Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Компетентность в вопросах информационных и коммуникационных технологий.




Рис. 4.1. Радуга знаний и навыков 21 века

Информационная грамотность

В 21 веке каждому из нас будет необходимо повышать уровень владения информацией, информационной грамотности. На работе, в школе, дома, в общественных местах – повсюду будут возрастать требования к следующим нашим способностям:

рационально и эффективно получать информацию;

критически, со знанием дела оценивать информацию;

правильно и креативно использовать информацию.1

Для того чтобы воплотить в жизнь проект «SARS» и создать веб-сайт для школьников, необходимо было собрать, проверить, сравнить, проанализировать, обобщить и визуализировать колоссальное количество медицинской, научной, социологической и государственной информации.

Ребята должны были удостовериться в том, что информация достоверная, точная и надежная. Им нужно было решить, какая информация является наиболее полезной и интересной, и как ее систематизировать и представить, чтобы поддерживать интерес пользователей – таких же школьников, как и они сами.

Им также пришлось иметь дело с некоторыми этическими аспектами: при таких крупномасштабных вирусных пандемиях, как атипичная пневмония, всегда встает вопрос о том, кто должен быть проинформирован в числе первых? Каким образом сообщать информацию о превентивных мерах к распространению болезни? Поможет ли веб-сайт людям лучше разобраться в болезни или только вызовет еще больший страх?

Школьники, работавшие над проектом «SARS», применили все навыки, составляющие «Информационную грамотность» в рамках программы «P21».

Существует много доступных онлайн ресурсов, помогающих формировать навыки информационной грамотности (см. Приложение 1). Одни из лучших предлагает Американская ассоциация школьных библиотекарей (AASL), представители которой уверены в том, что именно библиотекари становятся «направляющими в мире цифровых технологий», которые борются за эффективное использование информационных технологий в школах (см. Приложение 1). Их многочисленные публикации и руководства по информационной грамотности доходчиво разъясняют такие проблемы, как значимость в исследовании первичных источников, по сравнению со вторичными, и то, как определить достоверность информации, доступной онлайн, используя дополнительные доказательства из множества надежных источников.

Получение, оценка, распространение информации, умение с ней обращаться, а также использование информационных ресурсов эффективно и должным образом – это только некоторые из навыков, которые определяют цифровую грамотность 21 века. Также очень важно разбираться в том, как использовать различного рода информационные средства для передачи сообщений, какое из множества доступных сегодня средств информации выбрать и как делать сообщения эффективными.

Навыки информационной грамотности

Учащиеся должны уметь:

Получать и оценивать информацию

рационально и эффективно получать информацию;

критически, со знанием дела оценивать информацию;

Использовать информацию, уметь с ней обращаться

использовать информацию правильно и креативно, принимая во внимание специфику рассматриваемой проблемы;

управляться с потоком информации из самых разных источников;

При получении доступа к информации, ее использовании руководствоваться основополагающими принципами этики и законами.

Источник: Авторское право © Партнерство по поддержке навыков в 21 веке. Перепечатано с разрешения Партнерства по поддержке навыков в 21 веке, www.21stcenturyskills.org.

Далее мы переходим к навыкам, связанным со средствами передачи информации.

Компетентность в вопросах средств передачи информации

Обладая широким выбором средств информации и цифровых носителей информации, школьники 21 века должны понимать, как лучше всего использовать доступные медиа-ресурсы для обучения и медиа-инструменты для создания привлекательных и эффективных продуктов коммуникации, таких как видео/аудио подкасты и веб-сайты.

Согласно Центру медиа-грамотности, компетентность в вопросах средств информации обеспечивает «получение доступа к информации, анализ, оценку и созданию различных форм сообщений, формирует понимание роли, которую играют средства информации в обществе, а также развивает необходимые исследовательские навыки и навыки самовыражения».2

В данном контексте «Медиа-грамотность» относится к способам доставки сообщений (печатные издания, графические средства, аудио, видео, веб-сайты и т.д.), созданию сообщений для определенного способа доставки – например, графического интерфейса веб-сайта, — а также к воздействию, которое оказывают аудиовизуальные сообщения на аудиторию. Как продемонстрировали участники команды по проекту «SARS», требуется высокий уровень компетентности в вопросах средств информации, для того чтобы: выбрать верный способ передачи информации по определенной теме; получить необходимые разрешения на использование авторских материалов других людей; спроектировать и создать веб-страницы, графику, анимацию, видео, игры (в том числе, необходимо выбрать правильные цифровые инструменты для выполнения этих задач); и даже выбрать оптимальные методы коммуникации для того, чтобы привлечь внимание других школьников к своей работе.

Навыки медиа-грамотности

Учащиеся должны уметь:

Анализировать средства информации

понимать, как, почему и для каких целей создаются медиа-сообщения;

рассматривать различные интерпретации сообщений; изучать, каким образом в средствах информации учитываются (либо не учитываются) различные системы ценностей и точки зрения, и как средства информации влияют на убеждения и поведение людей;

при получении доступа к медиа-ресурсам и их использовании руководствоваться основополагающими принципами этики и законности;

Создавать медиа-продукцию

разбираться в наиболее подходящих инструментах создания информационных ресурсов и использовать их;

Иметь представление о том, какие обороты речи и толкования наиболее целесообразно использовать в полиязычных условиях.

Источник: Авторское право © Партнерство по поддержке навыков в 21 веке. Перепечатано с разрешения Партнерства по поддержке навыков в 21 веке, www.21stcenturyskills.org.

Все эти навыки участвуют в формировании компетентности в вопросах средств информации.

Такие организации, как Центр медиа-грамотности, предлагают широкий спектр обучающих ресурсов самой разнообразной тематики: от влияния средств информации на уровень распространения среди молодежи привычки к курению до влияния, которое оказывают звезды (известные личности) на систему ценностей молодых людей; от истории средств визуальной коммуникации до техник съемки и монтажа, используемых в документальных фильмах. (для получения дополнительной информации см. Приложение 1)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...