Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выводы по главе 1. Глава 2. Пути повышения эффективности развития лидерских навыков у молодежи в студенческой среде вуза.




Выводы по главе 1

Проанализировав положения вышеперечисленных авторов, человек, принявший на себя добровольно большую ответственность, запускающий инициативные действия, авторитет которого детерминирует осознанное согласие, принятие, основанное на уважении, подчинение ему, в понимании данного исследования, является лидером.

В общем значении под лидерством понимается механизм воздействия на группу людей, чтобы повлечь их за собой для совместной реализации управленческих решений по достижению определенных целей.

Под лидерским навыком понимается способность и желание человека воздействовать на аудиторию, проявляясь как лидер.

Лидерские качества выпускника вуза есть интегративное развивающееся в учебном процессе вуза профессионально-личностное качество, характеризуемое наличием и проявлением в учебной и учебно-профессиональной деятельности совокупности способностей, знаний, умений и опыта, обеспечивающих студенту успешные социально одобряемые действия по мотивации, руководству и реализации позитивных социально-профессиональных целей личности, команды или группы.

Обобщив научные материалы отечественных и зарубежных экспертов в области лидерства, выделим следующие наиболее востребованные навыки будущего лидера, развивающиеся в процессе обучения в вузе:

· навык устанавливать межличностные взаимоотношения;

· навык создать приятное первое впечатление, обладание особым обаянием и харизмой;

· навык с интересом слушать и слышать мнение коллектива;

· навык создавать условия в команде для обретения социальной идентичности, формирования дружного коллектива;

· навык находиться в позиции нейтралитета при разрешении возникающих конфликтов между участниками;

· навык разглядеть перспективные идеи;

· навык критически мыслить и объективно оценивать ситуацию;

· навык быстро находить и грамотно использовать информацию;

· обладать организационно-управленческими навыками;

· навык грамотно делегировать задачи, вдохновляя и развивая стремление к ответственности у членов коллектива;

· навык создать ситуации для личностной реализации каждого члена группы.

К организационным формам студенческого самоуправления, способствующим формированию лидерских навыков, можно отнести:

· формы, в которых реализуются управленческие полномочия (студенческий совет, организационный комитет, старостат, совет факультета, группы, а также групповые и факультетские собрания);

· формы, в которых реализуются целевые функции (cтуденческие клубы, студенческое научное общество, спортивный комитет, объединения на факультетах по определенному профилю);

· формы, ориентированные на подготовку студенческого лидера (самопрезентация на первом курсе или профильная смена в лагерях),

· формы, в которых реализуется социальное партнерство (совет молодежи, форум, инициированный по молодежной инициативе);

· формы, в которых реализуется оценка результативности самоуправленческой деятельности (отчеты старост).

 

 

Глава 2. Пути повышения эффективности развития лидерских навыков у молодежи в студенческой среде вуза.

2. 1. Психологические проблемы развития лидерских навыков у молодежи в студенческой среде вуза.

 

В школьные и студенческие годы закладываются основы лидерского потенциала, который впоследствии воспроизводится во взрослой жизни. Успешность осуществления управленческой деятельности во многом зависит от индивидуально-личностных особенностей. Молодой человек каждый день сталкивается с рядом проблемных ситуаций. В результате воздействия различных стрессоров, возрастает нагрузка на внутренние механизмы, позволяющие разрешать и предвосхищать их возникновение, снимать психическое напряжение[2].

Развитие лидерских навыков у молодого человека в студенческой среде вуза – это сложный, многоплановый процесс, который зависит от широкого спектра факторов. Следовательно, процесс адаптации студента-первокурсника к новому образовательному пространству, появление новых учебных дисциплин, выстраивание коммуникативных связей, высокая предметная нагрузка на первых порах обучения существенно отражается на обучающемся. Ни один человек не совмещает в себе «лучших качеств», т. е. качеств, одобряемых обществом, специфика каждой личности уникальна. Человек сочетает в себе бесконечный набор качеств, степень проявления которых зависит от ситуации.

Важно отметить, что в настоящее время в отечественной и зарубежной психологии активно изучается «поведение преодоления» или coping[6]. Копинг – это действия, которые активизирует человек для того, чтобы справиться с проблемными ситуациями, объединяя когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии.

Психологическая значимость копинга заключается в том, чтобы эффективнее адаптировать человека к ситуации, ориентировать на принятие ответственности за свои действия, выработать устойчивость и, таким образом, погасить стрессовое действие ситуации. Главной задачей копинга является обеспечение и поддержание благополучия человека, физического и психического здоровья и удовлетворенности социальными отношениями.

Детерминантами преодолевающего поведения являются не только сами ситуации и их личностный смысл для субъекта, но и индивидуально-психологические, характерологические особенности личности. Весьма важным для данной работы являются взгляды исследователей Я-концепции личности, позитивный характер которой способствует тому, что личность чувствует себя уверенной в своей способности контролировать ситуацию. В результате исследования было выявлено, что действующая Я-концепция лидера строится в текущий момент, но она также основана на более стабильных я-концепциях и идентичностях, хранящихся в долговременной памяти индивида[42].

Для лучшего понимания приведем пример исследования копинг-стратегий в группе студентов-первокурсников в составе 20 человек Финансовой академии при Правительстве РФ. В результате проведенного анализа было отмечено, что больше половины опрошенных студентов(60%) верят в свои силы и успех, позитивно настроены на будущее и предпринимают активные действия, чтобы достичь целей. 30% группы довольствуются тем, что имеют. Меньшинство составили студенты, которые больше надеются на удачу, чем на свои силы(10%). Для 60% характерны уверенность в своих силах, понимание ответственности за действия, они чаще вступают в социальный контакт. Для 30% характерна стратегия избегания или пассивности, проявляющаяся в уходе от разрешения проблем и низкий уровень вступления в социальный контакт. Для 10% характерны пассивные действия, но уверенность в благоприятном исходе событий[6].

С точки зрения данной научной работы, исследование студентов Финансовой академии при Правительстве РВ может быть адаптировано для изучения проблем развития лидерского потенциала учащихся.

Изучая научные труды американского психолога Г. Олпорта, было выявлено, что в качестве основы, структурирующей данное явление, является понятие установки. Важной для данного исследования является позиция Г. Олпорта, что установка объясняет механизмы влияния внешней среды на поведение человека и включает в эту систему личность, его индивидуальность. Внешнее негативное событие большой интенсивности определяет поведение человека в соответствии с его индивидуальными установками[36].

Также в нашем исследовании мы придерживаемся понимания установки с точки зрения грузинского психолога Узнадзе Д. Н., определившего установку как своеобразное неосознаваемое и непосредственно не переживаемое изменение функционального состояния нервной системы [2]. Одной из особенностей такого состояния является то, что оно полностью обусловлено серией проб, предшествующих критическому опыту. В процессе исследования определено, что травмирующие события большой интенсивности, которые человек в силу недостаточности своих знаний, возможностей преодолеть не смог, вызывает у субъекта состояние, соответствующее понимаю установки у Узнадзе Д. Н.

Содержанием такой установки является то, что негативные события воспринимаются субъектом как неподконтрольные. Важно отметить, что при влиянии на поведение один раз, установка не исчезает. Активированная установка сохраняет в себе готовность актуализироваться снова, лишь только вступят в силу подходящие для этого условия[36].

В данном исследовании мы придерживаемся позиции, что наличие у молодого человека фиксированной установки на неподконтрольность событий, формирует инфантильность студента, подсознательный запрет, страх к действию. Негативная установка по отношению к собственной деятельности может являтьсяфактором отсутствия желания проявлять лидерские навыки, отсутствия желания участвовать в студенческой жизни. Уровень готовности индивида к развитию, его мотивационная ориентация развиваться в полной мере позволит принять «вызывающие» события как стимул думать о своем собственном развитии, о развитии навыков как о возможности улучшить свою лидерскую эффективность. Непроявленость определенных качеств не означает их отсутствие, это вопрос их подавления, страха проявлять, самоконтроля.

Позиция данной исследовательской работы заключается в том, что для эффективного развития лидерских навыков в студенческой среде вуза, прежде всего, молодому человеку необходимо развивать рефлексивные навыки, т. е. навыки, ориентированные на самоанализ. Рефлексия позволит повысить личностную эффективность путем развития уверенности в себе, приобрести навыки уверенного поведения, научиться эффективным способам самореализации, повысить самооценку и самоуважение, раскрыть личностный потенциал и выработать уверенность в его реализации.

Важно, чтобы в процессе совместной деятельности профессорско-преподавательскому составу не нужно было постоянно удерживать интерес к процессу обучения молодого человека. Важно, чтобы молодой человек сам решил для себя важность развития того или иного навыка.

В данной работе предлагается выявлять иррациональные мысли и убеждения молодых людей средством индивидуальной рефлексивной деятельности. Затем направлять установки на позитивный лад, способствующий мобилизации внутренних психологических ресурсов и укреплению уверенности в собственных силах. Таким образом, уверенность и принятие ответственности за свои действия создает почву для развития лидерского потенциала личности. Активное привлечение прошлого опыта педагогов способствует мотивации студентов, повышая заинтересованность в личностном развитии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...