Таблица 1. Рекомендации студенту при создании траектории личностного роста. 3.2. Критерии оценки сформированности лидерских навыков у молодежи в студенческой среде вуза.
Таблица 1. Рекомендации студенту при создании траектории личностного роста
3. 2. Критерии оценки сформированности лидерских навыков у молодежи в студенческой среде вуза.
1. Наличие глубоких представлений о сильных и слабых сторонах своей личности, а также о зонах роста; 2. Вовлеченность субъекта в процесс коллективной деятельности; 3. Инициативность; 4. Наличие ответственного отношения; 5. Наличие навыков самоконтроля и самоорганизации; 6. Наличия стремления к организации коллективной деятельности; 7. Стремление грамотно разрешать конфликтные ситуации; 8. Наличия стремления к справедливому распределению обязанностей внутри коллектива; 9. Умение ставить цели, отличить главное от второстепенного; 10. Готовность к преодолению препятствий. Сформированность данных навыков может проявляться у субъектов на низком, среднем и высоком уровне. Низкий уровень предполагает слабое овладение навыком, отсутствие интереса к его развитию и стремления к самосовершенствованию в рамках данного навыка. Средний уровень предполагает проявление навыка и овладение им в зависимости от ситуации, стремление к совершенствованию навыка в рамках заинтересованности в ситуации и в зависимости от условий. Высокий уровень овладения навыком характеризуется ярким проявлением навыков и интересов к самосовершенствованию в рамках навыка вне зависимости от условий.
Представления о сильных и слабых сторонах своей личности, а также о зонах роста дает человеку глубокий самоанализ, который возможен при владении информацией о базовых принципах психологии. Понимание многих механизмов, лежащих в основе человеческой личности, в том числе глубинных мотивов и устремлений, можно получить только посредством самоанализа, также посредством него можно получить и адекватную самооценку, с которой начинается самовоспитание, лежащее в основе культивации волевых навыков личности. Самооценка формируется путем сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности. Адекватная самооценка позволяет правильно сформулировать цели самовоспитания. Самооценка может формироваться и в тех случаях, когда субъект выявляет мнение о себе и своих поступках у людей, с которыми контактирует в семье, в учебном заведении, на отдыхе, критически сопоставляет себя с окружающими. Если результат этих контактов — заниженная самооценка, человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия. Он теряет уверенность в себе, ему становится труднее работать, сложнее контактировать с коллегами, устанавливать контакты с людьми, что создает сложности для культивирования волевых навыков. Казалось бы, в таком случае завышенная самооценка является благоприятным качеством для развития лидерских навыков, но в этом случае человек теряет способность прислушиваться к мнению коллектива и адекватно оценивать способности и вклад в общее дело его остальных членов, что создает дополнительные сложности при коммуникации и управлении коллективом. Критерий наличия у человека склонности к самоанализу сложно поддается выявлению, но высокий уровень овладения этим навыком выдает адекватная самооценка, способность к переосмыслению продуктов своей деятельности, стремление к анализу поступков других людей. Если человеческий уровень овладения навыком рефлексии низкий, то результаты самоаналитической деятельности весьма поверхностны, а сама деятельность практически не вызывает интереса.
Оценка критерия вовлеченности субъекта в процесс коллективной деятельности определяется наличием или отсутствием у человека активного интереса ко всем аспектам коллективной деятельности. Навык на необходимое время сосредоточить внимание и удерживать заинтересованность в происходящем, поддерживая свой интерес в активном состоянии – важный этап при последовательном культивировании лидерских навыков. Из собственной заинтересованности и активности проистекает способность заинтересовать и включить в действие остальных участников коллектива, что является одной из важнейших особенностей лидера, ведь живой интерес одного из участников коллектива к деятельности заразителен – при его наличии остальные также начинают проявлять большую активность при решении поставленных задач. Из постоянно проявляющейся заинтересованности произрастает активная жизненная позиция – спутник любой успешной личности. Наличие высокого уровня вовлеченности субъекта в процесс коллективной деятельности также выдает способность самостоятельно предлагать пути решений возникающих при деятельности проблем, стремление отстаивать выбранную позицию и при необходимости вступить в дискуссию. При низком уровне вовлеченности субъекта в процесс коллективной деятельности интерес к деятельности практически не проявляется, что характеризуется слабой активностью и неспособностью к предложению коллективу своих вариантов действия и решения проблем в возникающей ситуации. Оценка критерия инициативности определяется наличием или отсутствием у субъекта навыка активного предложения коллективу определенного вида деятельности, а также стремлением к отстаиванию своей позиции относительно выбранной деятельности, либо отсутствием такового. Инициативность – это активная направленность личности на совершение действия, это волевое усилие, направленное не только на преодоление собственной инертности, но и на самоутверждение, придание волевому акту определенной направленности. С инициативы начинается любой волевой акт, и она тесно связана с самостоятельностью, которая является сознательной и активной установкой личности не поддаваться влияниям различных факторов, критически оценивать советы и предложения других лиц, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Проявляя инициативу, т. е. предлагая некий вид деятельности, человек проявляет настойчивость – качество личности, проявляющееся в умении мобилизовать свои силы и ресурсы для борьбы с возникающими трудностями, преследуя поставленные цели. Также инициативность связана со смелостью и определенной долей ответственности за предложенное дело.
Высокий уровень инициативности предполагает стремление и навык настойчиво предлагать свои варианты деятельности, включая новые для коллектива ее формы. Низкий уровень инициативности характеризуется отсутствием стремления к предложению коллективу своих вариантов деятельности, а также неспособностью проявлять настойчивость, либо отягощенностью такой необходимостью. Оценка критерия ответственного отношения определяется желанием и навыком субъекта нести ответственность за свои решения и действия внутри коллектива. Но осознание ответственности само по себе результатов не дает и не культивирует необходимых навыков – нужны четкие планомерные действия, направленные на исправление допущенных ошибок, на повышение уровня собственной образованности. Понимание последствий своих действий помогает лучше принимать решения, лучше рассчитывать собственные возможности и возможности других членов коллектива. Ответственный человек пользуется большим доверием, что немаловажно для успешной коммуникации внутри коллектива, так как за ним закрепляется звание честного и порядочного. Также чувство личной ответственности учит доверять самому себе, что необходимо для культивации лидерских навыков. Одним из аспектов ответственности как социальной ценности является договорённость. Члены коллектива постоянно договариваются о чем-то. Договариваться – это значит давать обещания и выполнять их в срок.
Следующим аспектом ответственности как социальной ценности являются обязательства. Зачастую потенциальный лидер коллектива склонен брать на себя максимум негласных обязательств, которыми впоследствии тяготится, т. к. с течением времени от него ожидают постоянного их исполнения. Поэтому объем взятых обязательств должен быть соразмерен навыкам конкретного человека к их своевременному исполнению. Развитое чувство ответственности помогает исполнять все устные договоренности и негласные обязательства и, следовательно, поднять уровень доверия членов коллектива, что является большим подспорьем для потенциального лидера. Высокий уровень овладения навыком ответственности характеризуется стремлением брать на себя определенные обязательства и своевременно их исполнять, не говоря уже об исполнении устных договоренностей. Низкий уровень овладения навыком ответственности характеризуется отсутствием стремления брать на себя обязательства, отягощенностью необходимостью исполнять устные договоренности. Оценка критерия наличия самоконтроля и самоорганизации определяется уровнем овладения такими навыками как пунктуальность, управление временем, навыком упорядочивать пространство вокруг себя, самодисциплина в виде выработки полезных привычек и отказа от вредных. Самоконтроль и самоорганизация – это процессы, посредством которых человек оказывается в состоянии управлять своим поведением, временем и другими ресурсами в условиях влияния социального окружения. Самоконтроль и самоорганизация ценятся в любой профессии, поэтому овладение этими навыками необходимо для успешной карьеры. Здесь проявляются сила воли в значении навыка заставить себя следовать определенному распорядку, выполнять определенные действия для достижения поставленных целей, выдержка, терпение, стойкость, отказываться от немедленного удовлетворения желаний в пользу долгосрочных перспектив. Самоконтроль дает возможности управлять своими действиями и эмоциями, дает спокойствие, основанное на уверенности в собственных силах, способностях и разуме, дает как самоуважение, так и уважение окружающих, дает умение управлять не только собой, но и другими людьми, дает терпение для преодоления внутренних недостатков и внешних препятствий. Самоорганизация дает возможности управлять собственным временем, приобретать навыки контроля за своими и чужими ресурсами. Эти навыки влияют на умение быстро ориентироваться в ситуации и решительно действовать. Организованность, самодисциплина и проявление силы воли в делах способствуют преодолению нерешительности, медлительности, лени. Человек становится более упорным и добивается успехов в выполнении даже рутинных, монотонных задач. Высокий уровень овладения навыками самоконтроля и самоорганизации выдает навык управлять своими эмоциями, развитая выдержка, отказ от удовлетворения сиюминутных желаний в пользу долгосрочных перспектив, навык грамотно распределять временные ресурсы, ориентировка на долгосрочные перспективы. Низкий уровень овладения данными навыками характеризует слабая выдержка, неспособность к отказу от удовлетворения сиюминутных желаний для достижения поставленной цели, отсутствие пунктуальности, ориентировка на сиюминутные задачи.
Оценка критерия стремления к организации коллективной деятельности во многом определяется наличием или отсутствием у субъекта желания и навыка активно побуждать членов коллектива к планированию совместной деятельности. В процессе организации коллективной деятельности идет сплочение коллектива, то есть потенциальному лидеру необходимо проявлять развитые навыки коммуникации: в ход идет и навык убеждать, и ораторское искусство, также необходима тактичность. Стремление к организаторской деятельности может также характеризоваться и постоянным поиском, ориентированностью субъекта на ситуацию потенциального сплочения коллектива вокруг него, будь то какой-либо общий проект, либо просто совместное времяпрепровождение в виде отдыха. Также это стремление характеризует и поиск творческих и креативных методов влияния на работоспособность коллектива. Высокий уровень стремления к организаторской деятельности определяется навыком четко выделять командные задачи, активно побуждать коллектив к планированию совместной деятельности. Низкий уровень характеризуется слабым интересом к организаторской деятельности, либо его отсутствием. Оценка критерия навык разрешать грамотно конфликтные ситуации кроется в наличии, либо отсутствии такого стремления. Тот, кто умеет грамотно разрешать конфликтные ситуации, несомненно, пользуется большим доверием внутри коллектива. Здесь важно развитие таких навыков как навык договариваться, опять же развитие навыков коммуникации, навык помогать при разрешении конфликтов, но не решать их за самих участников. Необходимо наличие чуткого отношения к проблемам участников коллектива, навык спокойно выслушать все стороны конфликта, что также требует навыка самоконтроля, а также наличие чувства юмора для своевременной разрядки ситуации. Также необходимо разбираться в отношениях внутри коллектива. Высокий уровень овладения навыком выдает стремление и навык разобраться во внутри-коллективных отношениях, навык активного психологического воздействию, развитый навык договариваться и выслушать чужое мнение. Низкий уровень выдает отсутствие стремления разбираться в конфликтной ситуации, неготовность к активному психологическому воздействию Оценка критерия стремления к справедливому распределению обязанностей внутри коллектива определяется низким или высоким уровнем навыка субъекта подмечать сильные стороны, способности и личностные особенности других участников коллектива, навыка применять индивидуально-личностный подход и разные формы и методы воздействия на коллектив, навыке делегировать решения в рамках командных задач внутрь команды. Главным навыком потенциального лидера здесь являются четкое понимание своей функции, а также функций других членов коллектива на разных этапах совместной деятельности, навык тактично осуществить контроль. Также немаловажными факторами являются навык ставить промежуточные задачи, уверенность субъекта в правильности и правомочности своих действий и грамотное применение принципа внутреннего стимулирования за счет успешного взаимодействия и решения поставленных задач, а также принципов командной работы и взаимопомощи. Высокий уровень овладения навыком характеризуется внимательностью к способностям и личностным особенностям членов коллектива, наличием организаторской проницательности, стремлению к распределению обязанностей соразмерно способностям членов коллектива, стремление к взаимной реализации способностей, уверенность в своей компетентности. Слабый уровень овладения навыком предполагает отсутствие интереса к распределительной деятельности, недостаточная уверенность в своей компетентности и действиях. Оценка критерия навык постановки целей и навык отличить главное от второстепенного состоит в способности, либо неспособности субъекта определить цель совместной работы, определить первостепенные вопросы и уделить им должное внимание. Также важен и навык предвидеть приближение возможных проблем. Основа навыка отличить главное от второстепенного лежит в рациональном мышлении, которым потенциальный лидер непременно должен обладать для успешного решения проблем, ведь навык различить главное и второстепенное помогает избежать бессмысленной траты временных и трудовых ресурсов. Необходимо также навык анализировать и подводить итоги. Целеустремленность, нацеленность на конкретный и достижимый результат – обязательный атрибут любого лидера, так как стратегические навыки при культивации лидерских навыков важны так же, как и тактические. Правильная постановка цели помогает яснее и ярче представить образ желаемого будущего и грамотно распланировать дальнейшую деятельность. Также необходимо доносить важность поставленной цели до всех участников коллектива. Эти навыки во многом связаны со способностью к самоорганизации. Высокий уровень овладения навыком характеризуется навыком избрать достижимую и четкую цель любой работы, а также стремлением планировать этапы активного продвижения к этой цели, навыком определять задачи первой важности. Низкий уровень характеризуется слабо проявленной целеустремленностью и равнодушным отношением к важности постановки цели и первоочередных задач. Оценка критерия готовности субъекта к преодолению препятствий лежит в вере, либо неверии в собственные силы. Уверенность в собственных силах – также отличительная черта человека с развитыми лидерскими навыками. Для реализации принципа самоуверенности необходимы позитивный настрой, позитивная самооценка, доверие себе, расширение кругозора, соблюдение принципа постоянного движения вперед. Человек, верящий в собственные силы, даже в критической ситуации может пережить состояние эмоционального подъема, не говоря уже об обычной деятельности. Вера в свои силы также заразительна – уверенность в таком человеке передается и участникам коллектива, что отражается и на доверии к нему, и на скорости и качестве выполнения совместной работы. Также это положительно сказывается и на личной продуктивности. Вера в свои силы, как и готовность к преодолению препятствий тесно связана с позитивной оценкой себя и своих способностей. Готовность к преодолению препятствий важна уже на этапе планирования деятельности, т. к. от нее во многом зависят и навыки к предвидению возможных проблем (здесь немалую роль играют опыт и компетентность потенциального лидера). Также она зависит от навыка преодолевать трудности и бесстрашного к ним отношения. Активная жизненная позиция, развитое чувство юмора, решительность настойчивость помогают успешно преодолевать препятствия помимо уверенности в своих силах, поэтому эти качества также подлежат культивации и оценке. При высоком уровне владения навыком в совместной деятельности коллектива присутствует позитивный настрой, эмоциональный подъем в виде положительных эмоций, инициатива от потенциального лидера перенимается членами коллектива более охотно, бесстрашное отношение к возможным неудачам и препятствиям в деятельности, готовность к активному разрешению возможных проблем, а также адекватное принятие критики в свой адрес. Низкий уровень владения навыком предполагает пассивность при столкновении с препятствиями, отсутствие положительных эмоций, страх перед неудачами и неготовность к решению возможных проблем, склонность к самокритике. Лидерские навыки играют большую роль во взаимоотношениях между людьми. Конечно, помимо перечисленных навыков к лидерским навыкам необходимо отнести навык к творчеству (креативность) и навык понять другого человека, встать на его место (эмпатия). Вырабатывать в себе эти навыки для успешного продвижения в жизни – это нелегкий труд, ежедневная, кропотливая работа над собой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|