, носит репродуктивный характер; 2) от 4 - 6 лет - воображение произвольно. Ярко проявляется в играх ребёнка (лепка, рисование, конструирование). Две функции: I.               Познавательная; II.            Аффективно - защитная функция - ребёнокспособен воображать некоторую ситуацию и в ней разрешать ситуацию. Любовь к страшилкам - эмоциональная разрядка.       

АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА.

Эмоции. Детство ими пронизано. В возрасте аффективности эмоции бурные и неустойчивые, быстрый переход эмоциональных состояний. Вся познавательная сфера сопровождается эмоциональными переживаниями. Всёвосприятие мира через эмоции. Это период бурного развития познавательных эмоций- любознательность, любопытство. “ Возраст почемучек”. Возникает творчество. Характерна высокая эмоциональная заражаемость, и от взрослого и от другогоребёнка. От 2 - 4 лет - неустойчивость эмоций, бурное проявление. Начало формированияморальных переживаний (удовольствие от выполнения требований). Джай Нотт - отличает особенность индивидуализм - у ребёнка преобладают личныепотребности, не учитывает потребности других людей. В три года - сопереживает. К концу третьего года появляется чувство комического. От 4 - 6 лет - эмпатические переживания становятся более устойчивыми, ребёнокспособен различать эмоции - лучше отрицательные, хуже положительные. Дляраспознавания эмоций большое значение имеет речь. Начало развития высшихчувств: эстетических, моральных, проксических (деятельность), интеллектуальных. Эмоции выполняют мотивационную функцию. Формируются определённые чертыхарактера: эгоизм, ревность. Большое влияние оказывает семья. Эмоциональные нарушения: а) эмоциональная неуравновешенность (возбудимость); б) агрессия; в) связь со страхом. В два - три года страхи носят конкретный характер. С трёх лет - символическиестрахи (страх темноты).       
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...