1.3. Анализ отечественного и зарубежного опыта развития лидерских навыков у молодежи на примере деятельности студенческой системы самоуправления.
Актуальность развития студенческого самоуправления особенно возросла в последние годы в связи с естественным ослаблением официального государственного и общественного воздействия на студенческую среду и, соответственно, необходимостью более активного подключения самого студенчества к вопросам совершенствования всех сторон его жизнедеятельности. В последнее время органами государственной власти, как России, так и за рубежом уделяется немало внимания вопросам студенческого самоуправления. Данный параграф строится на основе анализа положений отечественных исследователей, которые изучают студенческое самоуправление по следующим направлениям: – общетеоретические основы развития самоуправления в образовательных учреждениях (О. А. Бурякова, И. Б. Игнатова, И. Е. Тимерманис); – управление современным вузом и студенчество (Т. М. Давыденко, В. И. Коваленко, А. Костюченко, Н. Д. Никандров, А. В. Садовничий, М. И. Ситникова, О. А. Чирков и др. )[30, 32, 33]. Появление группы учащихся (актива), которая готова взять часть работы по управлению учебным заведением на себя, пусть даже в области организации студенческих мероприятий, и при этой готовности еще и способна ее выполнять, становится интересна администрации вуза. Представители администрации в этом случае готовы делегировать часть функции по управлению процессами, касающимися студенческой среды. Делегирование подразумевает не только передачу ответственности, но и предоставление соответствующих ресурсов. Если студенты в течение длительного времени достойно выполняют делегированные им функции, то они постепенно становятся незаменимыми для любого учебного заведения.
Говоря о соуправлении, важно подчеркнуть, что студентам важно принимать на себя только те функции, делегируемые им «сверху», через которые они могут реализовать какие-то свои цели, удовлетворить собственные потребности. Участие студентов в управлении учебным заведением является неотъемлемым атрибутом студенческого самоуправления, поскольку без оказания влияния на общее устройство учебной и внеучебной жизни в своем вузе или на факультете студенты не смогут до конца реализоваться как управленцы. Такие навыки студента как управлять процессами внутри «своей организации», а также выстраивать взаимоотношения «организации» со «структурами», которые находятся выше, сформирует у молодого человека понимание процесса управления и готовность к управлению во взрослой жизни[32]. Студенческое самоуправление само по себе уже выступает уникальной школой жизни, формирующей лидерские навыки, навыки гражданина и много других компетенций, но не всегда это ощущается членами актива на практике. Поэтому крайне важно предоставлять возможность студентам поучаствовать в мероприятиях (семинарах, тренингах, выездных конференциях и иных мероприятиях), которые дают осязаемый образовательный эффект. Под осязаемым подразумевается мероприятие, которое, по мнению самого студента, должно быть действительно очень полезным и интересным. Значимость образовательного мероприятия будет для студента более ощутима, если он получит по его окончании подтверждающий документ – сертификат, грамоту, благодарность, то, что можно приложить, например, к портфолио. Самоорганизация подразумевает желание и способность студентов организовать собственное взаимодействие для достижения общих целей. При этом важным признаком является именно самостоятельность в деле организации совместной работы – студенты «сами себя организовали». Когда студенческий совет создается по инициативе «сверху» и действует под «чутким» руководством назначенного сотрудника, студенты не управляют студенческой организацией, а выполняют поручения администрации. При таких условиях молодые люди становятся хорошими исполнителями, но не приобретают навыков эффективных управленцев.
Студенческое самоуправление должно формироваться естественным образом, само по себе. Если студенты не остаются равнодушными созерцателями того, как организована их жизнь в учебном заведении, они создают собственную самоуправляемую организацию и оказывают влияние на управление учебным заведением. Особенно отметим, что активная жизненная позиция, позитивное отношение к жизни, готовность взять за себя ответственность, способность к рефлексии и желание ее осуществлять, наличие организаторских навыков, умение объединять людей для решения социально-значимых проблем составляет основу лидерского потенциала личности. Отечественные и зарубежные исследователи солидарны, что, осуществляя прямую связь учебного процесса с практико-ориентированной средой, повышается активность и инициативность молодого человека, повышается интерес к обучению. По результатам интервью с 40 студентами МГППУ факультета Социальная коммуникация, было отмечено, что личностные и индивидуальные характеристики, а именно управление собой, креативное мышление, инициативность, целеустремленность, стрессоустойчивость, ответственность, уверенность в себе, гибкость, обаяние, харизма, умение слушать лучше способствуют адаптации к профессиональной деятельности, чем знания, которые они получают в результате обучения. В результате было установлено, что вышеперечисленные индивидуальные характеристики студенты могут приравнять к лидерским качествам. Студенты заинтересованы в подготовке как раз в области усвоения практических навыков, а также навыков поведения и выстраивания коммуникации с другими людьми. Практико-ориентированная среда является для них наиболее привлекательной формой развития лидерских навыков. В качестве примера практико-ориентированной среды в высшем учебном заведении молодые люди отметили деятельность студенческого самоуправления.
Значимость студенческого самоуправления, как для европейских стран, так и для Российской Федерации подчёркивается в подписанных документах в рамках Болонского процесса, в Берлинском коммюнике, в которых говорится, что студенческие организации являются равноправными партнерами системы управления вузом. Национальные законы, которые обеспечивают права и обязанности студентов, успешно закрепляются на академическом пространстве Европы и Российского государства. В документах также отмечается, что университеты и студенческие организации должны найти реальные возможности активизации деятельности студентов в системе управления образованием[6, 24]. Кроме того, студенческое самоуправление является одной из основных форм организации контроля и воспитательной работы молодых людей. Студенческое самоуправление способствует самореализации молодого человека, формируя активную личность, а также решает вопросы в различных областях студенческой жизни. Вариативность структур студенческих самоуправлений в разных странах позволят в данном параграфе обосновать особенности данного механизма, детерминированного культурными особенностями, образовательным пространством, и межличностными отношениями. Рассмотрение будет произведено в ракурсе студенческих самоуправлений Германии, Польши, Дании и Норвегии. В Европе уже долгое время существует организация «Национальные союзы студентов Европы» (ESIB), которая объединяет 50 национальных студенческих союзов 37 стран, представляя 10 млн. студентов. Данная организация принимает самое активное участие во всей деятельности, связанной с развитием Болонского процесса. По принятому соглашению на совещание министров образования стран-участниц Болонского процесса каждая страна направляет делегацию, в которую входят 3 представителя министерства, ответственных за высшее образование, один представитель национального союза ректоров и один представитель национального союза (ассоциации) студентов. Современная система высшего профессионального образования в Германии, в рамках которой функционирует студенческое самоуправление, существенно отличается от российской.
Во-первых, школьное образование в Германии продолжается 13 лет, в отличие от школьного российского (11 лет). Немецкие учащиеся поступают в высшие учебные заведения в возрасте 19-20 лет, российские - 17-18 лет. Во-вторых, в вузы Германии поступают молодые люди, окончившие гимназию или общую школу по программе гимназии. Согласно «классификации ЮНЕСКО, уровень знаний учащихся гимназии очень высокий и соответствует уровню студентов 1-2 курсов высших учебных заведений России. В-третьих, главным принципом высшего образования Германии является «академическая свобода», согласно которому свобода предоставлена не только вузам в вопросах управления, но и каждому студенту. В Германии не существует жесткой системы обучения в общем обязательном порядке. Немецкий студент может не посещать занятия со своими сокурсниками, учеба осуществляется индивидуально, в соответствии с выбранной специальностью и ее учебной программой. Молодой человек сам составляет свой учебный план и организует свое время. Самоуправление в вузах Германии – это самостоятельная общественная деятельность студентов по реализации функций управления высшим учебным заведением, которое осуществляется ими в соответствии с целями и задачами, стоящими перед студенческими объединениями. Основными органами студенческого самоуправления, выявленных на основании анализа уставов студенческих объединений, сайтов ведущих немецких вузов, немецкой литературы по вопросам студенческого самоуправления являются: · общее студенческое собрание; · студенческий парламент; · студенческий конвент в вузах федеральных земель Бавария и Баден-Вюртемберг; · всеобщий студенческий комитет; · совет уполномоченных в вузах федеральных земель Бавария и Баден-Вюртемберг; · отделы (рефераты); · совет старейшин; · студенческий совет в вузах федеральных земель Саксония и Саксония-Ангальт; · совет объединения специалистов (профессиональное объединение на факультете)[45, 47]. Самоуправление Варшавского университета ежегодно получает два миллиона злотых или двадцать миллионов рублей от администрации университета. В Польше студенты Варшавского университета пользуются двухэтажным зданием в центре столицы. Распоряжение такими материальными ресурсами предполагает контроль. Отчитываются студенческие лидеры за проведение мероприятий и использование средств перед студентами, интересы которых они представляют по принципу «свой контролирует своего»[29].
Датские студенты оказывают сильное влияние на функционирование университетов. В каждом университете количество студентов в университетских советах разное, но, например, в Архусском университете из 11 членов совета двое - студенты. Студенты также занимают половину мест в институтских советах и комиссиях разного уровня. Согласно закону, регулирующему сферу образования в Дании, университеты обязаны выделять определенную сумму средств на студенческое самоуправление[29]. Органы студенческого самоуправления высших учебных заведений Норвегии довольно влиятельны, поскольку имеют гарантированное представительство во всех университетских советах и комиссиях, а также получают гарантированное финансирование в зависимости от количества студентов, интересы которых они представляют[26]. Студенческий союза Университета Хельсинки существует с 1868 года. За все это время он сумел решить многие проблемы. Прежде всего, он смог обеспечить себе полную финансовую независимость от университета. У него есть свой бюджет, большая часть которого формируется из доходов «бизнес-группы» при Студенческом союзе, и лишь малая часть - из студенческих взносов. На средства своего бюджета Студенческий союз создал работающую сеть практически всесторонней социальной поддержки студентов. Студенты, которые приезжают учиться из разных концов страны, имеют возможность снимать недорогое жилье, питаться в недорогих кафе, пользоваться медицинскими услугами в специальных центрах, получать правовые консультации. Представители Студенческого союза составляют одну треть на всех уровнях управления университетом, то есть могут оказывать реальное влияние на принятие решений. Более того, такова ситуация на уровне всей страны: в законодательстве Финляндии есть специальный закон о студенческом самоуправлении. В частности, в настоящее время в финском парламенте идет борьба вокруг нового закона об образовании, который в некоторых отношениях наступает на права студентов. Студенческие союзы страны принимают активное участие в обсуждении закона, стремясь смягчить его. Сеть органов студенческого самоуправления Финляндии связана со студенческим объединением на уровне Европейского союза[40, 47].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|