Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 5. Исходные понятия макроэкономики.




Глава 11. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА И ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ.

 

11.1. Понятие макроэкономики, ее цели и инструменты анализа

 

Макроэкономика — раздел общей экономической теории в котором исследуются фундаментальные проблемы эконо­мики на уровне национального хозяйства в целом.

Справка

В развитии макроэкономики выдающуюся роль сыграл англий­ский экономист Дж. Кейнс. Фактически макроэкономика как са­мостоятельная научная дисциплина сформировалась после выхода в 1936 г. его книги "Общая теория занятости, процента и денег", В ней автор разработал систему новых для экономической науки понятий и категорий и использовал ее в качестве инструментов функционального макроэкономического анализа, которыми поль­зуются в настоящее время ученые всех школ и направлений эко­номической теории.

В курсе микроэкономики объектом анализа выступают рынки определенных товаров, спрос и предложение на них, а также рынки ресурсов, взаимодействующие с рынками потре­бительских товаров и услуг. Упрощенную схему кругооборота товаров и ресурсов между домашними хозяйствами и фирмами можно изобразить с помощью модели (рис. 11-1).

Макроэкономика исследует общеэкономические процессы в целом, т. е. условия и результаты деятельности на рынке всех субъектов экономических отношений. Для поддержания равно­весия между ними необходим особый субъект — государство. Поэтому в макроэкономике важнейшим экономическим аген­том становится государство, наличие которого хотя и пред­полагает микроэкономика, но далеко не на первых ролях.

Действия правительства, направленные на стабилизацию и развитие хозяйственных отношений, называются экономиче­ской политикой. Принципиальная схема взаимодействия эко­номических агентов в национальной экономике с участием го­сударства представлена на рис. 11-2.

 

Рис. 11 -1. Простейшая микроэкономическая модель кругооборота экономических благ и ресурсов

Домашние хозяйства, основной потребитель рыночных про­дуктов, являются собственниками факторов производства — труда, капитала, земли, предпринимательских услуг. Взамен они получают соответствующие факторные доходы, часть которых потребляется, а остаток идет на сбережения.

Фирмы поставляют продукцию на рынок благ и услуг, полу­чай взамен их денежный эквивалент. Основными покупателями на данном рынке выступают домашние хозяйства, которые по­требляют значительную часть благ. Фирмы также предъявляют спрос на факторы производства и инвестируют как собственные средства, так и сбережения домашних хозяйств.

Государство взаимодействует с домашними хозяйствами и Фирмами через налоги, которые оно получает с индивидуальных входов граждан и прибыли фирм, обеспечивая их общественными благами. Государство как производитель обществен­ных благ способствует повышению продуктивности предпри­нимательского сектора и домашних хозяйств.

Рис. 11-2. Схема взаимодействия экономических агентов в национальной экономике с участием государства

Взаимосвязь государства с домашними хозяйствами и фирмами осуществляется через рынок благ и рынок факторов производства. На рынке благ государственные структуры при­обретают в основном инвестиционные товары и вооружение, оплачивая их из бюджетных поступлений. С рынка факторов производства государство берет рабочую силу, обеспечивая об­ратное движение денежных средств в виде заработной платы (см. рис. 11-2).

Рис. 11 -3. Модель равновесия на рынке "сбережения — инвестиции"

а — при исходном состоянии сбережений S; б— при возросших сбережениях S1,

Экономисты до Дж. Кейнса полагали, что рыночной системе присуща способность к автоматическому саморегулированию, в ходе которого обеспечивается равновесие в экономической системе при полном использовании ресурсов. Идея автоматиче­ской самонастройки хозяйственной системы при полной занято­сти имеющихся факторов производства получила в экономиче­ской науке название закона рынков Ж.-Б. Сэя. Закон рынков Сэя гласит: предложение порождает собственный спрос.

Уязвимая сторона закона Сэя — игнорирование роли денег как формы сбережения богатства, что позволило его оппонентам утверждать, что он перестает действовать, как только в эконо­мике образуются сбережения, на величину которых уменьшится совокупный спрос, а следовательно, и объем выпуска неоклассики (А. Маршалл) утверждают, что закон рынков Сэя будет выполняться при равенстве сбережений и инвестиций (Рис. 11-3,а) и при росте сбережений (рис. 11-3), если последние будут использоваться в виде инвестиций (S=I).

 

11.2. Основные экономические показатели и их содержание

 

Валовой национальный продукт (ВНП) представляет собой сумму добавленных стоимостей (конечных продуктов), продуктов произведенных за определенный период национальными факторам данной страны внутри и за ее пределами.

Валовой внутренний продукт (ВВП) — это сумма добав­ленных стоимостей (конечных продуктов), созданных всеми про­изводителями на территории данной страны независимо от нацио­нальной принадлежности факторов производства (табл. 1-1),

С 1992 г. практически все страны по рекомендации ООН пе­решли на подсчет результатов народнохозяйственной деятель­ности посредством ВВП.

Особенности ВВП:

• денежный показатель;

• не учитывает повторный счет;

• не учитывает теневую экономику;

• не учитывает перепродажу товаров;

• не учитывает куплю-продажу ценных бумаг;

• не учитывает государственные трансферты.

Подсчет ВВП производится двумя путями: через расходы и через доходы.

Левая часть тождества, расходная, состоит из:

С — потребительские расходы домашних хозяйств;

I- инвестиционные расходы фирм;

G - государственные закупки товаров и услуг;

NX - сальдо внешнеторгового баланса (разница между экспортом и импортом).

Походная, правая часть тождества состоит из:

C+S — доходы населения в виде заработной платы, которая идет на потребление С и сбережения S;

R - доходы в виде ренты или арендной платы;

R - проценты по сбережениям;

Т — налоги на предпринимательскую деятельность, так как эти средства изымаются у фирм и переходят в доход государства;

A — амортизационные отчисления, которые из дохода фир­мы поступают обратно в производство на возмеще­ние потребленных средств производства.

Различают номинальный и реальный ВВП.

Номинальный ВВП отражает физический объем произве­денных товаров и услуг в текущих, действующих в данном году ценах.

Реальный ВВП — это номинальный ВВП, скорректирован­ный с учетом изменения цен или выраженный в ценах базового года. Реальный ВВП важен, поскольку он отражает физический выпуск товаров и услуг, а не сумму их денежной оценки.

Для приведения номинального ВВП к его реальному значе­нию используются два индекса: индекс потребительских цен (ИПЦ) и дефлятор ВВП.

Чистый внутренний продукт (ЧВП) — это ВВП, "очищен­ный" от амортизационных отчислений А:

Если из общего объема ЧВП вычесть косвенные налоги Кн, то полученная сумма отразит величину национального дохода НД:

ВВП по странам (1998г.)
Страна Общий млрд. долл. На душу, тыс. долл.
Швейцария 263,0 36,2
Норвегия 160,0 36,0
США 9333,0 34,0
Швеция 252,4 28,4
Финляндия 145,0 28,0
Германия 2260,4 27,4
Голландия 431,6 27,2
Австрия 218,0 26,7
Бельгия 262,8 25,67
Франция 1465,0 25,0
Италия 1237,0 22,0
Южная Корея 428,0 9,040
Венгрия 33,3 5,190
Польша 166,3 4,290
Турция 203,6 3,120
Россия 205,3 1,410
Китай 1001,0 0,790
Индия 593,7 0,540

 

11.3. Совокупный спрос и совокупное предложение

 

Совокупный спрос характеризует желание и возможность населения и фирм приобрести определенный объем товаров и услуг при сложившемся уровне цен.

Совокупный спрос (рис. 11-4) складывается из потребитель­ского спроса на товары и услуги С, инвестиционного спрос» фирм I', государственных закупок G, чистого экспорта NX.

Рис. 11-4. Кривая совокупного спроса AD

Совокупное предложение — это величина продукта, ре­ально производимого всеми производителями в экономиче­ской системе при определенном уровне цен (рис. 11-5).

Кривая AS имеет три участка:

а) горизонтальный, или кейнсианский;

б) восходящий, или промежуточный;

в) вертикальный, или классический.

Рис. 11-5. Кривая совокупного предложения AS

Рис. 11-6. Последствия увеличения совокупного спроса на участке:

а — кейнсианском; б — промежуточном; в — классическом

Равновесный объем выпуска и уровень цен в экономике устанавливаются при пересечении кривых AD и AS. Рост сово­купного спроса, изменяя точку равновесия, отражается на объе­ме национального производства, следовательно, на занятости населения, а также на уровне цен (рис. 11-6).

В случае сокращения совокупного спроса может иметь мест эффект "храповика", означающий уменьшение равновесного выпуска при прежнем уровне цен (рис. 11-7).

Рис. 11-7. Эффект "храповика"

На рис. 11-7 показано, что при сокращении совокупного спро­са с AD0 до AD1 равновесие должно было бы переместиться в точку Е0, которой соответствует объем производства Y1 и уро­вень цен P1, но этого не происходит, и равновесие устанавлива­ется в точке Е2. При этом цена остается на прежнем уровне Р0, а объем производства падает до Y2. Такое "поведение" цен и объемов производства объясняется ценовой инертностью затрат на производство продукции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...