Тема 5.3. Личность в системе менеджмента
План: 5.3.1. Понятие и свойства личности 5.3.2. Лидерство и стиль в менеджменте 5.3.3. Власть и партнерство 5.3.4. Управление конфликтами и стрессами 5.3.1. Понятие и свойства личности Личность - человек как субъект отношений и сознательной деятельности с устойчивой системой социально-значимых черт, характеризующих его свойства и качества. Мышление - это высшая ступень человеческого познания, процесс отражения объективной реальности. Способность человека рассуждать, его представления, суждения, понятия и умозаключения. Личность - человек как носитель каких-либо свойств и качеств. Психология личности - это совокупность психических процессов, обусловливающих какой-либо род человеческой деятельности, субъект отношений. Характер - отличительная черта, признак, индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях его поведения и отношении к действительности. Направленность личности - устойчивое поведение человека в различных жизненных ситуациях, обусловленное интересами, мотивами, стремлениями, уровнем культуры, воспитания, идеалами и склонностями. Темперамент - совокупность душевных, психических свойств человека, которые характеризуют его возбудимость и поведение в различных условиях, уровень жизненной энергии. Различают темпераменты: холерический, сангвинистический, меланхолический и флегматический. СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА ЛИЧНОСГИ
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРА
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ХАРАКТЕРА Гиперактивный – инициативный, предприимчивый, коммуникабельный, вспыльчивый, с поверхностными суждениями. Аутичтический – независимый, малообщительный, рациональный, трудолюбивый. Лабильно-циклоидный – с перепадами настроения и работоспособности в зависимости от внешних и внутренних факторов, обидчивый. Демонстративный – стремящийся к успеху любой ценой, манипулирующий окружающими, не критичный по отношению к себе. Психостенический – пунктуальный, добросовестный, склонный к анализу, нерешительный, без твердых позиций. Неустойчивый – беспринципный, стремящийся к сиюминутным выгодам и удобствам, коммуникабельный. Комфортный – несобранный, несамостоятельный, неуверенный в принятии решений, консервативный. 5.3.2. Лидерство и стиль в менеджменте Стиль руководства - это манера поведения и действия руководителя по отношению к подчиненным, тип власти, которую он использует, методы работы с внешней средой, способы влияния на людей Лидер - в общепринятом понятии глава, руководитель политической партии, общественной или другой организации. В американской теории лидерства (теории великих людей) лидер - это человек, обладающий лучшим набором качеств: уровень интеллекта и знаний, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование, высокая уверенность в себе. Бихевиористская школа трактует лидерство не с точки зрения набора качеств, а поведения, отношения к Подчиненным. Более поздние исследования показали, что лидер проявляет себя эффективнее, когда он учитывает ситуационные факторы, Включающие потребности и личные качества подчиненных, характер задания, воздействие среды, информацию и т. д.
Теория «Х» и «У» Мак-Грегора. В теории «Х» автократический лидер полагает, что подчиненные: изначально не любят трудиться, при любой возможности бросают работу; не имеют честолюбия, стараются избежать ответственности, предпочитают, чтобы ими руководили; больше всего стремятся к защищенности; чтобы заставить их трудиться, необходимо принуждение, контроль и угроза наказания. Следовательно, необходима жесткая централизация власти. В теории «У» демократический лидер считает: труд есть процесс естественный. Если условия благоприятные, то и люди будут принимать на себя ответственность и даже стремиться к ней; если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль; приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели; способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично. Следовательно, необходима децентрализация управления. Адаптивное руководство - применение всех известных стилей управления, методов и способов влияния на людей, сообразуясь с конкретной ситуацией. 5.3.3. Власть и партнерство Формальная власть - это узаконенное право распоряжаться действиями людей, использования их потенциала, расходования финансовых и иных резервов и ресурсов в определенных размерах. Это власть без должного влияния. Реальная власть - это действительная власть руководителя с законными правами и подкрепленная авторитетом, влиянием, способностями, связями и т. д. Большой реальной властью может обладать руководитель, формальная власть которого незначительна, но влияние на других - огромно.
Основы власти Экономические - собственность на землю, производственные мощности, технологии, финансовые, сырьевые, энергетические и другие ресурсы и резервы. Правовые - правовые акты (трудовые договоры, контракты и пр.), которые регулируют отношения работодателя (собственника) и должностного лица, нанятого для руководства организацией или ее частью. Основу правовой власти составляют принятые законы данного государства (Гражданский кодекс РФ Ч. 1 и 11.- М., 1996; Кодекс законов о труде РФ.- М., 1998 и др.). Такую власть называют административной.
Социальные - власть, закрепленная трудовым коллективом или общественной организацией как право представлять и защищать материальные и социальные права и интересы сотрудников перед государством и администрацией, разрешать конфликтные ситуации и трудовые споры. Моральные - высокий профессионализм и компетентность руководителя, его морально-нравственные принципы и нормы, разделяемые обществом и данной организацией. Моральные основы власти могут иметь и харизматические лидеры и руководители с демократическим, более мягким стилем управления. Традиционные - власть, основанная на традициях, обычаях, верованиях и т. д. (наследственная - монарх; выборная - президент; законодательная, исполнительная власть - федеральная, региональная, местная власть). В тоталитарном государстве - власть диктатора, армии, клики или правящей партии. 5.3.4. Управление конфликтами и стрессами Конфликт - это столкновение взглядов, позиций и интересов. Конфликт – отсутствие согласия между лицами и группами, ведущее к нарушению нормативной деятельности участников конфликта. Имеет функциональные и дисфункциональные последствия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|