12.Изобразительное искусство Средневековья (архитектура, скульптура, живопись).
12. Изобразительное искусство Средневековья (архитектура, скульптура, живопись). Архитектура. В период Средневековья развивалась архитектура, скульптура, живопись. Все по заказу церкви. Церковное строительство особенно усилилось около 1000г. в связи с ожидавшимся концом света. С этого времени использовали камень. Толстые, мощные стены с узкими окнами. Этот стиль получил название романского. Пример - Собор Нотр-Дам в Пуатье. К12в. появился новый стиль - готика. Черта готики - устремление зданий ввысь. Огромные окна, украшенные витражами. Готические соборы были вместительны, высоки, нарядны, зрелищно декорированы . Пример - Вестминстерское аббатство в Лондоне. В 14в. готический стиль развился - «пламенеющая готика» - здания украшались тончайшей резьбой по камню - каменным кружевом.
Скульптура. Для скульптур романтического стиля характерен полный отказ от реализма в трактовке природы и человеческого тела. Скульптура в средние века была неотделима от церковного строительства. Соборы украшались множеством статуй «святых», епископов, королей. В скульптуре очень тонко прорабатываются черты лица и руки. По мнению духовенства, искусство должно было служить «библией для неграмотных». Стены храмов были расписаны картинами, с которых на молящихся смотрели суровые лица святых и самого бога. Изображения страшных мук грешников в аду должны были приводить верующих в трепет. Статуи и живописные изображения «святых» были непомерно вытянуты или сильно укорочены. В то время художникам ещё не были известны законы перспективы, и поэтому фигуры на их картинах кажутся плоскими. Средневековые мастера часто придавали фигурам неестественные позы и жесты для того, чтобы сильнее передать такие религиозные чувства, как вера в бога или раскаяние в грехах. И действительно, многие статуи и живописные изображения поражают своей выразительностью. Талантливым мастерам нередко удавалось отразить в них то, что они наблюдали в жизни.
Золотых и серебряных дел мастера изготавливали уникальную церковную утварь, украшенную филигранью, полудрагоценными камнями, выемчатыми эмалями. Использовалась резьба по слоновой кости. Все эти различные техники использовались для изготовления пластин для облицовки алтарей, окладов книжных переплётов, чаш для омовения рук, подсвечников, процессионных крестов, ларцов и т. д. Живопись. Церковь была главным заказчиком произведений искусства. И в проповедях церкви и в сознании народа жила идея греховности мира - контраст духовной экспрессии и внешнего уродства облика. Исключительно церковная была и настенная живопись - плоскостная. Сцены страшного суда и апокалипсиса - ведущий сюжет. Сохранились картины-иконы, написанные на деревянных досках в технике темперы, отличаются яркими красками и обилием золота. Обычно главный персонаж картины находился в центре, и по размерам превосходил фигуры стоящие рядом.
13. Театр Средневековья (литургическая и полулитургическая драмы, миракль, моралите, мистерия, фарс). Театр Средневековья отражает столкновение народа и церковников. Церковь была действенным орудием феодалов и подавляла все земное, жизнеутверждающее, а проповедовала аскетизм и отречение от мирских утех. Литургическая и полулитургическая драма. Церковники стремились использовать театр в своих пропагандистских целях В связи с этим к IX веку возникла театрализованная месса, был разработан метод чтения в лицах легенды о погребении Иисуса Христа и его воскрешении. Из таких чтений родилась литургическая драма. Литургические драмы разыгрывали священники, поэтому латинская речь, напевность слабо воздействовали на прихожан. Церковники приняли решение о том, чтобы приблизить литургическую драму к жизни и обособить ее от мессы.
Полулитургическая драма. Церковь стремилась подчинить себе театр. Литургические драмы стали ставить не в храме, а на паперти. Таким образом, в середине XII века возникла полулитургическая драма. После этого церковный театр попал под влияние толпы. Она стала диктовать ему свои вкусы, заставляя давать представления не в дни церковных праздников, а в дни ярмарок, заставили перейти на понятный народу язык Темами для полулитургической драмы были библейские эпизоды, истолкованные на бытовом уровне. Миракль. Все события в миракле заканчиваются благополучно благодаря вмешательству высших сил. В 1200 году была создана пьеса «Игра о святом Николае». По сюжету один из христиан попадает в плен к язычникам. Спасает его от этой напасти только Божественное провидение, т. е. в его судьбу вмешивается святой Николай. В том, что возник миракль, виновато время. Весь век, полный войн, кровавых расправ, объясняет дальнейшее развитие миракля. С одной стороны, крестьяне во время восстаний брались за топоры и вилы, а с другой – впадали в набожное состояние. Из-за этого во всех пьесах возникли элементы критики, наряду с религиозным чувством. Дальнейшее развитие средневекового театра дало толчок для создания нового, более универсального жанра – мистерии. Мистерия. В XV—XVI веках наступило время бурного развития городов. Горожане почти избавились от феодальной зависимости. Мистерия стала отражением процветания средневекового города. Постановки мистерий осуществляли не церковники, а городские цехи и муниципалитеты. Авторами мистерий стали драматурги нового типа: ученые-богословы, врачи, юристы и пр. В представлениях обычно принимали участие сотни человек. Постановки мистерий на городских улицах и площадях оформлялись при помощи разных декораций. Мистерии были полны религиозных чудес, требовалось наглядно их продемонстрировать. Например, убийство сопровождалось лужами крови. Актеры прятали под одеждой бычьи пузыри с красной жидкостью, ударом ножа протыкали пузырь, – и человек обливался кровью. Самой известной мистерией раннего периода является «Мистерия Ветхого Завета», состоящая из 50 000 стихов и 242 персонажей.
Моралите. В пьесах моралите нет церковных сюжетов. Главные персонажи – аллегорические герои, каждый из которых олицетворяет человеческие пороки и добродетели. Персонажи не имеют индивидуального характера, в их руках даже реальные вещи превращаются в символы. Например, Надежда выходила на сцену с якорем в руках, Себялюбие постоянно гляделось в зеркало и т. д. Конфликты между героями возникали из-за борьбы добра и зла, духа и тела. Основная мысль моралите: разумные люди идут по стезе добродетели, а неразумные становятся жертвами порока. Особенностью моралите - поэтическая речь. Фарс. Во время показа мистерий фарсы вставляли в них тексты. Фарс имел цель критиковать и высмеивать феодалов, бюргеров и вообще знать. Светские и церковные власти реагировали на это гонениями - участников фарсов изгоняли из городов, сажали в тюрьмы и т. д. Кроме пародий, в фарсах разыгрывались сатирические сценки-соти. В этом жанре были шуты, дураки (например, дурак-солдат, клерк-взяточник). В основе фарсовых сюжетов лежат бытовые истории, высмеиваются солдаты-мародеры, монахи, торгующие индульгенциями, жадные купцы, не остаются в стороне и крестьяне. Фарс считался народным театром. Постановки фарсов осуществлялись силами любительских обществ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|