Регламент (расписание) деловой игры.
На игру требуется не менее 4-х часов учебного времени, которые распределяются руководителем примерно поровну для решения трех поставленных задач и подведения итогов игры. В зависимости от степени подготовки и квалификации участников игры распределение времени может быть иным. Выход (итог) игры. 1. План деятельности руководителей фирмы по снижению степени риска (по стадиям или времени работы). 2. Наименование документов, необходимых для оформления страхования в добровольной и обязательной формах (см. Закон РФ «О страховании». Гл. II. «Договор страхования». Ст. 15, 16, 17, 18). ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПЛАНИРОВАНИЕ» Этап
Подготовка игры. Руководитель игры: 1) до начала игры, после проведения семинарного занятия по теме «Внутрифирменное планирование», с учетом подготовленности участников игры распределяет их на группы - высшее руководство фирмы, специалисты планово-финансового отдела, руководители служб (поставки, производства, c61.IT;I, руководители филиалов, ОТК и др.); 2) проводит инструктивное совещание со всеми участниками игры, на котором ставит конкретные задачи по систематизации материалов предыдущих деловых игр и отбору документов, потребующихся в ходе предстоящей игры; 3) разрабатывает сценарий, условия и регламент игры. Участники игры: 1) группа высшего руководства - разрабатывает формы плановых документов и определяет ответственных лиц за их оформление; 2) группа плановиков и финансистов - готовит исходные данные для ведения плановой работы, при наличии компьютера вводит в него необходимую информацию по фирме в целом (исходные данные); 3) группа руководителей служб - на основе разработанного ранее Стратегического плана усиления позиций фирмы на рынке на 5 лет, каждый по своему отделу готовит предложения и расчеты для разработки соответствующих разделов ТЭО, бизнес-плана, среднесрочного и текущего планов.
Цель игры. Приобрести практические навыки в подборе исходных данных для ведения плановой работы, приведения их в стройную систему; ознакомить участников с некоторыми формами планов, последовательностью (этапами) разработки плановых документов. Условия игры: 1. Каждая группа участников должна иметь в своем распоряжении заранее подготовленные формы плановых документов и исходные данные для планирования. 2. Высшим арбитром при рассмотрении условно выделенных материальных и финансовых средств выступает руководитель занятия. 3. В связи с ограниченным количеством учебного времени на игру ее проведение осуществляется по упрощенной схеме: плановые предложения движутся по коммуникации снизу вверх и директивным методом сверху вниз. По горизонтальным связям все вопросы уже согласованы. Предприятие имеет стратегический план развития продукта, бизнес-план, ТЭО и работает на полную мощность. Сценарий игры. Руководитель ставит 4 конкретные задачи участникам игры: определить общий объем производства и реализации продукции, рост производительности труда, исчисляемый по нормативно-чистой продукции, по себестоимости продукции - снижение затрат на 1 руб. товарной продукции, по качеству продукции - удельный вес продукции высшего качества. 1. Высшее руководство и работники планово-финансового отдела приступают к разработке годовых планов предприятия в целом по указанным в задании четырем показателям. 2. Руководители служб и подразделений разрабатывают квартальные планы для цехов и производств, отгрузки изделий в соответствии с заказами для бригад, номенклатуру продукции в нормо-часах; снижение трудоемкости по второму показателю; затраты цеха (производства) на 1 руб. продукции; лимит материальных ресурсов (в натуральном выражении) по третьему показателю; удельный вес продукции высшего качества и продукции, принятой ОТК С первого предъявления по четвертому показателю.
3. Плановые предложения представляются высшему руководству для утверждения по мере их разработки. 4. После выполнения первого задания разработки планов по четырем показателям (годовых и квартальных) руководитель игры усложняет задание и доводит до сведения участников игры новое решение высшего руководства о реконструкции одного из производственных предприятий, для чего необходимо подготовить план реконструкции данного предприятия, 5. Для выполнения этой работы преподаватель (руководитель игры) проводит реорганизацию групп участников игры и формирует новые: 1) группа, разрабатывающая общие вопросы проекта реконструкции,- изложение сущности проекта, месторасположение, виды продукции, продолжительность работ, этапы, сроки самоокупаемости и др.; 2) группа, рассчитывающая потребности в сырье, топливе, энергии, запасных частях, производственных и вспомогательных площадях, а также строительно-монтажные работы, технологии и др.; 3) группа финансистов, определяющая порядок и сроки финансирования, издержки на реализацию проекта, сметную стоимость работ и оборудования, потребность в оборотном капитале, ценообразование и т. д.; 4) группа по кадровым вопросам – кадровый состав будущего предприятия, оплата труда по категориям работников, соотношение производственного и обслуживающего персонала и др. В зависимости от времени на деловую игру преподаватель ставит задачи группам подготовить свои предложения на основе исходных данных для соответствующих разделов ТЭО. Работа по составлению ТЭО является сложной и трудоемкой. В ходе одной деловой игры невозможно удовлетворительно решить данную задачу, в связи с чем преподаватель совместно с высшим руководством фирмы определяет индивидуальные задания участникам игры и дает конкретные домашние задания: разработать один из разделов ТЭО и к определенному сроку представить на обсуждение учебной группы.
Регламент (расписание) деловой игры. Минимальное время на деловую игру (1 этап) - 6 ч. Из них: - вступительное слово руководителя и распределение заданий - 15 мин; - систематизация исходных данных для годовых квартальных планов - 1,5 ч; - составление плановых предположений и их согласование – 2 ч; - разработка годовых и квартальных планов - 1,45 ч; - получение индивидуальных заданий для разработки ТЭО - 30 мин. Выход (итог) игры. 1. Оформленные и утвержденные годовой и квартальный планы по четырем показателям работы фирмы. 2. Контрольные карточки индивидуальных заданий по разработке разделов ТЭО проекта реконструкции производства по фирме.
ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПЛАНИРОВАНИЕ»
Этап
На 1 этапе деловой игры «Планирование» уже были отобраны годовой и квартальные планы. Это новый этап в освоении специальности менеджера. В ходе 2 этапа игры слушателям предстоит применить полученные ранее знания в работе над бизнес-планом. Здесь каждый может проверить свои возможности быть руководителем соответствующего звена управления. В ходе занятий каждый из студентов должен определить, учитывая свой практический интерес и предрасположенность, вид будущей деятельности в одной из сфер экономики, конкретную отрасль и конкретный вид предприятия или учреждения, должность, которую он намерен занять. Можно использовать данные, полученные в ходе предыдущих игр. Начать работу надо над очень важным документом, который имеет почти каждая крупная фирма,- это бизнес-план. В нем сформулированы основные стратегические направления развития фирмы, вид продукции и услуг, способ организации деятельности, степень риска, финансовые вопросы, маркетинг, а также во имя чего работает фирма и каким образом завершается и перестраивается ее деятельность и т. д. Менеджер должен знать, кто и какие разделы бизнес-плана составляет, каков порядок разработки, согласования и принятия его к руководству. В заранее отведенное время слушатели должны приступить к работе над бизнес-планом «своего» предприятия, определить структуру и наименование разделов.
В качестве домашнего задания (а если позволяет время, то и в ходе игры) можно начать составление какого-либо раздела бизнес-плана в зависимости от избранной ими роли в деловой игре. Условия игры: В разделах бизнес-плана должно быть: - общее описание фирмы; - характеристика вида продукции; - технико-экономическое обоснование; - характеристика рынка сбыта и своих возможностей; - организационная структура управления и персонал фирмы; - возможные конкуренты и конкурентоспособность; - финансовая стратегия фирмы; - риск и страхование; - график основных мероприятий; - направления внешнеэкономической деятельности и др. На последующих занятиях, в зависимости от темы, студенты будут выступать с обоснованием своих разработок по данным разделам бизнес-плана. Сценарий игры. Особенно тщательно необходимо рассмотреть финансовую сторону планирования. Для ознакомления с некоторыми образцами финансовых документов и практической работой с ними студенты должны самостоятельно отработать их:
Расчетный счет Название фирмы __________________________________________________ Президент ________________________________________________________ Главный бухгалтер _________________________________________________
Доверенность Фирма ____________________________________________________________ Настоящим доверяем главному бухгалтеру фирмы ____________________________________________________________Ф.И.О., снять с расчетного счета фирмы: ____________________ безналичными ____________________ наличными
Подпись главного бухгалтера ____________ Подпись президента фирмы ______________ число, месяц, год.
Платежное поручение Платежное поручение (безналичными) ________________ дата Подпись банкира ____________ Чек Чек (наличными) ________________ дата Подпись банкира ____________
Контрольная ведомость продажи товаров
Практические показатели определяет руководитель игры и дает задания студентам: распределить собственные и заемные средства на приобретение основного и оборотного капитала; определить постоянные и переменные издержки производства и обращения; спланировать рентабельность (прибыль) предприятия; распределить прибыль на уплату налогов, процента за кредит, аренду и возврат кредита, выплату дивидендов и других видов дохода, на развитие производства, благотворительные цели и т.д.; заключить соглашения, договоры, контракты и т. д. с заинтересованными сторонами;
определить заработную плату производственному, вспомогательному и управленческому персоналу; и др. С чего должен начать менеджер планирование финансов предприятия? Как «делать» деньги и научно вести им счет, развивая производство в отличие от примитивного «торгаша-спекулянта»? Здесь необходимы знания основ финансового дела. Конечно, не в деталях, этим займутся специалисты - финансовые работники. Но менеджер должен знать, как работает финансовый рынок, банки, какие финансовые документы должны иметь предприятия, кто конкретно планирует, управляет, контролирует финансы, как взять кредит, с каким риском связана данная деятельность руководителя. Участники игры составляют сводную таблицу активных и пассивных счетов. В них фокусируются средства, которыми располагает фирма, их размещение и источники. Баланс - это важнейший финансовый документ ДЛЯ внешних пользователей и внутренних нужд, основной элемент годовой отчетности. Перспективная и текущая потребность в денежных средствах отражается в финансовом бюджете поступления и расходования ресурсов. На базе баланса и бюджета осуществляется планирование издержек, прибыли и кассовой наличности. Это определяет платежеспособность фирмы, делает возможным предвидеть банкротство. Руководитель игры дает вводную задачу - подробнее рассмотреть расходную часть бюджета, издержки. Издержки классифицируются на: а) прямые и косвенные; б) постоянные и переменные. Прямые издержки непосредственно связаны с основной деятельностью предприятия. Косвенные - покрывают затраты на управление, НИОКР и содержание инфраструктуры. Постоянные - это затраты, не зависящие от изменения размеров производства. Переменные - пропорциональны объемам производства. В прямые переменные издержки входят: - затраты на сырье, материалы, транспорт, хранение готовой продукции; - затраты на заработную плату производственного персонала; - затраты на работу производственных подразделений (машины, энергия, ремонт и др.). В прямые постоянные издержки входят: - затраты на заработную плату управленческого персонала, ремонтных и вспомогательных рабочих; - амортизация; - прочие затраты. Фирмы планируют средние затраты на выпуск единицы продукции. После рассмотрения вопросов, связанных с издержками, участники игры приступают к анализу доходной части бюджета. Планирование прибыли. Важное значение в планировании прибыли имеет точное определение объема производства, при котором будет обеспечена необходимая прибыльность (рентабельность) предприятия. Некоторое представление об этом дает уже известное схематическое рассмотрение связей между валовыми издержками и валовыми поступлениями (оборотом фирмы).
Расходы
Безубыточный объем производства Вначале рассчитывается валовая прибыль (до уплаты налогов) и чистая прибыль (после уплаты налогов). Далее чистая прибыль распадается на распределяемую (дивиденды и доходы владельцев) и на нераспределяемую - вкладываемую в производство. В ходе деловой игры можно дать дополнительное задание слушателям - определить необходимый минимум оборотного капитала для закупки товарных запасов. Это делается путем сосредоточения денежных резервов. На предприятиях осуществляется кассовое планирование. В нем учитывается ряд показателей: наличные средства и их использование, потребность в кредитах, другие возможности получения наличности из иных источников. Регламент (расписание) игры. На игру (2 этап) требуется не менее 8 часов учебного времени. Выход (итог) игры. 1. Список участников игры с указанием, по какому разделу бизнес-плана кто из них работает. 2. Сводная таблица активных и пассивных счетов. 3. Издержки предприятия (годовые). 4. Прибыль предприятия (годовая).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|