Неудобство ясного мышления 3 глава
** Отсутствие обязательного отношения между фактом и объяснением было проиллюстрировано в недавнем эксперименте Бавелем (20). Каждому испытуемому сказали, что он участвует в экспериментальном исследовании по «генерированию идеи» и дали карточки, изображающие серую гальку, по поводу которой он должен был «формулировать идеи». Одному из каждой пары испытуемых (видимо, по отдельности, но согласованно) было сказано в среднем восемь из десяти раз, что его соображение о карточке было верно, другому — пять из десяти. Идеи испытуемого, который «награждался» частотой 80%, оставались на низком уровне, в то время как другой испытуемый предлагал сложные, искусные и глубокомысленные соображения о карточке, принимая во внимание мельчайшие подробности ее композиции. Когда испытуемым позволили поделиться друг с другом своими открытиями, первый сразу же поддался «блеску» идей другого и согласился, что последний анализировал карточку куда более тщательно.
-32- ГЛАВА 1. СИСТЕМА ОТСЧЕТА из приведения относительно небольшого количества специфических правил в определенный порядок (программу); затем эти правила руководят огромным количеством достаточно гибких операций компьютера. Если, как было сказано выше, кто-то наблюдает за избыточным количеством человеческой коммуникации, то все происходит с точностью до наоборот. Человек, наблюдая за определенной системой операций, пытается сформулировать правила, лежащие в основе ее функционирования, ее «программы» в нашей аналогии с компьютером. 1.5. МЕТАКОММУНИКАЦИЯ И ПОНЯТИЕ ИСЧИСЛЕНИЯ Знания, приобретенные нашим гипотетическим наблюдателем, изучающим прагматическую избыточность поведенческого феномена «игра в шахматы», вызывают аналогию с математическим понятием исчисление. Исчисление, согласно Булю (Boole) (31, р. 4), — «метод, основанный на использовании символов, которые подчиняются известным и общим законам комбинации, а результаты допускают логичные интерпретации». Мы уже предполагали, что подобная формализация возможна и в человеческой коммуникации, что вызывает ряд сложностей в ходе рассуждения об исчислении. Как только математики перестают использовать математику как инструмент вычисления и делают этот инструмент объектом изучения — как, например, в случае исследований последовательности арифметики как системы, — они применяют язык, который не является частью математики, а рассуждает о ней. Дэвид Гилберт (D. Hilbcrt) (64) называет этот язык метаматематическим. Формальная структура математики — это исчисление, метаматематика выражает это исчисление. Нейджел (Nagel) и Ньюман (Newman) определили разницу между этими двумя понятиями с восхитительной ясностью:
2 Прагмвтнкв человеческих кмшуникаднЯ
-33- ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ «Невозможно переоценить важность отличия между математикой и метаматематикой. Игнорирование метаматематики вызовет парадоксы и путаницу. Признание ее важности дает возможность представить логическую структуру математической аргументации более четко. Отличие заключается в том, что оно предлагает точную кодификацию различных символов, которые создают формальное исчисление, свободное от скрытых допущений и иррелевантных ассоциаций смысла. Более того, оно требует точные дефиниции операций и логических правил математических построений и дедукций, многие из которых математики применяли, не задумываясь над тем, что они используют» (108, р. 32; курсив наш). Если не использовать коммуникацию для общения, а общаться на тему коммуникации, исследовать ее, то неизбежно вынуждены мы обратиться к концепциям, которые не являются частью коммуникации, но позволяют рассуждать о ней. По аналогии с метаматематикой это называется мстакоммуникацией. По сравнению с метаматематикой исследование метакомму-никации затрудняется двумя важными обстоятельствами. Первое состоит в том, что в области человеческой коммуникации не существует ничего сравнимого с формальной системой исчисления. Это затруднение не исключает полезности самого понятия. Второе очень близко первому: хотя математики владеют двумя языками (числа и алгебраические символы для выражения математики и обычный язык -- для выражения метаматематики), мы же главным образом ограничены обычным языком как средством и коммуникации, и метакоммуникации. Эта проблема будет возникать на протяжении всего дальнейшего обсуждения.
В чем же полезность понятия исчисления человеческой коммуникации, если, по общему признанию, оно является делом далекого будущего? С нашей точки зрения, его непосредственная полезность заключается в том, что понятие само по себе заменяет яркую модель природы и степень абстракции того феномена, который мы собираемся идентифицировать с помощью
-34- ГЛАВА 1. СИСТЕМА ОТСЧЕТА лого понятия. Давайте суммируем: мы ищем прагматические избыточности; мы знаем, что они являются не простыми, статичными величинами или свойствами, а интерактивными паттернами, аналогичными математическому понятию функция; и, наконец, мы предвидим, что эти паттерны обладают теми же характеристиками, что и контролирующие ошибки и цслеполагающие системы. Следовательно, имея эти предпосылки и тщательно исследуя цепочки коммуникаций между двумя или больше участниками коммуникации, мы получим некоторые результаты, не претендующие на то, чтобы считаться формальной системой, но обладающие природой аксиом и теорем исчислений. В уже цитированной работе Нейджсл и Ньюмен так описали аналогию между игрой в шахматы и формальным математическим исчислением: «Шахматные фигуры и квадратики на доске соответствуют элементарным знакам исчисления; определенные правила расположения шахматных фигур на доске —- формулам исчислений; исходные положения фигур — аксиомам или исходным формулам исчислений; последующее положение фигур -- формулам, извлеченным из аксиом (например, теоремам); правила игры — правилам заключения (или происхождения) для исчислений» (108, р. 35).
Они показали, насколько «бессмысленны» конфигурации шахматных фигур на доске, в то время как утверждения относительно этих конфигураций достаточно осмысленны. Установление этого порядка абстракции, по мнению авторов, происходит следующим образом: «...Можно установить общие «меташахматпые» теоремы, чьи доказательства предполагают только конечное число допустимых конфигураций на доске. Таким образом, может быть выведена как «меташахматная» теорема о количестве возможных ходов для белых, так и «меташахматная теорема» о том, что белые не могут объя-
- 35- ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ вить мат черным, если у них два коня и король, а у черных — только король (108, р. 35). Мы привели эту аналогию так подробно, потому что она иллюстрирует понятие исчисления не только в метаматематике, но и в мстакоммуникации. Если мы распространим аналогию на двух игроков, мы будем изучать не абстрактную игру, а скорее результаты человеческой коммуникации, на которую сильно влияет сложный свод правил. Единственное отличие заключается втом, что мы предпочтем применять термин «формально неразрешенный», а не «бессмысленный», говоря о некоторых моделях поведения (ход в аналогии с игрой). Такая модель поведения, а, может быть следствием повышения платы, Эдипова комплекса, алкоголя или ливня, и любых других факторов, к которым разум «действительно» обраидается и склонен при этом к некоторому схоластическому диспуту (например, по поводу пола ангелов). До тех пор, пока сознание человека открыто для внешней инспекции, все, что у нас есть — это предположения и самоотчеты, а и то и другое печально известны своей ненадежностью. Однако если мы обнаружим, что поведение а — каковы бы ни были его «причины» — одного коммуникатора вызывает поведение Ь, с, d или е другого и исключает поведение х, у и z, то в таком случае может быть сформулирована метакоммуникационная теорема. Предположим, что интеракция может быть определена в понятиях, аналогичных игре, т. е. как последовательность «ходов», регулируемая правилами, осознаваемыми или нет самими коммуникаторами, но о которых можно сделать осмысленные метакоммуникационные выводы. Это означает, что, как было сказано в 1.4, существуют пока непроинтерпретированные исчисления прагматики человеческой коммуникации, чьи правила можно наблюдать при успешной коммуникации и которые нарушаются в иной коммуникационной ситуации. Существование такого исчисления, при нынешнем положении дел в науке, можно сравнить со звездой, чье
-36- ГЛАВА 1. СИСТЕМА ОТСЧЕТА существование и положение определяется теоретической астрономией, но еще не открыто сотрудниками обсерватории. 1.6. ВЫВОДЫ Если подходить к человеческой коммуникации, учитывая выше указанные критерии, то возникает несколько концептуальных изменений, которые будут кратко рассмотрены в контексте психопатологии. Обращение к психопатологии не означает, что эти проблемы пригодны только здесь, а то, что мы считаем их особенно подходящими и очевидными именно в этой области. 1.61. Понятие черного ящика Сегодня вряд ли кто-то будет всерьез отрицать наличие человеческого сознания, разве только особенно радикальные мыслители, но исследование феномена сознания, как известно всем, работающим в данной области, затруднено из-за отсутствия Архимедовой точки опоры вне разума. В конечном счете психология и психиатрия намного больше, чем любые другие дисциплины, являются рефлексирующими: субъект и объекты идентичны, сознание изучает само себя, а любое предположение неизбежно стремится к самоподтверждению. Невозможность увидеть сознание «за работой» привело к заимствованию понятия Черного Ящика из области телекоммуникации. Этим понятием обозначали определенный тип трофейного электронного оборудования, которое невозможно было открыть для изучения, поскольку внутри мог находиться взрыватель. В наше время это понятие связано с тем, что электронные металлические изделия настолько сложны, что иногда целесообразнее игнорировать внутреннюю структуру их устройства и сосредоточиться на изучении их специфических «ввод-вывод» отношениях. Несмотря на то, что эти отношения могут позволить
- 37- ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ сделать выводы относительно того, что «в действительности» происходит внутри ящика, это знание несущественно для изучения функций устройства, которое является лишь частью большой системы. Применительно к психологическим и психиатрическим проблемам это понятие имеет эвристическое преимущество, которое не нуждается в подтверждении интрапсихическими гипотезами и ограничивает себя видимыми входящими и выходящими отношениями. Это — коммуникация. Мы считаем, что такой подход характеризует важную тенденцию в психиатрии рассматривать симптомы как одну из разновидностей входа в систему семьи, а не как выражение интрапсихического конфликта внутри нес.
1.62. Сознание и бессознательное Если рассматривать поведение человека в понятиях Черного Ящика, то выход одного Черного Ящика — это вход другого. Теряет ли такой обмен информацией, независимо от того, сознательный он или бессознательный, свою первостепенную важность, которой он обладает в рамках психодинамики? Поскольку рассматриваются реакции на специфические формы поведения, он не должен игнорировать разницу между сознательным и бессознательным поведением, умышленным и неумышленным или симптоматическим. Если человеку наступили на ногу, для него будет очень важно, было ли это поведение умышленным или ненамеренным. Однако это мнение основывается на его оценке мотивов другого человека, следовательно, на предположении о том, что происходит в голове у другого. Если же он спросит другого о его мотивах для того, чтобы развеять свои сомнения, он может так и продолжать сомневаться, то другой человек может заявить, что его поведение было бессознательным, хотя он имел в виду неумышленное, или даже заявить, что оно было умышленным, хотя фактически оно было случайным. Все это возвращает нас к приписыванию «смысла» поза
-38- ГЛАВА 1. СИСТЕМА ОТСЧЕТА пятию, который важен для субъективного переживания коммуникапии с другими людьми, но который мы считаем объективно несущественным для успеха исследования человеческой коммуникации. 1.63. Настоящее в сравнении с прошлым С одной стороны, искать причины в прошлом — абсолютно безнадежное занятие, хотя поведение, по крайней мерс частично, определяется предыдущим опытом. Замечания Эшби по поводу особенностей «памяти» как конструкта были приведены ранее (см. 1.2): она основывается на субъективных доказательствах и, следовательно, страдает от искаженного исследования, предполагающего игнорировать какие бы то ни было заявления человека А о том, что его прошлое неразрывно связано с человеком В и определяется взаимоотношением между этими двумя людьми. С другой стороны, если значимость коммуникации и влияния других и жизни человека доказаны — как было указано в аналогии с шахматами и как это происходит при совместной психотерапии пар или полной семьи, — паттерны коммуникации в конечном счете имеют диагностическую ценность и позволяют планировать наиболее подходящую стратегию терапевтического вмешательства. Такой подход является скорее поиском паттерна здесь и теперь, чем символического смысла, причин прошлого или мотивации. 1.64. Последствия в сравнении с причиной Возможные или гипотетические причины поведения, с этой точки зрения, имеют второстепенную важность, а последствие поведения выступает как критерий первостепенной важности в интеракции между людьми, имеющими близкие отношения. Например, симптом, упорно остающийся в прежнем состоянии за время психотерапии, несмотря на интенсивный анализ его происхождения, внезапно обнаруживает свое значение, когда рассматривается в контексте ин-
-39- ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ теракции между супругами. Затем симптом может проявиться в виде принуждения, как правило особой интерактивной «игры»', а не как результат неразрешенного конфликта между гипотетическими интрапсихи-ческими силами. Как нам кажется, симптом является образцом поведения, которое оказывает значительное влияние на окружающих пациента. В этом смысле вопрос «почему?» не проясняет модель поведения, а на вопрос «для него?» может давать валидный ответ. 1.65. Циркуляция коммуникационных паттернов Все части организма образуют круг. Следовательно, каждая часть — и начало и конец. Гиппократ Хотя линейная, последовательная каузальность определяет «начало» и «конец» цепочки, эти термины бессмысленны для систем с петлей обратной связи. У круга нет ни начала ни конца. В такой системе размышлений человеку приходится отказываться от представления о том, что, скажем, событие а происходит первым, а событие b определяется появлением а, так же ошибочно заявлять, что событие b предшествует а, в зависимости от того, в каком месте будет принято авторитарное решение разорвать непрерывность круга. Но, как мы убедимся в следующей главе, эта ошибочная логика постоянно используется участниками человеческой интеракции, когда оба, и А и В, требуют, чтобы только поведение партнера оказывало на них влияние, не осознавая, что, в свою очередь, сами влияют на партнера своей реакцией. Подобного типа рассуждения заводят в тупик: является ли данная коммуникация в семье патологичной, потому что один из ее " В этой книге понятие «игра» происходит из математической теории игр и относится к последовательности поведения, которое руководствуется правилами.
-40- ГЛАВА 1. СИСТЕМА ОТСЧЕТА членов психотик, или же один из се членов псцХОТИК1 потому что коммуникация патологична?* 1.66. Относительность «нормальности» и «ненормальности» Ранние психиатрические исследования ставили перед собой цель классифицировать пациентов. Этот подход обладал несколькими практическими достоинствами, и одним не из последних было открьпие определенных взаимозависимых условий, таких к^к прогрессивный паралич. Следующим практическим шагом было объединение этой концептуальной Дифференциации нормальности и ненормальности в признанный язык, например, в понятия «психическое здор<^вье» и «психоз». Однако, как только было принято, что с коммуникационной точки зрения модель поведения может быть изучена только лишь в контексте, в к^ТОрОМ она появилась, понятия «психическое здоровье» ц «психоз» практически потеряли свои значения как атрибуты личности. Подобным образом представление 0 «ненормальности» стало сомнительным. Теперь досТИГНу_ то соглашение о том, что состояние пациента н^ является статичным, а изменяется в зависимости от сго внутриличностной ситуации, впрочем, как и от предвзятости наблюдателя. Когда же психиатрические симптомы стали рассматриваться как поведение, соответствующее интеракции, система отсчета стала Диаметрально противоположной классической психиатричес_ кой точки зрения. Значение этой смены акцст-а ВрЯд ли может быть переоценено. Таким образом, «Шизофрения», рассматриваемая как неизлечимое и прогрессирующее заболевание сознания, и «шизофрения» как единственно возможная реакция на абсурдный Или непригодный контекст (реакция, которая следу<$т этому контексту и, следовательно, осуществляет правила · Подобно безнадежной дискуссии «о курице и я[/щС>>_ -41-. ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММ У НИКАи|ИЙ такого контекста) являются двумя всецело различными представлениями хотя различие лежит в несовместимости двух концептуальных рамок, несмотря на то, что клиническая картина, к которой они применены, похожа в обоих случаях. Смысл этиологии и терапии, вытекающий из этих различных точек зрений, также сильно отличается; следовательно, наш интерес к изучению и подчеркиванию коммуникационной точки зрения нельзя считать упражнением в схоластике (интеллектуальным упражнением). - 42- J лава. 2 НЕКОТОРЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ АКСИОМЫ КОММУНИКАЦИИ 2.1. ВВЕДЕНИЕ Поскольку выводы, сделанные в первой главе, подчеркивают несоответствие между традиционными психиатрическими представлениями и предлагаемой нами концепцией, возможно, создастся впечатление, ■но слишком мало остается того, на чем может быть основано изучение прагматик человеческой коммуникации. Мы хотим убедить читателей, что это далеко не i;ik. Однако нам придется рассмотреть нескольких про- ртых свойств коммуникации, имеющих фундаментальные межличностные смыслы. Как будет видно ниже, ГГИ свойства — составная часть природы аксиом, лс- Кащих в основе наших гипотетических исчислений Человеческой коммуникации. Когда они будут опреде- Пспы, мы сможем обсудить их в третьей главе. 2.2. НЕОБХОДИМОСТЬ КОММУНИКАЦИИ 2.21. Поведение-это коммуникация Поведение обладает свойством, которое часто переоценивают: у поведения нет противоположности. другими словами, нет такого состояния как непове- II мне или еще проще: человек не может себя никак не net-in. Теперь, когда принято, что все поведение в си- рупции интеракции* имеет ценность сообщения, т. е. Необходимо добавить, что, даже находясь и одиночестве, II ювек может вести диалоги в уме о жизни (см 8.3) иди со свои- галлюци нация ми (15). Возможно, такая внутренняя «комму- линя» следует тем же правилам, какими руководствуется меж- (Ичностная коммуникация, однако этот невидимый феномен ле-i mi \л пределами нашего исследования.
-43- ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ является коммуникацией, то из этого следует, что, как бы человек ни старался, он не сможет не общаться. Деятельность и бездействие, слова или молчание вес имеет ценность сообщения: они оказывают влияние на других, и эти другие, в свою очередь, не могут не ответить на эти коммуникации и, таким образом, сами общаются. Не вызывает сомнения, что молчание или игнорирование других не является исключением из до-казанного. И человек за переполненной стойкой во время ленча, который смотрит только прямо перед собой, и пассажир самолета, сидящий с закрытыми глазами, сообщают, что не хотят говорить с кем бы то ни было, и соседи обычно «получают сообщение» и соответственно реагируют, оставляя их в покое. Очевидно, что это является таким же внутренним обменом коммуникацией, как и оживленная дискуссия*. Мы не можем сказать, что «коммуникация» происходит, если она интенциональная, сознательная или успешная, т. е. когда возникает взаимное понимание. Анализ того, одинаковы ли послание, которое было Люфт (Luft) (98) провел очень интересное исследование в этой области. Он изучал то, что позже назвал «социальной сти-мульпой депривацией». Он поместил двух незнакомых людей в комнату, заставил их сесть друг против друга и проинструктировал «не говорить и не общаться никоим образом». Последующие беседы с испытуемыми свидетельствовали о стрессовой ситуации. Согласно автору: «...перед каждым испытуемым находилась уникальная личность со своим, хотя и молчаливым, поведением. Принимается без доказательств, что is это время происходит настоящее межличностное изучение, и только одна часть этого изучения делается сознательно. Например, как другой ответит на невербальные сигналы? Возникает ли какая-нибудь попытка понять вопрошающий взгляд или взгляд холодно игнорируется? Принимает ли другой какие-нибудь позы, свидетельствующие о напряжении, утомлении? Комфортно ли ему, показывает ли он, что принимает другого, или же другой обращается с ним, как будто он вещь, которая не существует? Существует много других проявлений поведения, которые можно легко распознать...»
-44- ГЛАВА 2. НЕКОТОРЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ АКСИОМЫ отправлено, и то, которое было получено, является важным, но иным анализом, потому что он должен полностью основываться на оценке особенных, интроспективных, субъективно заявленных данных, которые мы выбираем, чтобы не обращать внимания на бихе-виоральную теорию коммуникации. Наш интерес к неправильному пониманию будет связан с развитием некоторых видов патологии, что происходит помимо, а в действительности вопреки мотивации или намерениям участников коммуникации. 2.22. Единицы коммуникации (сообщение, ИНТЕРАКЦИЯ, ПАТТЕРН) Выше понятие «коммуникация» использовалось в двух случаях: как общее название нашего исследования и как довольно общее определение поведения. Уточним, что к прагматическому аспекту теории человеческой коммуникации мы будем далее относиться просто как, «коммуникации». Для различных единиц коммуникации (поведения) мы стремились выбрать понятия, не нуждающиеся в расшифровке. Единица коммуникации будет называться сообщением, или, чтобы не было путаницы, простой коммуникацией. Обмен сериями сообщений будет называться интеракцией. (Для тех, кто настаивает на более количественном определении, мы можем только сказать, что порядок, который мы приписываем понятию «интеракция», более одного сообщения, но он не бесконечен). Наконец, в 4—7 главах мы добавим еще паттерны коммуникации, которые являются единицей человеческого общения самого высокого уровня. Что же касается самых простых возможных единиц, совершенно очевидно, что если мы приняли все поведение за коммуникацию, то мы будем иметь дело не с изолированной единицей сообщения, а с изменчивым и многогранным объединением многих форм поведения — вербальных, тональных, касающихся поз, контекстуальных и т. д., каждая из которых определяет
-45-
ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИИ смысл всех остальных. Различные элементы этого объединения (рассмотренные в целом) способны на значительные вариации и сложные перестановки, колеблющиеся от конгруэнтных к неконгруэнтным и парадоксальным. Прагматическим эффектом этих комбинаций являются межличностные ситуации, составляющие предмет нашего исследования. 2.23. Попытки шизофреников не общаться Необходимость коммуникации — это больше чем феномен, представляющий теоретический интерес. Например, она является неотъемлемой частью шизофренической «дилеммы». Если наблюдать поведение больного шизофренией в латентный период, то создается впечатление, что он пытается не общаться. Но поскольку даже бессмыслица, молчание, отдергивание, неподвижность (молчание поз) или любая другая форма отказа сама по себе является коммуникацией, то больной шизофренией вынужден отрицать то, что он общается, и в то же время отрицать, что его отказ является коммуникацией. Разрешение этой дилеммы является ключом ко многим аспектам шизофренической коммуникации, которая иначе так и останется непонятой. Поскольку любая коммуникация подразумевает передачу и этим определяет точку зрения отправителя на его взаимоотношения с получателем, можно высказать гипотезу, что больной шизофренией, избегая общения, избегает этой передачи. Является ли это его задачей в каузальном смысле, конечно же, невозможно доказать; вот почему этот эффект шизофренического поведения будет рассмотрен в деталях в 3.2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|