2.2. Внедрение эффективных методов для формирования лидерских навыков у молодежи в студенческой среде вуза.
Изучая научные труды Э. Тоффлера[44], в данном исследовании определено, что общество прошло в своем развитии две стадии: аграрную и индустриальную. Вторая половина ХХ века была ознаменована переходом к постиндустриальному обществу, обществу информационному, основанному на экономике знаний, став третьей стадией развитиях. Поскольку образование является открытой системой, она не может не реагировать на изменения во внешней среде. Для описания эффективных методов формирования и развития лидерских навыков молодежи в студенческой среде вуза, необходимо отметить современные тенденции в развитии студенческой среды и образовательной системы вузов в целом. К 2025 году почти половина всех вакансий в Европейском союзе будет требовать более высокой квалификации, обычно присуждаемой по академическим и профессиональным программам высшего уровня [26, 33]. Навыки, выработанные в рамках этих программ, как правило, считаются движущими силами производительности и инноваций. Выпускники имеют более высокие шансы на трудоустройство и более высокий заработок, чем люди, имеющие только высшую среднюю квалификацию. Однако в результате исследования общественности на тему модернизации европейских систем высшего образования, выяснилось, что более двух третей студентов и недавних выпускников вузов ощущают несоответствие между наличием выпускников и знаниями и навыками, в которых нуждается работодатель и экономика в целом. Около половины поставщиков услуг высшего образования разделяют эту оценку. В послании Европейской Комиссии Европейскому Парламенту, Совету, Экономическому и Социальному Комитету и Комитету регионов отмечалась необходимость разработки «Новой программы развития навыков для Европы». Содержание послания подчеркивало необходимость активного участия высших учебных заведений на региональном и национальном уровнях, улучшения технологий, методов и результатов обучения, предоставляя квалифицированных специалистов в соответствии с инновациями. В качестве составляющей стимулирования инвестиций в программу развития навыков основными соответствующими инструментами являются Европейский социальный фонд, Европейский фонд регионального развития, Европейский сельскохозяйственный фонд для развития сельских районов, Европейский фонд морского и рыбного хозяйства, Фонд убежища, миграции и интеграции, Horizon 2020 и Erasmus + [26].
В результате анализа научных статей, книг и интернет пространства выявлены следующие тенденции развития университетов и образовательной среды: 1) Глобализация образования и науки в университетах, рост академической мобильности, ориентация на общечеловеческие ценности, выходза рамки национальных государств, реализация идеи «мета-университета», т. е. появление глобальной сети консорциума университетов и корпораций. 2) Замена «знания» «полезным знанием», повлекшее за собой коммерциализацию систем высшего образования, утрату ценности дипломов государственного образца. 3) Цифровизация и информатизацияобразовательного контента, отражающая вариативность и содержательное наполнение образовательных программ, популярность дистанционного образования, массовых открытых онлайн курсов. 4) Индивидуализация обучения, ориентация на формирование личности, самостоятельный выбор предметов и технологий обучения. 5) Феномен Edutainment (education – образование + entertainment – развлечение), т. е. интернет-навигация как элемент самообразования и исследовательской практики в сочетании с активным применением игровых, интерактивных виртуальных форм взаимодействия.
6) Обучение в формате Barcamp, особенностью которого является отсутствие какой-либо последовательности, непроизвольный характер проведениямероприятия, организация открытыхконференцийвформате докладов, тренингов, презентаций, обсуждений и др. [26, 29, 33, 35, 45, 47]. Открытие глобального образовательного электронного консорциума, Калифорнийского Мирового университета в 1982 г. запустило механизм появления и развития новых инновационных моделей высшего образования, которые в наше время реализуются в ряде университетов, как Европы, так и России. Электронная форма обучения интегрируется в программы подготовки различных образовательных направлений на разных этапах обучения, что привело к формированию нового типа информационно-образовательных ресурсов «без границ», к созданию платформ массовых открытых онлайн-курсов, наиболее известными из которых являются Coursera–FreeOnline Courses From Top Universities и EdX Courses. Используя данные платформы, многие отечественные и зарубежные университеты предлагают обширные модули курсов по выбору, предоставляя студенту высокую степень автономии в конструировании своего учебного пространства. Более того, на Coursera и EdX отмечается популярность программ от высших учебных заведенийпо развитию лидерских навыков. ПлатформаCourseraнасчитывает 490 программ, способствующих развитию лидерских навыков, формированию знаний о феномене лидерства от ведущих университетов мира, например, HE CParis, The University of London, Birk beck, Northwestern, Case Western Reserve University, University of Michigan. ПлатформаEdX насчитывает 29 курсов от таких высших учебных заведений, как University System of Maryland, The Georgia Institute of Technology, KTH Royal Institute of Technology, University of Washingtonит. д. Также отметим, что разработка курсов или программ по развитию лидерских навыков молодого человека на данных платформах осуществляется с применением программных решений, автоматизированного проектирования, осуществляющих сборку курса или программы в специализированных программных средах, авторских системах с уникальным, интерактивным наполнением. Исследуя образовательные тенденции развития российского образовательного пространства, важно отметить, что в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013–2020 годы Правительством Российской Федерации утвержден проект «Современная цифровая образовательная среда», который направлен на создание условий для системного повышения качества, расширения возможностей непрерывного образования.
Проект реализуется путем создания цифрового образовательного пространства, доступности онлайн-обучения и направлен на возможность организации смешанного обучения, выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов обучения, самообразование, семейное и неформальное образование. В качестве примера масштабной национальной платформы инклюзивного обучения отметим площадку Открытое образование, где на 2020г. размещено 589 курсов, 6 из которых направлено на развитие лидерских навыков у студентов, 2 от Политехнического университета, 1 – МГУ, 1 – ИТМО, 1 – МГТУ им. Баумана и 1 – МИФИ. Интересно, что на национальной платформе Открытое образование программы развития лидерских навыков представлены техническими вузами. Университетские комплексы, действующие в качестве центров образования, науки, отражающие культуру региона, обладают значительными возможностями непрерывного развития личности, в том числе и ее лидерских навыков. Анализируя вышесказанное, образовательные тенденции в реалиях современности связаны с развитием технологических возможностей, повлекшие популярность онлайн обучения. Динамика развития онлайн обучения демонстрируется ростом доступности онлайн курсов. По данным исследования российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий, объем рынка онлайн образования в России к 2021 году вырастет до 53, 3 млрд. руб., что показывает более чем двукратный рост по сравнению с 2016 годом [50]. Аккумулируя и транслируя инновационный педагогический опыт из зарубежных вузов, университетский комплекс создает современное образовательное пространство, которое может готовить кадры руководителей и ответственных исполнителей, осознано принимающих на себя функции управления и эффективного лидерства в различных направлениях профессиональной деятельности. Цифровизация открывает возможности получения и совершенствования знаний, расширения кругозора, а также предоставляет возможность проектировать индивидуальные образовательные маршруты, т. е. из потребителей электронных ресурсов стать создателями.
Процесс управления цифровизацией в образовательной среде инновационных университетов осуществляется с помощью цифрового маркетинга, направленного на организацию взаимодействия с учебно-вспомогательным персоналом, научно-педагогическими работниками, выпускниками, студентами, абитуриентами с применением спектра цифровых каналов коммуникации. Также управление включает мониторинг изменений по формированию положительного имиджа вуза, стимулирование создания новых цифровых сообществ; разработку персонализированных материалов для студентов[35]. В современных реалиях организации образовательного процесса отмечается высокая доля сетевого самообразования, возрастание сегмента wiki-подготовки и снижение доли аудиторного обучения. Студенческая молодежь все больше учится, а также приобретают лидерские навыки в условиях вне формального образования, т. е. на работе, участвуя в социокультурных мероприятиях или волонтерской деятельности. На основе анализа доклада Открытого университета Великобритании [47]выявлены следующие эффективные формы, принципы организации образовательного процесса для развития лидерских навыков у студенческой молодежи: 1. Массовое открытое социальное обучение – организация сетевого коллегиального обучения в процессе прохождения массовых открытых онлайн курсов. В дополнение к обычным формам дистанционного обучения данный вид предоставляет молодому человеку возможность по конструированию собственной сообщающейся сетевой среды студентов и преподавателей, регулирующей данный процесс по своему усмотрению. 2. «Все свое ношу с собой» – педагогический принцип, при котором используется гаджет, уже имеющийся у студента. Подобный прием экономит финансовые издержки при техническом оснащении аудиторий. Главное, обеспечить доступ к интернету и заранее обговорить со студентом или с группой, для какой цели гаджет будет использован, установить соответствующее приложение. На многочисленных педагогических семинарах неоднократно отмечено, что необходимо использовать то, чем пользуются и интересуются студенты в образовательных целях. Здесь же можно отметить геймификацию образовательного процесса – процесс обучения, в котором обязательным элементом становится обучающая или деловая компьютерная игра.
3. Событийное образование – такой подход в организации педагогического процесса, когда процесс обучения строится на событиях. Такими событиями могут выступать образовательные фестивали, интеллектуальные конкурсы, ярмарки технологий и достижений и т. д. Наиболее эффективным обучение становится тогда, когда оно имитирует реальную деятельность. 4. Образовательный дизайн на основе анализа данных -технология представляет собой стратегию по разработке образовательной траектории курса, которая фокусируется не на содержании, а на технологиях процесса, организуя пошаговую деятельность студента в процессе изучения материала для достижения им наилучшего результата. По окончании курса, либо лекции, происходит анализ данных на основе статистики и вносятся соответствующие изменения. Основное отличие от классических рабочих или методических программ заключается в том, что образовательный дизайн реализуется комплексно, т. е. в сочетании медиа, информационных технологий и преподавания. 5. Метаучеба – это процесс анализа организации обучения, способов достижения образовательных результатов и личностной динамики самим студентом. В отличие от образовательного дизайна, разрабатываемого преподавателями, метаучеба предполагает саморефлексию студента, выступающего в качестве субъекта образования, по поводу его учебы. При таком процессе молодой человек учится учиться, рационально организовывать свой образовательный маршрут, ставить адекватные цели и выявлять маршруты для успешного достижения. 6. Динамическое оценивание – метод оценивания, при котором само оценивание осуществляется не за достижение краткосрочных результатов в рамках одного задания или урока, а в рамках целого модуля или курса. Динамическое оценивание подразумевает не сравнение учеников друг с другом, а оценку его личного роста относительно себя самого. Подобный подход мотивирует студента к достижению еще больших результатов. 7. Сторителлинг в обучении – способ построения процесса обучения в виде истории. Эффектную подачу учебного материала помогут обеспечить развивающиеся в реалиях современности программные продукты. Конструирование сюжета может быть оформлено в виде переписки в сети, контента с использованием юмора и т. д. Важно, чтобы учебный материал был логично структурирован и эффектно подан. 8. Бриколлаж в образовании – подход, при котором в процессе организации учебы используются все подручные материалы, кроме специально созданных для этой цели учебников. Такой подход помогает развивать дивергентное мышление, когда один и тот же предмет, вроде канцелярской скрепки можно использовать совершенно по-разному. 9. Тематическое образование – это принцип, при котором процесс обучения выстраивается не в рамках дисциплин или предметов, а в рамках одной темы, в которой будут отражаться необходимые дисциплины. 10. Образовательный контент вместо учебника –целый комплекс мультимедиа, позволит не только получать информацию, но и конструировать образовательный продукт самостоятельно, проявляя свои творческие способности, реализуя идеи и индивидуальные цели, а не те, что навязывает педагог или общество. Контент может конструироваться в виде образовательного квеста с множеством вариантов развития событий в образовательном процессе. Перечисленные идеи активно используютсяпри выстраивании образовательного процесса, способствуя эффективному получению, так и закреплению знаний, развитию лидерских навыков студентов. Важно отметить, что, несмотря на высокую эффективность получения знаний, формирования умений при индивидуальном обучении, формирование и развитие лидерских навыков молодого человека будет эффективнее в коллективе. Создавать творческий продукт человеку проще наедине, а решать проблему, отрабатывать навыки или выполнять практические задания – коллективно. Поскольку человек является биосоциальным существом, т. е. ориентирован на общество, важно и взаимодействие внутри группы для отработкиполученных знаний, умений, навыков в группе. Отмечается повышенное влияние на человека интеллектуального поля, т. е. когда в одном месте собираются умные люди и работают над одной проблемой, они становятся еще умнее и проблема решается неординарно. В этом отношении не менее важным станет образование через развлечение, способствующее максимальному вовлечению студентов в образовательный процесс, что может поспособствовать повышению эффективности результатов обучения. Таким образом, можно сделать вывод, что российская парадигма образования в реалиях постиндустриального общества требует продолжения конструирования, совершенствования образовательной среды, внедряя новые технологические инструменты, «ресурсы без границ», где будут максимально использованы все возможности и инновационный потенциал для достижения наилучших образовательных и исследовательских результатов. Очищение от национальных, религиозных, политических, идеологических и иных догматов будет способствовать ускоренному развитию. Практика он-лайн курсов и смешанного обучения в развитии лидерского потенциала молодого человека создаст поле безграничных образовательных возможностей, независимо от места проживания, начальных умений, но в соответствии с его интересами и возможностями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|