Навыки коммуникации и сотрудничества
Учащиеся должны уметь: Общаться эффективно Четко формулировать мысли и идеи; эффективно использовать навыки устного, письменного и невербального общения во всем многообразии форм и контекстов Слушать внимательно, чтобы разобрать смысл: данные, оценки, отношение и намерения Использовать коммуникацию в различных целях (например, для информирования, давать указания, мотивировать и убеждать) Осваивать различные информационные средства и технологии; знать, как оценивать их априори, а также оценивать результаты их применения Эффективно общаться в различных условиях (в том числе, в многоязычном пространстве) Сотрудничать Демонстрировать способность эффективно работать в разных командах и проявлять к ним уважение Проявлять гибкость, готовность помогать и быть полезным в достижении необходимых компромиссов для достижения общих целей Принимать на себя часть ответственности за совместную работу и ценить личный вклад каждого члена команды Источник: Авторское право © Партнерство по поддержке навыков в 21 веке. Перепечатано с разрешения Партнерства по поддержке навыков в 21 веке, www.21stcenturyskills.org. Развивать эти навыки можно при помощи различных методик, но лучше всего – через общение и сотрудничество с другими людьми, будь то общение лицом к лицу или виртуальное, посредством технологий. Командные учебные проекты, которые предполагают интенсивную совместную работу и общение, являются превосходным способом развития этих навыков (об этом и других эффективных методах обучения мы поговорим в третьей части книги). Креативность и новаторство Как уже было сказано выше, мировая экономика и высококвалифицированная работа по анализу и обработке информации в 21 веке требуют постоянного обновления услуг, усовершенствования технологических процессов и улучшения продукции. Поэтому неудивительно, что в списке навыков 21 столетия креативность и новаторство занимают одни из первых мест.
Фактически, многие полагают, что сегодняшняя Эпоха Знаний быстро уступает дорогу Эпохе Иннноваций, когда в цене будут способности решать проблемы новыми методами (например, использовать экологически чистые источники энергии), изобретать новые технологии (например, био- и нанотехнологии) или создавать революционные новинки на основе уже существующих технологий (например, практичные и доступные электромобили и солнечные батареи), или даже открывать новые области знания, и создавать совершенно новые отрасли промышленности. К сожалению, по словам идейного лидера в области креативности Сэра Кеннета Робинсона, слишком часто «мы не становимся более креативными, мы становимся еще менее креативными – точнее, нас этому учат». Традиционная ориентированность образования на развитие базовых навыков, запоминание фактов и успешное выполнение проверочных работ оказала неблагоприятное воздействие на развитие креативности и новаторства.7 В 21 веке все меняется, и в образовательных системах от Финляндии до Сингапура креативность и новаторство начинают приобретать первостепенное значение среди желаемых результатов обучения школьников. Отсутствие внимания к развитию навыков креативного и новаторского мышления отчасти объясняется множеством всеобщих заблуждений – креативность только для гениев или только для молодых людей, или креативности нельзя научиться, и ее невозможно измерить. На самом же деле, в основе креативности лежит то, с чем все мы рождаемся – воображение. На протяжении многих веков люди с различным происхождением и уровнем образования вносили свой творческий, инновационный вклад во все сферы искусства, культуры, науки и знания. И хотя молодежь обладает определенным преимуществом в некоторых профессиях, таких как теоретическая математика и спорт, для творчества нет возрастных ограничений – некоторые из наиболее затейливых полотен и скульптур Пикассо увидели свет, когда художнику было семьдесят-восемьдесят лет.
Креативность и новаторство можно воспитать в процессе изучения окружающей среды, поощряющей любознательность, терпение, открытость новым идеям, доверие на высшем уровне и обучение путем проб и ошибок. Как и любые другие навыки их можно постепенно развивать. Несмотря на то, что общепринятого, универсального теста на наличие этих навыков не существует, есть сотни оценочных инструментов, каждый из которых измеряет различные аспекты креативности в конкретных сферах, от математики и музыки до письменной речи и робототехники. На протяжении работы по проекту «SARS», участники команды постоянно тренировали навыки креативности и новаторства: они придумали имитационную игру, в которой игроки должны предотвратить вспышку эпидемии атипичной пневмонии в фантастической стране Азитвон. Ребята разработали анимацию, демонстрирующую результат действия вируса, а также придумали, как можно проиллюстрировать часто очень сложные медицинские понятия. Участники проекта «SARS» оттачивали многие сложные умения, в результате чего повысился уровень креативности и новаторства. В основе творческой (креативной) работы лежит креативное мышление, тесно связанное с критическим мышлением и решением задач. Сотрудничество с целью совершенствования и модернизации творческих идей само приобретает творческий характер и ведет к полезным практическим нововведениям, что высоко ценится в обусловленной инновациями экономике 21 века. Для развития специфических аспектов креативности и новаторства было разработано множество упражнений. Одним из популярных примеров таких упражнений является карточная игра Роджера фон Ойха «Чудная креативная колода» — методики по развитию творческих способностей. Две карты из этой колоды представлены в качестве образца на Рисунке 3.3.
Один из наиболее эффективных способов развития творческих навыков это разработка серьезных проектов, в которых учащиеся должны найти решение практических задач, таких как, например, конструирование солнечной рубашки, надевая которую в солнечную погоду, можно было бы заряжать сотовый телефон. (К обсуждению разработки проектов мы вернемся в третьей части книги.) Рис. 3.3. Карты из «Чудной креативной колоды» Критическое мышление и принятие решений, коммуникация и сотрудничество, креативность и новаторство – вот три самых важных набора навыков в нашем инструментарии для обучения, работы и жизни в 21 веке. Технологии и инструменты знания нашего времени заключаются в том, чтобы включить в работу эти учебные и новаторские умения и навыки. Здесь мы подходим к трем следующим навыкам, речь о которых пойдет в следующей главе: информационная грамотность, компетентность в вопросах средств информации, грамотность в области цифровых технологий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|