2.3. Совершенствование лидерских навыков у молодежи в студенческой среде вуза.
При изучении опыта организации образовательного процесса было выявлено, что лейтмотивом современной парадигмы образования является непрерывный характер обучения, совершенствование в течение всей жизни, как в профессиональном, так и в личностном плане. В результате анализа накопленного исследовательского опыта, методических материалов, рекомендаций, способствующих развитию лидерского качества, навыка, потенциала последних лет, опишем некоторые распространенные упражнения, практические задания, которыемогут быть адаптированы к работе в студенческой среде вуза. Мы акцентируем внимание на игровом, интерактивном формате работы, поскольку в данном исследовании считаем его наиболее интересным и эффективным для молодежи. Более того, большое количество упражнений, способствующих проявлению, формированию, развитию и совершенствованию лидерских навыков, отражены в книге М. Кипниса «Тренируем умение вести за собой, быть лидером, «мотором» и вдохновителем». В данной работе автор систематизировал и описал 68 технологий развития управленческих способностей. В результате анализа содержания описанных упражнений, к студенческой среде вуза могу быть адаптированы технологи под следующими названиями: «Визитная карточка», «Из чего же сделан Я», «Матрешка», «С чужого голоса», «Круг и Я», «Волшебный обруч», «Путаница», «Связка», «Переправа», «Первое впечатление», «Печатная машинка», «Аквариум», «Раз – и в дамки», «Никогда не говори «никогда», «Лидер – это», «Без командира», «Энергия воли», «Символ власти», «Управленческий пирог», «Путешествие с дикими гусями», «Заправочная станция», «Рефрейминг», «В десятку», «Харизматическая личность», «Реклама», «Личный багаж», «Дорогой длинной», «Перетягивание газеты», «Играем лидера», «Два на два», «Сказка в шесть кадров», «По одному», «Лабиринт», «Ведущий дискуссии», «Лото», «Стили лидерства», «Шаг за шагом», «Нижеподписавшиеся», «Путь к вершине», «Есть вопрос», «Гротеск», «Тяжелый человек», «Внутренний голос», «Купи-продай», «Обратная связь», Групповой портрет», «Зажги в себе огонь», «Записка для Вас», «Празднуем ошибки», «Над пропастью», «Победа или поражение», «Круиз».
Вышеперечисленные названия несут важность компонента рефлексии, а также включают прохождение тестов, обсуждение стратегии поведения игроков, давать оценку в разнице между смоделированным и реальным поведением. Автор предлагает широкий выбор ролевых игр для глубокого, осознанного погружения участника в моделированную реальность. Не меньшее внимание уделяется заданиям, связанным с модулем индивидуального обучения в виде вопросов для самопроверки. Также подчеркивается важность задавания вопросов при проведении игры, что выступает в качестве стимула к обсуждению той или иной ситуации в группе. Необходимо способствовать формированию и развитию лидерского потенциала на начальном этапе обучения молодого человека. Например, при поступлении студенту рекомендуется чаще поручать ответственные задания, требующие неоднозначного подхода, ориентированные на составление плана действий. Подобный подход позволит раскрыть варианты поведения молодого человека, способы принятия решений, выступит катализатором в формировании гибкости, креативности мышления. Также рекомендуется поручать первокурснику задания, предоставив самостоятельность в подготовке. Создавать ситуации, в которых необходимо определить ответственного за выполнение коллективных заданий с обязательным детальным разбором действий команды уже по итогам деятельности.
При развитии лидерских навыков распространенной техникой является предлагать подготовку устных сообщений по различным темам, предполагающим обсуждение, дебаты. Регулярный анализ позволит закрепить полученные знания и опыт. В ходе лекций важно приводить примеры наиболее успешных руководителей известных компаний, подчеркивать их качества, отмечая, что навыки эффективного руководства важно развивать и совершенствовать. Личности почти невозможно обладать всеми лидерскими качествами и навыками от рождения, многие свойства приобретают в ходе практической деятельности, сталкиваясь с различными ситуациями, формируя багаж знаний и опыта. Важно отметить, что передаче профессионального опыта будет способствовать не только разговоры о примерах, но и организация встреч с молодыми предпринимателями, сотрудниками, занимавшими или занимающими руководящие должности в различных учреждениях. Такое общение является мотивационно формирующим для молодого человека и надолго запоминается. В заключении можно сделать вывод, что процесс формирования лидерских навыковмолодого человека в студенческой среде вуза предполагает следующие элементы: наличие комплекса организационно-педагогических условий, проектно-командных форм деятельности, а также методик формирования лидерских навыковобучающегося в высшем учебном заведении, подкрепленных программно-методическим обеспечением, что выступает в качестве актуального направления исследований по данной теме.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|