Раздел 5. Исходные понятия макроэкономики.
Глава 11. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА И ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
11.1. Понятие макроэкономики, ее цели и инструменты анализа
Макроэкономика — раздел общей экономической теории в котором исследуются фундаментальные проблемы экономики на уровне национального хозяйства в целом. Справка В развитии макроэкономики выдающуюся роль сыграл английский экономист Дж. Кейнс. Фактически макроэкономика как самостоятельная научная дисциплина сформировалась после выхода в 1936 г. его книги "Общая теория занятости, процента и денег", В ней автор разработал систему новых для экономической науки понятий и категорий и использовал ее в качестве инструментов функционального макроэкономического анализа, которыми пользуются в настоящее время ученые всех школ и направлений экономической теории. В курсе микроэкономики объектом анализа выступают рынки определенных товаров, спрос и предложение на них, а также рынки ресурсов, взаимодействующие с рынками потребительских товаров и услуг. Упрощенную схему кругооборота товаров и ресурсов между домашними хозяйствами и фирмами можно изобразить с помощью модели (рис. 11-1). Макроэкономика исследует общеэкономические процессы в целом, т. е. условия и результаты деятельности на рынке всех субъектов экономических отношений. Для поддержания равновесия между ними необходим особый субъект — государство. Поэтому в макроэкономике важнейшим экономическим агентом становится государство, наличие которого хотя и предполагает микроэкономика, но далеко не на первых ролях. Действия правительства, направленные на стабилизацию и развитие хозяйственных отношений, называются экономической политикой. Принципиальная схема взаимодействия экономических агентов в национальной экономике с участием государства представлена на рис. 11-2.
Рис. 11 -1. Простейшая микроэкономическая модель кругооборота экономических благ и ресурсов Домашние хозяйства, основной потребитель рыночных продуктов, являются собственниками факторов производства — труда, капитала, земли, предпринимательских услуг. Взамен они получают соответствующие факторные доходы, часть которых потребляется, а остаток идет на сбережения. Фирмы поставляют продукцию на рынок благ и услуг, получай взамен их денежный эквивалент. Основными покупателями на данном рынке выступают домашние хозяйства, которые потребляют значительную часть благ. Фирмы также предъявляют спрос на факторы производства и инвестируют как собственные средства, так и сбережения домашних хозяйств. Государство взаимодействует с домашними хозяйствами и Фирмами через налоги, которые оно получает с индивидуальных входов граждан и прибыли фирм, обеспечивая их общественными благами. Государство как производитель общественных благ способствует повышению продуктивности предпринимательского сектора и домашних хозяйств. Рис. 11-2. Схема взаимодействия экономических агентов в национальной экономике с участием государства Взаимосвязь государства с домашними хозяйствами и фирмами осуществляется через рынок благ и рынок факторов производства. На рынке благ государственные структуры приобретают в основном инвестиционные товары и вооружение, оплачивая их из бюджетных поступлений. С рынка факторов производства государство берет рабочую силу, обеспечивая обратное движение денежных средств в виде заработной платы (см. рис. 11-2). Рис. 11 -3. Модель равновесия на рынке "сбережения — инвестиции" а — при исходном состоянии сбережений S; б— при возросших сбережениях S1,
Экономисты до Дж. Кейнса полагали, что рыночной системе присуща способность к автоматическому саморегулированию, в ходе которого обеспечивается равновесие в экономической системе при полном использовании ресурсов. Идея автоматической самонастройки хозяйственной системы при полной занятости имеющихся факторов производства получила в экономической науке название закона рынков Ж.-Б. Сэя. Закон рынков Сэя гласит: предложение порождает собственный спрос. Уязвимая сторона закона Сэя — игнорирование роли денег как формы сбережения богатства, что позволило его оппонентам утверждать, что он перестает действовать, как только в экономике образуются сбережения, на величину которых уменьшится совокупный спрос, а следовательно, и объем выпуска неоклассики (А. Маршалл) утверждают, что закон рынков Сэя будет выполняться при равенстве сбережений и инвестиций (Рис. 11-3,а) и при росте сбережений (рис. 11-3), если последние будут использоваться в виде инвестиций (S=I).
11.2. Основные экономические показатели и их содержание
Валовой национальный продукт (ВНП) представляет собой сумму добавленных стоимостей (конечных продуктов), продуктов произведенных за определенный период национальными факторам данной страны внутри и за ее пределами. Валовой внутренний продукт (ВВП) — это сумма добавленных стоимостей (конечных продуктов), созданных всеми производителями на территории данной страны независимо от национальной принадлежности факторов производства (табл. 1-1), С 1992 г. практически все страны по рекомендации ООН перешли на подсчет результатов народнохозяйственной деятельности посредством ВВП. Особенности ВВП: • денежный показатель; • не учитывает повторный счет; • не учитывает теневую экономику; • не учитывает перепродажу товаров; • не учитывает куплю-продажу ценных бумаг; • не учитывает государственные трансферты. Подсчет ВВП производится двумя путями: через расходы и через доходы. Левая часть тождества, расходная, состоит из: С — потребительские расходы домашних хозяйств; I- инвестиционные расходы фирм; G - государственные закупки товаров и услуг; NX - сальдо внешнеторгового баланса (разница между экспортом и импортом).
Походная, правая часть тождества состоит из: C+S — доходы населения в виде заработной платы, которая идет на потребление С и сбережения S; R - доходы в виде ренты или арендной платы; R - проценты по сбережениям; Т — налоги на предпринимательскую деятельность, так как эти средства изымаются у фирм и переходят в доход государства; A — амортизационные отчисления, которые из дохода фирмы поступают обратно в производство на возмещение потребленных средств производства. Различают номинальный и реальный ВВП. Номинальный ВВП отражает физический объем произведенных товаров и услуг в текущих, действующих в данном году ценах. Реальный ВВП — это номинальный ВВП, скорректированный с учетом изменения цен или выраженный в ценах базового года. Реальный ВВП важен, поскольку он отражает физический выпуск товаров и услуг, а не сумму их денежной оценки. Для приведения номинального ВВП к его реальному значению используются два индекса: индекс потребительских цен (ИПЦ) и дефлятор ВВП. Чистый внутренний продукт (ЧВП) — это ВВП, "очищенный" от амортизационных отчислений А: Если из общего объема ЧВП вычесть косвенные налоги Кн, то полученная сумма отразит величину национального дохода НД:
11.3. Совокупный спрос и совокупное предложение
Совокупный спрос характеризует желание и возможность населения и фирм приобрести определенный объем товаров и услуг при сложившемся уровне цен. Совокупный спрос (рис. 11-4) складывается из потребительского спроса на товары и услуги С, инвестиционного спрос» фирм I', государственных закупок G, чистого экспорта NX.
Рис. 11-4. Кривая совокупного спроса AD Совокупное предложение — это величина продукта, реально производимого всеми производителями в экономической системе при определенном уровне цен (рис. 11-5). Кривая AS имеет три участка: а) горизонтальный, или кейнсианский; б) восходящий, или промежуточный; в) вертикальный, или классический. Рис. 11-5. Кривая совокупного предложения AS Рис. 11-6. Последствия увеличения совокупного спроса на участке: а — кейнсианском; б — промежуточном; в — классическом Равновесный объем выпуска и уровень цен в экономике устанавливаются при пересечении кривых AD и AS. Рост совокупного спроса, изменяя точку равновесия, отражается на объеме национального производства, следовательно, на занятости населения, а также на уровне цен (рис. 11-6). В случае сокращения совокупного спроса может иметь мест эффект "храповика", означающий уменьшение равновесного выпуска при прежнем уровне цен (рис. 11-7). Рис. 11-7. Эффект "храповика" На рис. 11-7 показано, что при сокращении совокупного спроса с AD0 до AD1 равновесие должно было бы переместиться в точку Е0, которой соответствует объем производства Y1 и уровень цен P1, но этого не происходит, и равновесие устанавливается в точке Е2. При этом цена остается на прежнем уровне Р0, а объем производства падает до Y2. Такое "поведение" цен и объемов производства объясняется ценовой инертностью затрат на производство продукции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|