Раздел 6. Макроэкономическая нестабильность
⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14
Глава 12. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ, БЕЗРАБОТИЦА, ИНФЛЯЦИЯ
В данной главе будут раскрыты объективные причины циклов, их природа, показано воздействие циклических колебаний на национальное производство и занятость.
12.1 Понятие экономического цикла и его фазы
Экономический цикл — регулярные колебания уровней производства, занятости и дохода, продолжающиеся обычно от 2 до 10 лет, относительно векового или долгосрочного тренда. Причины циклических колебаний: а) сезонные колебания экономической активности (летом она снижается в ряде секторов экономики в связи с отпусками, в то время как в сельском хозяйстве усиливается); б) демографические колебания, вызванные, например, заметным падением рождаемости или ростом смертности, в результате чего образуются "демографические ямы", влекущие колебания в динамике численности населения, а следовательно, в уровне занятости с периодом 20—25 лет; в) цикличность обновления элементов основного капитала: производственных запасов (через 3—4 года); машин и оборудования (срок службы — 8—10 лет); зданий и сооружений (20—25 лет). Есть колебания, которые не носят узкоотраслевого характера, а проявляются во всех сферах хозяйственной деятельности через длительные периоды (длинные волны) (около 50 лет). Такие колебания известны в экономической науке как циклы Кондратьева (названы по имени русского экономиста Н. Кондратьева). Длинные волны могут быть связаны и с неравномерностью научно-технической революции. Так, И. Шум-петер выделял следующие волны: 1787—1842 гг. — эпоха первой промышленной революции; 1842—1897 гг. — ускоренное развитие транспорта (строительство железных дорог, паровое судоходство); 1897—1939 гг. — развитие автомобилестроения, химической промышленности, внедрение электричества. Длинные волны оказывают существенное влияние на традиционные промышленные циклы. Если кризис разрастется в период положительной волны большого цикла, то это предопределит его более глубокий и затяжной характер, так же как и повышающаяся волна большого цикла уменьшит издержки традиционного цикла. Некоторые исследователи основу длинноволновых колебаний видели в географических открытиях, воинах, революциях освоении месторождений золота и т, п.;
г) периодическое истощение автономных инвестиций/ д) ослабление эффекта мультипликации; е) колебания объемов денежной массы. Содержание экономического цикла. Цикл имеет два периода: нисходящий (падение производства) и восходящий (рост производства). Пики и впадины характеризуют поворотные точки циклов. "Разрыв ВВП" (gap GDP) — колебания фактического объема выпуска Y вокруг потенциального Y*: Потенциальный ВВП — это такой объем производства, который достигается при полной занятости ресурсов. Полная занятость ресурсов возможна при отсутствии циклической безработицы и означает поддержание доли незагруженных производственных мощностей на уровне 10—20% их общего объема и естественный уровень безработицы в размере 5,5—6,5% общей численности рабочей силы. Фаза роста (рис. 12-1) характеризуется активным вводом в действие новых предприятий и модернизацией старых, ростом объемов производства, занятости, инвестиций, личных доходов, повышением спроса и цен и заканчивается бумом — периодом сверхвысокой занятости и перегрузки производственных мощностей. Во время бума уровень цен, ставка заработной платы и норма процента очень высоки. В высшей точке цикла, называемой пиком, все названные показатели достигают максимального значения. Фаза спада (кризиса) — сокращение объемов выпуска, инвестиций, занятости и доходов.
Фаза депрессии — застой в производстве, вялость торговли, наличие большой массы свободного денежного капитала. В настоящее время понятие депрессии вышло из употребления в развитых странах и используется только в историческом контексте. Однако для некоторых развивающихся рынков (например, России и стран СНГ) оно вполне адекватно отражает ситуацию последних лет. Рис. 12-1. Циклические колебания на фоне долговременного тренда Воспроизводственные функции фаз экономического цикла. Главная (конституирующая) фаза цикла — спад (кризис), поскольку он представляет собой механизм разрушения старых пропорций создавая тем самым условия для будущего развития производства. Свою "очистительную" функцию кризис выползет с помощью механизма цен. Функция депрессии — формирование новой структуры экономики и приспособление экономики к новым пропорциям. Функция оживления — осуществление расширенного воспроизводства и достижение за счет этого докризисного уровня производства. В фазе подъема ускоряются темпы экономического развития и производство напрягает силы за пределы платежеспособного спроса, что усиливает противоречия в механизме воспроизводства.
12.2. Особенности механизма и форм цикла в современных условиях
Справка Характер циклических колебаний и их продолжительность в современных условиях существенно изменились. Эти изменения затронули прежде всего амплитуду колебаний экономической активности: фазы экономического спада стали короче, в то время как фазы подъема производства — продолжительнее. Если в 1854— 1938 гг. экономика США находилась в фазе спада производства 45% календарного времени, то в 1945—1989 гг. фазы спада заняли лишь 26% календарного времени. В то же время уменьшилась и амплитуда колебаний объемов производства. Рост ВВП в фазе подъема снизился с 30,1% в 1919—1938 гг. до 20,9% в 1948—-1982 гг., а его сокращение в фазе спада снизилось с 14,1 до 2,5%. Спад 1990—1991 гг., продолжавшийся 9 месяцев, привел к сокращению реального ВВП всего на 1,4%. Этот спад был более коротким и более умеренным, чем два предшествующих ему спада 1973 — 1975 и 1981 — 1982 гг.
Причины, вызвавшие изменения конфигурации современного цикла: а) монополистическая структура рынков; б) государственное регулирование экономики; в) научно-технический прогресс; г) глобализация производства. Влияние монополии сказывается в том, что падение производства, его остановка происходят при сохранении монопольно высоких цен. Поскольку цены не падают, фирмам удается получать прибыль даже при сокращении производства. В то же время сохранение высокого уровня цен затрудняет процесс единовременного массового обновления капитала. ВЫВОД В современных условиях кризис не может до конца выполнить "очистительную" функцию, не становится исходным пунктом массового обновления техники и технологии, стало быть, не способствует избавлению экономики от старого производственного аппарата. Регулирующая роль государства проявляется в том, что в антициклических целях оно использует бюджетную, налоговую и денежно-кредитную политику. Научно-технический прогресс обусловливает ускорение обновления основного капитала, которое наблюдается на всех фазах цикла, включая даже фазу кризиса. В результате перепроизводство товаров как характерная черта кризиса стало сменяться перепроизводством капитала и хронической недогрузкой производства. Это приводит к размыванию классической, пофазной динамики цикла и циклического характера воспроизводства в целом. В условиях глобализации производства под влиянием международного разделения труда и интернационализации хозяйственных связей цикл стал носить мировой характер. Кризис в одной стране влечет кризисные явления в других странах, в результате чего все мировое хозяйство втягивается в циклические колебания. 3.3. Сущность и формы безработицы. Закон Оукена. Регулирование уровня занятости Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения, способного и желающего грудиться, не имеет рабочего места, дающего право на получение дохода. Международной организацией труда (МОТ) безработица определяется как наличие контингента лиц старше определенного возраста, не имеющих работы, пригодных в настоящее время к работе и ищущих работу в рассматриваемый период. Рабочая сила L — совокупность занятых N и безработных п в стране в данный период:
Обратите внимание! Занятые неполный рабочий день относятся к категории занятых. Норма безработицы Lv — отношение числа безработных к численности совокупной рабочей силы:
Теории безработицы. Представители неоклассической школы рассматривают безработицу как явление добровольное, как нежелание трудиться при сложившейся на рынке труда минимальной ставке заработной платы. В кейнсианской теории безработица трактуется как вынужденное явление, вызванное нехваткой совокупного спроса в экономике, составная часть которого — спрос на рабочую силу. Основные формы безработицы. Фрикционная безработица связана с поисками и ожиданием работы. Это безработица среди лиц, для которых поиск места работы, соответствующего их квалификации и индивидуальным предпочтениям, требует определенного времени. Информация о вакансиях и претендентах на рабочие места несовершенна, и ее распространение требует известного времени. Территориальное перемещение рабочей силы также не может быть моментальным. Часть работников увольняется по собственному желанию в связи с изменением профессиональных интересов, места жительства и т. д. Поэтому фрикционная безработица имеет преимущественно добровольный и кратковременный характер. Структурная безработица связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу. Это безработица среди лиц, профессии которые оказались устаревшими или менее необходимыми экономике вследствие научно-технического прогресса. Структурная безработица имеет преимущественно вынужденный и более долговременный характер по сравнению с фрикционной. Естественный уровень безработицы (уровень безработицы при полной занятости) — сочетание фрикционной и структурной безработицы. Циклическая безработица — отклонение фактического уровня безработицы от естественного. В период циклического спада циклическая безработица дополняет фрикционную и структурную; в периоды циклического подъема она отсутствует. Для измерения издержек циклической безработицы используется методика, предложенная американским экономистом А. Оукеном и получившая в экономической науке название закона Оукена. Закон Оукена связывает колебания уровня безработицы с колебаниями ВВП: где Y - фактический объем производства;
Y* — потенциальный ВВП; — эмпирический коэффициент чувствительности ВВП к динамике циклической безработицы; u — фактический уровень безработицы; u* — естественный уровень безработицы. В соответствии с законом Оукена, если фактический уровень безработицы выше естественного уровня на 1%, то фактический объем производства будет ниже потенциального на ( %.). Справка Коэффициент был определен эмпирическим путем А. Оукеном установившим, что эластичность отношения фактического реального объема производства к потенциальному по изменению уровня безработицы постоянна и равна в США приблизительно 3,0. Это значит, что увеличение безработицы на 1% приведет к потере благосостояния, равной 3% реального объема производства. Коэффициент (число Оукена) различен в разных странах. В первой половине 1990-х гг. в России он был равен 10. Безработицу на естественном уровне следует рассматривать как положительное явление в экономике, в то время как циклическую безработицу — как крайне негативное явление. Циклическая безработица ведет к снижению благосостояния общества в виде потери ВВП и снижению благосостояния граждан из-за падения их доходов. В целом для общества потери от появления каждого безработного сверх естественного уровня складываются из трех элементов: а) уменьшения дохода индивида; б) пособий по безработице; в) уменьшения налоговых поступлений. Государственная полшпика в области занятости должна строиться исходя прежде всего из определения типа безработицы: государство должно бороться не с любой безработицей, а лишь с циклической. При выработке конкретных приемов по сокращению безработицы и увеличению занятости допустимо использовать любые инфляционно безопасные методы: а) совершенствование системы информации о свободных рабочих местах; б) создание и улучшение деятельности бирж труда; в) развитие системы переподготовки кадров; г) создание условий для развития малого и среднего бизнеса; д) разработка специальных целевых программ трудоустроуства молодежи, женщин и работников реструктурируемых отраслей.
12.4. Сущность и причины инфляции, ее виды
Инфляция — это долговременный процесс снижения покупательной способности денег. Дефляция — устойчивая тенденция к снижению среднего (общего) уровня цен. Уровень инфляции (темп роста цен) — относительное изменение среднего (общего) уровня цен. В макроэкономических моделях уровень инфляции может быть представлен как где Р — средний уровень цен в текущем году; Р1— средний уровень цен в прошлом году. Средний уровень цен измеряется индексами цен. Дезинфляция — снижение уровня инфляции (темпа роста цен). Причины инфляции на разных этапах исторического развития были различны. В докапиталистическую эпоху обесценение денег происходило как в результате "изнашивания" монет, так и посредством их умышленной "порчи". Другая причина инфляции в докапиталистический период связана с открытием Америки и освоением золотых рудников на Американском континенте. Массовый приток золота в Европу вызвал инфляционный скачок цен на европейских рынках, получивший название ''революция иен". Однако в этот период инфляция была постепенной и не оказывала существенного влияния па экономику стран. Причины инфляции в современной экономике следует искать в: • государственной монополии на эмиссию денег; • монополии профсоюзов; • монополии крупных фирм на определение цены и в собственных издержках производства. ТИПЫ ИНФЛЯЦИИ Инфляция спроса возникает как следствие избыточных совокупных расходов (совокупного спроса) в условиях, близких к полной занятости. Инфляция издержек возникает как следствие повышения средних издержек на единицу продукции и снижения совокупного предложения. Стагфляция – одновременный рост инфляции и безработицы на фоне спада производства (стагнация в сочетании с инфляцией). Сочетание инфляции спроса и инфляции издержек образует инфляционную спираль, в которой возросшие инфляционные ожидания экономических агентов выполняют роль передаточного механизма. Если правительство и ЦБ не располагают инструментами управления инфляционными ожиданиями, то на основе спирали «заработная плата – цены» возникает гиперинфляция. Она представляет собой неуправляемую инфляцию с быстрым темпом роста цен, которая оказывает особенно разрушительное воздействие на занятость и выпуск, так как в этих условиях экономически выгодно вкладывать средства в спекулятивные операции, а не в инвестиции. Инфляция по – разному влияет на перераспределение доходов в зависимости от того, является ли она ожидаемой или непредвиденной. В случае ожидаемой инфляции получатель дохода может принять меры, чтобы предотвратит или уменьшить негативные последствия инфляции, которые в противном случае отразятся на величине его реального дохода. Непредвиденная инфляция приводит к снижению всех видов фиксированных доходов и «субсидирует» тех экономических агентов, чьи номинальные доходы возрастают быстрее, чем средний уровень цен. В условиях непредвиденной инфляции получатели ссуд выигрывают за счет кредиторов, так как долги возвращаются обесценившимся деньгами. Правительства, накопившие значительный государственный долг, нередко приводит к краткосрочному стимулированию инфляции, которая способствует относительному обесцениванию задолженности
12.5. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса
В краткосрочном периоде между уровнями инфляции и безработицы обнаруживается обратная зависимость, определяемая кривой Филлипса (рис. 12-2). Рис. 12-2. Кривая Филлипса Кривая Филлипса дает упрощенную однофакторную модель инфляции, определяя ее как функцию от безработицы. Она показывает, что безработица ограничивает возможности роста заработной платы, а следовательно, и рост издержек, которые влияют на уровень цен.
Глава 13. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА: ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ И НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА
В данной главе будет конкретизирован сделанный ранее вывод о необходимости государственного вмешательства в деятельность рыночного механизма и рассмотрены конкретные формы и инструменты такого вмешательства. Макроэкономическая роль государства проявляется через проведение денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики. Денежно-кредитная политика проводится через банковскую систему, а налогово-бюджетная — через министерство финансов и другие правительственные ведомства.
13.1. Банковская система: центральный банк и коммерческие банки макроэкономическая роль государства. Структура банковской системы Банковская система в современной рыночной экономике состоит как правило, из двух уровней: центрального банка страны и коммерческих (депозитных) банков. Центральный банк — главный банк страны, который действует как банкир правительства и коммерческих банков, а также как учреждение, ответственное за осуществление денежно-кредитной политики государства. Коммерческий банк — это фирма, предоставляющая финансовые услуги клиентам. Основными функциями коммерческих банков являются привлечение вкладов (депозитов) и предоставление кредита (заемных средств) домашним хозяйствам, местным органам управления. Деятельность КБ носит двойственный характер. Они представляют собой не только кредитные учреждения, но и важные социальные институты. Как коммерческие предприятия, банки заинтересованы в получении максимально возможной прибыли. Как социальные институты они посредством привлечения депозитов и предоставления кредитов могут создавать деньги, т. е. расширять денежное предложение, что отличает их от других коммерческих организаций и финансовых учреждений. Деятельность ЦБ занимает особое место в финансовой и экономической системе страны. Он выпускает в обращение национальную валюту, хранит золотовалютные резервы страны. обязательные резервы КБ, выступает в качестве межбанковской расчетного центра. Он является "кредитором последней инстанции" для КБ, а также финансовым агентом правительства (осУ" ществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих расчетов правительства и т. п.). ЦБ может выступать как продавец и покупатель на международных денежных рынках и координировать зарубежную деятельность КБ. Справка В российской Федерации Центральный банк (Банк России) был создан в 1992 г. на базе Госбанка СССР. Однако свою "родословную" эта структура начинает еще с екатерининских времен, когда были созданы ассигнационный и заемный государственные банки, преобразованные в 1860 г. в Государственный банк России. В отличие от центральных банков западноевропейских стран и США Государственный банк России долгие годы сочетал в своей деятельности эмиссионные и различные торговые операции, особенно в торговле хлебом, экспорт которого был главным источником поступления иностранной валюты в страну. В настоящее время ЦБ РФ выполняет традиционные для рыночного хозяйства функции органа государственного управления экономикой. В частности, он сыграл важную роль в достижении финансовой стабилизации экономики и обуздании инфляции во второй половине 90-х гг.
13.2. Инструменты денежно-кредитной политики государства
Задача денежно-кредитной политики состоит в том, чтобы изменения в денежном предложении соответствовали основным Целям экономического развития: повышению деловой активности, снижению инфляции и поддержанию платежного баланса. Проводником денежно-кредитной политики является ЦБ Он располагает набором определенных средств, которые часто называют инструментами денежно-кредитной политики. Эти инструменты воздействуют в основном либо на количество денег, главным образом в форме банковских депозитов, либо на ставки процента. Инструменты денежно-кредитной политики различаются по непосредственным объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги), по форме (прямые и косвенные), по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные), по срокам воздействия (кратко- и долгосрочные). Объекты воздействия зависят от конкретных целей денежно - кредитной политики. Это либо стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо ее ограничение (кредитная рестрикция). Кредитная экспансия способствует увеличению занятости и подъему производства, а кредитная рестрикция — предотвращению ''перегрева" конъюнктуры, наблюдаемого в периоды экономического подъема, или снижению темпов инфляции. По форме инструменты денежно-кредитной политики разделяются на административные (прямые) и рыночные (косвенные). Административные инструменты имеют форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от ЦБ и направленных на ограничение сферы деятельности кредитных учреждений. Под инструментами рыночного характера подразумеваются способы воздействия ЦБ на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капитала. По характеру параметров инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на количественные и качественные. С помощью количественных инструментов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей КБ, а следовательно, и на денежное обращение в целом. Качественные инструменты представляют собой вариант прямого регулирования стоимости банковских кредитов. По срокам воздействия инструменты денежно-кредитной политики разделяются на долгосрочные и краткосрочные. Под долгосрочными инструментами подразумеваются те, которые используются от одного года до нескольких десятилетий (например, финансовая стабилизация, экономический рост). К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики. Основные инструменты денежно-кредитной политики: а) установление обязательной нормы резервных требований; б) регулирование официальной учетной ставки; в) операции на открытом рынке. резервные требования означают, что КБ обязаны держать определенную часть привлеченных депозитов в ЦБ. ЦБ играет роль резервного финансового института страны и может использовать накопленные таким образом ресурсы для поддержания стабильности финансовой системы, страхования определенной части вкладов и предоставления кредитов КБ в чрезвычайных обстоятельствах. Справка Нормы резервирования неодинаковы в разных странах. Наиболее высокий их уровень в Италии — 25%, в Испании — 17%. В России норма резервирования в 1990-е гг. колебалась от 70 до 5%. В условиях высокой инфляции в Южной Корее в отдельные периоды норма резервных требований повышалась до 100%. В Японии, напротив, норма минимальных резервов в последние годы составляла 2,5%. Банк Англии, который практически не использует данный инструмент денежно-кредитной политики, устанавливает норму на уровне 0,45%. Учетная ставка — это процент, под который ЦБ предоставляет ссуды КБ. Официальная учетная ставка — ориентир для банковских ставок по кредитам. Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования ЦБ. Справка Посредством манипулирования учетной ставкой ЦБ воздействует на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост официальной учетной ставки влечет повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь, обусловливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложения. Спрос на ценные бумаги падает со стороны как небанковских учреждений, поскольку более привлекательными становятся депозиты, так и кредитных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодным становится прямое финансирование. Предложение ценных бумаг возрастает в связи с тем, что они дешевеют. При определенных условиях участники финансового рынка могут скупать иностранную валюту, как это неоднократно наблюдалось в России, особенно в периоды обострения финансового кризиса в 1998 г., что вынуждало ЦБ еще выше поднимать ставку рефинансирования. Так, в мае 1998 г. ЦБ России повысил ее с 42 до 150%, но через неделю когда спрос на валюту резко сократился, понизил до 60%. Понижение учетной ставки удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к повышению спроса на ценные бумаги, уменьшению их предложения, росту рыночного курса. Операции на открытом рынке -— это операции ЦБ по купле-продаже государственных ценных бумаг или первоклассных коммерческих векселей. Посредством них ЦБ воздействует на ликвидность банковской системы (количество денег в обращении) и ставки процента. Продажа векселей и облигаций влечет уменьшение денежной массы и падение ставок процента; покупка будет имеет противоположный эффект. Справка Операции на открытом рынке — наиболее действенный и гибкий рыночный инструмент денежно-кредитной политики ЦБ, обеспечивающий эффективное воздействие на денежный рынок и банковский кредит, а следовательно, и на экономику. Механизм операций на открытом рынке несложен, что делает его привлекательным для использования.
13.3. Налогово-бюджетная политика
Экономические отношения, возникающие в процессе налогообложения и государственных расходов, получили название финансовых отношений, или финансов. Эти отношения, с одной стороны, обеспечивают существование самого государства и его институтов, а с другой — используются государством для макроэкономического регулирования общественного производства в соответствии с теми или иными национальными потребностями. Совокупность всех финансовых отношений в обществе получила название финансовой системы. Ведущее звено финансовой системы — государственный бюджет. Государственный бюджет — это централизованный фонд денежных ресурсов, находящихся в распоряжении правительства и использующихся для содержания государственного аппарата, вооруженных сил и сил правопорядка, а также для осуществления социально-экономических функций. Бюджет включает доходы и расходы государства. Расходы показывают направления и цели государственных ассигнований. В современных условиях в связи с проведением активной государственной политики расходы государства приобрели огромные, беспрецедентные масштабы. Справка Рост государственных расходов был предсказан немецким экономистом А. Вагнером, который сформулировал закон возрастающей государственной активности, в соответствии с которым государственные расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее, чем национальный доход. Государственные услуги стали "высококачественным благом", т. е. эластичность спроса на государственные расходы со стороны домашних хозяйств стала больше единицы. Иначе говоря, каждый процент увеличения доходов домашних хозяйств ведет к большему, чем 1%, увеличению спроса домашних хозяйств на государственные расходы G. Поэтому при увеличении дохода на душу населения доля государственных расходов в ВВП также имеет тенденцию к росту. Доходы государственного бюджета формируются прежде всего за счет налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти; за счет поступлений по социальному страхованию; за счет доходов государственных предприятии и других объектов государственной собственности и т. д. Основным источником доходов государственного бюджета служат налоги. Без них невозможно существование государства, а и всего того, что с ним связано. Как подчеркивал К. Man C "в налогах воплощено экономически выраженное существование государства. Чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие музе и готические башни, цивильный лист и табель о рангах — Все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном семени — в налогах". Историческая справка В немецком г. Зигбург, расположенном в земле Северный Рейн-Вестфалия, находится единственный в мире Музей налогообложения, рассказывающий о том, как люди поднимались к вершинам современной цивилизации с налоговым бременем на плечах. На этом пути встречалось немало забавных налоговых курьезов и нелепостей. Что только не служило объектом налогообложения! Налоги на общественные туалеты и бороды, на фортепьяно и скаковых лошадей, на певчих птиц и холостяков, на кружева и балконы, на двери и окна, выходившие на проезжую улицу (сохранялись во Франции вплоть до XIX в.; поэтому там многие старые дома не имеют окон и дверей со стороны улицы). Были налоги на женскую косметику и на бракосочетание (последние получили у нас совершенно неверное объяснение как "право первой брачной ночи"), налоги за бездетность и т. д. Налоги в рыночной экономике необходимо рассматривать не только с позиций государственных (фискальных) интересов, но и как важный инструмент воздействия но рынок. Рынок и налоги — чрезвычайно важная проблема для всех стран с рыночной экономикой, поскольку налоги выполняют функцию регулирования рыночных отношений. Налогообложение используется государствами развитых стран для воздействия на циклическое развитие экономики, борьбы с инфляцией, создания производственной и социальной инфраструктуры, реализации военных программ, смягчения социальных конфликтов и т. п. Однако основные задача и цель налоговой политики государства — обеспечение доходов бюджета, стимулирования (ограничение) предпринимательской деятельности, общее регулирование доходов в стране. Структура налогообложения в рыночной экономике Налоги делятся на две большие группы: прямые и косвенные ПРЯМЫЕ НАЛОГИ (взимаются непосредственно с физических и юридических лиц) подоходный налог с населения (впервые введен в США в 1913 г.); налог с прибыли предприятий (взимается с Первой мировой войны); имущественный налог (налог на постройки и т. п., уплачиваемый как физическими, так и юридическими лицами); налог на сделки с капиталом (взимается с доходов от фондовых операций); налог с наследства. КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ (взимаются непосредственно с товаров и услуг) акцизы; налог на добавленную стоимость (НДС); таможенные пошлины (экспортные и импортные). Справка (о причинах существования двух видов налогов — прямых и косвенных) Различия между прямыми и косвенными налогами обусловлены прежде всего тем, что их вид и природа происхождения совершенно отличны друг от друга. Если прямые налоги всегда ориентированы на личную (коллективную) работоспособность, которая и является источником жертвоприношения, то косвенные налоги почти индифферентны — они ориентируются на вещи, а не на лица. Поэтому косвенные налоги всегда взимаются с производителей вещей, торговцев, купцов, содержателей товарных складов и тех. кто занимается перевозкой грузов. Истоки косвенных налогов следует искать на античных базарах, в портах, у городских ворот, на дорогах и горных перевалах, во всех других "узких местах" торговых отношений. В противоположность прямым налогам, ориентирующимся на способность физических лиц осуществлять платежи (подоходный налог, налог на имущество налог на наследство), косвенные налоги более примитивны и грубы, но именно поэтому ими легче манипулировать и их проще взимать. Достаточно знать налоговую структуру страны, чтобы догадаться, на какой ступени развития она находится. Страны со слаборазвитой экономикой взимают в основном косвенные налоги, в то время как прямые налоги в большинстве своем взимаются в странах с развитой экономикой и с населением, обладающим достаточно высоким уровнем образования. Критерии налогообложения: 1. Справедливость (равенство). Государственные налоги и их расходование влияют на распределение доходов в обществе, возлагая тяготы на одних и предоставляя блага другим. Общество в конечном счете стремится к справедливому распределению этих тягот и благ. При этом оно ориентируется на два основных этических принципа: а) принцип горизонтальной справедливости, предполагающий, что лица, находящиеся в равном материальном положении, должны трактоваться налоговыми законами одинаково. Это значит, что, например, два человека, работающие по 40 ч в неделю и получающие одинаковый доход (но у одного доход существует в виде заработной платы, а у другого —- в виде предпринимательской прибыли от собственного бизнеса), должны выплачивать одинаковый налог; б) принцип вертикальной справедливости предполагает, что находящиеся в неравном положении должны трактоваться неодинаково: тот, кто получает больше, должен и больше платить налогов. Для определения меры неравенства в обществе используется кривая Лоренца (рис. 13-1). Степень отклонения кривой Лоренца от прямой линии, отражающей абсолютное равенство, указывает на степень неравномерности распределения. 2. Эффективность. Данный критерий касается потерь, которые несет общество в результате налоговых выплат. На рис. 13-2 представлена модель рынка, первоначальное состояние которого характеризует точка равновесия Е, которой соответствуют рыночная цена Р0 и равновесный объем Q0. Введение налога Т (АЕ’) сдвигает кривую предложения S вверх, в положение S". В результате покупатели платят цену Р1, продавцы получают Р2, а разницу (налог) получает государство. Объем реализации уменьшается до Q1. Рис. 13-1. Кривая Лоренца Рис. 13-2. Эффект от введения потоварного налога Последствия налогообложения для производителей и по требителей. Создавая разницу между ценой, уплачиваемой покупателями, и ценой, получаемой производителями, налог сокращает и производство, и потребление, а значит, ухудшает экономическое положение и покупателей, и продавцов. Экономические потери от подоходного налога иллюстрирует кривая Лаффера (рис.13-3). Она показывает, что подоходный налог действует как отрицательный стимул — он уменьшает желание трудиться, в результате чего при высоких ставках налогов государство собирает меньше налоговых платежей.
рис. 13-3. Кривая Лаффера Данная кривая строится в координатах, где по оси абсцисс откладываются налоговые поступления Т, а по оси ординат — налоговая ставка t. На графике показано, что начиная с нулевой ставки налога увеличение t ведет к росту налоговых поступлений. Но после некоторой точки А последующее увеличение налоговой ставки сокращает объем налоговых поступлений из-за негативного стимулирующего воздействия. На графике видно, что кривая Лаффера после точки А начинает отклоняться влево. Таким образом, для ставок налога ниже tA их увеличение обеспечивает рост налоговых поступлений, а для ставок превышающихtA, более высокие ставки приносят меньший доход государству; при 100%-й ставке налоговые поступления упадут до нуля. Справка На практике трудно дать точную оценку оптимальной ставки налога tA. после которой налоговые поступления начинают падать. Так было установлено, что в Швеции tA соответствует налоговой ставке, равной приблизительно 70%. В середине 80-х гг. предельная налоговая ставка здесь была близка к 80%, и при этих условиях ее уменьшение могло бы привести к росту налоговых сборов. Дефицит государственного бюджета (отрицательное сальдо бюджета) — превышение расходов государства над его доходами. Профицит государственного бюджета (положительное сальдо бюджета) — превышение доходов государства над его расходами.
На состояние бюджета оказывают влияние колебания объема национального выпуска. В периоды депрессии, когда ВВП снижается, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное сальдо бюджета (рис. 5-4). Справка о влиянии на экономику бюджетного дефицита Свидетельствует ли бюджетный дефицит о плохом состоянии экономики и не лучше ли всегда поддерживать избыток бюджетных средств? Правильный ответ состоит в том, что если в государственном бюджете имеется избыток, т. е. если государство изымает с помощью налогов больше, чем отдает, то это означает, что изъятий из макроэкономического оборота становится больше, чем "инъекций". В результате происходит сокращение ВВП. Напротив, если государственный бюджет испытывает дефицит, т. е. его расходы превышают доходы, инъекции становятся больше, чем изъятия. Это означает, что покупательная способность возрастает и ВВП увеличивается. Поэтому дефицит полезен в период безработицы, но в фазе подъема он опасен, так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов. Способы финансирования бюджетного дефицита: а) дополнительная эмиссия денег; б) кредиты ЦБ; в) заимствование средств у населения и фирм. Рис. 13-5. Структура государственного долга В результате государственных займов формируется государственный долг. Он может принимать форму внутреннего и внешнего долга (рис. 5-5). Рост государственного долга оказывает негативное влияние на функционирование национальной экономики: а) сокращает запас капитала в экономике, так как деньги можно было бы вложить не в государственные бумаги, а в корпоративные, т. е. реальные инвестиции; б) выплаты процентов по облигациям увеличивают неравенство в доходах; в) выплаты процентов по облигациям требуют повышения налогов, что снижает экономические стимулы; г) государственные займы увеличивают банковские ставки процента, что сокращает частные инвестиции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|