Диагностика мотивации личности
Стр 1 из 19Следующая ⇒ ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ Тест 1. " УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ ЛИЧНОСТИ" В. ГОРБАЧЕВСКОГО Инструкция: Прочтите каждое из приведенных в опроснике высказываний и отметьте, в какой степени Вы согласны или не согласны с ним. Обведите, например, кружком соответствующую цифру в опроснике: если полностью согласны с высказыванием - +3; если просто согласны - +2; если скорее согласны, чем не согласны - +1; если Вы совершенно не согласны - -3; если просто не согласны - - 2; если скорее не согласны, чем согласны - -1; если же Вы не можете ни согласиться с высказыванием, ни отвергнуть его, то отметьте - 0, Все высказывания относятся к тому, о чем Вы думаете, что чувствуете или хотите в момент, когда работа над заданием прерывается. Опросник Пол ______________ Возраст _____________ Профессия (специальность) ________
Анализ и интерпретация данных исследования
Проблемные ситуации, возникающие в процессе ответов на высказывания опросника, приводят к актуализации потребностей, среди которых выделяются познавательные, социальные, потребности самосознания, повышения самоуважения и т. п. На основе этих потребностей субъект оценивает значимость и трудность задания, затраты времени и сил, прогнозируемые оценки развития личностных качеств. По результатам тестирования определяется мотивационная структура личности испытуемого. В этой структуре различают 15 компонентов. По каждому из этих компонентов подсчитывается сумма баллов с помощью ключа (табл. 1) и правил перевода ответов испытуемого в баллы (табл. 2). Таблица 1 Ключ к компонентам мотивационной структуры личности
Примечание: баллы с номерамивысказываний, отмеченных звездочками (*), подсчитываются по правилам обратного перевода (табл. 2). Таблица 2
Правила прямого и обратного перевода ответов в баллы
Условно компоненты мотивационной структуры можно разделить на четыре блока (группы). В первую группу входят 6 компонентов, представляющих собой ядро мотивационной структуры личности. К ним относятся: компонент 1 - внутренний мотив. Выражает увлеченность заданием, выявляет те аспекты, которые придают выполнению задания привлекательность; компонент 2 - познавательный мотив. Характеризует субъекта как проявляющего интерес к результатам своей деятельности; компонент 3 - мотив избегания. Свидетельствует о боязни показать низкий результат и вытекающие из этого последствия; компонент 4 - состязательный мотив. Показывает, насколько субъект придает значение высоким результатам в деятельности других субъектов; компонент 5 -мотив к смене текущей деятельности. Раскрывает переживаемые субъектом тенденции к прекращению работы, которой он занят в данный момент; компонент 6 - мотив самоуважения. Выражается в стремлении субъекта ставить перед собой все более и более трудные цели в однотипной деятельности. Перечисленные выше компоненты, составляющие ядро мотивационной сферы личности, выступают в роли факторов, непосредственно побуждающих субъекта к определенному виду деятельности. Вторую группу образуют компоненты, связанные с достижением достаточно трудных целей. Они относятся к текущему положению дел: компонент 7- придание личностной значимости результатам деятельности; компонент 8 - уровень сложности задания; компонент 9 - проявление волевого усилия. Выражает оценку степени выраженности волевого усилия в ходе работы над заданием; компонент 10 - оценка уровня достигнутых результатов. Соотносится с возможностями субъекта в определенном виде деятельности; компонент II - оценка своего потенциала. В третью группу компонентов входят составляющие прогнозных оценок деятельности субъекта:
компонент 12 - намеченный уровень мобилизации усилий, необходимых для достижения целей деятельности; компонент 13 - ожидаемый уровень результатов деятельности. Четвертая группа компонентов отражает причинные факторы соответствующей деятельности. В нее входят два компонента: компонент 14 - закономерность результатов. Выражает понимание субъектом собственных возможностей в достижении поставленных целей; компонент 15 - инициативность. Выражает проявление индивидом инициативы и находчивости при решении поставленных перед собой задач. Перечисленные компоненты представляют собой потенциальную мотивационную структуру, возникающую в ходе выполнения задания. Ранее было сказано, что центральным звеном в этой структуре являются мотивационные компоненты, а среди них компонент самоуважения адекватно выражает экспериментальную оценку уровня притязаний личности. Оценки каждого компонента мотивационной структуры личности позволяют построить индивидуальный профиль испытуемого, в котором представлены количественные соотношения между всеми рассмотренными компонентами. Компонент самоуважения, адекватный экспериментальной оценке уровня притязаний, формируется на основе трех высказываний: 12. Чем лучше показываешь результат, тем больше хочется его превзойти. 21. Я хочу ставить все более и более трудные цели. 30. Чем труднее цель, тем больше желание ее достигнуть. Суммарное количество баллов, которое испытуемый может набрать по данным высказываниям, составляет от 3 до 21. Хотя нормативных данных для опросника не существует (каждый индивидуальный результат по соответствующим компонентам устанавливается в сравнении с другими компонентами индивидуального личностного профиля испытуемого), можно воспользоваться следующими экспериментальными показателями уровня притязаний: - низкий уровень: 3-9 баллов; - -средний уровень: 10-16 баллов; - высокий уровень: 17-21 балл.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|