Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Усвоение песенных навыков. Песня «Антошка» (муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина).




Рассматривание репродукции картины русского живописца XIX века Исаака Ильича Левитана «Берёзовая роща».

– На этом полотне берёзы показаны необычайно яркими, насыщенными, живыми и тёплыми. На кору берёз падают солнечные лучи. Берёзы с листьями изображены очень естественно. На этом живописном полотне видна лучезарная трава. Среди неё растут разные полевые цветы. Этот лужок полон свежести. Эта травка необычайно плавно расстилается по полотну. Глядишь на нее, и так хочется пробежаться по ней, прилечь и смотреть сквозь шелестящие листья на лазурное небо. Эта картина поднимает настроение, придаёт бодрость и напоминает о том, что зима не вечна.

– Что изображено на картине?

– Как изображены берёзы, трава?

– Приятно ли вам смотреть на эту картину?

– Нравится ли вам картина «Берёзовая роща»?

Рефлексия.

– Что такое совместный труд в семье?

– Какую песню мы пели?

– Какую картину мы рассматривали?

Занятие 2
ГРУППЫ ПРЕДМЕТОВ. СЧЕТ.
БАБОЧКА ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА

Виды детской деятельности: игровая, конструктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цели: научить выделять часть совокупности, разбивать предметы на части по заданному признаку; развивать речь, логическое мышление; закрепить умение сравнивать фигуры по цвету и форме; выражать в речи признаки сходства и различия.

Целевые ориентиры дошкольного образования: ориентируется в окружающем пространстве, понимает смысл пространственных отношений (вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа); умеет работать коллективно; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время игр; интересуется изобразительной детской деятельностью (создание бабочки из природных материалов).

Материалы и оборудование: предметные картинки, карточки с набором геометрических фигур; сачки, воздушные шары.

Содержание
организованной деятельности детей

Организационный момент.

– Рассмотрите внимательно изображения предметов на доске.

ТАРЕЛКА, СТАКАН, КАСТРЮЛЯ, ЧАЙНИК, КРУЖКА, СТОЛ.

– Назовите их по порядку.

– Сколько всего предметов?

– Что вы можете о них сказать?

– Можно ли их объединить в одну группу? Как её назовём?

– Какой предмет здесь лишний и почему?

– Какими по счету стоят предметы: стакан, кружка, стол?

– Что располагается рядом с чайником? Что стоит перед ними? После них? На каком месте стоят эти предметы? И т. д.

– Предлагаю вам сыграть в игру на внимание.

Дети закрывают глаза, учитель или кто-то из учащихся меняет предметы местами, после чего дети восстанавливают порядок.

СТАКАН, ТАРЕЛКА, КРУЖКА, ЧАЙНИК, КАСТРЮЛЯ, СТОЛ.

– Рассмотрите фигуры. Разделите их на группы.

ЗЕЛЕНЫЙ БОЛЬШОЙ КВАДРАТ, КРАСНЫЙ МАЛЕНЬКИЙ КВАДРАТ, СИНИЙ МАЛЕНЬКИЙ КРУГ, КРАСНЫЙ МАЛЕНЬКИЙ КРУГ.

– На какие группы можно разбить эти фигуры? (По форме, размеру, цвету.)

– Рассмотрите все квадраты. Сравните их.

– Укажите на пару фигур, где меняется только цвет.

– Укажите на фигуры, где меняется только форма.

– Найдите пару фигур, где меняется цвет и форма.

Подвижная игра «Ловим бабочек».

Участники получают по большому сачку на длинной палке и по воздушному шарику. Задача игроков – как можно скорее поймать соперника в сачок, стараясь не «потерять» шарик.

Создание бабочки из природных материалов.

Все детали бабочки делают из различного природного материала: для туловища используют небольшой желудь, отделенный от шляпки; в качестве крыльев бабочки берут маленькие (для нижних) и большие (для верхних) листья любого дерева. Уложив листья в виде крыльев бабочки. их плотно сжимают у основания и присоединяют к туловищу, для чего на боковые края желудя (места соединения крыльев с туловищем) накладывают тонкий слой пластилина или клея. Головку бабочки делают из свежей ягоды шиповника. В нее вставляют усики из веток или проволочки и соединяют с туловищем.

Рефлексия.

– На какие группы мы разделили предметы?

– В какую игру играли?

– Что делали из природного материала?

Занятие 3
РУССКАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА.
РИСОВАНИЕ «УКРАСЬ ПЛАТОЧЕК РОМАШКАМИ»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цели: формировать представление о культуре народного творчества; познакомить с традиционными обычаями зимних посиделок; расширить словарный запас детей; учить детей составлять узор на квадрате, заполняя углы и середину, использовать приемы примакивания, рисование концом кисти (точки); развивать чувство симметрии, чувство композиции; продолжать учить рисовать красками.

Целевые ориентиры дошкольного образования: выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение, удивление) при прослушивании стихотворения «На завалинках, в светёлке…» и мелодии русской народной песни «Три медведя» (муз. Н. Г. Кононовой); рассуждает и делает адекватные объяснения при работе со словарными словами; делится с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями о русской народной культуре; интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование платка с узорами).

Материалы и оборудование: картинки и загадки о древнерусских предметах быта; квадраты бумаги белой (цветной) размером 15 × 15 см, гуашь или акварель в зависимости от выбранных цветов.

Содержание
организованной деятельности детей

Организационный момент.

Воспитатель читает стихотворение:

На завалинках, в светёлке                        Словом, эти посиделки

Иль на брёвнышках каких                        Были праздником души.

Собирали посиделки                                 Быт людей отмечен веком,

Пожилых и молодых.                                Поменялся старый мир.

При лучине ли сидели,                                    Нынче все мы по «сусекам»

Иль под светлый небосвод –                    Личных дач или квартир.

Говорили, песни пели                               Наш досуг порою мелок,

И водили хоровод.                                     И, чего там говорить:

А играли как в горелки!                           Скучно жить без посиделок,

Ах, горелки хороши!                                 Их бы надо возродить!

– Сегодня на уроке познакомимся с русской народной культурой.

Словарная работа.

Зава́линка – земляная невысокая на́сыпь вдоль наружных стен избы.

Светёлка (устар.) – небольшая комната, обычно в верхней части жилья.

Посиде́лки (устар.) – зимняя вечеринка молодёжи в деревне.

Лучи́на – тонкая длинная щепка.

Небосво́д – то же, что небо.

Хорово́д – русская народная игра – движение людей по кругу с пением и пляской.

Горе́лки – русская народная игра, в которой стоящий впереди ловит других участников, убегающих от него поочерёдно парами.

Быт людей – повседневная жизнь.

Сусе́ки – отделения в ла́ре – в большом деревянном ящике для хранения муки.

Досу́г – свободное от работы время.

– Как понимаете строки стихотворения: эти посиделки были праздником души?

– Какой призыв звучит в конце стихотворения? Что значит – возродить посиделки?

– Объясните значение слова «ру-ко-дель-ни-ца». (Рукодельница – искусница в рукоделии; искусница – умеющая, хорошо знающая своё дело; рукоделие – ручной труд – преимущественно женский – шитьё, вязание.) Сегодня необычный праздник. Праздник этот ремесла, домашнего очага.

Праздник не безделья, а искусного рукоделья!

А как шили-вышивали, так и песни напевали.

Песни пели от души, песни были хороши!

Весело поётся – весело прядётся.

– Послушайте внимательно, отгадайте загадки, а отгадки вы найдёте на этой выставке (прялка, веретено, чесало, пряжа).

Стригли, щипали, а после чесали,

Чисто, пушисто – к доске привязали!

                                                 (Прялка.)

– Что это: чистое да пушистое к доске привязано? Конечно, шерсть! С овечки её остригли – после расщипали, а после... (Чесали.)

– Объясните слова: прялка – прядь – пряха – прясть – пряжа – прядение – прядильня.

Прялка – приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью;

прядь (спец. термин) – скрученная нить;

пряха – женщина, занимающаяся ручным прядением;

прясть – скручивая волокна, делать нити;

пряжа – нити, полученные прядением;

прядение – (от слова «прясть») ручное, машинное;

прядильня (устар.) – прядильная фабрика или мастерская.

– Чем оно больше вертится, тем толще становится. (Веретено.)

Педагог показывает веретено.

Как из белых мхов, из того ли сруба дубового

Вытекала речка тихоструйная.

Как из белой-то кудели да из долгого льна,

Да с того ли донца расписного

Выпрядала девица тонкую нить,

Нитку тонкую, нитку прочную…

Веретено – главная вещь в девичьем рукоделии. Деревянное, тонкое, изящное. У каждой девушки было своё веретено. А вот делал веретено либо отец для дочери, либо парень для любимой девушки.

Подарил мне батюшка чудо-веретёнышко, серебряное донышко.

Нитка белая бежит, веретёнышко дрожит.

Ты вертись, моя вертушка, дорогая мне игрушка,

Мне и весело, и жарко, я-то день-деньской кручу,

Нитки тонкие сучу и тихонечко пою…

– Вот так пели песни девушки и женщины, собираясь в долгие зимние вечера в одной избе на посиделки. Рассаживались по лавкам и принимались за рукоделие. Веретено знай крутится, а на веретено нитка ложится. Работали раньше день-деньской, и даже вечером, когда на улице уже было темно. В печке огонь зажигали, весело поленья трещали в печке. В переднем углу свете́ц ставили, лучину зажигали.

Светец – девичья отрада (радость). Светец – деревянный (или железный). Столбик с рогатиной наверху. Поэтому светец ещё и козой называли. В рогатину вставляли лучину, рядом со светцом обязательно ставили посудину с водой, чтобы рассыпающиеся искры не подпалили пол или стены. Светец украшала резьба. Глядели девушки на этот светец и мечтали о своём будущем.

– В старину вечерами избы освещались горящими лучинами, которые вставляли в железную подставку – светец. Словно высокий сказочный цветок, стоял светец на изогнутых ножках. Кованый, чёрный… А каким украшением был в доме! Зажгут осиновую лучину… Уютно, светло. Можно и шерсть прясть. И ребятишкам есть дело: менять лучины, догоревшие в кадку с водой бросать.

– Чем в старину освещали избы?

– Что такое светец?

– Как выглядел светец?

– Что можно делать при лучине?

– Что ярче светит?

– Разложите карточки в порядке усиления освещения: свеча, настольная лампа, люстра, прожектор, солнце.

Открывает комплект картинок вперемешку: лампа настольная, солнце, прожектор, свеча, люстра.

– На такие посиделки парни тоже приходили, работу с собой приносили. Кто лапти плёл, кто упряжью конской занимался. А что еще делали на таких посиделках? Пели песни, игры играли.

Что за диво посиделки на Руси!

Так и хочется и вас, детишек, пригласить.

Вечерком зимой студёной

В тёплый дом зайти с поклоном

Да совета у сердечка попросить!

– А совет простой – беречь пляски и песни народные, слово русское хранить, потому как в этом скрыта душа народа. Я хочу, чтобы каждый из вас хранил в душе своей любовь и уважение к своим истокам, передавая своим будущим детям и внукам любовь к России. В знак благодарности каждому из вас подарю рисунок для раскрашивания – на нём изображена девушка с прялкой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...