Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образец протокола. Обработка и интерпретация данных. Тест 8. «Смысложизненных ориентаций». Инструкция




Образец протокола

1. 5. 9. 13. 17. 21. 25. 29. 33. 37.

2. 5. 10. 14. 18. 22. 26. 30. 34. 38.

3. 7. 11. 15. 19. 23. 27. 31. 35. 39.

4. 5. 12. 16. 20. 24. 28. 32. 36. 40.

Обработка и интерпретация данных

Обработка данных производится по горизонтальным стро­кам протокола (см. образец).

Ключи к методике выявления установок на " альтруизм - эго­изм ", " процесс - результат ":

1. Сумма " плюсов" первой строки - вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37- " ориентация на процесс". Обычно люди более ориентированы на процесс, менее задумываются над достиже­нием результата, часто опаздывают со сдачей работы, их про­цессуальная направленность препятствует их результативнос­ти; ими больше движет интерес к делу, а для достижения резуль­тата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть.

2. Сумма " плюсов" второй строки-вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38 - " ориентация на результат". Люди, ориенти­рующиеся на результат, - одни из самых надежных. Они могут достигать результата в своей деятельности вопреки суете, по­мехам, неудачам.

3. Сумма " плюсов" третьей строки ~ вопросы: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39 - " ориентация па альтруизм". Люди, ориентирующиеся на альтруистические ценности, часто в ущерб себе, заслуживают всяческого уважения. Это люди, о которых стоит
позаботиться. Альтруизм - наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека. Если же альтруизм чрезмерно вредит, он, хотя и может казаться нера­зумным, но приносит счастье.

4. Сумма " плюсов" " ориентация на эгоизм". Люди с чрезмер­но выраженным эгоизмом встречаются довольно редко. Извест­ная доля " разумного эгоизма" не может навредить человеку. Скорее, более вредит его отсутствие, причем это среди людей " интеллигентных профессий" встречается довольно часто. Воп­росы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

Ключи к методике выявления установок " свобода-власть", " труд - деньги":

Подсчет данных осуществляется так же, как и в предыдущей методике: подсчитывается количество плюсов (ответов " 'ДА" по горизонтальной строке протокола).

1. Сумма первой строки - " ориентация па труд" – обычно люди, ориентирующиеся на труд, все время используют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т. д. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия.

2. Сумма второй строки - " ориентация на свободу" — главная ценность для этих людей - это свобода. Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже это сочетание " свободы" и " деньги".    

3. Сумма третьей строки - " ориентация на власть" - эта ори­ентация больше свойственна представителям сильного пола. Очень часто - это производственники, хотя среди них бывают и исключения.

4. Сумма четвертой строки - " ориентация па деньги " - обыч­но бывает в двух случаях, когда деньги есть и когда их нет. В наших выборках, в которых в основном участвовали учителя и руководители, эта ориентация выражена слабее, чем другие.

В настоящее время, когда происходит ломка многих устояв­шихся ранее взглядов на жизнь, исследование изменений ориен­тации имеет чрезвычайное значение. Особенности ценностных ориентации интересны при профессиональном отборе, профо­риентации, индивидуально-психологических, а также группо­вых консультациях. А могут быть интересны и в самых нео­жиданных ситуациях, например при консультировании по воп­росам семьи и брака, Как показал наш опыт, разногласия в социально-психологических установках часто вносит разлад в брачно-семейные отношения. Целесообразнее, если разногла­сия в установках будут выявлены заранее и будут попытки их преодоления.

Результаты, полученные с помощью данных методик, целе­сообразно представить графически. Для этого необходимо на­чертить две вертикальные пересекающиеся прямые и отложить на каждой из четырех прямых от центра (точка 0) количество баллов согласно ключам опросника. Далее следует эти точки соединить. В результате получится плоскость, отражающая осо­бенности социально-психологических установок.

Следует отметить, что можно, на оснований результатов использования методик, выявить несколько групп испытуемых:

1. Группа высокомотивированных испытуемых с гармонич­ными ориентациями. Все ориентации выражены сильно и в рав­ной степени.

2. Группа низкомотивированных испытуемых, у которых все ориентации выражены чрезвычайно слабо.

3. Группа с дисгармоничными ориентациями, у которых некоторые ориентации выражены сильно, а другие могут даже отсутствовать.

В процессе индивидуального консультирования целесооб­разно уточнить, в частности, причины дисгармоничности ори­ентации или низкую мотивацию. Эти причины могут быть вре­менными и не нуждаться в коррекции.

 

Тест 8. «Смысложизненных ориентаций»

Инструкция

Вам будут предложены пары противопо­ложных утверждений. Ваша задача - выб­рать одно из двух утверждений, которое, по вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3, в зависимости от того, насколько вы уве­рены в выборе (или 0, если оба утверждения, на ваш взгляд, одинаково верны).

 

Ф. И. О. _______________________Пол ___________________

Возраст ______________________Образование_____________

 

Обычно мне очень скуч­но Обычно я полон энер­гии.
Жизнь кажется мне все­гда волнующей и захва­тывающей Жизнь кажется мне со­вершенно спокойной и рутинной.
В жизни я не имею опре­деленных целей и наме­рений. В жизни я имею очень ясные цели и намерения.
Моя жизнь представля­ется мне крайне бес­смысленной и бесцель­ной Моя жизнь представля­ется мне вполне осмыс­ленной и целеустремлен­ной.
Каждый день кажется мне всегда новым и не­ похожим на другие Каждый день кажется мне совершенно похо­жим на все другие.
Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться. Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обреме­нять себя никакими за­ботами.
Моя жизнь сложилась именно так, как я меч­ тал. Моя жизнь сложилась совсем не так, как я меч­тал.
Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов. Я осуществил многое из того, что было мною запланировано.
Моя жизнь пуста и неинтересна.       Моя жизнь наполнена интересными делами.
Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной. Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жиз1ш, то я бы ска­зал, что она не имела смысла.
Если бы я мог выби­рать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе. Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас.
Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство. Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и ра­стерянности.
Я человек очень обяза­тельный Я человек совсем не обя­зательный.
Я полагаю, что человек имеет возможность осу­ществить свой жизненный выбор по своему желанию. Я полагаю, что человек лишен возможности вы­бирать из-за влияния природных способнос­тей и обстоятельств.
Я определенно могу на­ звать себя целеустремленным человеком. Я немогу назвать себя целеустремленным чело­веком.
В жизни я еще не нашел своего призвания и ясных целей. В жизни я нашел свое призвание и цели.
Мои жизненные взгляды еще не определились. Мои жизненные взгляды вполне определи­лись
Я считаю, что мне уда­ лось найти призвание и интересные цели в жизни. Я едва ли способен най­ти призвание и интерес­ные цели в жизни.
Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею. Моя жизнь не подвласт­на мне, и она управляет­ся внешними событиями.
Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение. Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и пережи­вания.

 

Несмотря на малый объем опросника (20 пунктов), при фак­торном анализе выделились шесть факторов, пять из которых (за исключением второго) хорошо интерпретируются, включа­ют с весом не менее 0, 40 от 4 до 6 пунктов каждый, и значимо (р< 0, 01) коррелируют с общим показателем осмысленности жизни. Результаты, полученные при факторизации, позволяют утверждать, что осмысленность жизни личности не является внутренне однородной структурой. Полученные факторы (за исключением второго) можно рассматривать как составляющие смысла жизни личности. При этом они разбиваются на две груп­пы. В первую входят собственно смысложизненные ориентации: цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность само­реализацией. Нетрудно увидеть, что эти три категории соотно­сятся с целью (будущим), процессом (настоящим) и результа­том (прошлым). Как явствует из приведенных данных, человек может черпать смысл своей жизни либо в одном, либо в другом, либо в третьем (или во всех трех составляющих жизни). Это лишний раз подтверждает правоту В. Франкла, который отме­чал, что смысл всегда может быть найден, и закладывает осно­ву для теоретической и эмпирической типологии смыслов жиз­ни. Два оставшихся фактора характеризуют внутренний локус контроля, с которым, согласно приведенным выше данным, ос­мысленность жизни тесно связана, причем один из них харак­теризует общее мировоззренческое убеждение в том, что контроль возможен, а второй отражает веру в собственную способ­ность осуществлять такой контроль (образ Я).

На основании этих результатов тест осмысленности жизни был преобразован в тест смысложизненных ориентации, вклю­чающий, наряду с общим показателем осмысленности жизни, также пять субшкал, отражающих три конкретные смысложиз­ненные ориентации и два аспекта локуса контроля. В таблице приведены средние и стандартные отклонения по общему по­казателю ОЖ и всем пяти субшкалам (отдельно для мужчин и женщин, полученные на выборке 200 человек в возрасте от 18 до 29 лет):

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...